Здавалка
Главная | Обратная связь

Москва: Дом книги «Арбат», торговые дома «Библио-Глобус» и «Молодая гвардия», магазин «Медицинская книга». Санкт-Петербург: Дом книги. 18 страница



Шкалирование

Клиентам было предложено определить, где сейчас находится их семья по 10-балльной шкале, на которой

О на уровне 10 баллов располагаются все признаки уверенной в себе Саши, соответствующие выявленным критериям; а также возможность членов семьи жить так, как они могли бы, если бы беспокоящая их проблема полностью исчезла;

О а на уровне 0 — полная неспособность Саши владеть собой и все связанные с этим признаки и заботы членов семьи.

Все практически единодушно ответили, что ситуация находится на уровне 5 баллов. (Здесь важно не только назвать эту цифру, которая позволяет унифицировать представления о ситуации для терапевта и клиентов, но и получить ответ на вопрос, почему она находится не на нулевом уровне. Необходимость объяснять, почему не все так плохо, позволяет самим клиентам назвать и осознать имеющийся у них потенциал, качества, стратегии поведения и даже состояния, которые являются конструктивными, составляют непроблемную часть их жизни и могут стать опорой для дальнейшего улучшения.)

Современные подходы в системной семейной терапии 257

9 - 1609

Выяснилось, что Саша находится на уровне 5 баллов, потому что:

О умеет вести себя бойко дома при общении со взрослыми;

О умеет отвечать старшей сестре и отстаивать свое мнение;

<> как правило, говорит громко;

О открыто выражает свои эмоции;

О в целом справляется в школе;

О в семье К., в общем, все хорошо и рано или поздно они свои проблемы решают.

Ответы на данный вопрос показывают, что к этому моменту видение членов семьи уже несколько изменилось: они готовы рассматривать Сашу не только в проблемном контексте.

Построение минимального изменения — одного шага к улучшению

Терапевт спросил, как должна будет выглядеть семейная ситуация, которая находится на уровне 6 баллов по заданной шкале?

Инициативу проявила мама и сказала, что таким продвижением стало бы более теплое общение Саши с отцом, поскольку у них все же недостаточно теплые отношения, а ей всегда казалось, что страх Саши перед всякими «дядечками» начался именно со страха перед отцом. {Еще раз обратим внимание, что любое из приводимых высказываний может вызвать поток теоретических построений как системного терапевта, так и психоаналитика. Однако в данном подходе позиция терапевта остается намеренно «простодушной» и не предполагает выхода за рамки клиентского текста в интерпретации проблемы. Несущественным также оказывается и то, какие шаги к решению проблемы «надо было бы совершить» — с некой абстрактной точки зрения. Единственная задача — проверить, насколько это соответствует пониманию продвижения самой Сашей.) В ответ на вопрос, можно ли считать это продвижением в борьбе с «нападающей застенчивостью», Саша кивнула, поэтому оно было принято к обсуждению.

Поскольку мама выступила инициатором изменений, которые касались не ее самой, то есть «жалобщиком», последовал вопрос о том, что она могла бы сделать для этого. Главным мама считала способность удалиться и оставить Сашу и Константина пообщаться между собой.

Часть 3

На вопрос о том, в чем бы выразилось их более теплое общение с Сашей, отец ответил, что они могли бы чаще гулять и говорить с Сашей о литературе. Но Саша всегда этого избегает, к тому же читает только «какие-то дурацкие детские страшилки». Терапевт спросил, как папа понимает эту потребность Саши. Возникла тема двойственности чувств детей по отношению к миру и родителям, с которыми надо как-то уметь справляться и отреагировать.

Саша довольно эмоционально реагировала на это обсуждение. Терапевт заговорил о том, что из своего опыта знает про любовь детей к страшным историям. Последовали воспоминания о летних лагерях, которые сам папа с удовольствием комментировал (прием включения терапевтического опыта, историй).

