Рис1 . Развитие теорий мотивации
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕОРИЯМ МОТИВАЦИИ
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
| ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
| Характеристика
| Предполагает, что необходимо определить те внутренние потребности, которые заставляют действовать его определенным образом.
Содержательные теории полностью концентрируются на анализе факторов, лежащих в основе мотивации, и совсем не уделяют внимания самому процессу мотивации.
| Не касается содержания мотивации и заключается в изучении поведения людей, их восприятия тех или иных действий, событий, базирующихся на личном опыте познания окружающей действительности.
| Теории, представляющие группу
| Классическая теория Тейлора
Теория иерархии потребностей Маслоу
Теория ERG Альдерфера
Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
Теория двух факторов Герцберга
| Теория человеческих отношений Лайкерта
Теория ожидания Врума
Теория равенства Адамса
Модель мотивации Портера-Лоулера
Теория постановки целей Лока
Теория «Х» и «У» Мак-Грегора
Теория научения Скинера
Концепция партисипативного управления (Теория «Z» Оучи)
|
Таблица 2
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
| Теории
| Автор или
основной
сторонник
| Основные представления
|
|
|
|
|
| Классическая
| Тейлор
| Люди будут сильно мотивированы, если их вознаграждение непосредственно связано с производительностью труда
|
| Иерархия
потребностей
| Маслоу
| Потребности воздействуют на мотивацию к деятельности. Иерархия пяти групп потребностей представлена в виде пирамиды, в основании которой – физиологические потребности, на вершине – потребность в самореализации
|
| ERG
| Альдерфер
| Потребности расположены иерархически, движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно сверху вниз, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня.
|
| Приобретенных потребностей
| Мак-Клелланд
| Потребности приобретаются и развиваются под влиянием обучения и жизненного опыта, при этом рассматривается взаимоотношение отдельных групп потребностей.
|
|
|
|
|
| Двух факторов
| Герцберг
| Потребности делятся на мотивирующие и гигиенические. Гигиенические (условия работы) могут сделать работника несчастным, но не способны мотивировать его. Мотивирующие факторы – это потребности более высокого уровня: признание, содержание работы и возможность роста. Воздействие на мотивацию оказывают только те факторы, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.
|
| Человеческих
отношений
| Лайкерт
| Руководитель – ключевой фактор мотивации. Он должен дать рабочим почувствовать, что они являются членами команды и значительными лицами.
|
| Ожидания
| Врум
| Мотивация задается произведением трех составляющих: ожидания, что усилия принесут ожидаемый результат; ожидания, что результат будет связан с ожидаемым вознаграждением; валентностью ожидания.
|
| Равенства
| Адамс
| Человек сравнивает собственное усилие и получаемое вознаграждение с усилиями и вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу. Если соблюдается равенство. Человек испытывает чувство удовлетворенности, в противном случае у него возникает чувство неудовлетворенности
|
| Модель
Портера-
Лоулера
| Портер и
Лоулер
| Объединила теории равенства и ожидания. Основной акцент сделан на существенном различии между внутренними и внешними вознаграждениями.
|
| Постановки
цели
| Лок
| Поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, т.к. именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия. На усилия по достижению цели и на саму цель влияют 4 характеристики цели: сложность, специфичность, приемлемость, приверженность.
|
| X и Y
| Мак-Грегор
| Люди делятся на два типа: тип «Ч» и тип «У». Люди типа «Ч» ленивы. Их надо принуждать к труду, а руководить следует методами поощрения и наказания. Люди типа «У» самостоятельны, способны к самомотивации и находят удовлетворение в самой работе, если создаются подходящие условия.
|
| Z
(партисипативного
управления)
| Оучи
| Принимая участие в различной внутриорганизационной деятельности, человек поучает удовлетворение и начинает работать лучше, более качественно, с большей отдачей.
|
| Научения
| Скинер
| Стимул – это наблюдение изменения внешней среды, а реакцией определяются человеческие действия в ответ на эти изменения. Реакции делятся на ответные (базируются на условных рефлексах и автоматически возникают на воздействие раздражителей внешней среды) и оперативные (самопроизвольно возникающие на изменение поведения другого человека по отношению к первому).
|
Рис.2 ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ
|
|
|
| 5. Потребность самовыражения, реализации имеющегося потенциала
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Потребность в уважении, признании достижений
|
| 3 –5 – вторичные потребности
|
|
|
| 3. Социальные потребности в причастии, принадлежности, поддержке
|
|
|
|
|
|
|
| 2.Потребности в безопасности и защищенности
|
|
|
|
| 1-2 – первичные потребности
| 1. Физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|