Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика технических средств АСУ – Навигация



Содержание


Аннотация ……………………………………………………………2

Введение ……………………………………………………………...4

 

1. Цель и задачи централизованного управления

пассажирскими перевозками ………………..………………….5

2. Автоматизированная система управления движением

пассажирского транспорта (АСУ-Навигация)…………...…..…8

3. Программно-технологический комплекс

«Автоматизированная система формирования и ведения

расписаний движения маршрутизированного транспорта»

(система «РМТ») ……………………………………………….11

4. Организационная структура системы ……………………..…16

5. Характеристика технических средств АСУ – Навигация…....17

6. Функциональная структура комплекса технических средств....20

Заключение ……………………………………………………….21

Список использованной литературы …………………………. 22

Введение

Использование Интеллектуальных транспортных систем является эффективным инструментом оптимизации работы областного, городского и муниципального транспорта.

Данные системы предназначены для повышения качества услуг, оказываемых транспортным комплексом. Системы решают задачи по обеспечению безопасности перевозок и повышению эффективности управления транспортом. Объектами автоматизации и внедрения интеллектуальных транспортных систем могут быть предприятия различных сфер деятельности.

Использование интеллектуальных транспортных систем в организации дорожного движения. В последние годы активно развиваются научные исследования в области моделирования и оптимизации распределения транспортных потоков.
Определился резкий качественный скачок в разработке и выпуске мощных информационных компьютерных систем. Развитие различных современных видов связи, технических средств сбора и обработки информации о характеристиках транспортных потоков и дорожной сети позволяет ставить вопрос о решении проблем организации и управления движением, как для отдельных автомобилей, так и для транспортных потоков на дорожной сети в целом на качественно новом, более высоком уровне, с использованием технологий интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

Интеллектуальные транспортные системы обеспечивают основное условие оптимизации транспортных систем – интеграцию информации и доступ к ней в любой временной период всем участникам транспортного процесса.

Интеллектуальная транспортная инфраструктура является системой транспортного мониторинга, связи и управления, предназначена для информационного обеспечения ИТС.

 

  1. Цель и задачи централизованного управления пассажирскими перевозками

Для совершенствования координации управления всеми вида­ми городского пассажирского транспорта в крупных городах со­здаются единые, межведомственные центральные диспетчерские службы (ЦДС), осуществляющие единое оперативное руководство (рис.1.).

Единый орган диспетчерского управления обеспечива­ет:

ü совместную разработку комплексной маршрутной системы; со­здание удобных для пассажиров пересадочных узлов;

ü увязку ин­тервалов движения по периодам дня' на отдельных маршрутах каждого вида транспорта;

ü совместное строительство и эксплуата­цию линейных сооружений и средств связи;

ü единое диспетчерское управление и координирование движения по маршрутам, направ­лениям и видам городского пассажирского транспорта.

Работа единых ЦДС для нескольких видов городского пасса­жирского транспорта в ряде городов показала их высокую эффек­тивность, достигнутую за счет повышения надежности работы подвижного состава различных видов транспорта, контроля за состоянием и условиями перевозок пассажиров; оператив­ного регулирования движения автобусов; оперативной координа­ции движения с другими видами городского транспорта.

Современные ЦДС работают на качественно новом уровне автоматизированных систем управления (АСУ) пассажирскими перевозками. Для них характерно применение методологии ГЛОНАСС/ GPS


 

 

Рис.1. Принципиальная схема ЦДС управления пассажирским транспортом города
мониторинга и управления на предприятиях транспортной отрасли в сегменте пассажирских перевозок. Возможности АСУ пассажирским транспортом на базе ГЛОНАСС/GPS в условиях динамично развивающегося технического обеспечения, программного обеспечения, а также совершенствования системы управления дорожным движением позволяет выполнять следующие функции:

ü Спутниковый мониторинг и контроль навигационных параметров транспортных средств в режиме реального времени: местоположение, направление движения, скорость, время стоянок;

ü Долгосрочное планирование перевозочного процесса: составление маршрутов, автоматический расчет расписаний, расчет рабочего времени с учетом коэффициентов;

ü Диспетчерское управление перевозками: составление разнарядки на день, ведение журнала нарушений, протоколирование действий диспетчера;

ü Автоматизированное создание типовых отчетов в отраслевой форме: сводное расписание, регулярность движения по маршруту, задание водителю ;

ü Обеспечение безопасности перевозки пассажиров.