Далее был задан вопрос о том, какие «стоящие» произведения папа может вспомнить, где были бы и страшные истории. Были названы Гоголь и Эдгар По, что вызвало явное удовольствие папы, хотя он полагал, что Гоголя Саше читать рановато.

На вопрос, как должна была бы сложиться ситуация, чтобы Саша с папой могли иногда пойти погулять или походить на лыжах, Саша ответила, что согласилась бы, если бы папа сам заговорил с ней и спросил о чем-нибудь. Поскольку интервенция в папину «жизненную позицию» была достаточно продолжительной, а Саша уже почти приняла позицию «жалобщика», девочке был задан вопрос о том, что она могла бы сделать для того, чтобы папе было легче заговорить с ней.

Константин ответил, что сигналом для него было бы, если бы Саша перестала смотреть телевизор, «а то и не подойдешь к ним». Это дало повод терапевту спросить Константина, бывают ли ситуации, когда он чувствует себя не очень уверенным в общении с детьми и Сашей в частности. Константин немного смущенно сказал, что бывают, и «вообще я перед Сашкой как-то смущаюсь, не знаю, что ей и сказать, я все на работе, что у них там, не очень и знаю, только и успеваю, что проверить у них уроки по дороге в школу». Судя по выражению лица Саши, это было одной из очень существенных интервенций в ее картину восприятия мира.

Разговор о высвобожденном мамином времени, когда больше не нужно будет отслеживать отношения Саши и отца, вывел на тему трудоемкости маминых забот, связанных с девочками. Маме приходится тратить довольно много усилий на то, чтобы оправить девочек спать в 9 часов. Ей не удается посмотреть телевизор или почитать, поскольку «младшая требует очень болыло-

Современные подходы в системной семейной терапии 259

9*

го внимания», а для убедительности дисциплинарных усилий необходимо и старшую отправлять спать вместе со всеми.

Возникла тема различия правил для старшей и младшей дочерей, перспективы во взрослении Саши. Обсуждалось, как она поймет, что способна вести себя как более взрослая, чем два года назад, и чего сейчас от нее ждут.

Интервенция, направленная на представления мамы и всей семьи о необходимой близости контакта, степени опеки, критериях взросления и т.д., была переведена в плоскость обсуждения того, как все должно быть устроено в идеале, если бы Саша «не требовала такого внимания». Выяснилось, что в этом случае девочки смогут отправляться спать с разницей по крайней мере в час, что перспектива ложиться чуть попозже у Саши появится уже к лету, что девочки смогут только прощаться с мамой и уходить умываться и укладываться, а мама не будет проверять, точно ли Саша все сделала, укрывать их одеялом, выключать свет и пр. В это время она будет читать детективы или «женские» романы и сможет выходить вместе с папой погулять с собакой, потому что «папа ее тянет, но она обычно отказывается».

Комплимент и задание

В конце сессии терапевт отметил, что большое впечатление на него произвела готовность семьи улучшить отношения между Сашей и отцом и сделать их более теплыми, менее формальными, а также готовность обоих сделать шаги навстречу друг другу. Ясно, что опыт общения «с таким умным и компетентным взрослым, как Сашин отец» (которого, наверное, побаивается не один подчиненный), способность выдерживать в этом общении баланс между справедливыми требованиями и теплотой станет очень важным опытом для Саши и для них обоих. Маме была выражена поддержка в ее стремлении отследить меняющуюся ситуацию в их семье, точно реагировать на запросы «взрослеющей» семьи (отношения Саши и отца, стратегия поведения с растущими девочками).

Задание подробно не оговаривалось, терапевт только пожелал всем провести воскресенье так, как они задумали (поскольку полагал, что стратегия поведения намечена достаточно четко и важно сохранить у всех членов семьи ощущение собственной инициативы в совершаемых шагах к изменению).

Третий по счету прием был вторичным по своей структуре и задачам.

