Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогика - искусство



 

Теперь предмет нашего рассмотрения - сам педагог. Учителю следовало бы обладать правильным отношением к тому, как развиваются в ребенке и в нем самом душевные качества: чувство, воля и мышление. И к тому, как развивается духовное существо человека. В наше время информации у людей в большей части отсутствует правильное чувство по отношению к духовному существу человека. Многие вещи по-другому открываются для познания с духовной точки зрения, нежели с точки зрения только чувственного мира. И педагогу следует знать об этом. И взращивать в себе свое внутреннее знание о ребенке с духовной позиции, и это может быть особым педагогическим чувством и знанием.

Не следует упускать из виду того, что, являясь педагогами, мы оказываем влияние на чувства, представления и устремления воли следующего поколения. Нам должно быть ясно, что, исходя из современности, это следующее поколение мы готовим к разрешению будущих задач человечества. …Как построены учебники?

Оказывается, обучение в современной школе построено так, что в школе мы должны учить детей таким образом, чтобы, став взрослыми, они могли бы дальше развивать полученные от нас знания о минералах, растениях, животных и т.д. в качестве серьезных ученых, философов…

Школьные учебники по ботанике составлены в расчете на будущих ботаников, по зоологии - на будущих зоологов… (а не в расчете просто на человека).

Никто не должен становиться ботаником, зоологом благодаря тому, что он изучает в школе. Ботаником или зоологом человек должен становиться исключительно из-за своей особой к тому предрасположенности, в силу выбора, который он сделает впоследствии.

Значит, если он предрасположен стать ботаником - он сможет им стать!

Это должен знать педагог: что какой-то ребенок может стать ботаником, какой-то - зоологом из-за своей кармической предрасположенности. И тогда ни в коем случае преподавание в школе не должно служить подготовкой к специальной профессиональной деятельности.

В последние же годы обучение в школе стало научным, т.е. в школу приходят люди с устойчивыми навыками научного мышления. Хотя эти два образования: научное и школьное в корне отличаются! Когда учитель становится ученым, он начинает, в узком смысле слова, научно мыслить, - разумеется, это не возбраняется ему вне школы, - и это делает его фигурой вне школьной жизни. Педагогическое искусство всегда коренилось в самой жизни, а не являлось продуктом узко-научного мышления.

Педагогическое искусство строится на подлинном сопереживании существа человека, на всестороннем познании человека. Уже само понимание этого существа открывает нам, как именно следует поступать.

 

Будучи учителями, мы должны сделаться художниками. Подобно тому, как художнику немыслимо взять в руки трактат по эстетике и писать картину или ваять, следуя изложенным в трактате эстетическим принципам, так и для учителя должно стать совершенно невозможным строить свои уроки соответственно вычитанным в трактате по педагогике указаниям. То, в чем учитель действительно нуждается, так это в умении видеть, что представляет собой человек, и чем он станет в последствии, когда выйдет из детского возраста.

(пример по преподаванию в первом классе… - “Сам за это время учился больше всех!” “Да, теперь я умею то, что должен был уметь!” - это реальное чувство, и в нем весь секрет.) Если бы уже в начале учебного года вы умели то, чему научились, ваше преподавание было бы плохим. Хорошо вы преподавали именно потому, что только теперь достигли того, к чему стремились. И это парадокс. Многим людям нужно знать о нем, но важнее всего учителю.

Мы знаем, что весь человек - это его “Я”, астральное тело, эфирное тело и физическое тело. Все четыре члена во времени развиваются неодинаково, и в этом отношении мы должны проводить четкие различия, знать их законы развития.

Ценно не знание как таковое. Практической ценностью обладает лишь то, что к этому знанию ведет, что находится на пути к этому знанию. В жизни ценным является не готовое знание, но ведущая к этому знанию работа: в педагогическом искусстве эта работа представляет собой особую ценность. Здесь происходит то же, что и в других искусствах…

Живым является то, что еще не успело превратиться в знание. Так же, в сущности, обстоит дело и со всем организмом человека. Наша голова закончена настолько, насколько вообще что-то может быть закончено; ведь она продукт сил нашей предыдущей земной жизни и является как бы перезрелой. Что касается прочей нашей организации - то из нее разовьется зачаток той головы, которой мы будем обладать в будущей земной жизни. Наш остальной организм пронизан упорным стремлением к жизни - об этом свидетельствует его конституция: в нем костное сведено к минимуму, тогда как в голове в этом отношении следует приписать максимум.

Своеобразную внутреннюю скромность, чувство собственного становления - вот что должен нести в себе учитель. Находясь в классе, осознавая, - “Хорошо, что мы все делаем несовершенно, в силу этого во всем присутствует жизнь”, - мы делаем наше преподавание хорошим.

Если мы “облизываем пальчики” от педагогического удовольствия, мы можем не сомневаться в том, что наше преподавание будет плохим.

(череда классов, чувство “Вот теперь - то!” - но … вы снова не знаете, как быть, т.к. теперь вы исправляете то, что было несовершенным тогда, и т.д.)

Мы не можем выпустить в мир два отпечатка с одного и того же педагогического шаблона. Но мы можем подарить миру неповторимые в своем многообразии человеческие индивидуальности.

Как видите, для учителя существенно то, как он ставит себя по отношению к своей священной профессии. Подобно тому, как в повседневной жизни достоинство вещи не всегда определяется тем, что она большая, а подчас как раз тем, что она маленькая. Так и то, что мы делаем с помощью больших слов, не всегда является определяющим.

Определяющим является то ощущение, то чувство, с которым мы входим в класс. В особенности важно, чтобы, входя в класс, мы мгновенно, подобно змеиной коже, сбрасывали с себя тесную оболочку персонального (неприятное..., приятное...).

Входя в класс, мы должны о нашем настроении забыть, и наша речь должна окраситься тем, что относится к самому преподаванию. Пусть сам учебный предмет, которому мы полностью должны отдаться, побуждает нас, когда это нужно, говорить печально или с юмористическим оттенком.

Педагог должен чувствовать, как класс реагирует на трагическое, сентиментальное или юмористическое. Для детских душ это очень важно, как на уроке у нас сочетаются такие качества - для душевной атмосферы это является тем же, что и вдох-выдох для тела. Мы должны заботиться о сопутствующем настроении при интеллектуальном преподавании. Однако надо обладать известным чувством динамики этих процессов.

Забота о нюансах настроений во время урока - одно из самых необходимых условий хорошего преподавания.

** Мы знаем, что весь человек - это его “Я”, астральное тело, эфирное тело и физическое тело. Все четыре члена во времени развиваются неодинаково, и в этом отношении мы должны проводить четкие различия. Внешним образом стадии развития выражаются в смене зубов и в тех изменениях, которые сопровождаются мутацией голоса у мальчиков, а у девочек выражаются иначе, но не менее отчетливо: этому процессу в женском организме свойственна большая распространенность, она не демонстрирует себя в каком то одном органе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.