Вопрос 18. Государственный строй ВКЛ и органы государственного управления.
В начальный период ВКЛ состояло из удельных княжеств, а также областей, находящихся в федеративных отношениях с центральной властью (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жемайтская земли), и из территорий собственно Литвы с частью белорусских земель. Особый автономный статус имели Киевская, Волынская и Подольская земли. Ими управляли князья - наместники. В 15в. Витовт создал новую политико-административную систему. Крупные вассальные княжества были преобразованы в воеводства, или поветы. В ВКЛ входило 6 воеводств: Виленское, Трокское, Киевское, Полоцкое, Витебское, Смоленское и (с 16 в.) 2староства - Жемойтское и Волынское. ВКЛ представляло собой монархию во главе с великим князем. Князь избирался шляхетским сословием из представителей княжеской династии. Великий князь командовал вооруженными силами, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд. В его ведении были дипломатические отношения с др странами, объявление войны и мира. Он назначал на гос-ные должности и распоряжался гос-ным имуществом. При великом князе в качестве совещательного органа действовала паны-рада, в состав кот входили лица, занимавшие высшие гос-ные посты, члены великокняжеской семьи и представители наиб богатых влиятельных родов. Узкий круг лиц изнаиб приближенных к князю членов рады составлял переднюю, или тайную раду. Первонач рада была совещательным органом, но по мере роста эконом и политич роли феодальной знати она превратилась в орган, кот вместе с князем осуществлял законодательную, исполнительную и судебную власть. В нач15 в. (1401) начал действовать новый орган гос-ной власти - вальный (общий) сейм, в состав кот входили паны-радные, многочисленные служебные особы центрального и местного гос-ного аппарата, на его заседаниях могла присутствовать вся шляхта. С сер 16 в. вальный сейм состоял из Гос-ного совета, кот стали называть Сенатом, и из поветовых послов - депутатов, кот составляли Посольскую избу. Функции исполнительной власти осуществляли: канцлер, хранивший гос-ную печать и заведовавший центральной канцелярией; гетман, который в отсутствие великого князя командовал армией во время войны; земский подскарбий, ведавший гос-ной казной. При дворе был также ряд должностей, скорее почетных, чем реальных. Это маршалокдворный, чашник, стольник, конюший, мечник и т.п. Во главе местной власти в воеводствах стоял воевода. Его заместителями были каштелян, коткомандовал военными подразделениями в воеводстве, а также подвоевода, заведовавший канцелярией. Городничий отвечал за ремонт и укрепление воеводского замка, ключник присматривал за сбором податей и т.д. В поветах во главе администрации стоял староста, в городах - войт. Сельская администрация была представлена тиунами, сотниками, старцами и др. Основой великокняжеского войска являлось всеобщее ополчение, так называемое «посполитое рушение». Военнообязанными были все мужчины, которые имели в собственности землю. Со своих земельных владений шляхтич должен был выставлять вооруженного и обученного ратника: одного от восьми служб (одна служба - примерно два крестьянских хозяйства). Высшей судебной инстанцией в государстве был великокняжеский суд, а также суд панов - рады и Сейма. В 1581 г. был создан Главный Трибунал ВКЛ, который рассматривал наиболее важные государственные дела. На местах действовал общесословный замковый (гродский) суд, который рассматривал уголовные дела шляхты, мещан и крестьян. Дела шляхты, князей и бояр рассматривал земский суд. Земельными тяжбами занимался подкоморский суд. В городах, имевших магдебургское право, действовали войтовско-лавочные и бурмистерские суды. В селах продолжал функционировать копный и общинный суд. Крепостных крестьян судили помещики. В XIV - XV вв. наметился переход от обычного права к письменному. Важным шагом в этом направлении было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира (1468 г.). Вершиной систематизации и кодификации норм феодального права, первым общегосударственным сборником стал Статут ВКЛ (1529 г.), получивший затем вторую (1566 г.) и третью (1588 г.) редакции. Этот документ не имел равных в Европе.