Часть 3

ВТОРИЧНЫЙ ПРИЕМ

Вторичный прием всегда начинается с подробного выявления продвижений и улучшений, произошедших с момента последнего визита семьи, поскольку процесс движения к необходимой цели запущен, определен «шаг» минимального изменения и тем самым задан масштаб для всех происходящих в семье событий.

На вопрос терапевта о том, что удавалось на неделе, члены семьи отметили следующие продвижения:

1) Мама сообщила, что Саша и папа иногда разговаривают между собой.

2) Был отмечен один знаменательный эпизод: заболела учительница физики, и урок вел тот самый завуч, которого Саша так боялась повстречать утром по дороге в школу. И получилось так, что он даже о чем-то спросил Сашу с места и в конце урока поставил ей четверку.

3) На этой неделе Саша согласилась заняться танцами (это было ей рекомендовано в связи с небольшим искривлением позвоночника), смогла понравиться руководительнице танцевального кружка и та приняла ее на занятия.

4) Мама с папой ходили в гости и задержались там допоздна, правда, в середине визита к дачным соседям мама «сбегала сварить им рыбу, поскольку девочки не знают, как это делается, и могли остаться голодными», но затем опять вернулась к гостям.

Все эти признаки показывают, что процесс изменения запущен, получил центростремительную силу, и этот факт должен быть зафиксирован.

Здесь в соответствии с техникой E.AR.S. (см выше) последовала подробная проработка «улучшений», для того чтобы то, что воспринимается клиентами как положительные изменения, соотносилось с какой-то определенной ситуацией, а главное, с определенной их стратегией и конкретными способами поведения. Кроме того, подчеркивание терапевтом успехов семьи, восхищение ими заставляет клиентов еще больше перестраивать их восприятие себя самих и своих возможностей, порождая концепцию «это возможно, я это могу».

Каждое из этих продвижений было оценено, последовали вопросы о том, что это была за ситуация, кто что делал, как это по-

Современные подходы в системной семейной терапии

лучилось, для того чтобы закрепить соответствующие паттерны в арсенале клиентов.

Особенно подробно разбирался эпизод с учителем. Выяснилось, что Саше, с ее точки зрения, особенно помогло то, что она могла опираться руками о парту, что она не старалась обязательно смотреть в глаза учителю, сразу ответила, а не промолчала, потому что «потом уже разговаривать не страшно». Таким образом, Саша уже наметила некую собственную стратегию совладания с подобной ситуацией.

Терапевту в таких случаях очень важно отключиться от своего знания о том, что является объективно полезным и работающим. Он не должен расценивать те средства, которые находит и считает работающими клиент, как несовершенные или наивные, поскольку они составляют его потенциал и действительно могут быть им использованы.

Эта стратегия уточнялась с помощью вопросов о способах различения ситуаций:

О когда можно с большой вероятностью сказать, что сердитый тон раздраженного взрослого связан не с Сашей, а с чем-то посторонним;

О когда взрослый действительно сердится на Сашу (подробно обсуждалось, как Саша отличает это при общении с родителями и какое поведение в таких ситуациях должно следовать).

В соответствии с правилами E.AR.S. «выяви — усиль — подкрепи — начини сначала» терапевт отрабатывал каждое улучшение.

Так, обсуждение похода родителей в гости позволило, во-первых, прояснить, как это удалось и что этому способствовало, а во-вторых, выявить целую последовательность условий, необходимых для того, чтобы мама с папой отвлеклись и мама так сильно не беспокоилась о девочках. Ирина сказала, что ей это удается тогда, когда папа ведет себя как «ухаживающий и внимательный к жене муж» и когда они весело проводят время. В прошлый раз они стали петь с друзьями и не заметили, как засиделись. Этот пассаж вывел разговор на тему супружеского общения и удовлетворенности им. Последовал запрос на отдельную супружескую сессию для Константина и Ирины.

Кроме того, мама заговорила о том, что чувствует, «как Саше неуютно, когда их нет дома, особенно если и Вера куда-то уходит».

