Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЛОВЕСНЫМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ЗАНЯТИИ



Цель: дать характеристику словесных воздействий преподавателя на занятии.

Инструкция эксперту-наблюдателю:

I. Подготовка к посещению занятия

1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры преподавателя, а также цель наблюдения.

2. Внимательно изучить схему наблюдения.

3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему.

4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на преподавателя, процесс и результат наблюдения.

5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к дополнительной литературе.

II. Проведение наблюдения

1. При знакомстве с преподавателем, занятие которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения.

2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий; если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов).

3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи преподавател. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.

III. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

1.Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5.

2.Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6.

3.Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.

Примечание.

В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.

В графе 3 приведены рантовые места словесных воздействий для преподавателей, имеющих низкий уровень понимания студентов.

4. Сделать вывод:

а) о наиболее характерных для данного преподавателя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1 -4 — высокие, 5-8 —средние, 9-12 — низкие ранговые места того или иного вида воздействий;

б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий преподавателя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание студента.

5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях преподавателя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.