Необходимо отметить, что современные АСУ такие как: АСУ-Рейс, АСУ-Навигация, характеризуются наличием свойств характерных для интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Несмотря на свою полную автономность работы, такие АСУ могут быть интегрированы в единую (глобальную) ИТС районного, городского, регионального уровней. В дальнейшем по мере их развития может быть создана ИТС Российской Федерации.

 

  1. Автоматизированная система управления движением пассажирского транспорта (АСУ-Навигация)

«АСУ-Навигация» является классическим представителем систем нового поколения функциональные возможности которых основаны на:

ü Глобальных спутниковых навигационных системах ГЛОНАСС, GPS, ГАЛЕЛЕО и другие.

ü Современном техническом и телематическом оборудовании.

ü Современных системах связи GSM, Интернет, оптоволоконная связь.

ü Математических моделях и программном обеспечении различных видов.

«АСУ-Навигация» предназначена осуществлять:

ü диспетчерское управление транспортом;

ü объективный инструментальный контроль и учет выполнения транспортной работы;

ü оперативное определение мест ДТП и чрезвычайных происшествий;

ü повышение оперативности при оказании медицинской помощи и эвакуации пострадавших;

ü проведение мероприятий по линии МЧС и мобилизационной готовности.

В состав автоматизированных функций диспетчерского управления входит:

ü Непрерывный автоматический сбор навигационной информации о местоположении транспортных средств с помощью бортовых спутниковых навигационных приемников;

ü Автоматическое обнаружение и формирование в «горячих окнах» диспетчерской программы информации о всех отклонениях в работе транспортных средств от запланированных параметров транспортного процесса (нарушения графиков движения, уход с запланированного маршрута, отказы оборудования);

 


 
 


Рис.2. Принципиальная схема управления АСУ пассажирским транспортом


ü Проведение управляющих воздействий диспетчера по регулированию транспортных процессов (изменение интервалов движения, переключения на другой маршрут, изменение режимов движения, оформление сходов по причинам и восстановление контроля движения, изменение наряда, и т.д.);

ü Обеспечение речевой связи диспетчера с водителями транспортных средств. Запись в компьютерную базу данных переговоров в эфире и воспроизведение переговоров по запросу за любой прошедший период времени;

ü Визуальное отображение местоположения транспортных средств на видеограмме города, региона или на схеме маршрута движения в реальном масштабе времени. Запись информации о движении транспортных средств в компьютерную базу данных и воспроизведение по запросу записанного движения транспортных средств за любой прошедший период времени с визуальным отображением на электронной видеограмме;

ü Информирование пассажиров путем вывода информации о движении транспортных средств на остановочные табло в реальном масштабе времени, в сети Интернет, на сотовых телефонах, коммуникаторах, путем получения справок по телефону в Call-центрах;

ü Автоматизированное определение мест возникновения дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных и критических ситуаций, эффективная организация мобилизационных мероприятий с визуализацией на электронной карте местоположения и движения отдельных или групп транспортных средств.

Технология автоматизированного диспетчерского управления реализована на базе программных продуктов, разработанных НПП «Транснавигация» под методическом руководством Минтранса РФ и МАДИ (ГТУ). Именно программное обеспечение позволяет реализовать все выше перечисленные функции автоматизации управления пассажирским транспортом. Причем во многих программах заложены элементы интеллектуальной системы.

ПО для технологической подготовки процесса перевозок включает:

ü Формирование и печать маршрутных расписаний;

ü Формирование нарядов на выпуск транспортных средств.