Часть 3

Это привело к подробному обсуждению действительных переживаний Саши и того, что она могла бы делать, чтобы чувствовать себя «уютно, как взрослая», когда мама с папой уходят. Саша заговорила о своей любви к рисованию и продумала вполне детальный план действий «на свободный от родителей вечер». Кроме того, она с видимым удовольствием согласилась показать терапевту свои рисунки.

Такое обсуждение представляется значимым, поскольку паттерн тесной дистанции, опеки циркулярен (как хорошо известно из классической системной терапии) и на определенных стадиях подкрепляется ребенком так же, как и родителем. Возможность обсуждения того, «как должно быть», позитивное переопределение этой свободы от родителей в данной ситуации очень важно.

Новое шкалирование — оценка изменений ситуации

Произошедшие за неделю продвижения, по оценкам членов семьи, передвинули ситуацию на уровень 7 баллов, хотя сама Саша считала, что продвижение меньше. Терапевт спросил Сашу, почему другие считают, что ситуация улучшилась больше, чем кажется ей самой. Такое рассогласование оценок всегда используется терапевтом (обсуждается видение ситуации как лучшей, а не худшей). Эта интервенция полезна для более адекватного восприятия Сашей степени своего несоответствия «правильному поведению». Кроме невольно порождаемых Сашей паттернов и обоснований (ей приходится как-то объяснять эту разницу), выявляется разность восприятия Саши и других членов семьи. Для этого терапевт спрашивает, как каждый из членов семьи понимает уровень 7 баллов.

Последовало также обсуждение эпизода с физиком, который во многом отвечал критерию достижения терапевтической цели. Саша согласилась с тем, что шаг действительно был сделан, она в самом деле выдержала разговор с физиком, хотя учитель и не был «уж очень рассерженным».

Определение следующего шага по шкале

Следующий шаг был определен самой Сашей. Она считала продвижением еще на шаг, если бы ее уверенность начала прояв-

Современные подходы в системной семейной терапии

ляться в общении с подругами, когда они очень много говорят, а она не знает, что сказать, и только устает после такого общения.

Но обсуждение того, что нужно, чтобы у Саши получалось поддерживать и направлять беседу наравне с подругой, не удалось: Саша отвечала только «не знаю». Однако на вопрос о том, действительно ли это было бы продвижением, Саша ответила утвердительно.

Задание

В конце сессии Саша получила следующее задание: при следующей встрече с подругой она должна была постараться не пропустить все моменты, в которые ей все-таки удастся что-либо сказать. Терапевт предупредил, что это может произойти, а может и не произойти (снятие тревоги, объективация проблемы), но главное — заметить, если произойдет, и постараться запомнить, что это будут за моменты. Подобные задания широко используются терапии, ориентированной на решение. /

Кроме того, терапевт попросил всю семью (вместе с Сашей) подумать и составить список того, что сможет делать сама Саша, когда ей исполнится 15.

Комплимент

Терапевт выразил восхищение улучшением отношений в семье (между Сашей и отцом, Ириной и Константином, Ириной и дочерьми) и тем вкладом, который каждый вносит в эту работу. Он похвалил Сашу за то, что она нашла собственные приемы взаимодействия с важным и строгим взрослым (ее ответ учителю физики). Кроме того, ему было очень приятно слушать рассказ о походе Ирины и Константина в гости и любопытно было узнать, что у Саши есть столько дел для самостоятельного времяпрепровождения. Саша сказала, что хотела бы в следующий раз показать свои рисунки, если только у нее будет «действительно свободный вечер без родителей». На этом сессия завершилась.

Мы представили две сессии, конституирующие процесс терапии в этом подходе. Очевидно, что после достижения первых улучшений содержанием процесса терапии становится дальнейшее наращивание изменений, пока они не достигнут уровня, желаемого самими клиентами.

Часть 3

Продвижения и улучшения, происходившие на следующих четырех сессиях, состояли в следующем:

О изменилось поведение Саши на сесссиях, она стала активно участвовать в обсуждении принимаемых семьей решений, открыто высказываться и даже возражать, когда была не согласна.

