СПРОСИ У САДОВСКОГО
На следующий день Алиса опять себя выдала на математике. Это случилось так. Коля Садовский бился у доски, исписав половину свободного пространства, и никак не мог выпутаться из уравнения. Правда, оно было не простое, а погода за окном стояла солнечная, и у всех, кроме Милы Руткевич, было нерабочее настроение. Наконец математичке надоело бороться с Садовским, и она спросила, кто ему поможет. Конечно, Мила протянула руку, прошла к доске, откинула за спину свою чудесную косу, стёрла все, что написал Садовский, и уверенно вывела ответ: «x» у неё был равен 1,25. И тогда Алиса с места, не вставая — никак не могла научиться, — сказала: — Икс равен единице. Мила вспыхнула, коса шевельнулась за спиной от негодования. Она посмотрела на математичку Нелю, а та кивнула ей и сказала: — Селезнева не права. Садись, Руткевич. Ты правильно решила. — Это не в волейбол играть, — сказал Фима Королев. И пока торжествующая Руткевич шла на своё место, Неля отправилась к доске, чтобы написать примеры на дом. И тогда Алиса громко сказала: — Икс равен единице. Я могу доказать. — Доказать? — удивилась Неля и подняла тонкие брови. Неля молоденькая, завитая, как барашек, в длинном платье, очень модная, и все девочки в классе её обожали. — Конечно, — сказала Алиса. — Вы разрешите? — Ну что ж, иди к доске. Юлька шепнула: — Алиса, ты опять? Но Алиса только отмахнулась. Она не стала стирать с доски решение Милы, а на свободной стороне начала быстро и мелко писать своё решение. И случилось то, чего боялась Юлька: Алиса писала совершенно невероятные значки и символы, которые, наверно, даже в десятом классе не проходят. Все в классе затаили дыхание, а Мила отвернулась к окну, словно это её совершенно не касалось. Неля смотрела на доску, склонив хорошенькую завитую головку, и все ждала, что будет. Если бы учительница была старая, опытная, она, наверно, сказала бы, чтобы Алиса садилась, потому что в шестом классе не изучают высшую математику. Но Неля была молодая и совсем забыла, что она в классе. Вдруг она воскликнула: — Нет! Вот здесь ты и напутала! Она выхватила у Алисы мел, перечеркнула последнюю строчку и стала писать своё, тоже со значками. — Как же так? — удивилась Алиса. — А если так? Со стороны это было похоже на теннисный матч. Соперники перекидывали через сетку мячик, не обращая внимания на зрителей. Обе были так заняты своим делом, что не услышали звонка, да и никто в классе не услышал звонка. Вдруг дверь раскрылась, в ней возникла физиономия из соседнего класса и спросила: — Вы что, не слышали? Уже перемена. Тогда соперницы оставили мел, отошли от доски, и Неля сказала: — Тем не менее ты не права. — Докажите, — сказала Алиса. Мила Руткевич, собирая книжки, сказала громко, так, чтобы все слышали: — И зачем только некоторые хвалятся своей образованностью, когда этого нет в программе! Все окружили Алису с Нелей, а Катя Михайлова спросила: — Ты в математической школе училась? — Нет, — сказала Алиса. — Молодец! — сказала Неля. — Если хочешь, оставайся после уроков, мы с тобой разберёмся в этой штуке. — Извините. Но сегодня после уроков я занята. — Тебе надо участвовать в математической олимпиаде, — сказала Неля. — Вряд ли, — сказала Мила Руткевич, которая подошла поближе. — Там нужно просто решать, без выкрутасов. В коридоре Юлька накинулась на Алису: — Зачем ты обращаешь на себя внимание? Хочешь прослыть математическим гением? — Но ведь ответ был в самом деле неправильный. Как же я могла молчать? И вообще очень любопытный казус… — Хорошо тебе, что через сто лет вы такие штуки будете с детства знать. Если бы я в пушкинский лицей приехала, я бы тоже стала вундеркиндом. — В лицей тебя бы не пустили, — сказала