Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЗИДАНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА



Мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поселился в Медине в квартале бану ан-наджжар в пятницу двенадцатого числа месяца раби аль-авваль первого года хиджры, что соответствует двадцать седьмому сентября 622 г.н.э. Он остановился во дворе перед домом Абу Аййуба и сказал: “Здесь мы и остановимся, если захочет Аллах”, а потом вошел в дом Абу Аййуба.

1.Строительство мечети пророка,
да благословит его Аллах и приветствует

Первым шагом, который предпринял после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало строительство мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он велел возвести ее на том самом месте, где опустилась на колени его верблюдица. Этот участок земли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купил у двух мальчиков-сирот, которым он принадлежал, и сам принимал участие в строительстве, перенося кирпичи и камни и произнося при этом такие слова:

О Аллах, нет жизни, кроме как в мире вечном,

прости же ансарам и мухаджирам!

Это придавало сил его сподвижникам, занятым на строительстве, и один из них сказал:

Поистине, если станем мы сидеть, когда пророк работает,

будет это с нашей стороны делом, сбивающим с пути!

Раньше на этом месте находились могилы многобожников и какие-то развалины, росли пальмы и заросли терновника. По велению пророка, да благословит его Аллах и приветствует, могилы и развалины были срыты, а деревья и кустарник – вырублены. Стволы деревьев поставили в киблу мечети, ориентированную на Иерусалим, дверные косяки мечети сделали из камня, а стены возвели из кирпича и глины. Крышу мечети перекрыли голыми пальмовыми ветвями, столбами служили стволы пальм, а пол посыпали песком и мелкими камешками. В мечети сделали три двери, длина ее от киблы до задней стены составляла сто локтей и такой же или чуть меньше она была по ширине, а глубина фундамента мечети равнялась примерно трем локтям.

К мечети были пристроены помещения из камня и кирпича, крыши которых были перекрыты пальмовыми стволами и ветвями, а предназначены они были для жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переехавшего туда после завершения строительства из дома Абу Аййуба. [“Сахих” аль-Бухари, 1/71, 555, 560; “Зад аль-Ма‘ад”, 2/56.]

Мечеть служила не только местом проведения молитв, но и местом встреч мусульман, где они обучались установлениям ислама, и своебразным клубом, где встречались и примирялись между собой представители различных племен, которые в течение долгого времени враждовали друг с другом из-за всевозможных конфликтов и войн эпохи джахилийи. Кроме того, она являлась центром управления всеми делами, оттуда направлялись люди для обращения с исламским призывом, и она являлась парламентом, где собирались совещательные и исполнительные органы мусульманского государства.

И, наконец, мечеть стала пристанищем для большого количества бедных переселенцев, у которых в Медине не было ни дома, ни имущества, ни семьи, ни детей.

Вскоре после переселения был узаконен азан, громкие звуки которого были слышны отовсюду по пять раз в день. Сообщение о сне Абдуллаха бин Зайда бин ‘Абд Рабби-хи, имевшем отношение к этому, хорошо известно[Речь идет о том, что Абдуллах бин Зайд бин ‘Абд Рабби-хи увидел азан во сне и сказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который признал это видение истинным. То же самое во сне увидел и ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах.], а хадисы, в которых говорится об этом, приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад и Ибн Хузайма. [См. : “Булюг аль-марам” Ибн Хаджара аль-Аскалани, с.15.]

Братание мусульман

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занимался не только строительством мечети как места встреч и сближения людей, но сделал и другое дело, ставшее одним из самых прекрасных дел, какие только знала история. Речь идет о братании между мухаджирами и ансарами. Ибн аль-Каййим пишет:

– После этого по инициативе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мухаджиры и ансары побратались друг с другом в доме Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах. Их было девяносто человек, одну половину которых составляли собой мухаджиры, а другую – ансары. Он привел их к братанию, которое должно было послужить мухаджирам, лишившимся своего имущества, утешением, так как и в случае смерти одного из названых братьев другой наследовал ему наряду с кровными родственниками. Такое положение сохранялось вплоть до битвы при Бадре, но после того, как Всемогущий и Великий Аллах ниспослал аят, в котором было сказано: “ … а кровные родственники имеют больше прав друг на друга… ”*, наследование побратимам и было отменено, а узы братства остались.* [“Добыча”, 75.]