О мама читала книгу, когда девочки укладывались в субботу спать;

О Саша почитала книгу Эдгара По, которую ей принес папа, они разговаривали и Саша объясняла, почему ей не нравится этот писатель;

О папа принес Саше «Гарри Поттера», и они обсуждали книгу, когда Саша ее прочла;

О когда праздновали день рождения, Саша была веселой и общалась со всеми;

О обозначилась зона собственных обязанностей и ответственности Саши: прием лекарств, регулирование времени просмотра телепередач, надевание аппарата от косоглазия, уроки, с которыми она успешно справлялась, о чем рассказывала с удовольствием;

О Ирина четко сформулировала привилегии, которые вскоре получит Саша, поскольку она «все так хорошо теперь делает»: она будет участвовать в обсуждении планов и проблем семьи, ей доверят ключи, научат готовить еду, поручат уборку ее комнаты в удобное для нее время, будут отпускать надолго в выходной день гулять на лыжах с подругами;

О Саша спокойно пережила эпизод с криком учительницы истории, и когда та спросила ее о чьей-то предполагаемой вине, смогла ответить, что учительница ошибается. Это дало возможность обсудить, чему научил ее этот случай. В результате к правилам разговора со взрослыми в школе, выработанным раньше, добавился «маленький кодекс самообладания» (помнить, что это не навсегда, сохранять спокойное выражение лица, попытаться отнестись с юмором).

Саша с удовольствием отнеслась к предложению мысленно представить учительницу истории с каким-нибудь зверьком на голове. Так появился цветной попугайчик, которого всегда можно представлять в такой ситуации. Терапевт также подроб-

Современные подходы в системной семейной терапии

но обсудил, как она общалась бы с учительницей, если бы в этот момент представляла себе ее с этим цветным попугайчиком.

Состоялась также одна супружеская встреча с Ириной и Константином, во время которой произошел разговор о недоверии Ирины к мужу, которое приводило, по ее собственным словам, к «слишком большой сосредоточенности на детях, завышении проблем с девочками». Обсуждались также признаки и условия более тесных и доверительных взаимоотношений, большей открытости. Был запланирован ужин при свечах, супруги детально обсуждали возможности поездки за границу.

ЗАВЕРШАЮЩАЯ СЕССИЯ

Завершающей стала восьмая по счету сессия, когда были накоплены позитивные изменения, реализованы основные критерии успешной терапии (две ситуации взаимодействия Саши с учителями). Заметим, что сессия становится завершающей в/том случае, когда семья сама полагает, что достигла того показателя по условной шкале, который можно считать достаточным для терапии.

Шкалирование достигнутой ситуации

На вопрос о нынешнем ее месте на шкале семья ответила, что о застенчивости Саши говорить больше нет смысла, она вполне справляется со всем, что нужно, а вся семья находится на уровне 8,5 — 9 баллов относительно того, чтобы им хотелось иметь. Последовал вопрос о том, сколько баллов достаточно для того, чтобы терапия была больше не нужна. Подумав, члены семьи ответили, что они уже сейчас на таком уровне.

Далее последовало детальное выяснение фактов, обусловливающих эти показатели, успехи клиентов. Были перечислены следующие показатели:

О Саша стала более раскованной и целеустремленной. Это, в частности, выразилось в ее готовности включаться в общение на приеме. Она принесла и с удовольствием показала свои рисунки «чужому человеку», делилась своими впечатлениями о событиях, обсуждаемых темах, открыто не соглашалась с родителями;

О Саша с удовольствием обсуждала с мамой успехи в школе;

Часть 3

О она знала, как будет себя вести и чем займется, если останется одна дома;

О читала принесенного отцом Эдгара По (не понравилось) и «Гарри Поттера» (очень понравилось);

О сама надевала по вечерам сложную конструкцию от косоглазия, взяла на себя ответственность за свои лекарства, которые принимает утром и вечером;

О папа с мамой больше вечеров проводят вдвоем (папе удается дать маме понять, что он в этом нуждается).

