Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
После сложения изучается вычитание с переходом через десяток. В отличие от сложения рассматриваются два приема вычитания: Вычитание по частям – прием замены вычитаемого суммой двух чисел, одно из которых равно количеству единиц уменьшаемого. 2. Прием, основанный на соответствующих случаях сложения:представление уменьшаемого в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно вычитаемому и вычитание из данной суммы слагаемого, равного вычитаемому.
В учебнике М.И.Моро (1 кл., часть 2, с.72) учащиеся одновременно знакомятся с двумя этими приемами: 1-ый прием. Ознакомление с первым приемом происходит с использованием двухрядного наборного полотна с 10 карманами в каждом и двумя десятками кругов одного цвета. Двухрядное наборное полотно Числовая запись приема 12 - 5
12 - 2 - 3 В наборное полотно вставляют 12 синих кругов (10 - в верхний ряд и 2 - в нижний). – Из 12 нужно вычесть 5. – Как это легче сделать? (Сначала вычесть 2, чтобы получилось 10 (убирают 2 кружка в нижнем ряду), а затем еще 3 (т.е. 5 - это 2 и 3). Одновременно выполняется запись.
2-ой прием. Ученик должен вспомнить состав числа 12 или соответствующий пример из таблицы сложения. 12 - 5 = 7 5 7 Рассуждение: 12 - это 5 и 7. Поэтому, если из двенадцати вычтем 5, то получим 7. В дальнейшем учащиеся могут использовать любой из этих двух приемов. Аналогично сложению, приемы вычитания с переходом через десяток изучаются на нескольких уроках (сгруппированы по одинаковому уменьшаемому). Аналогично сложению, приемы вычитания с переходом через десяток изучаются на нескольких уроках (сгруппированы по одинаковому уменьшаемому). 2-ой урок: 11 - ð 3-ий урок: 12 - ð 4-ый урок: 13 - ð 5-ый урок: 14 - ð 6-ой урок: 15 - ð 7-ой урок: 16 - ð 8-ой урок: 17 - ð 18 - ð Таким образом, в результате изучения темы «Табличное сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20» учащиеся должны наизусть знать таблицу сложения в пределах 20 (состав чисел второго десятка) и на этой основе выполнять соответствующие случаи вычитания. В учебнике И.И. Аргинской (система Л.В. Занкова) рассматривается еще один общий прием вычитания: когда уменьшаемое разлагается на десяток и единицы, а затем вычитаемое вычитается из десятка 12 – 5 = (10 + 2) – 5 = (10 – 5) + 2 = 5 + 2 = 7 В этом учебнике приемы моделируют пучками – десятками и палочками. В учебнике Н.Б. Истоминой общие приемы сложения и вычитания моделируют на рисунках или на числовом луче:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|