Здавалка
Главная | Обратная связь

Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, негусу, императору Эфиопии



Этого негуса звали Асхама бин аль-Абджар. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил ему свое послание с Амром бин Умаййей ад-Дамри, да будет доволен им Аллах, в конце шестого года хиджры или же в месяце мухаррам следующего года. Ат-Табари приводит текст послания императору Эфиопии, однако внимательное изучение данного текста показывает, что это не то посланние, которое посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал после аль-Худайбиййи. Очевидно, ат-Табари привел текст того послания, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил вместе с Джа‘фаром, когда он со своими товарищами переселялся в Эфиопию еще во время пребывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке. Так, например, в конце этого послания есть следующее упоминание о переселенцах: “Я направил к тебе сына моего дяди Джа‘фара вместе с группой мусульман, и когда он придет к тебе, окажи им гостеприимство и не проявляй высокомерия”.

Ссылаясь на Ибн Исхака, Аль-Байхаки цитирует текст послания, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал негусу. Вот текст этого послания:

– Это послание от Мухаммада, пророка, негусу аль-Асхаму, правителю Эфиопии. Мир тому, кто следует правильным путем и верует в Аллаха и Его посланника. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, не имеющего сотоварища, как не имеет Он ни супруги, ни сына, и (свидетельствую), что Мухаммад – Его раб и Его посланник, и обращаюсь к тебе с призывом к исламу, ибо, поистине, я – посланник Его. Прими ислам, и ты будешь спасен! «Скажи: “О люди Писания[Так называли иудеев и христиан]! Придите к слову, равному для нас и для вас [Аллах велит пророку, да благословит его Аллах и приветствует, призвать иудеев и христиан к признанию того, что ниспосылалось в откровениях всем пророкам и посланникам и раньше. Речь идет о признании необходимости поклонения одному лишь Аллаху], о том, что не будем мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не будем придавать Ему в сотоварищи, и не будут одни из нас считать других господами помимо Аллаха!” А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы – предавшиеся*[То есть покорившиеся воле Аллаха]”».[“Семейство Имрана”, 64] Если же ты откажешься, то понесешь на себе (бремя) греха (всех) христиан твоего народа.

Авторитетный исследователь доктор Хамидулла (Париж) приводит текст недавно обнаруженного послания, которое отличается от текста, приводимого Ибн аль-Каййимом, только в одном слове. Доктор Хамидуллах приложил большие усилия для исследования этого послания, использовав для этого самые современные средства и предложив нижеследующий его вариант:

– С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада, посланника Аллаха, негусу, правителю Эфиопии.

Мир тому, кто следует правильным путем, а затем:

Я воздаю хвалу Аллаху, помимо Которого нет иного бога и который есть Царь (Малик), Пресвятой (Куддус), Мир (Салям), Верный (Му‘мин), Охраняющий (Мухаймин). Свидетельствую, что Иса, сын Марйам, дух Аллаха и Его слово, с которым Он обратился к благой и целомудренной деве Марйам и которая зачала Ису от Его духа и Его дыхания подобно тому, как Он создал Адама Своей рукой, и, поистине, я призываю к одному только Аллаху, у Которого нет сотоварища, и к повиновению Ему, и к тому, чтобы ты последовал за мной и уверовал в то, что пришло ко мне, ибо, поистине, я посланник Аллаха. И, поистине, я призываю тебя и твоих воинов к Всемогущему и Великому Аллаху и (призываю тебя засвидетельствовать), что я довел до тебя (это) и дал (тебе) совет, так прими же мой совет. Мир тому, кто следует правильным путем. [См.: “Расул акрам ки сийаси зандаки” (на урду), с. 108–109, 122–125; В “Зад аль-ма‘ад” написано: “Прими ислам…, и мир тому, кто следует правильным путем”. См.: “Зад аль-ма‘ад”, 3/60]