Обобщая, члены семьи назвали приведенные выше продвижения признаками взрослости и самостоятельности Саши. Ее успехи в школе (как раз накануне приема девочку хвалили за успехи в учебе), исчезновение страха перед взрослыми в школе, улучшение взаимопонимания Саши с отцом, рост взаимного доверия и взаимопонимания у мамы с папой — все это было обозначено как результаты терапии. Перечисление семейных достижений проходило в непринужденной атмосфере, которая, как правило, устанавливается на таких приемах, когда клиенты начинают ощущать себя людьми, преодолевшими трудности и находящимися в более благоприятной жизненной ситуации, чем ранее.

Определение минимально допустимых ухудшений

Достижение клиентами необходимых изменений означает конец по крайней мере данного цикла терапии. Однако завершенной работу в терапии, ориентированной на решение, считают тогда, когда клиенты не только ошущают, что они разрешили свою проблему и достигли улучшений, но и ясно понимают, благодаря каким личным усилиям им это удалось сделать. А также осознают собственные ресурсы, помогающие сохранять желаемый уровень функционирования, и могут использовать наработанные средства и смысловые ориентиры в случае некоторого ухудшения. Обсуждение именно этих вопросов обычно составляет основное содержание последнего приема.

Поэтому терапевт задал обычный для завершающей сессии вопрос: какие изменения в худшую сторону Саша и члены семьи считали бы предельно возможными, на сколько баллов можно «опуститься», чтобы была возможность вернуться от этого ухудшения к прежнему уровню. Семья назвала возвращение на уровень 7-6 баллов. Признаки этого ухудшения:

Современные подходы в системной семейной терапии

О отказ Саши самостоятельно выполнять свои обязанности;

О Саша опять будет волноваться из-за какого-нибудь учителя;

О мама будет слишком занята делами девочек и домом;

О папа будет больше обычного сердиться, а его общение с девочками (с Сашей) сократится;

О у мамы с папой не будет возможности выходить в гости и в театр достаточно часто.

Очевидно, что называние этих признаков ориентирует клиентов на отслеживание неконструктивных паттернов и при этом переопределяет их как задачи, которые необходимо решить, а не как признаки неуспеха, новой проблемности.

Определение способов преодоления временных ухудшений

На вопрос о том, что поможет им вернуться на прежний уровень,

О Саша ответила: использование найденных ею правил разговора с рассерженным взрослым (спокойного реагирования, представления в шутку цветного попугайчика на голове) и вообще «желание быть взрослой, потому что тогда в жизни больше возможностей».

О Ирина с Константином ответили: тогда они будут вспоминать про «картинку» семьи через 10 лет. Константин добавил, что лучше всего поможет, если «взять маму в охапку да и уехать в кругосветное путешествие на месяц». (Заметим, что таким образом он совершенно добровольно и самостоятельно сформулировал инвариантное предписание по методу Мары Сельви-ни Палаццоли).

<> Ирина, немного смягчая эксцентричность Константина, сказала, что первым признаком будет необходимость подумать о том, не слишком ли опекают Сашу и что она в действительности может сделать (пересмотреть список своих обязанностей и прав); не забыла ли она о себе (когда встречалась с подругой в последний раз) и не забросили ли они с папой себя (когда были в гостях в последний раз).

Вопрос о ресурсе для всего этого был встречен улыбками и репликами про то, что главное — это любовь и что они убедились в возможностях обеих своих дочерей.

Часть 3

Комплимент, завершение последней сессии

Обратная связь состояла в проявлении уважения к достигнутому, к вкладу, который каждый внес в достижение более приятной и устраивающей всех ситуации (теплота и внимание, проявленные Константином, несмотря на занятость, решительность Ирины в пересмотре привычного устройства жизни, готовность преодолеть рутину, выработка новых правил). Сашины успехи были определены следующим образом: девочка показала всем вокруг и в первую очередь в школе, насколько она спокойный, разумный и взрослый человек, который может справляться с особенностями своего характера и достигать того, что ей необходимо (уверенности в трудных ситуациях, в общении с папой, с подругами, реализации новых правил для себя в доме, хороших оценок). Очевидно, что все комплименты, опирающиеся на факты, являлись стратегическими по своему назначению.

