Здавалка
Главная | Обратная связь

III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА



 

Структурно содержание пояснительной записки дипломного проекта должно включать введение и заключение, четырех глав основной части, список литературы и приложение (если есть).

В таблице 1 представлены типовая структура основных частей дипломного проекта и рекомендуемое соотношение их объемов.

 

Таблица 1

Требования к структуре дипломного проекта

Типовая структура дипломного проекта Рекомендуемый объем, стр.
Титульный лист
Задание на дипломное проектирование
Содержание работы
Введение
Глава 1. (теоретическая)
Глава 2. (аналитическая)
Глава 3. (проектная)
Глава 4. (экономическая)
Заключение
Литература
Приложение  
Всего

 

Отклонения от рекомендуемого объема могут составлять не более 15 %.

Во введении обосновывается важность и актуальность разрабатываемой темы для конкретного объекта дипломного проектирования, формулируется цель и задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели, описывается используемое методическое и фактологическое обеспечение.

В теоретической части дипломник должен обосновать свою точку зрения на теоретические и методологические подходы к решению поставленных во введении задач.

Теоретическая часть состоит из трех параграфов – в двух дается изложение теоретических основ и общей проблематики, связанной с темой дипломного проекта, а в третьем – приводится обзор нормативно-законодательной базы по отрасли страхования, являющейся объектом исследования в дипломном проекте. В содержании параграфов необходимо учесть все последние изменения в нормативно-законодательной базе, включить анализ и оценку публикаций ученых и практиков в области страхования.

В аналитической частидипломник должен продемонстрировать умение проводить комплексный финансово-экономический анализ деятельности организации с использованием современных методов эмпирического и теоретического исследования и экономико-статистических моделей.

Рекомендуемыми для использования являются:

· метод сравнений;

· графическое моделирование;

· статистические методы (регрессионный анализ, факторный анализ и др.).

 

Аналитическая часть состоит из двух разделов:

1. Комплексный анализ деятельности организации. Обязательным в этом разделе является анализ организационной структуры управления, функциональных связей и зависимостей между структурными подразделениями страховой организации. Выделение основных иерархических уровней управления следует дополнить анализом должностных функций и полномочий руководителей подразделений.

Основные организационно-экономические характеристики страховой организации должны сопровождаться комплексной оценкой ресурсного потенциала, включая общий анализ страхового портфеля, уровня страховых технологий и качества предоставляемых услуг, количественные характеристики результатов деятельности до проведения проекта мероприятий и т.д.

Анализ рекомендуется проводить по следующим направлениям:

· общая характеристика компании, изменений ее стратегических приоритетов за последние годы;

· анализ особенностей организационной структуры управления;

· анализ объема и ассортимента услуг (статистика по премиям и выплатам в разрезе видов страхования за ряд лет);

· анализ основных документов финансовой отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках);

· анализ основных показателей результативности и экономической эффективности деятельности.

Анализируя различные показатели, необходимо по возможности оценивать уровень потерь, с тем чтобы в проектной части, планируя конкретные мероприятия, выявленные потери ликвидировать или же сократить их размер.

Объем данного раздела – до 12-15 страниц.

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса рекомендуется выполнять в следующей форме (см. табл. 2).

Таблица 2

Анализ баланса страховой организации

Статьи баланса Абсолютные величины, тыс. руб Удельные веса, % Изменения
За отчетный период За аналогичный период предыдущего года За отчетный период За аналогичный период предыдущего года в абсолютных величинах (гр.3 – гр. 2) в удельных весах, пунктах (гр. 5 – гр. 4) темп прироста (гр. 6 / гр. 2*100%) В % к изменениям итога баланса (гр. 6 / итог по гр. 6)
                 

 

После заполнения данной таблицы желательно дать графическую интерпретацию полученных результатов – отобразить структуру и динамику баланса на диаграммах.

По результатам проведенного комплексного анализа деятельности страховой организации необходимо сделать выводы, в которых отразить как положительные стороны (стратегические преимущества, факторы стабильности и развития), так и общие проблемы и узкие места в деятельности организации.