19. Формир-е законодательства ВКЛ. Статут ВКЛ— верховный закон ВКЛ, составлявший его правовую основу. Первый Статут, состоящий из 13 разделов (282 статей) был издан в 1529 году. Статут регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права. Второй Статут был издан в 1566 году и отражал социально-экономические и политические изменения. Третий Статут был издан в 1588 году и действовал на территории ВКЛ до полной его отмены в 1840 году. В преамбуле последней конституции Литовской Республики Статуты названы правовыми фундаментами литовского государства. Статут ВКЛ издавался 3 раза: в 1529, 1566 и 1588 годах; и был написан на старобелорусском (западнорусском) языке. Кодекс был составлен в Великом Княжестве Литовском в 16 в и продолжал сохранять свою силу в бывших областях этого государства в качестве сборника их гражданских законов почти до половины 19в. Упоминания о «Статуте ВКЛ» встречаются в источниках ещё в последней четверти 15 и первой 16 в., но тогда под этими терминами разумелся не какой-либо кодекс, а вся совокупность земских «устав и ухвал», равно как земских и областных «привилеев», издававшихся литовским господарем с его радой. Необходимость кодификации законов, вытекавшая как из пестроты права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из стремлений усилившейся шляхты высвободиться из-под тяжести великокняжеской власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под именем Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей держится того мнения, что этот первый, или «старый», Статут никогда не был напечатан и действовал только в писанной форме. Профессор Ф. И. Леонтович приводил, однако, свидетельство одного акта 1552 г. о «друкованом», или печатном, Статуте. Статут 1529 г. не был особенно благоприятен для шляхты и заключал в себе немало устарелых и весьма суровых постановлений. Поэтому уже на берестейском сейме 1544 г. литовские чины просили короля Сигизмунда I об исправлении Статута, но пересмотр и новое издание последнего осуществились лишь при Сигизмунде Августе на сеймах 1564, 1565 и 1566 годов. Окончательно утверждена новая редакция, известная под названием второго Статута, привилеем 1 марта 1566 г.Вскоре поднялся вопрос о новом исправлении Статута. Исправленный на поветовых сеймиках и утвержденный на головном съезде литовских чинов в Волковыске (1504), он был просмотрен на варшавском элекционном сейме 1587 г. и окончательно утвержден на коронационном сейме 1588 г. В том же году этот «третий Статут» был издан на белорусском языке подканцлером Львом Сапегою в Вильне. Это белорусское издание и было оригиналом закона; многочисленные польские переводы, начавшиеся с 1616 г., такого значения не имели и носили частный характер.После присоединения территорий Великого княжества Литовского к Российской империи населению этих территорий предоставлено было первоначально пользование местными законами, и таким образом было сохранено значение Литовского Статута в гражданских делах. Это повело к необходимости перевода Литовского Статута на современный русский язык для пользования сенаторов, и в 1811 г. был напечатан такой перевод, выполненный под наблюдением обер-прокурора 3-го департамента сената Посникова с польского издания 1786 г.Издание 1811 г. получило широкое распространение в Малороссии и бывших литовских областях; уже через 10 лет понадобилось новое издание. Когда к нему приступили, в «Северном Архиве» появилась статья, доказывавшая, что польское издание 1786 г. дает весьма искаженный текст Литовского Статута. Перепечатка сенатского издания была приостановлена, и возникший вопрос перенесен на рассмотрение комитета министров, высочайше утвержденное положение которого признало подлинником Литовского Статута старобелорусский текст 1588 г., а наиболее верным переводом — польское издание 1616 г.Была образована особая комиссия из чинов министерства юстиции и министерства народного просвещения, на обязанность которой возложено было изготовление нового перевода Литовского Статута на современный русский язык, причем предполагалось тексту этого перевода дать обязательную силу. Работы комиссии были закончены к 1834 г., но под влиянием событий 1830-31 г. труд комиссии остался безрезультатным, а в 1840 г. действие Литовского Статута было отменено во всех бывших литовских областях. Судебник Казимира 1468 г. - законодательный памятник ВКЛ, обнародован в Вильнюсе 29 февраля 1468 г. Судебник действовал до создания первого Литовского статута 1529 г. Судебник (состоит из 25 статей) был составлен в период массовой раздачи земель феодалам, сопровождающейся, с одной стороны, закрепощением свободных крестьян, а с другой - освобождением этих земель и живших на них крестьян от государственный повинностей и великокняжеского суда. Основное внимание в Судебнике обращено на защиту прав феодальной собственности и регламентацию репрессивных мер против проявлений классовой борьбы В21.