Разговор по телефону с Константином, состоявшийся через два месяца, показал, что ситуация в семье остается устойчивой, девочки заканчивают школьный год, у Саши хорошие оценки в последней четверти, а мысли всей семьи заняты тем, как они проведут лето.

^> Литература

1. Ахола Т., Фурман Б. Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. С-Пб.: Речь, 2001.

2. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия, фокусированная на решении) // Краткосрочная позитивная психотерапия. С-Пб.: Речь, 2000.

3. Бейтсон Г. Экология разума. М.: Смысл, 2000.

4. Будинайте Г.Л. Классическая системная семейная терапия и постклассические направления: свобода выбора // Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 3, с. 79 — 90.

5. de Shazer, S. Patterns of Brief Family Therapy. N.Y. — London, The Guilford Press, 1982.

Современные подходы в системной семейной терапии

de Shazer, S. Keyes to Solution in Brief Therapy. N.Y. — London,

W.W. Norton & Company, 1985.

de Shazer, S. Putting Difference to Work. N.Y. — London, W.W. Norton &

Company, 1991.

de Shazer, S. Words were originally Magic. N.Y. — London, W.W. Norton

& Company, 1994.

Insoo Kim Berg. Family Based services. A Solution Focused Approach. —

N.Y. - London, W.W. Norton & Company, 1994.

/

Е.С. Жорняк

Нарративная психотерапия

Из того, что мне — или всем — кажется, что это так, не следует, что это так и есть.

Л. Витгенштейн'

Действительность второго порядка, являющаяся не чем иным, как нашим мировоззрением, мыслями, чувствами, решениями и поступками, порождается в результате, так сказать, наложения нами некоторого определенного порядка на калейдоскоп и фантасмагорическое многообразие мироздания; таким образом, она не является результатом постижения какого-то «действительного» мира, а сама конструирует совершенно определенный мир (один из миров). Конструирование осуществляется бессознательно, мы же наивно полагаем, что его продукт существует независимо от нас.

П. Вацпавик

j> Нарративная терапия: интерпретация авторов

В Далвич-центре (the Dulwich Center), директорами которого являются основатели нарративной терапии2, было сформулировано следующие описание этого подхода.

1 Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. M: Гнозис, 1994 с. 2.

2 Нарративную терапию создали и до сих пор развивают австралийские психотерапевты Майкл Уайт (Michael White) и Дэвид Эпстон (David Epston). Даже в их исполнении за последние 20 лет она претерпела значительные изменения. За это время нарративная терапия превратилась в признанный и довольно влиятельный подход в Европе и Америке. Однако разные терапевты восприняли нарративную метафору по-разному и внутри подхода существуют значительные различия — одни терапевты заняты исследованием постмодернистского влияния на психотерапевтическую беседу; других больше интересуют постструктуралистские идеи; третьи стали называть себя дискурсивными терапевтами. Соответственно большие различия существуют и в том, как разные терапевты воплощают свои идеи в практику. Однако, учитывая общее для всех любителей нарративной метафоры релятивистское отношение к действительности, такое расхождение рассматривается ими как хороший повод для интереса друг к другу и ресурс для новых описаний психотерапии.

Современные подходы в системной семейной терапии 271

/Ss

Основная предпосылка нарративной терапии — это идея о том, что жизни и отношения людей формируются:

О знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей и привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта и

О определенными практиками «Я» и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями.

Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы:

О позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали;

О помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие

О и поощряя людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни3.

Х> Краткое описание подхода

В самом широком смысле нарративная терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают, то есть рассказывают по-иному истории своей жизни. Для нарративных терапевтов «история» — это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.