Здавалка
Главная | Обратная связь

Кейнсианский крест и равновесие на товарном рынке. Сбережения и инвестиции.



Рынок товаров находиться в равновесии, когда уровень планируемых совокупных расходов (AE) равен предполагаемому уровню выпуска (Y), т.е. уровню совокупного предложения.

Следовательно, для анализа макроэкономического равновесия кривая совокупного спроса (AE) должна быть дополнена кривой совокупного предложения (AS).

 

Рис. 12.6

AE
AS (Y = AE)

 

 

           
   
AE = MPC(1 - t)Y+A
 
   
E
 
 
A

 


Y
Y2 YE Y1 Y*

 

В кейнсианской модели кривая AS строится как кривая, отражающая желание и возможность предпринимательского сектора предоставить такое количество товаров и услуг, на которые будет предъявлен спроспри данном уровне цен. (Возможна ли такая ситуация в действительности? Да, в периоды неполной занятости (спадов), которые и анализировал Кейнс, когда высок уровень безработицы и простаивает оборудование: экономика на спаде. Значит при росте Y в течение какого-то времени не будут изменяться ни заработная плата, ни товарные цены).

Кривая AS отражает тот уровень выпуска (доходов) Y, который равен уровню планируемых совокупных расходов AE,

то есть кривая AS – это кривая, выходящая из 0 под углом в 450. По достижению потенциального уровня выпуска (дохода) Y* она превращается в вертикаль (рис. 12.6).

Напомним, что отклонение от равновесия связано с отклонением уровня выпуска (= фактических расходов) - Y – от уровня планируемых расходов AE, что в свою очередь обусловлено отклонением фактического уровня инвестиций (соответственно, уровня товарных запасов), от их запланированного уровня.

· При Y1: выпуск (= фактические расходы) больше планируемых расходов Y1 > AE. Предпринимательский сектор столкнется с тем, что товарные запасы превышают запланированный уровень и будут сокращать выпуск, двигаясь в сторону равновесия YE.

· При Y2: выпуск (= фактические расходы) меньше планируемых расходов Y2 < AE. Предпринимательский сектор столкнется с тем, что товарные запасы отстают от запланированного уровня и будут наращивать выпуск, двигаясь в сторону равновесия.

· В точке равновесия E уровень выпуска равен уровню планируемых совокупных расходов:

Y = AE => Y = MPC(1 - t)Y + A => Y - MPC(1 - t)Y = A =>

=

 

 

Этим уравнением задаются факторы, определяющие равновесный уровень выпуска (доходов)Y: MPC, t, A (Ca + I + G + Xn).

Представленная на рисунке 11.6 модель назыается: модель «доходы – расходы» или «кейнсианский крест».

Однако приведение к равновесию товарного рынка можно проанализировать, как вам известно, и с помощью модели «инвестиции – сбережения»(рис. 12.7):

 

Рис. 11.7

S,I

 

S = - Ca + MPS(1 – t)Y

 

E I

 

0 MPS(1- t ) Y2 YEY1 Y

 

 

· При Y1: S > I (фактические товарные запасы превышают запланированный уровень) => Y↓.

· При Y2: I > S (товарные запасы отстают от запланированного уровня) => Y↑.

· В точке равновесия Eтоварные запасы находятся на запланированном уровне, поэтому I = S, Y = YE.

Модель, представленная на рис. 12.7 является частным случаем общей модели «утечки – инъекции».

В заключение сравним кейнсианскую функцию планируемых совокупных расходовAE с неоклассической функцией совокупного спроса AD.

AE = C(Y) +I(R*, i)+G +Xn

+ + -

AD = C(i) + I(i, r) + G + Xn

- - +

Принципиальное отличие кейсианской модели совокупного спроса АЕ (по доходу) от неоклассической АD (по уровню цен) состоит в том, что в ней присутствует обратная связь:

· Совокупный спрос АЕ зависит от потребления С,

· С зависит от дохода Y,

· Y зависит от АЕ.

Именно эта особенность порождает мультипликационные эффекты при изменении автономных расходов:

A↑=> AE↑=> Y↑=> C↑=> AE↑=> Y↑и т.д. пока не закончит действовать первоначальный импульс. И наоборот:

A↓=> AE↓=> Y↓=> C↓=> AE↓=> Y↓и т.д. пока не закончит действовать первоначальный импульс.

В такой особенности построения функции совокупного спроса (планируемых совокупных расходов) АЕ проявляется главное различие двух школ в трактовке мотора функционирования экономики:

· Неоклассики мотором считают совокупное предложение.

· По Кейнсу мотором является совокупный спрос.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.