Основные принципы рационального проектирования элементов конструкцииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 3 Проектирование элементов авиационной конструкции
В соответствии с ЕСКД существуют следующие элементы конструкции: - деталь – изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций, а также изделие, изготовленное с применением покрытий, пайки, сварки, склепки, склейки и т.д. (стрингеры, продольная стенка и т.д.); - сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению на заводе-изготовителе, (лонжерон, сборочная панель, кронштейн навески руля и т.д.) - комплекс – два или более специализированных изделия, не соединенных на заводе-изготовителе путем сборочных операций, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций, (самолет и т.д.) В авиационной промышленности применяют еще такие понятия, как агрегат (крыло, оперение, фюзеляж, шасси, системы управления) и узел (лонжерон и башмак, лонжерон и кронштейн навески руля). Рассмотрим примеры: Самолет с установленными навесными баками – это комплекс. Крыло, сварной цилиндр стойки шасси – это сборочная единица. Силовая нервюра – подсборка. Стрингер, трубка, сваренная из одного куска материала – это деталь.
Классификация элементов конструкции Все элементы, составляющие конструкцию самолета, делятся на: - элементы внешней поверхности (обшивка, стрингерная панель, прессованные панели и т.д.) - элементы каркаса; · продольный набор (лонжероны, стрингеры, бимсы, стенки); · поперечный набор (шпангоуты, нервюры); - элементы соединения (стыковые узлы, узлы навески рулей, механизации, косынки, накладки, кронштейны); - элементы управления и механизмов (качалки, траверсы, детали шасси и силовых цилиндров); - элементы крепления (болты, гайки, шайбы, винты Æ 6 мм, заклепки Æ 4 мм). Основные принципы рационального проектирования элементов конструкции
Для того, чтобы рационально спроектировать элемент конструкции (выбрать КСС), надо четко знать место элемента в общей конструктивно-силовой схеме, т.е. понимать от какого элемента приходит нагрузка и к какому элементу она передается. Рассмотрим основные принципы рационального проектирования элементов конструкции. 1. Передача силы должна осуществляться по кратчайшему пути и по прямой. Рассмотрим передачу силы из точки А в точку В При передаче силы с помощью стержня АВ, работающего на растяжение - сжатие, получаем конструкцию минимальной массы. В конструкции на второй части рисунка из-за помехи появляется дополнительный элемент, работающий на изгиб. Масса этой конструкции будет больше, т.к. при растяжении и чистом сжатии эпюра нормальных напряжений по сечению равномерная, а при изгибе крайние волокна, наиболее удаленные от нейтральной оси, испытывают наибольшие напряжения, в то время как остальные элементы сечения недогружены, в результате масса конструкции увеличится.
2. Правильное сочленение элементов узла.
Рассмотрим сочленение узла фермы Силы, направленные по оси стержня фермы будут уравновешены в случае пересечения их в точке О. При наличии эксцентриситета а на пояс фермы дополнительно действует момент на изгиб, который может вызвать преждевременное разрушение.
3. При проектировании конструкций фермы необходимо стремиться к тому, чтобы длинные раскосы работали на растяжение, а короткие стержни-стойки – на сжатие
4. Для уменьшения массы при проектировании конструкции надо стремиться к ее равнопрочности
При достижении силы Р значения Рразрдолжны одновременно срезаться все болты, разрываться кронштейн по сечениям А-А и Б-Б. Это достигается выбором болта по Рразр. с(dболта → Рсрез) и проушины кронштейна из расчета на прочность по Рразрматериала конструкции кронштейна (σразр=σв). Кронштейн → Рразр (сдвиг, отрыв), материал → Ротрыв, σразр= =σв
5. При проектировании конструкции необходимо стремиться к равномерному предельному нагружению материала в сечении. При растяжении-сжатии сечение нагружается равномерно, при изгибе сечение элемента необходимо выполнять с максимальным удалением массы материала от нейтральной оси.
6. Необходимо стремиться к тому, чтобы все детали были работающими, чтобы, по возможности, каждая деталь выполняла как можно больше функций. Силовой шпангоут фюзеляжа нагруженный изгибом от кручения и сдвигом от Q–поперечной силы а так же дополнительно усилиями в узлах навески крыла, шасси.
7. Необходимо всегда четко представлять способ изготовления конструкции, стремясь к использованию наиболее технологичных методов, а именно: - применение простейших деталей; -назначение минимальной чистоты обработки, необходимую для функционирования конструкции; - уменьшение числа деталей; - отказ от чрезмерной точности там, где это не требуется по условиям работы конструкции. Это значительно снизит стоимость производства.
Выбор материалов в конструкции.
При создании новых конструкций одним из определяющих факторов, влияющих на ее совершенство, является правильный выбор материалов под условия работы и эксплуатации. При выборе материала надо учитывать: - стоимость - возможность применения в технологических процессах для изготовления деталей с учетом конфигурации и размеров - степень освоения технологических процессов для данного материала - возможность использования материала в сложных условиях эксплуатации (цикличность нагружения, высокая температура и т д) - удельные прочностные и жесткостные характеристики - усталостные характеристики материала, которые определяются скоростью наступления и распространения разрушения.
Удельные прочностные и жесткостные характеристики Разные материалы по-разному работают на различные виды деформации (растяжение, сжатие, сдвиг). Критерием, оценивающим способность того или иного материала работать на данный вид нагружения, является коэффициент удельной прочности.
- предел прочности материала - модуль упругости - предел прочности при сдвиге =0,65
Рассмотрим элемент конструкции, работающий на растяжение/сжати е Fсеч P P
L
Для создания конструкции минимальной массы необходимо выбрать материал с большими значениями удельной прочности (γ). Необходимо учитывать, что при повышении температуры, коэффициент требует корректировки.
Усталостные характеристики материала, определяемые скоростью наступления и распространения разрушений (трещины) Одним из важнейших фактором при выборе материалов является его сопротивление усталости, характеризуемое скоростью распространения и появления трещин.
Сопротивление усталости характеризуется кривой Велера, показывающей зависимость от числа циклов нагружения.
N [циклов] Ni
- предел выносливости при изгибе с симметричным циклом нагружения идеального образца N- число циклов нагружения
Предел выносливости при Ni необходимо учитывать при выборе материалов для конструкции, подвергающихся действиям циклических нагрузок.
При проектировании конструкций, работающих в условиях кинетического нагрева (полет на M>1) большее значение придается ползучести материала, характеризуемого следующими критериями: – предел ползучести материала при высоких температурах вызывает деформации 0,2% за 100 часов. Тогда - предел ползучести материала при высокой температуре, вызывающей деформацию 0,2% за 100 часов.
Однако не всегда удается снизить массу конструкции при использовании оптимального материала. Существуют ограничения: 1) Технологические ограничения по допускаемым толщинам (существующими сортами листов, профилей; допускаемым толщинам литых и штампованных деталей)
2) Не все элементы конструкции выбираются из условия прочности. Существует до 30% элементов конструкции малонагруженных (поперечный набор у концов крыла и оперения, детали оборудования и т.д.). С другой стороны материал конструкции существенно влияет на массу, технологичность и стоимость.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|