Говорят также, что по его инициативе во второй раз побратались друг с другом только мухаджиры, но точно известно только о первом братании, а мухаджиры и так были братьями в исламе, земляками и родственниками и не нуждались в дополнительном братании между собой, тогда как братание между мухаджирами и ансарами было необходимо. [“Зад аль-Ма‘ад”, 2/56.]

Как отмечает Мухаммад аль-Газали, значение этого братания состояло в том, что благодаря ему исчезал дух племенной непримиримости, свойственный эпохе джахилийи, люди становились приверженными только исламу, стирались различия, обусловленные происхождением, цветом кожи и местом рождения, и каждый мог выделиться среди других только своим мужеством или благочестием.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, придал акту этого братания характер действенного соглашения, и заключено оно было не только на словах. Это братание стало делом, имевшим отношение к жизни и имуществу людей и не ограничивавшимся приветствиями, которые не имели никакого практического значения.

Люди, которых связывали узы этого братства, отдавали своим братьям предпочтение перед самими собой, сочувствовали им и относились к ним как к друзьям, подавая прекрасные примеры человеческих взаимоотношений новому обществу. [Мухаммад аль-Газали, “Фикх ас-сира”, с. 140–141.]

Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что, когда мухаджиры приехали в Медину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побратал ‘Абд ар-Рахмана бин Ауфа с Са‘дом бин ар-Раби‘, да будет доволен Аллах ими обоими, и Са‘д бин ар-Раби‘ сказал ‘Абд ар-Рахману: “Поистине, я – самый богатый из ансаров, и я отдам тебе половину того, что имею. И посмотри, какая из двух моих жен понравится тебе, и я уступлю ее тебе, а когда закончится ее срок[Имеется в виду ‘идда – период времени, в течение которого после развода женщине нельзя вступать в новый брак. Этот срок составляет четыре месяца и десять дней.], ты женишься на ней”. ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: “В этом нет необходимости”, (и спросил): “Есть ли здесь рынок, где (люди занимаются) торговлей?” (Са‘д) ответил: “(Есть) рынок кайнука”. И ‘Абд ар-Рахман понес туда творог и масло, после чего стал ходить туда постоянно, а уже через короткое время ‘Абд ар-Рахман явился с желтыми следами (от благовоний на теле[Таким образом, благодаря торговле у него появились деньги.]), и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Ты женился?” Он сказал: “Да”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “На ком?” Он ответил: “На одной женщине из ансаров”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “И сколько же ты отдал?” [Имеется в виду “махр” – имущество или деньги, выделяемые мужем жене при заключении брака. Махр принадлежит только жене и не возвращается мужу в случае развода.] Он сказал: “Золото, равное по весу косточке[Речь идет о косточке финика.]”.[“Сахих” аль-Бухари, “Глава о том, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привел к братанию мухаджиров и ансаров”, 1/553.]

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) ансары сказали пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Раздели пальмы между нами и нашими братьями[Имеются в виду мухаджиры, которым ансары предложили отдать половину своего имущества.]”. Он сказал: “Нет”. Тогда они сказали (мухаджирам): “Ухаживайте (за нашими пальмами) , а мы будем делиться с вами урожаем фиников”, и (мухаджиры) сказали: “Слушаем и повинуемся”.[“Сахих” аль-Бухари, “Глава о том случае, когда кто-либо предлагает другому ухаживать за пальмами”, 1/312.]

Все вышеупомянутое указывает нам на то, какой радушный прием оказали ансары своим братьям мухаджирам, да будет доволен ими всеми Аллах, сколь высока была их готовность к самопожертвованию ради своих братьев и какой искренностью и дружелюбием они отличались, а также на то, что мухаджиры должным образом оценили эту щедрость, но пользовались ею в меру и только для того, чтобы хоть как-то поддерживать свое существование.

И действительно, это уникальное братание, явившееся результатом правильной и мудрой политики, позволило найти прекрасное решение для многих проблем мусульман, о которых мы уже упоминали раньше.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.