Здавалка
Главная | Обратная связь

Искусство как лекарство.



 

Создавая произведения искусства, художник вкладывает в него часть своей души, наделяет его внутренней силой. Соприкоснувшись с настоящим искусством, человек ощущает на себе действие творческих сил этого искусства. В этом его целебная сила. Каждый вид искусства имеет свои определенные элементы, необходимые для его выражения. Эти основные элементы применяются подобно медикаментам, целенаправленно, например, чтобы вернуть заболевший орган в единую целостную систему организма. Целью лечения, оздоровления организма искусством является не создание самими пациентами произведений искусства, а лечение, оздоровление с помощью элементов искусства. Так, например, в музыкальной терапии не стремятся научить пациента играть на каком-то музыкальном инструменте или развить их музыкальные способности, а применяют для достижения лечебного эффекта основные элементы музыки - интервалы и ритмы. Лечение искусством - новая развивающаяся форма терапии, приобретающая универсальное значение как в педагогике, так и в медицине.

ЛЕПКА. Занимаясь этим видом искусства, человек сам создает определенные пространственные формы, всевозможные изгибы, полости, выступы и т. п., вкладывает в них определенный смысл. Касаясь руками материала, создавая из него какое-либо произведение, человек активизирует свои творческие жизненные силы, которые формируют его органы и весь организм в целом.

Человеку нужно научиться так видеть мир, чтобы обрести в нем достойное место. Занятия лепкой приводит к этому: переводится уведенное из головы, из глаз в движения пальцев, рук. Эта деятельность воспитывает в ребенке вкус по отношению к тому, что его окружает, а так же позволяет отмечать, что достойно в мире того, чтобы принять это в свое сердце.

Проблемы зависимости
ЖИВОПИСЬ. В этом виде искусства люди соприкасаются с необычайно разнообразным миром цветов, их оттенков и противоположностей. Это может возбудить и затормозить ход тех или иных внутренних процессов и, прежде всего, влияет положительно на душевную сферу. Работа с тремя основными красками, затем с тремя дополнительными и сочетаниями может быть фоном для работы с цветом в течение первых 5 лет. Это искусство педагога - найти такие темы, которые приносят с собой переживания цвета, взаимодействия цветовых оттенков, контрастов. Всегда хорошо испытывать переживание на себе самом, прежде чем идти на урок живописи. Возьмите несколько небольших кусков бумаги и пробуйте работу с цветами в очень свободной форме - это может направить вас к идеям из рассказов, мифов и т. д., которые относятся к ладу, настроению этих цветов. Столько много цветовых настроений!

Цветовое настроение, лад - это то важное, к чему необходимо стремиться.

Всегда исходите из пятна или участка цвета, не с линии; покажите детям, как сделать фигуры зверя, исходя от пятна, только намекая на жест. Но если вы познакомили их уже с цветовым настроением и темой - смело можете предлагать им выражать это по-своему.

МУЗЫКА. Помогает человеку вновь оживить свой слух и развивает способность воспринимать звучание различных музыкальных инструментов через интервалы и ритмы. И не только. Через музыку человек понимает свою человечность и сопричастность с человечеством. Культура душевной жизни взращивается подлинным песенно-музыкальным воспитанием. Все, что проявляется как музыкальное, лишь очень условно может иметь во внешнем мире такие же аналогии, какие в нем имеет изобразительное искусство (скульптура, живопись, рисунок). Содержанием музыки является ее мелодика. Откуда берется мелодическое? Мелодический элемент организован во времени так же, как пластический в пространстве. Музыкальное заключает в себе точно такие же приливы и отливы чувств, напряжение и освобождение, то же, что лежит в основе сновидений. Значит, по-видимому, музыкальное сообщает нам переживания, относящиеся к бессознательному состоянию. Но этот царящий во сне бессознательный элемент, этот царящий в музыкальных темах элемент мы должны воспринять в наше искусство преподавания.

РЕЧЬ. Как лечебное средство применяются звуки речи в их формирующей силе. Дело в том, что жизненные силы, которые у младенца проявляются в движениях рук и ног, позднее преобразуются в силу оформления звуков речи. Здесь применяются отдельные звуки, звукоряды, ритмы различных стихотворных стоп. Тем самым обращают внимание не на рациональный смысл, а на саму силу и разносторонность звуков речи. Что такое мелодия, знает каждый. Что такое предложение, тоже знают все. Но то, что предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого, дополнения, в действительности является мелодией, известно лишь немногим.

Вот предложение: “Ребенок выполняет задание”. Это - подлежащее, сказуемое, дополнение. В человеке прозвучало трезвучие. То, что пережито в глубине души - трезвучие. В нем первый тон соответствует слову “ребенок”, второй - слову “выполняет”, а третий тон - слову “задание”. Пройдя через переживание, три музыкальных тона облекаются в образы, живут в реальности. Точно так же, когда в нашем дневном сознании живет предложение, в нашем подсознании ему соответствует музыкальное, мелодическое. Мы должны говорить не сухой прозой, но стремиться, чтобы присутствовали полнота звучания, мелодика и ритм. Благодаря этому больные познают творческую сторону языка, их внимание обращается на звуковой образ слова и даже отдельного звука, у них возникает почтение к языку.

ЭВРИТМИЯ. Согласовывает мысли, чувства и волевые импульсы человека. Двигательное выражение звуков речи, - следы этой способности еще сохранились в жестикуляции при разговоре, - находит свое применение в регуляции ритмов физиологических процессов.

Основой эвритмии является точное постижение качества отдельных тонов речевых, музыкальных и немузыкальных звуков. Гласные и согласные, а также музыкальные интервалы от примы до октавы изучаются в связи с обликом человека, т.к. движения, соответствующие этим звукам, суть те же, что наблюдаются при эмбриональном развитии - росте и остановке, вытягивании и вдавливании, расширении и сосредоточении, охватывании и отторжении, касании и формировании, а также в кругообращении крови и тканевой жидкости.

Обучиться эвритмии можно на специальных 4-х годичных семинарах в специальных центрах.

 

В результате комплексного подхода к решению проблем ребенка происходит восстановление физических ощущений, появляется интерес к окружающему миру. Если все это проводить последовательно, настойчиво, по возможности в одно и то же время и несмотря ни на какие внешние и внутренние препятствия, человеку откроется источник силы, который поможет ему вернуться к нормальной жизни и преодолевать возможные трудности.

 

Всего вам доброго! С благодарностью - Г. Райнина.


Приложение 1

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.