Уважаемый доктор Хамидулла утверждает, что это текст именно того послания, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал негусу после заключения перемирия в аль-Худайбиййи, в аутентичности же его после рассмотрения различных других доводов сомневаться не приходится, однако нет никаких доводов, которые свидетельствовали бы о том, что оно было написано непосредственно после аль-Худайбиййи. Если же говорить о послании, которое аль-Байхаки цитирует по Ибн Исхаку, то оно подобно другим посланиям, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал прочим христанским царям и правителям после заключения перемирия в аль-Худайбиййе, и в нем как обычно приводится священный аят: “О люди Писания! Придите к слову … ”[“Семейство ‘Имрана”, 64] И в этом послании прямо упоминается имя Асхамы; что же касается того текста, который приводит доктор Хамидулла, то скорее всего, как мне кажется, это послание пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал уже преемнику Асхамы после его смерти, чем, возможно, и объясняется отсутствие там имени того, кому оно было адресовано.

Я не располагаю неопровержимыми доказательствами правильности подобной датировки событий и ориентируюсь лишь на те указания, которые содержатся в текстах вышеупомянутых посланий. В связи с этим удивление вызывают утверждения доктора Хамидуллы относительно того, что текст послания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который аль-Байхаки передает со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, был составлен пророком, да благословит его Аллах и приветствует, после смерти Асхамы и предназначался для его преемника, несмотря на то что в этом тексте прямо упоминается имя Асхамы, а Аллах знает об этом лучше. [См.: Доктор Хамидулла, “Расул акрам ки сийаси зандаки”, с. 108–114, 121–131]

Когда Амр бин Умаййа ад-Дамри, да будет доволен им Аллах, доставил послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, негусу, он взял его, приложил к своим глазам, спустился со своего трона на землю и принял ислам, ответив на призыв Джа‘фара бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, после чего написал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Вот что было в этом послании:

– С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Мухаммаду, посланнику Аллаха, от негуса Асхамы. Мир тебе от Аллаха, о пророк Аллаха, и милость Аллаха, и его благословения, а Аллах – Тот, помимо Которого нет иного бога. А затем:

О посланник Аллаха, до меня дошло твое послание, в котором ты упоминаешь об Исе, и, клянусь Господом неба и земли, Иса представляет собой не более того, о чем ты упомянул, но является именно таким, как ты сказал. Мы признаем то, что ты прислал нам, и мы оказали гостеприимство сыну твоего дяди и твоим сподвижникам, и я свидетельствую, что ты являешься истиным и подтверждающим[Имеется в виду подтверждение того, с чем приходили от Аллаха другие посланники, мир им, прежде.] посланником Аллаха, и я приношу клятву тебе, принося ее сыну твоего дяди, через которого я принял ислам, (покорившись) Аллаху, Господу миров.[“Зад аль-ма‘ад”, 3/61]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил у негуса отправить обратно Джа‘фара и других находившихся с ним мусульман, которые в свое время переселились в Эфиопию, и он отправил их на двух кораблях вместе с Амром бин Умаййей ад-Дамри, да будет доволен всеми ими Аллах, который привез их к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он находился в Хайбаре. [Ибн Хишам, 2/359] Этот негус умер в месяце раджаб девятого года хиджры после битвы при Табуке, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в тот же день объявил о его смерти своим сподвижникам, совершив по негусу заупокойную молитву. После смерти этого негуса на его престол взошел другой правитель. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил послание и ему, однако неизвестно, принял он ислам или нет.[Возможно, что в пользу этого свидетельствует хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. См.: “Сахих” Муслима, 2/99]

2. Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мукаукису[Мукаукис – титул правителя Египта до завоевания страны мусульманами], правителю Египта

И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал послание Джурайджу бин Матта[Шейх аль-Мансурфури называет его так в своей книге “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 1/178, тогда как доктор Хамидулла пишет: “Его звали Вениамин”. См.: “Расул акрам кисийаси зандаки”, с. 141], которого называли мукаукисом и который являлся правителем Египта и Александрии, где было сказано:

– Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, мукаукису, правителю коптов.