ПО для формирования отчетных данных о работе системы обеспечивает:

ü Формирование отчетных данных о выполненной транспортной работе;

ü Формирование отчетных данных о работе водителей;

ü Формирование отчетных данных о работе транспортных средств (дневные, вечерние и ночные; регулярность выполнения рейсов;

пробег общий и линейный; время работы общее и на линии, простои);

ü Получение отчетных данных о работе диспетчеров системы (переговоры диспетчеров с водителями транспортных средств, проведение управляющих воздействий при регулировании движения).

 

  1. Программно-технологический комплекс «Автоматизированная система формирования и ведения расписаний движения маршрутизированного транспорта» (система «РМТ»)

В программном обеспечении системы «АСУ-Навигация» разработан программно-технологический комплекс, позволяющий автоматизировать формирование и ведение расписаний движения маршрутизированного транспорта.

Внедрение постоянно действующей автоматизированной системы формирования и ведения расписаний движения маршрутизированного транспорта обеспечивает информационную основу для решения задач планирования и учета производственной деятельности транспортного предприятия. Система «РМТ» предназначена для разработки расписаний движения наземного маршрутизированного транспорта, их хранения и коллективного использования.

 

При решении задачи разработки расписаний как центральной задачи транспортного планирования учитывается и оптимальным образом сбалансирован ряд взаимно противоречивых требований и условий, важнейшие из которых это:

ü уровень качества обслуживания населения;

ü ресурсные ограничения транспортного предприятия;

ü эффективное использование подвижного состава;

ü соблюдение нормативов по организации труда и отдыха водителей.

Грамотно и эффективно построенная система расчета расписаний не только предоставляет структурированные и взаимно увязанные данные на все уровни управления, но и позволяет вести непрерывное совершенствование всей системы управления маршрутизированным наземным пассажирским транспортом общего пользования.

Система ориентирована на непрограммирующего пользователя и позволяет решать следующие основные задачи:

ü подготовка необходимой для составления расписаний исходной информации;

ü разработка расписаний движения в режиме интерактивного диалога;

автоматическое формирование предварительных вариантов маршрутных расписаний;

ü формирование и печать выходных форм и отчетов;

ü ведение общегородской базы расписаний и необходимой для их разработки исходной информации.

Комплекс программ «РМТ» позволяет решать основные функциональные задачи:

ü Создание и ведение на машинных носителях справочников условно-постоянной информации (сезонов, дней недели, остановок транспорта, транспортных предприятий, видов транспорта, подвижного состава, улиц, видов перевозок и др.).

ü Создание и ведение исходной информации для расчета расписаний маршрутизированного транспорта - паспортов маршрутов (типы рейсов, временные периоды суток, трассы маршрута по типам рейсов, длины перегонов между остановками, нормативы времени на проезд и др.).

ü Создание расписания движения на маршруте - в автоматическом и полуавтоматическом режиме.

ü Редактирование, корректировка и сохранение нескольких вариантов созданного расписания движения на маршруте.

ü Формирование базового набора выходных форм по составленному маршрутному расписанию.

ü Формирование дополнительного набора выходных форм по расписаниям (эксплуатационные показатели на маршруте, режимы работы водителей, нормы пробегов, почасовые сводки, машинокилометры, уличные расписания, пути следования по нулевым рейсам и др.).

ü Ведение и использование библиотеки вариантов маршрутных расписаний (копирование, создание на основе существующих и т.д.).

В системе РМТ применяются следующие методы формирования маршрутных расписаний.

Табличный метод. Экран программы для реализации этого метода представлен на рис.3.

Графический комплексный метод. Экран программы для реализации этого метода представлен на рис.4.

Графический линейный метод. Экран программы для реализации этого метода представлен на рис.5.

 

 




Рис.3.

 

Рис.4.

 


 


Рис.5.

Эффекты от применения методов автоматизированного проектирования и ведения расписания движения маршрутизированного транспорта обеспечивает:

ü Снижение трудоемкости расчета расписаний.

ü Обеспечение формирования и ведения единой базы данных маршрутных расписаний, используемой во всех подсистемах и задачах корпоративной ИУС (планирование, диспетчерское управление, учет производственной деятельности и т.д.).