Алиса. — Туда девочек не брали. Ты лучше посмотри, какую мне записку подкинули. В тетрадь заложили. — Кто? — Я не видела. Юлька прочла: «Спроси у Садовского, чему будет равен „x“ через сто лет. Доброжелатель». — Ой! — сказала Юлька. — Это он? — Не знаю. Ты этот почерк знаешь? — Знакомый почерк. Я подумаю и вспомню. Знаешь, я с самого начала подозревала, что это Садовский. Он типичный авантюрист. И кому‑то даже рассказал, что у тебя был. Давай устроим ему допрос. — Подожди. А может, кто‑то нарочно про него написал? — А зачем нарочно писать? — Чтобы отвести от себя подозрение. Представь себе, что кто‑то перепугался. — Кто? — Сулима. Или Наумов. — И чтоб они стали вину сваливать на Садовского? Слушай, Алиска, я тебе уже говорила — нет у нас в классе таких жуликов. Чтобы украсть миелофон, а ещё потом на другого подозрение сваливать. Ты же сама говорила, что Коля не крал, а только хотел отнять у пиратов. — Говорила. — Я всё‑таки думаю, что кто‑то из ребят узнал тайну Садовского и хочет тебе помочь. — Хотел бы — подошёл и сказал. — А если он боится? — Он‑то кого боится? Садовского? — Не знаю, только все это можно узнать без твоей деликатности. Коля Садовский, подойди сюда! Коля, как нарочно, проходил неподалёку. — Тебя можно спросить об одной вещи? — сказала Юлька. — Спрашивай, только двоек не ставь. — Юлька, не надо, — сказала Алиса. — Ты все испортишь. — Так серьёзно? — спросил Садовский. — Тогда не отстану, пока не узнаю, в чём дело. — Коля, ты не брал одной ценной вещи? — спросила Юлька. — Я? — Да. А потом не вернул обратно. — Какой вещи? — спросил Садовский. — Может, я взял, но не заметил? — Заметил, заметил, не притворяйся. — Да скажи, что за вещь? В чём ты меня подозреваешь? — Значит, не брал? — Я брал, я все беру и никогда не возвращаю. Кстати, я только сегодня утром взял сто рублей рублями у одной старушки, чтобы оклеить ими дверь в ванной. — Коля, сейчас же перестань паясничать! — возмутилась Юлька. — Я тебя всерьёз спрашиваю. — Если тебе всерьёз отвечать, — сказал Коля, — то я должен на тебя обидеться. Ты меня обвинила в воровстве ценных вещей и до сих пор не извинилась. Ты не намерена это сделать сейчас же? Алиса удивилась, как изменился голос Коли Садовского. Вот тебе рохля и выдумщик. Только что был сонным рыжим пугалом, а сейчас в глазах такая злость, словно вот‑вот треснет Юльку по голове кулаком. — Мы обе просим прощения, — быстро сказала Алиса. — Это был тест такой, не обращай внимания. — Какой тест? — На чувство юмора, — сказала Алиса. — Ты его не выдержал. — Впервые в жизни, — сказал Садовский. Непонятно, поверил или нет. — Глупая ты, Юлька, — сказала Алиса, когда Коля отошёл. — Ведь просила я тебя, не вмешивайся! — Это уже не только твоё дело, — сказала Юлька. — Это общее дело. Всего класса. Неужели ты не понимаешь? — Я одно понимаю, — сказала Алиса, — что один из наших ребят прячет у себя миелофон. Это плохо и трусливо. К тому же он подвергается страшной опасности. Последним уроком была география. Учительница рассказывала про климат и население Индии. Только она кончила говорить про животный мир, как Фима Королев с места сказал: — А Селезнева в Лондоне была. — Ну и что? — удивилась учительница. — Мы же сегодня проходим Индию. — А может, она и в Индии была, — сказал Фима Королев. «Чего он пристал? — подумала Алиса. — Ещё его не хватало!» — Селезнева, — спросила учительница, — ты в самом деле была в Индии? «Сейчас ведь сознаётся», — подумала Юлька. Алиса встала и сказала: — Да, я была в Индии. — Это очень интересно! — сказала учительница, которая уже была наслышана о новой, необыкновенной ученице. — Поделись с нами впечатлениями. — Я там была недолго, — сказала Алиса. — Всё равно. Ты что‑нибудь