Антропологические версии происхождения религии (связаны с тем, что человек не знает себя, свою психику, даже некоторые выходы в бессознательное). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
- Философская антропология; Один из представителей – Фейербах. Гипотеза Фейербаха: Бог – плод человеческой фантазии, ее свойство, олицетворяет человеческое незнание. Человек сотворил Бога. - Психология; Одна из психологических версий связана с индивидуально-психологическими факторами, которые действуют в психологии индивида (это переживание всесторонней зависимости от других людей, страх смерти, чувство одиночества, ощущение безысходности ситуации и др.). Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чувство страха перед разрушительными силами природы и общества. - Социология; Человеку нужен был еще какой-то регулятор поведения, которым выступили божественные заповеди. Все рассмотренные выше версии связаны с земным происхождением религии, а не со сверхъестественным. То есть они не отвечают на вопрос – «почему человек приходит к религии?»
II. Религиозные версии: 1. Пантеизм (конфуцианство, даосизм, индуизм) - учение, отождествляющее бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества. 2. Деизм - учение, признающее бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества. 3. Теизм - учение, считающее бога (в отличие от пантеизма) абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком; в отличие от деизма рассматривает мир как осуществление божественного промысла.
Эти религии возникли, т.к. есть сверхъестественное – есть Бог и человек. Это достаточное основание для существования религии. Структура религии: 1. Вера (субъективное условие коммуникации) -особая настроенность внутреннего мира человека, способность и готовность открыться для общения со сверхъестественным миром; уверенность в невидимом. 2. Вероучение, или доктрина - теоретическая «объективация» веры, т.е. содержание веры (внутренняя сторона религии). Как правило, вероучение разных религий включает примерно одни и те же разделы: а) теология – учение о Боге или богах, их происхождении (или не-происхождении) и устройстве божественного мира; б) космогония и космология – учение о происхождении и устройстве космоса (чувственного мира); в) антропология – учение о происхождении, жизни и смерти, «устройстве» и онтологическом (бытийном) статусе человека; г) эсхатология – учение о конце чувственного мира (1. учение о посмертной участи души; 2. о конечных судьбах мира (по сути, о конце света – что этот мир ожидает?). 3. Культ -практическое осуществление «вертикальной» коммуникации между человеком и сверхъестественным, которая выражается в ритуалах, обрядах, церемониях, жертвоприношениях, молитвах. (Внешняя сторона религии). 4. Система морали, или этика - «горизонтальная» коммуникация, система правил, регулирующая отношения между людьми (как посюстороннее «продолжение» коммуникации «вертикальной»). (Пример: заповедь «Возлюби ближнего своего»). 5. Религиозная организация - организация верующих, обеспечивающая, упорядочивающая и регламентирующая все способы взаимоотношений со сверхъестественным миром; видимое устройство религии как социального института. Самые известные типы религиозных организаций – это община, церковь, секта. В различных религиях присутствуют, как правило, все эти элементы. В каждой религии они своеобразны.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|