Феодальное землевладение и крестьянское хозяйство в 14-1 пол. 16 Соц-экон основой развития бел земель в средневековую эпоху являлось с/х. Верховным собственником земли был великий князь. Значит земельным фондом владели бывшие князья и родственники князя, кот называли магнатами. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с 15 в. - шляхтой. Землевладельцами явл также церковные учреждения и духовные иерархи. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей, за что до конца 15 в. в основном рассчитывались с помещиком продуктами - зерном, медом, домашней утварью и т.п. Крестьяне относились к низшему сословию и обыкновенно назывались «люди», «мужики», «подданные». Формой общественной организации явл соседская сельская община, кот входила в состав более широкой организации - волости. Община владела правом разбора некот криминальных дел в копном суде, распределением и сбором дани и налогов. В общественном пользовании общины были пастбища, сенокосы, леса и воды. В соответствии с характером земельной собственности, на кот проживали крестьяне, они подразделялись на помещичьих, гос-ных и церковных. В зависимости от кол-ва земли, кот они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей, коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, кот не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), «похожие» люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и «непохожие» люди (крестьяне, кот были лишены такого права). В середине 15 в. в Зап Европе увеличился спрос на зерно, торговля кот давала помещикам большой доход. Поэтому они стали переходить к фольварочной системе хозяйства. Помещики на лучших землях (в 200 - 400 га) организовывали хоз-во, в кот выращивали зерновые культуры и разводили скот. С этого времени крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное кол-во дней на помещичьей земле (барщина) своим инвентарем или платить деньгами (чинш). Вначале барщина отрабатывалась 2 дня в неделю, но постепенно она увеличивалась. В середине 15 в. началась аграрная реформа, кот получила название «волочной помери». Целью ее был более полный учет и распределение земли, унификация крестьянских повинностей. В кач-ве основной единицы налогообложения была волока (19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га), а главн повинностью - барщина. В Поднепровских и Подвинских хоз-ных волостях единицей налогообложения была «служба», а повинностями крестьян оставались чинш и различных видов дань. В связи с реформами ускорялся процесс закрепощения крестьянства. Начало законодательного оформления крепостного права в ВКЛ было положено привилеем 1447 г, а «Уставы на волоки» 1557 г. распространила его на ту часть крестьян, кот еще сохраняла право перехода от феодалов. Это было зафиксировано Статутом 1566 г, кот определил 10-летний срок сыска беглых крестьян, а Статутом 1588 г. этот срок был удвоен. Т.о. юридически было закреплено крепостное право. С этого времени крестьяне потеряли личную свободу, помещики могли их продавать, менять, закладывать в залог. В зап и центр Беларуси осуществление реформы привело к смене общинного землепользования подворным. В 14 – 1-й пол 16 в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от с/х, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа - местечек. Наиб крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест. По своему соц-эконом статусу города подразделялись на гос-ные (великокняжеские) и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. Иногда феодалы скупали участки в самоуправляющихся городах и распространяли свою юрисдикцию на всех, кто жил на этой территории. Население этих так называемых «юридик» было неподвластно магистрату. Горожане стремились избавиться от зависимости феодалов и получить свободу и право на самоуправление. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси. Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами. Большинство населения городов занималось ремеслом. В целях защиты своих экономических интересов ремесленники объединялись в союзы по профессиям, которые назывались цехами. Члены его делились на мастеров, товарищей, или челядников, и учеников. Цеха были организацией мастеров. Чтобы добиться этого звания, необходимо было в течение нескольких лет пройти школу ученика и подмастерья. В эти годы быстро развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя. Купцы вели торговлю с Ригой и другими западноевропейскими городами. В городах проводились ярмарки по продаже товаров. Такими были основные особенности социально-экономической жизни Беларуси в XIV - XVI вв. Усиливалась экономическая зависимость крестьян от феодалов. Центрами культурной жизни, развития ремесла и торговли становились города.