 

2. Анализ деятельности организации в области, определенной темой дипломного проекта.Например, если тема дипломного проекта определена как «Разработка мероприятий по повышению мотивации персонала (на примере ОАО «страховая компания Гайде»)», то раздел 2 аналитической части может называться «Анализ системы мотивации и стимулирования персонала ОАО «страховая компания Гайде»».

В данном разделе проводится анализ выбранной (согласно теме) функциональной области деятельности рассматриваемой страховой организации и соответствующей системы управления. Анализируются особенности функций и задач конкретной системы (и входящих в нее подсистем) управления, принципы ее функционирования в данной организации, существующая оргструктура (кадровое обеспечение и управленческие коммуникации), проводится обзор наиболее важных регламентирующих и методических документов, информационно-технологического обеспечения, а также действующих стратегий, политик и процедур. Особенно важно выделить количественные показатели, используемые в системе.

Если тема связана с совершенствованием какой-либо подсистемы управления, то потребуется ее более детальный анализ.

По результатам проведенного анализа делаются выводы относительно того, в какой степени существующая структура и параметры рассматриваемой системы (подсистемы) управления обеспечивают выполнение ее задач.

В заключении данного раздела студент должен четко сформулировать основные проблемы и узкие места в системе управления функциональной областью, определенной темой дипломного проекта.

Примечание. Если тема дипломного проекта связана с моделированием бизнес-процессов, то необходимо проанализировать, как конкретный бизнес-процесс осуществляется в данной страховой компании, выявить присущие используемой технологии проблемы и предложить способы ее усовершенствования.

Проектная часть должна содержать разработку управленческих мероприятий, направленных на разрешение проблем и ликвидацию узких мест, выявленных в аналитической части. Данные мероприятия должны способствовать повышению организационного, технологического, социального, экономического уровня развития страховой организации, повышению ее конкурентоспособности и, в конечном счете, – росту эффективности деятельности, что должно найти свое подтверждение в улучшении финансовых результатов.

Автор дипломного проекта должен разработать как минимум два полноценных мероприятия, но желательно чтобы их было три.

При проектировании мероприятий необходимо построить дерево целей, представляющее собой, по сути, дерево проблем, которые следует решить для усовершенствования рассматриваемой системы управления. Построив такое дерево проблем, необходимо дать детальное описание каждого мероприятия и обосновать его целесообразность.

Экономическая часть дипломного проекта посвящена оценке экономического эффекта от предлагаемого проекта мероприятий. В этой части выбирается и приводится метод оценки, производится расчет показателей, характеризующих экономический эффект, получаемый от внедрения мероприятий, и анализируются полученные результаты. Экономическое обоснование проводится отдельно по каждому из предложенных мероприятий и по всему комплексу мероприятий в целом.

При оценке экономического эффекта следует иметь ввиду:

1) эффект может выражаться либо в непосредственном получении дополнительного дохода, либо в сокращении затрат в результате экономии на том или ином виде ресурсов (например, экономии на персонале);

2) каждое мероприятие может иметь свой срок окупаемости, и ожидаемый доход или экономия, как правило, не единовременные, а распределяются на некотором временном отрезке, поэтому потребуется операция дисконтирования, т.е. расчет текущей стоимости – NPV;

3) как правило, для реализации проекта мероприятия потребуется дополнительное финансирование, которое может быть единовременным или распределенным во времени; во втором случае расходы следует дисконтировать за тот период, в течение которого они будут осуществляться.

В конечном счете, экономический эффект от проекта мероприятий для организации должен выразиться в оптимизации ряда ключевых показателей результативности / эффективности, отобранных для оценки как хозяйственной деятельности организации в целом, так и, при необходимости (если это продиктовано темой дипломного проекта), отдельного бизнес-процесса или функциональной области деятельности.

При прогнозировании изменения ключевых показателей может быть использовано два основных подхода:

· нормативный, при котором организации обоснованно предписывается достижение определенного изменения показателя, например: «увеличить объем собираемой премии по виду страхования на 15%» (так называемый метод управления по целям);

· позитивный, при котором рост / снижение показателей определяется неиспользованными резервами или потерями, выявленными в аналитической части. Так, например, если анализ показал, что выявленная проблема привела к росту операционных расходов по страхованию на 1 млн руб. за рассматриваемый период, то естественно принять, что в результате внедрения мероприятия, решающего данную проблему, расходы сократятся на эту сумму.