видела же? — Видела. — Какие ты видела города? — Я видела Дели, Мадрас и Гандибад. — Что‑то я не слышала о третьем городе, — сказала учительница. — Он назван в честь Индиры Ганди, — сказала Алиса. — Мы в нём приземлялись, когда летели в Австралию. — Странно, — сказала учительница. — В Австралию! — сказал Мессерер. — С ума сойти! «Конечно, — поняла Юлька, — этого города ещё нет, он только будет. Ну кто тянет Алису за язык!» И тут ещё вмешался Фима Королев. Он как‑то странно, вредным голосом произнёс: — Пускай она скажет, в каком году она туда летала. Алиса сразу повернулась к Фиме: — Что ты хочешь этим сказать? — Что слышала, — сказал Фима. — Дети, тише, — вмешалась учительница. — Садись, Алиса. И она как ни в чём не бывало продолжала рассказ об Индии, но её плохо слушали. Все шептались и смотрели на Алису. А она написала записку Фиме Королеву: «Что ты имел в виду? Алиса». Скоро пришёл ответ: «Сама знаешь». Алиса обернулась к Юльке и сказала шёпотом: — Не спускай с него глаз. — Сама понимаю, — ответила Юлька. После уроков Алиса сразу пошла к Фиме, но он перепрыгнул через стол и убежал в коридор. Юлька догнала Алису в коридоре, сделала страшные глаза и прошептала: — А что, если там был не Коля? — Как так? — А что, если это Фима Королев? Он жутко хитрый. С него станется подписываться чужим именем. — Этого мы не подумали, — сказала Алиса. — Мне кажется, что обе сегодняшние записки написаны одним почерком! — Это он! Может, побежим за ним? Припрём его к стенке! — Погоди. Я всё‑таки думаю, что он записку о Садовском написал, чтобы меня сбить со следа. — В любом случае он наверняка знает, у кого миелофон, — сказала Юлька. — Голову даю тебе на отсечение! — Ты права, — сказала Алиса. — А с кем он больше дружит? С Сулимой? — Пожалуй, да. Хотя он со всеми дружит. А потом ссорится. — А Сулима где? — В шахматы пошёл играть. В актовом зале турнир, гроссмейстер приехал. — Бежим туда!
16. СУПЕРГЕРЛА!
В актовом зале составили в ряд столы и поставили на них тридцать шахматных досок. Гроссмейстер был худой, загорелый и похожий на весёлого курчавого разбойника. Алиса поднялась на цыпочки, высматривая Сулиму. Боря Мессерер протолкался к ней и сказал: — Я знаю, как тебя называть, — сказал он. Ребята обернулись. Катя Михайлова спросила: — Как? — Алиса в волейбол играет лучше всех. Математику знает. В Лондоне была, в Австралию летала, по‑английски разговаривает даже лучше меня. Она супермен. — Чепуха какая! — возмутилась Алиса. — Смотрю я на тебя, Мессерер, и думаю, до чего ты легкомысленный! — Поменьше думай, облысеешь, — сказал Коля Садовский. — Супермен — это мужчина, — сказала Катя Михайлова. — Значит, она супергерл, — сказал Коля Садовский. — Не супергерл, а супергерла, — поправил Мессерер. — Надо знать законы русского языка. Фимы Королева не было видно. Алиса увидела Сулиму и старалась подойти поближе. Вдруг Алиса оглянулась, увидела Юльку: — Вспомнила! — Что вспомнила? — спросила Юлька. Алиса приблизила губы к уху Юльки и прошептала: — Это самая страшная тайна, которую я тебе могу рассказать. Но у нас дома есть книга, которая называется «Творчество Бориса Мессерера». — Однофамилец, — отмахнулась Юлька. — Ничего из него не получится, потому что он несерьёзный. — Садитесь, шахматные бойцы, — сказал Эдуард Петрович. Ребята начали двигать стулья, рассаживаться. Из девчат играли только Мила Руткевич и одна девочка из восьмого класса. — Ну, все готовы? — спросил Эдуард Петрович. — А где Тимошкин? — спросил кто‑то. Место рядом с Колей Сулимой пустовало. — Тимошкин заболел. — Ну ладно, — сказал Эдуард, — начнём без Тимошкина. — Алиса, — спросил Боря Мессерер, — может, ты и в шахматы играешь? Как у вас, у супергерлов? — У