Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 2. Происхождение религии: основные гипотезы. Структура религии.



Вопрос 1. Проблема классификации религий.

Трудность классифицирования религий заключается в исключительном многообразии представленных в истории религиозных форм. В религиоведении нет единой общепризнанной классификации религии.

Существуют классификации по различным основаниям:

I) Распространенность религии (классификация российского культуролога и религиоведа Андрея Евгеньевич Кулакова):

1. Родоплеменные – религии, которые исповедает род, племя (в наст. время есть такие религии);

2. Национальные – это религии, которые исповедает та или иная национальная группа, этнос.

- Индуизм (Индия);

- Синтоизм (национальная религия Японии, хотя там есть еще и Буддизм);

- Иудаизм (религия евреев).

3. Мировые – религии, которые распространены по всему миру (а не в одной этнич. или национ. группе).

Недостатки классификации:

•«количественная» мерка не может ничего сообщить о «качестве» религии, о её сущности и главных принципах.

•некоторые религии не могут быть названы ни национальными, ни мировыми (например, конфуцианство)

 

II) Понимание сверхъестественного(классификация философа и религиоведа Сергея Сергеевича Аванесова – основание предполагает рассмотрение природы религии):

Религия – коммуникация между человеком и сверхъестественным, а сверхъестественное понимается по-разному.

Формы религий (по степени сложности):

1. Элементарные верования (нет представлений о Боге. А о потустороннем - о духах)

Виды: Шаманизм, Анимизм, Магия.

2. Политеизм («многобожие») - Существует целый пантеон богов. Каждый отвечает за свою сферу.

Виды: «мёртвые» религии Древнего Египта,религия Японии синто.

3. Дуализм («два начала») - Наличествуют две иерархии – иерархия добра и иерархия зла. Между этими иерархиями идет постоянная борьба, и человек – участник.

Виды: Манихейство (религиозное учение, которое характеризуется резким противопоставлением добра и зла), Зороастризм (представление о борьбе двух начал - добра и зла)

4. Супрeмотеuзм («верховный бог один») - это почитание многих богов при приоритете одного из них.

Виды: Религия Древнего Рима, Религия Древней Греции

5. Пантеизм («всё божие») - учение, отождествляющее Бога с природой, со всем мирозданием (Природа - воплощение божества).

Виды: Конфуцианство, Даосизм, Буддизм

6. Монотеизм («единобожие») - религия, признающая единого бога. В такой религии почитается лишь один Бог, кроме которого нет никого и ничего божественного.

Виды: Ислам, Иудаизм.

7. Теизм- учение о Боге как о существе, создавшем мир и управляющем им; учение, считающее бога (в отличие от пантеизма) абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком; рассматривает мир как осуществление божественного промысла.

Вид: Христианство.

 

Недостаток классификации: между этими формами нет ни логической, ни хронологической преемственности. Нельзя сказать, что менее совершенная религия может «развиться» в более совершенную.

Вопрос 2. Происхождение религии: основные гипотезы. Структура религии.

Этимология термина «религия».Слово «религия» (religio) – латинского происхождения; в Древнем Риме оно означало обязанности человека по отношению к сверхъестественным силам или существам (совестливое отношение к чему-либо, добросовестность, аккуратность, особое отношение к «священному»: благоговение, набожность, мнительность, благочестие, вера, страх, суеверие, долг, священнодействие).

Сейчас насчитывается не менее 250 определений религии. Главное их отличие – есть религиозные определения (даются верующими людьми) и нерелигиозными (даются неверующими).

Религия номинально обозначается как коммуникация между человеком и сверхъестественным (классическое опр-е). Религия возможна только тогда, когда есть 2 стороны – сверхъестественное и человек.

· Согласно религиозному определению, сверхъестественное творит человека;

(для верующего это реальная коммуникация, человек чувствует ответ со стороны сверхъестественного);

· Согласно нерелигиозному – человек творит сверхъестественное;

(человек почему-то решил, что Бог есть; его нет, но человек думает, что Бог есть).

 

Версии происхождения религии:

I. Нерелигиозные версии:

1.Политические версии происхождения религии:

- Теория обмана:

Сначала человеческого общества не было (не было законов, вождей). Затем появились вожди. Для управления людьми они создали регуляторы поведения - законы, по которым давались критерии наказаний / поощрений. Однако законов было недостаточно (люди стали что-то скрывать). Поэтому вожди придумали для народа пугало или богов, которые «постоянно следят за человеком» и наказывают в случае неповиновения.

- Теория договора (Вожди договорились с народом, что боги есть).

- Теория эвгемеризма:

Был знаменитый путешественник Эвгемер, который прибыл однажды на остров Панхея. Там он стал знакомиться с местными достопримечательностями. Приходит на кладбище и видит могилу с табличкой: «Здесь похоронен бог Зевс». Спросил у народа: «А кто это «бог»? Ему ответили, что боги – это люди, которые при жизни чем-то прославились.

 

2.Натуралистические версии происхождения религии (строятся на том, что человек не понимал природу):

- Теория страха:

Человек, который жил в природе, не понимал природные явления, поэтому боялся природы. (А когда человек боится, он видит больше, чем есть на самом деле). И человек увидел за этим реальную силу – духов и богов. Он понял, что можно договориться с этой силой и начал поклоняться ей, чтобы выжить.

- Теория анимизма:

Анимизм – религиозное верование, которое основывается на вере в существование души.

Суть теории:

· Человек понял, что у него есть жизнь.

· У каждого человека есть живой призрак или душа (поскольку, когда человек спит, его тело остается там же, а душа в другом месте).

· Если есть вера в существование души => есть и религия.

 

- Теория адаптации:

Человек обладал особой интуицией (он еще не отделился от природы) – мог видеть мир, населенный духами; он чувствовал, что мир населен духами. Человек пытался адаптироваться, чтобы как-то существовать с духами.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.