ü Обеспечение представления информации о расписаниях пассажирам: в сети Интернет, на электронных остановочных табло, через сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы.

 

4. Организационная структура системы

 

Организационная структура АСУ пассажирским транспортом на основе ЦУП является двухуровневой. Верхний уровень системы - центральная диспетчерская станция (ЦДС). Нижний уровень системы представлен двумя группами объектов:

1. Автобусы, работающие под контролем системы.

2. Диспетчерские автобусных автотранспортных предприятий.

За центральной диспетчерской станцией закрепляются функции:

ü формирование и ведение базы данных НСИ системы;

ü формирование и корректировка информации о маршрутах;

ü оперативное планирования пассажирских перевозок и формирование

исходной информации сменно-суточных заданий (нарядов) по

предприятиям;

ü централизованное диспетчерское управление процессом

маршрутизированных городских автобусных перевозок;

ü формирование отчетных данных о работе системы.

За диспетчерскими автобусных автотранспортных предприятий закрепляются функции:

ü уточнение данных сменно-суточных нарядов;

ü формирование и передача в ЦДС информации об отклонениях от

наряда в процессе выпуска автобусов на линию.

Автобусы, работающие под контролем системы, включаются в функционирование системы следующим образом. Водители автобусов выполняют транспортную работу в соответствии с выдаваемыми им документами: путевой лист; маршрутное расписание.

В процессе транспортной работы водитель может получать указания диспетчера об изменении режима движения, изменении маршрута движения. В свою очередь водитель сообщает диспетчеру о всех возникающих отклонениях, препятствующих нормальному выполнению запланированной транспортной работы.

Бортовое оборудование системы, установленное на автобусе, с заданной периодичностью формирует и передает в центр по радиоканалу (GSM) навигационную информацию о движении автобуса на маршруте.

 

Характеристика технических средств АСУ – Навигация

Состав технических средств АСУ-Навигация представлен на рис.2. (смотри выше). Основу системы составляет сеть ЭВМ (серверы, АРМ специалистов), соединенная различными каналами связи между собой и периферийным оборудованием (в том числе со спутниковыми навигационными блоками, установленными на автобусах и электронными остановочными табло пассажиров).

Как правило, на всех уровнях управления в системе в качестве каналов связи используют сеть GSM.

Автобусы могут быть оснащены различными спутниковыми навигационными блоками.

УПЕ-2 (рис.8. на основе использования спутниковой навигации) - передает по запросу центральной диспетчерской станции спутниковую навигации о местоположении транспортного средства в любой точке маршрута и обеспечивает возможность переговоров водителей и диспетчеров в любой точке маршрута в радиусе до 35 км, в зависимости от типа применяемой радиостанции. Включает: УКВ- радиостанцию, контроллер, модем, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS или GPS.

УПЕ-3 (рис.9. на основе использования спутниковой навигации и сотовой связи) - передает в диспетчерский центр спутниковую навигации о местоположении транспортного средства в любой точке маршрута и обеспечивает возможность переговоров водителей и диспетчеров в любой точке маршрута в зоне покрытия GSM / GPRS. Имеет возможности обмена текстовыми сообщениями, включает: GSM / GPRS-терминал, контроллер, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS или GPS

Отличительной особенностью системы является информационное обеспечение пассажиров на остановках. На информационных табло пассажиров (рис.10.) в реальном масштабе времени непрерывно с интервалом не более 1-й минуты отражается информация из вычислительного комплекса автоматизированной системы управления транспортом о фактическом времени прибытия на данную остановку очередного автобуса (троллейбуса, трамвая).

 

 

 
 

Рис.6. Автоматизированное рабочее место диспетчера

 

Рис.7. Основной рабочий экран АРМ диспетчера

 
 

Рис.8. Полнофункциональный спутниковый навигационный блок на УКВ-радиосвязи

 

 
 

Рис.9. Полнофункциональный спутниковый навигационный блок на сотовой связи стандартов GSM (GPRS, SMS)

 
 


Рис. 10. Электронные остановочные табло пассажиров

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.