супергерл, — поправила его Юлька. — Эдуард Петрович, — громко сказал Боря, — Селезнева хочет играть вместо Тимошкина. — Селезнева? — сказал Эдуард. — Да‑да, конечно. Садись. Только быстрее. — и он показал на свободный стул рядом с Колей Сулимой. — Ну, девочка, — сказал гроссмейстер и улыбнулся, — не стесняйся. Все в зале уставились на Алису. Она быстро села рядом с Сулимой. — Здравствуй, коллега, — сказал Коля и улыбнулся. — Если туго станет, я тебе постараюсь помочь. — Спасибо, — сказала Алиса. — Только лучше уж я самостоятельно поиграю. Гроссмейстер пошёл вдоль ряда стульев, быстро протягивая вперёд руку и двигая на два поля королевскую пешку. Некоторые ребята сразу отвечали, другие начали думать. Когда гроссмейстер второй раз пошёл по этому же маршруту, оказалось, что все, кроме Милы Руткевич, сделали ответный ход. Гроссмейстер, мельком взглянув на доску, делал второй ход в зависимости от того, как ответил ему противник. После четвёртого хода он отошёл от стола, поговорил о чём‑то с Эдуардом, закурил, и никто не сделал ему замечания. Болельщики стояли за спинами самых сильных игроков и смотрели на доски. Таких игроков было человек шесть. У Сулимы было по крайней мере двадцать болельщиков. На пятом ходу случилось несчастье на второй доске. Один пятиклассник получил детский мат, и гроссмейстер сказал: «Простите», как будто случайно наступил ему на ногу. Пятиклассник покраснел и потихоньку выполз из‑за стола. Мила Руткевич сдалась, когда за столами оставалось не меньше десяти человек, — она зевнула ладью, потому что очень переживала и боялась что‑нибудь зевнуть. Сулима надолго задумался, и гроссмейстер уже два раза проходил мимо и не делал хода, потому что фигуры Коли оставались без движения. Вдруг Алиса, которая всё время поглядывала на соседнюю доску, сказала: — Конём на эф‑6. — и отвернулась. — Ого! — сказал Коля Наумов, который внимательно следил за делами Коли. — Ты посмотри, точно, на эф‑6! А если он ладьёй, то ты дальше. — Не подсказывайте! — сказал Коля сердито. — Теперь уж я так не пойду. — Ну что, молодой человек, — спросил гроссмейстер, — вы готовы? Коля молчал. — Он хотел пойти конём на эф‑6, — сказал Боря, — но сомневается. Гроссмейстер улыбнулся. — А что же, разумный ход. Попробуйте. Могут получиться интересные осложнения. И Коля послушно подвинул коня. Гроссмейстер задумался. Но не стал двигать вперёд ладью, как решил за него Наумов, а отступил королём. Теперь уже почти все зрители столпились за Колиной спиной и напирали ему на спину, так что Эдуарду пришлось вмешаться и сказать: — Ребята, не мешайте играть. Вы же опрокинете стол. Все так переживали за Колю, что, кроме Юльки, никто не обратил внимания на то, как долго стоял гроссмейстер у Алисиной доски, потом вздохнул и сказал задумчиво самому себе: — Нет, этой жертвы я не приму. Двинул вперёд пешку и перешёл к оставшейся на конце стола доске. Но с полпути вернулся, ещё раз взглянул на Алисину доску, покачал головой. Алиса ответила на ход пешки и стала смотреть, что собирается делать Коля с помощью советчиков, которые его дружно сбивали с толку, хотя Эдуард требовал, чтобы не подсказывали. — Ферзём, ферзём! — шептали, шипели, говорили, даже кричали за его спиной. — Слоном! — настаивали другие. Вот‑вот могла начаться потасовка. Коля в полной рассеянности взглянул на Алису. Она на его доску не смотрела. Одними губами сказала: — Пешкой на аш‑4. И когда гроссмейстер подошёл, Коля двинул пешку на аш‑4. Гроссмейстер обрадовался за Колю. — Молодец! — сказал он. — Этого хода я боялся. Но, видно, раз боялся, заранее придумал ответ. — Шах, — сказал он. — Ой! — раздалось в толпе болельщиков. Коля схватился за голову. — Я же говорил, — сказал Боря. — Я же