МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЛОВЕСНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ЗАНЯТИИ
Цель: дать характеристику словесных воздействий преподавателя на занятии. Инструкция эксперту-наблюдателю: I. Подготовка к посещению занятия 1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры преподавателя, а также цель наблюдения. 2. Внимательно изучить схему наблюдения. 3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему. 4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на преподавателя, процесс и результат наблюдения. 5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к дополнительной литературе. II. Проведение наблюдения 1. При знакомстве с преподавателем, занятие которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения. 2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий; если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов). 3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи преподавател. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов. III. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов 1.Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5. 2.Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6. 3.Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3. Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся. В графе 3 приведены рантовые места словесных воздействий для преподавателей, имеющих низкий уровень понимания студентов. 4. Сделать вывод: а) о наиболее характерных для данного преподавателя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1 -4 — высокие, 5-8 —средние, 9-12 — низкие ранговые места того или иного вида воздействий; б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий преподавателя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание студента. 5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях преподавателя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|