25.Брестская церковная уния. Обострение религиозных противоречий на белорусских землях Речи Посполитой (конец XW-XVII ее.) Руководящие круги В К Л после официального принятия католичества на протяжении XIV - начала XVI вв. неоднократно пытались осуществить церковную унию - объединить католическую и православную церкви, но безрезультатно. Вновь идея унии возникла в 70-90-е гг. XVI в. в период Контрреформации (религиозно- политическое движение католической церкви против Реформации за восстановление утраченных позиций). Объединение церквей поддерживали Ватикан, католические круги Речи Посполитой, король Сигизмунд III, часть высшего православного духовенства Речи Посполитой. Сторонниками унии были некоторые магнаты, часть шляхты ВКЛ. Ватикан стремился распространить католичество на народы Восточной Европы и унию рассматривал как начальный этап латинизации и окатоличивания этого региона. Часть православного духовенства Украины и Беларуси надеялась с помощью унии вывести православную церковь ВКЛ из глубокого кризиса, получить политическое влияние, равное с католическим духовенством. Король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза, магнаты и шляхта надеялись ликвидировать влияние московской патриархии и Московского государства на православное население ВКЛ. Активными сторонниками унии были иезуиты. В 1577 г, иезуит Петр Скарга издал трактат «О единстве церкви Божей», в котором изложил план и условия объединения православной и католической церквей.екст проекта декларации об унии подготовили и представили лапе римскому епископы Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий. Акт унии был провозглашен в Ватикане (1596 г.), одобрен королем Речи Посполитой и утвержден в октябре 1596 г. на Брестском церковном соборе. Православные епископы — противники унии, присутствовавшие на соборе, были лишены духовного сана. В результате появилась униатская, или греко-римская, церковь Униаты подчинялись папе римскому, приняли католические догматы, но сохранили православную обрядность. Униатские священники, в отличие от католических, могли вступать в брак и иметь семью.Широкие слои православных верующих восприняли унию враждебно. Она навязывалась силой и вызывала сопротивление, которое проявлялось в разных формах: письменных протестах и жалобах, бойкотах богослужений, изгнании священников-униатов, физических расправах над ними, восстаниях. В 1623 г. в Витебске во время волнений православного населения был убит униатский архиепископ Иософат Кунцевич. Борьба против унии на территории Украины и Беларуси приобрела национально-патриотический характер. Несмотря на официальные запреты N протесты униатского духовенства, католический костел проводил политику латинизации и полонизации униатской церкви, которая усилилась в 18 в. Главным проводником этой политики был униатский базилианский орден. На Замойском соборе 1720 г. было принято решение о переходе униатской церкви на римско-католическую обрядность. С1747 г. униатским священникам предписывалось стричь волосы, брить бороды, носить одежду по образцу польских ксендзов.Несмотря на то, что правящие круги Речи Посполитой поддержали унию, униатскую церковь они не признавали равной католической. Униатские митрополиты не получили доступа в Сенат Речи Посполитой. В Речи Посполитой до конца ее существования католичество оставалось привилегированной конфессией. Униатской церкви не удалось достичь равного с ней положения. С принятием Брестской церковной унии на белорусских и украинских землях значительно ухудшилось положение православной церкви.
24. Реформация, контрреформация на бел землях. К концу 7 в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивидуальность ее культуры и конфессиональную особенность, наложило особый отпечаток на менталитет белорусского народа. До 14 в. в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь. Кревская уния эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. Ягайло обязал окатоличить все население Литвы. Через полтора года после Кревской унии было создано Виленское католическое епископство, которому Великие Литовские князья пожертвовали огромные земельные владения. Важную роль в распространении католической веры играли монашеские ордена францисканцев, августинов, бернардинцев и др. К середине 14 в. католическая церковь укрепилась в Литве и пограничных с ней районах северо-западных белорусских земель. Несмотря на то, что позиции православия все более потеснялись, оно по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества. В 14 в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией (протестантизм - Лютер, Кальвин), а в православии - ересями. С 50-х гг. 16 в. идеи протестантизма стали распространяться в Великом княжестве Литовском. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения. Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзивилл Черный. Затем такие общины были созданы в Несвеже, Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах и местечках. В 16 - первой половине 17 вв. на территории Беларуси было создано восемьдесят пять кальвинистских и семь арианских общин. В 60-е гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение - антитринитаризм, которое требовало социальных преобразований, осуждало крепостничество. Наиболее известными деятелями антитринитаризма были Сымон Будный, Якуб Калиновка, Павел из Визны, Петр Ганенза. Реформация содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Были основаны типографии в Бресте, Несвиже, Любче, Лоске, Тяпино. Публиковались религиозно-публицистические произведения и педагогическая литература. В Беларуси находили приют беглецы, которые пострадали за новую веру в других странах. С учением о единстве божества выступил Феодосий Косой со своими единомышленниками, убежавший в Беларусь из Москвы. Они выступали против иконопечатания, необходимости церкви, призывали к неподчинению светским и церковным властям. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В 17 в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Литовском. Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разрабатывает на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении. Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 г. по приглашению католического епископа Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве. Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло шесть тысяч человек. В конце 16 в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К концу 17 в. Контрреформация в княжестве победила.