предупреждал! Тем временем гроссмейстер вернулся к Алисе, и там положение ему совсем не понравилось. — Да, — сказал он, — я увлёкся. Юлька потянула за рукав Колю Наумова. — Ты только погляди! — прошептала она. — А что? — Коля и смотреть не хотел. — Погляди же! Наконец гроссмейстер прошёл в тот конец стола, поставил мат очкастому десятикласснику. Теперь у него оставалось только два противника. Эдуард Петрович встал напротив Алисы, оценил позицию, покачал головой и сказал Юльке Грибковой заговорщическим голосом: — Надо, чтобы она осталась у нас в школе. Если ты патриот, ты этого, Грибкова, добьёшься. Тогда Юлька поняла, что Алиса может выиграть у самого гроссмейстера. — Я бы сама мечтала, — сказала она физкультурнику. А Алиса смотрела на доску Коли Сулимы и никак не могла придумать, как одолеть гроссмейстера. Получалось, что гроссмейстер навяжет Коле обмен ферзей, а потом добьётся вечного шаха. Получится ничья. — Сдаваться? — спросил Коля Алису. — Ты с ума сошёл! В этот момент подошёл гроссмейстер. — Каково ваше решение? — спросил он у Сулимы. — Можно я ещё подумаю? — спросил Сулима. — Думайте. Гроссмейстер вернулся к Алисе. — Так, — сказал он, увидев её ход. — Что ж, спасибо. Мне урок за самоуверенность. Сдаюсь. — он пожал Алисе руку. Алиса встала и сказала: — Вам спасибо. На вашем месте я из тридцати партий десять бы проиграла. Это же тяжёлый труд — держать в голове столько позиций. — Нет, вы не правы, — сказал гроссмейстер. — Я держал в голове только три‑четыре позиции. Остальные не вызывали у меня опасений. Они повернулись к Коле Сулиме. Он ещё думал. Кроме Юльки и Эдуарда Петровича, никто не заметил, что гроссмейстер проиграл Алисе. Все уставились на доску Коли Сулимы. Коля три раза тянул руку к своему королю, все никак не мог решить, куда его отвести, хотя это уже не играло роли. Гроссмейстер двинул вперёд своего ферзя. — Шах. — И вилка на твоего ферзя, — сказала Мила Руткевич вслух, хотя и без неё всем это было ясно. Коля взглянул в отчаянии на соседний стул, где должна была сидеть Алиса, но там её не было. — Ешь королеву, — сказал Наумов, который играл плохо и поэтому называл все фигуры по‑любительски. — Не «ешь королеву», а «возьми ферзя», — поправила его Мила. Коля в полной тишине поставил своего ферзя на место гроссмейстерского, и тот тут же объявил ему вечный шах ладьёй и конём. Три раза они повторили ходы. — Ничья! — объявил Эдуард Петрович. — Ничья! — закричали болельщики. — Ничья! Ура! — Сулима с гроссмейстером вничью сыграл! — Минуту внимания! — сказал Эдуард Петрович. — Разрешите от вашего имени поблагодарить Владимира Аркадьевича за то, что он не пожалел своего времени, приехал к нам и провёл этот сеанс. Все захлопали в ладоши. — Общий счёт сеанса, — продолжал Эдуард Петрович, — двадцать восемь с половиной на полтора в пользу гроссмейстера. Все так и ахнули. — А кто же ещё вничью сыграл? — спросила Мила Руткевич. — Это, наверно, ошибка. — Никакой ошибки, — сказал гроссмейстер. — Я тоже благодарен вам, ребята. Некоторые из моих сегодняшних соперников показали себя настоящими бойцами. Я даже думаю, что если бы мой последний соперник, с которым мы сыграли вничью, был немножко решительнее и меньше слушался своих болельщиков, он мог бы выиграть у меня, как и та девочка… — Какая девочка? — спросила Мила Руткевич. Гроссмейстер стал искать глазами Алису. — Так это же Алиса Селезнева! — не выдержала Юлька. — Она выиграла у гроссмейстера! — Где Алиса? Какая Алиса? Ребята из других классов Алису ещё не знали, и поднялась суета, и громче всех был слышен голос Бори Мессерера: — Я же вам говорил, что она супергерла! Моё открытие! Я её первый нарисовал!
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|