Результаты расчетов прогнозируемых изменений ключевых показателей по каждому мероприятию сводятся в таблицу (см. табл. 3), структура которой является обязательной.

 

Таблица 3

Оценка экономического эффекта от внедрения мероприятия 1

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. До проведения мероприятия После внедрения мероприятия Изменения
+/- %
1 2 3 4 5 6 7
1. Страховые премии 1          
2. Страховые выплаты 2          
3. Выручка          
4. Себестоимость страховой услуги 3          
5. Численность сотрудников          
в т.ч. агентов        
6. Фонд оплаты труда          
7. Прибыль до налогообложения          
8. Чистая прибыль          
9. Чистая прибыль на 1 сотрудника          
10. Производительность          
11. Уровень выплат (коэффициент убыточности)          
12. Рентабельность страховых операций 4          

 

Примечания к таблице 3:

1 Минус нетто-перестрахование.

2 Минус нетто-перестрахование.

3 Целесообразна детализация расходов, степень которой определяется особенностями темы и задачами конкретного дипломного проекта.

4 Показатель, аналогичный рентабельности продаж, но определяемый по отношению не к выручке, а к объему собранной страховой премии.

Результаты расчетов по всем рассматриваемым мероприятиям обобщаются и сводятся в таблицу (см. табл. 4).

 

 

Таблица 4

Оценка экономического эффекта от внедрения проекта мероприятий

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. До проведения мероприятий После мероприятия 1 После мероприятия 2 После мероприятия 3 После внедрения всех мероприятий Изменения
+/- %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Страховые премии                
2. Страховые выплаты                
3. Выручка                
4. Себестоимость страховой услуги                
5. Численность сотрудников                
в т.ч. агентов              
6. Фонд оплаты труда                
7. Прибыль до налогообложения                
8. Чистая прибыль                
9. Чистая прибыль на 1 сотрудника                
10. Производительность                
11. Уровень выплат                
12. Рентабельность страховых операций                
13. Рентабельность страховой услуги                

 

Перечень показателей, приведенных в табл. 3 и 4, является рекомендуемым и его следует придерживаться. Однако данный перечень может быть сокращен (но лишь незначительно) или расширен (детализирован), если это оправдано спецификой темы и задачами конкретного дипломного проекта. Так, например, если тема связана с проблемами обеспечения финансовой устойчивости страховой организации, то в таблицу необходимо добавить такие показатели, как коэффициент автономии (отношение собственных средств к валюте баланса) и коэффициент платежеспособности (отношение собственных средств к объему страховой нетто-премии). Если же тема связана с инвестиционной деятельностью, то в таблице должен присутствовать показатель рентабельности инвестиций (отношение инвестиционного дохода к сумме страховых резервов), а также, возможно, и другие показатели. При этом 1-2 показателя, менее существенных для данной темы (например, численность агентов или фонд оплаты труда) можно опустить.

При выполнении разделов дипломного проекта, в которых решаются вопросы анализа, прогнозирования или оптимизации финансово-экономических показателей, студент должен использовать современные экономико-математические методы и компьютерные программы. В последнем случае целесообразно использовать специализированные пакеты прикладных программ.

В заключении дипломного проекта отражаются выводы и рекомендации, вытекающие из результатов, полученных в процессе решения каждой из задач, поставленных во введении.

Список литературы должен содержать не менее 35-40 наименований, среди них в обязательном порядке – не менее 5 статей по теме дипломного проекта в специализированных журналах и периодической печати, также в список литературы могут включаться Интернет-источники (с полным указанием ссылки на местонахождение данной статьи), однако удельный вес таких источников должен быть небольшим.

Приложения в работе являются необязательными, но желательными. Они могут быть включены как вспомогательный материал к основному тексту дипломного проекта, подтверждающий отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся финансовая отчетность исследуемого объекта, промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, формулы, расчеты, результаты решений задачи на компьютере.

Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1»).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.