Мир тому, кто следует правильным путем, а затем:

Я обращаюсь к тебе с призывом к исламу: прими ислам, и ты будешь спасен, прими ислам, и Аллах дарует тебе твою награду дважды, если же ты откажешься, то понесешь на себе (бремя) грехов всех коптов! «О люди Писания! Придите к слову, равному для нас и для вас, о том, что не будем мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не будем придавать Ему в сотоварищи и не будут одни из нас считать других господами помимо Аллаха! А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы – предавшиеся”»[“Семейство ‘Имрана”, 64]. [Текст этого послания приводит Ибн аль-Каййим в “Зад аль-ма‘ад”, 3/61. Тот текст послания, который доктор Хамидулла обнаружил недавно, несколько отличается от этого. Так, например, в нем сказано: “Прими ислам, и ты будешь спасен, а Аллах наградит тебя ... ” В нем также сказано “грех коптов” вместо “грех всех коптов”. См.: “Расул акрам ки сийаси зандаки”, с. 136–137]

Для доставки этого послания пророк, да благословит его Аллах и приветствует, избрал Хатиба бин Абу Бальта‘а, да будет доволен им Аллах. Явившись к мукаукису, Хатиб сказал ему: “Поистине, до тебя уже был человек, утверждавший, что он – Высочайший Господь, но Аллах подверг его наказанию в этом мире и в мире ином и отомстил ему, так учись же на примере других и не доводи дело до того, чтобы другие учились на твоем примере!”

Мукаукис сказал: “Поистине, у нас есть своя религия, и мы можем отказаться от нее только ради чего-то лучшего!”

Хатиб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы призываем тебя к религии ислама, которой Аллах возместит тебе все, что ты утратишь. Поистине, этот пророк обратился со своим призывом к людям, из которых упорнее всего сопротивляются ему курайшиты, наибольшую враждебность проявляют иудеи, а ближе всех к нему христиане. И, поистине, благая весть Мусы об Исе подобна благой вести Исы о Мухаммаде, а мы призываем тебя к Корану так же, как ты призываешь к Евангелию тех, кто верует в Тору. Те люди, среди которых появляется любой пророк, и составляют собой его общину, и люди обязаны подчиниться ему! Ты тоже относишься к числу тех, среди которых появился этот пророк, а мы не запрещаем тебе придерживаться религии Христа, но, напротив, велим тебе следовать этой религии!”

Мукаукис сказал: “Поистине, я думал о деле этого пророка и пришел к выводу, что он не велит ничего неприемлемого. Я не считаю его ни заблудшим колдуном, ни лживым прорицателем, и я вижу знамения его пророчества, ибо он говорит о скрытом и сообщает о тайном, и я подумаю еще”.

После этого он взял послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и положил его в шкатулку из слоновой кости, запечатав эту шкатулку и отдав ее своей рабыне. А потом он призвал к себе писца, умевшего писать по-арабски, и продиктовал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свой ответ:

– С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Мухаммаду бин Абдуллаху от мукаукиса, правителя коптов. Мир тебе, а затем:

Я прочитал твое послание и понял, о чем ты в нем говоришь и к чему призываешь. Я знал, что пророк должен был прийти, но думал, что он появится в Шаме. Я оказал почет твоему посланцу и направил тебе в подарок двух невольниц, которые происходят из благородных коптских семей, одежду и мулицу, чтобы ты ездил на ней. Мир тебе.

Он ничего не добавил к этому и не принял ислам, что же касается девушек, то ими были Мария и Сирин, а мулица по кличке Дульдуль дожила до времени правления Му‘авиййи. [Му‘авиййа, да будет доволен им Аллах, стал халифом в 661 году. См.: “Зад аль-ма‘ад”, 3/61] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал Марию своей наложницей, и она родила ему сына Ибрахима, а Сирин была подарена Хассану бин Сабиту аль-Ансари, да будет доволен им Аллах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.