Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль государственного сектора и чистого экспорта



Государственные расходы являются важным компонентом совокупных расходов (совокупного спроса). Государственные расходы не зависят от уровня дохода и всецело определяются макроэкономической, в первую очередь фискальной, политикой правительства.

Государственные расходы возникают в связи с необходимостью выполнения государством его многочисленных функций, основными из которых в современной экономике являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности, т.е. «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей и обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика по защите окружающей среды)

Государственные расходы делятся на 2 группы:

1. государственные закупки товаров и услуг (например, расходы на строительство дорог, школ, больниц, выплата жалования чиновникам, учителям, врачам)

2. трансфертные платежи (например, пенсии, пособия по безработице, субсидии фирмам). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают перераспределение имеющегося совокупного дохода.

Государство может оказывать на экономику влияние прямое и косвенное. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса, являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное воздействие осуществляется через изменение величины налогов и трансфертов, в том числе субсидий, поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов (рост налогов сокращает оба эти вида расходов, а рост трансфертов их увеличивает).

Для финансирования своей деятельности государство взимает налоги в законодательном порядке.

Налоговая функция имеет вид:

T=Tf+tY,

где Tf – налоги, независящие от дохода,

t – налоговая ставка.

Государственный бюджет утверждается парламентом на текущий финансовый год заранее, и основные статьи госрасходов остаются неизменными. Изменение размера расходов связано с длительной процедурой обсуждения в парламенте. Таким образом, величина государственных расходов в модели совокупных расходов принимается как постоянная.

Бюджетно-налоговая политика(фискальная политика) – деятельность правительства по изменению государственных расходов, налогов и государственного бюджета, имеющая своей целью обеспечение полной занятости при не инфляционном уровне ВНП.

Фискальная политика может осуществляться в двух направлениях: стимулирование и сдерживание.

Стимулирующая фискальная политика направлена на преодоление спада. Правительство должно увеличить госрасходы или снизить налоги. На результативность стимулирующей фискальной политики влияет эффект вытеснения. Если государственные расходы финансируются путем выпуска займов, то на денежном рынке возрастет процентная ставка. Это повлечет за собой снижение инвестиционного спроса, т.к. для предпринимателей возрастет цена кредита.

Сдерживающая фискальная политика проводится для ограничения подъема экономики. Государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Ценой спада производства и роста безработицы можно снизить инфляцию.

Добавим в анализ иностранный сектор. В результате получим четырехсекторную модель экономики. Расходы иностранного сектора являются важным компонентом совокупных расходов и известны как расходы на чистый экспорт. Чистый экспорт представляет собой один из видов взаимоотношений данной страны с другими странами (международной торговли). Чистый экспорт равен разнице между экспортом и импортом. Экспорт является автономной величиной, т.е. не зависит от уровня дохода данной страны, а определяется уровнем дохода в других странах (странах -торговых партнерах - прямая зависимость) и уровнем обменного курса (обратная зависимость). Экспорт представляет собой спрос иностранного сектора на товары и услуги данной страны. Поэтому чем выше уровень дохода в других странах, тем с большим желанием они будут покупать товары, произведенные в данной стране, т.е. экспорт возрастет. А чем выше обменный курс национальной денежной единицы, тем более дорогими и поэтому менее привлекательными они становятся для иностранцев, поэтому экспорт падает. Функция, экспорта, поэтому может быть выражена формулой:

Ех = Ех (Yf, e)

 

где Yf – доход в других странах, e – обменный курс денежной единицы данной страны.

Что касается импорта, одна его часть может не зависеть от уровня совокупного дохода данной страны и представлять собой автономный импорт, но другая его часть обязательно зависит от уровня дохода, поскольку рост национального дохода данной страны ведет к росту спроса на товары и услуги, в том числе и импортные, т.е. при росте дохода импорт увеличивается. Таким образом, импорт делится на автономный и неавтономный (индуцированный) и поэтому формула импорта может быть представлена:

Im = Im + mpm Y

 

где Im – автономный импорт, а mpm – предельная склонность к импорту. Заметим, что импорт зависит от величины национального, а не располагаемого дохода. Предельная склонность к импорту – это величина, которая показывает, на сколько увеличится (сократится) импорт при росте (сокращении) дохода на единицу:

 

mpm = Im / Y 0 < mpm < 1

Кроме того, импорт также зависит от обменного курса национальной денежной единицы. Причем зависимость прямая, т.е. чем выше обменный курс национальной валюты, тем более дешевыми и привлекательными становятся импортные товары для отечественных покупателей.

Поскольку чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом и импортом, то функция чистого экспорта имеет вид:

 

Хn = Ех – Im = Ех – (Im + mpm Y) = (Ех – Im) - mpm Y

 

где (Ех – Im) – автономный чистый экспорт, а (mpm Y) – индуцированный импорт.

 

 

 

Наклон кривой планируемых совокупных расходов в четырехсекторной модели экономики меньше (она более пологая), чем в трехсекторной, поскольку он определяется величиной (mpc (1- t) - mpm), а при наличии индуцированных инвестиций величиной (mpc (1 – t) + mpI - mpm) (рис.2.6). Поэтому эффект мультипликатора в открытой экономике меньше, чем в закрытой.

Изменение величины автономного чистого экспорта сдвигает кривую планируемых совокупных расходов. Рост величины автономного чистого экспорта ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных расходов, а сокращение – вниз.

Рост величины предельной склонности к импорту меняет наклон кривой планируемых расходов и величину мультипликатора. Чем больше mpm, тем кривая более пологая, следовательно эффект мультипликатора меньше.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.