Здавалка
Главная | Обратная связь

Неписаные законы в субкультурах



Индивид, в условиях усилившейся культурной плюрализации западного общества, все больше ассоциирует себя не с Обществом, а той или иной его частью (субкультурой): профессиональной, этнической, конфессиональной, молодежной, криминальной и т.д. Здесь существуют свои неписаные кодексы поведения, которые по большинству критериев можно отнести к праву. Их соблюдение, в отличие от писаных законов, санкционируется самой субкультурой, а не государством.

Однако знание норм, входящих в подобные «кодексы», представляется современным людям никак не менее, а то и более важным, нежели государственных законов. Причина очевидна, обыватель постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни. Знание обычно-правовых норм (или норм «живого права») помогает человеку эффективно адаптироваться к среде, демонстрировать поведение, обеспечивающее комфортное взаимо-

\048\

действие в рамках того или иного общественного коллектива (производственного, этнического, религиозного, досугового и т.д.). И, наоборот, неосведомленность в «неписаных законах» чревата издержками в коммуникации, что ведет к непониманию и неадекватной оценке поведения членов коллектива, в конечном итоге, конфликтам.

Зга «законы» нередко вступают в противоречии с законодательством, ц эффективность последнего всегда зависит от того, насколько оно их учитывает. Например, западный законодатель сегодня не может принять закон без учета догм мусульманского права, имея в виду многочисленность диаспоры-приверженцев данной конфессии. Вспомним хотя бы недавно принятый во Франции закон, связанный с ограничением возможности ношения мусульманками платка-хиджаба в публичных местах, который вызвал массовые протесты в стране.

Сегодня, в общем, идет активное изучение подобных кодексов, прежде всего, в рамках социологии и социально-культурной антропологии. Встречаются и исследования, проведенные юристами, в частности, по неписаным законам криминальных сообществ. В этих работах прослеживается и откровенно прагматическая цель: с одной стороны, ознакомить соответствующие государственные структуры, прежде всего осуществляющие социальный контроль, с поведенческими практиками интересующих их сообществ, с другой же— ознакомить население со всем многообразием человеческого бытия. Различные своды неписаных норм выкладываются в Интернет обывателями, чтобы, по словам авторов подобных публикаций, «облегчить жизнь неофитам». Некоторые «кодексы» подобного рода, действующие в различных субкультурах, приводятся в приложении к данной главе.

I. Исследовательскиестратегии при изучении неписаного закона

Любой общественный коллектив современного социума (производственный, молодежный, религиозный, криминальный, этнический и др.) также имеет свой «правовой кодекс». Эти обычно-правовые порядки нередко вступают в конфликт с государственными правовыми системами. Поэтому изучение неписаного закона представляется весьма актуальным, так как без этого нам не дано знать, как реально функционирует любое сообщество. Это знание также необходимо, чтобы осознавать причины неэффективности принимаемых законов. Работа по изучению неписаного закона может осуществляться как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях. При этом исследователь ориентируется на решение следующих задач:

• изучение конкретных обычно-правовых порядков (культур), определяющих функционирование устойчивых человеческих сообществ. Это

\049\

изучение можег иметь прикладной характер, так как нельзя оказывать управляющее воздействие на объект, не зная, как он «работает»;

• выявление общих закономерностей возникновения, функционирования и воспроизводства неписаного закона на базе кросс-культурного сравнительного анализа обычно-правовых культу].!;

• выявление закономерное гей (функциональных и эволюционных) во взаимодействии неписаного закона и права;

• выявление роли государственного Ирана в "периферийных» социокультурных системах.

Последняя задача неизбежно "всплывает» в процессе эмпирических исследований. Действительно, государственное право западного образца, оказавшись в чуждом для себя общественном контексте, обречает в нем иные функции. Нами уже была выявлена одна из подобных функций, а именно: инструмента политической борьбы, когда одна из сторон (групп интересов) использует официальный закон в целях установления отношений доминирования над другой группой. Зачастую проигравшая сторона преследуется официальным законодательством, на самом деле, за нарушение обычно-правовой нормы. Б этом случае обе стороны прекрасно осознают, что на самом деле повлекло карательные санкции государства, хотя в качестве официальной причины выступает совсем иной проступок (Бочаров, 2010: 3-8).

Эта функция закона отчетливо "высвечивается» и на материале «иркутского исследования», В частности, участники лесопользования прежде всего чиновники, видят во введении нового ЛК стремление «центра» поделить «черные» доходы в свою пользу; «Полевое исследование показало, что районная администрация знает о подготовке ЛК, но трактует его только в одном контексте: "Придут москвичи и всё заберут, так как всё к этому идет"» (Карнаухов, Малькевич, Олимпиева, Паченков, Соловьёва, Титаев, Титов, Черемных, 2005).

Словом, «неписаный закон» существует в любом сообществе, он в отличие от закона писаного укоренен не в официальном (государственном) законодательстве, а в «народном духе», как сказали бы представители исторической школы права, или же в общественном мнении, с точки зрения современной социологии. Он составляет важнейший пласт правового бытия человека во все времена. Если в примитивных социумах это был единственный и эффективный регулятор поведения, то в современных социумах при наличии писаного, государственного законодательства, его значение не уменьшается. Поэтому всестороннее исследование данного феномена весьма актуально как с точки зрения развития юридической теории, так и по практическим соображениям. Например, знание «неписаного законодательства» может пролить свет на проблему неэффективности принятых законов. Представляется, что эта цель лучше всего может

\050\

 

бьпь достигнута в рамках антропологии права (АП) или юридической антропологии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.