28.Ливонская война стала, своего рода, «делом всей жизни» Ивана IV , так как её целью было дать России выход к Балтийскому морю, чтобы прорвать блокаду со стороны Ливонии, Польско - Литовского государства и Швеции и установить непосредственное общение с европейскими странами. Поддерживавшее политику правительства русское дворянство рассчитывало на приобретение в Ливонии хозяйственно освоенных земель. В получении доступа к Балтийскому морю через Ригу, Колывань и Ругодив было заинтересовано и русское купечество.Непосредственным поводом к началу Ливонской войны послужил вопрос о "юрьевской дани" (Юрьев, впоследствии названный Дерпт (Тарту), основал еще Ярослав Мудрый). Согласно договору 1503 года за него и прилегающую территорию должна была уплачиваться ежегодная дань, что, однако, не делалось. К тому же Орден в 1557 году заключил военный союз с литовско-польским королем, что препятствовало установлению контактов России с западноевропейскими странами.С 1561 года Ливонская война вступила во второй период, когда Россия вынуждена была вести войну с Польско-Литовским государством и Швецией. Этот период, в свою очередь, можно условно разделить на два этапа: на первом русские в борьбе с коалицией враждебных государств ещё добивались успеха; на втором (с 1579 года) - терпят неудачи. Пока Швеция и Дания воевали друг с другом, Иван IV вёл успешные действия против Сигизмунда II Августа. В 1563 году русское войско взяло Плоцк - крепость, открывавшую путь к столице Литвы Вильно и к Риге. Но уже в начале 1564 году русские потерпели ряд поражений на реке Улле и под Оршей; в том же году в Литву бежал боярин и крупный военачальник, князь А.М. Курбский. На военные неудачи и побеги в Литву царь Иван Грозный ответил репрессиями против бояр. В 1565 году была введена опричнина. Иван IV попытался восстановить Ливонский орден, но под протекторатом России, а с Польшей повёл переговоры. В 1566 году в Москву прибыло литовское посольство, предложившее произвести раздел Ливонии на основании существовавшего на тот момент положения. Созванный в это время Земской собор поддержал намерение правительства Ивана Грозного вести борьбу и Прибалтике вплоть до захвата Риги. В решении собора также подчеркивалось, что отказ от Ливонии повредит торговым интересам.С 1568-1569 гг. война принимает затяжной характер. А в 1569 году на сейме в Люблине состоялось объединение Литвы и Польши в единое государство - Речь Посполитую, с которой в 1570 году России удалось заключить перемирие на три года. Поскольку Литва и Польша в 1570 году не могли достаточно быстро сконцентрировать силы против Московского государства, т.к. были истощены войной, то Иван IV начал в мае 1570 года вести переговоры о перемирии с Польшей и Литвой и одновременно создавать, нейтрализовав Польшу, антишведскую коалицию, реализуя свою давнюю идею об образовании в Прибалтике вассального от России государства.В 1575 году в Речи Посполитой закончился период "бескоролевья" (1572-1575 гг.). Королем был избран Стефан Баторий. Избрание Стефана Батория королём Речи Посполитой означало возобновление войны с Польшей. Однако еще в 1577 году русские войска занимали почти всю Ливонию, кроме Риги и Ревеля, который осаждали в 1576-1577 гг. Но этот год был последним годом успехов России в Ливонской войне. С 1579 года Баторий начал войну против России. В 1579 году возобновила военные действия и Швеция, а Баторий возвратил Полоцк и взял Великие Луки, а в 1581 году осадил Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новогород Великий и Москву. После пяти месяцев безуспешных попыток поляки вынуждены были снять осаду Пскова. Героическая оборона Пскова в 1581 -1582 гг. гарнизоном и населением города определила более благоприятный исход Ливонской войны для России: неудача под Псковом заставила Стефана Батория пойти на мирные переговоры.
16.Культура Беларуси в XIV-XVI ее. Культура белорусских земель ВКЛ в xiv-xvi вв. соединяла древнерусские традиции, влияние Византии и западноевропейского Возрождения. Во второй половине XIII-XIVв. в ровной и культурной жизни белорусских земель преобладала православная церковь. С XV в. католичество, поддерживаемое государством, доминировало в культурно-духовной сфере. В XVI в. существенным фактором развития культуры на белорусских землях ВКЛ стали Реформация (религиозное движение против господства католичества) и Контрреформация (религиозно-политическое движение католической церкви против Реформации, за восстановление позиций господствующей религии в Европе). С конца XV в. на развитие культуры в ВКЛ значительное влияние оказало европейское Возрождение (Ренессанс) — период в развитии культуры Европы от средневековья до Нового временя (XIV - начало XVII вв.). Главными чертами культуры Ренессанса являются: преобладание светских тенденций в науке, литературе, искусстве, интерес к античному духовному наследию. Социально-экономической основой европейского Возрождения было развитие раннекапиталистических отношений и становление буржуазного общества. Философия эпохи Возрождения - гуманизм — сделала человека и окружающий его мир объектом изучения. Человеческое достоинство становится абсолютной ценностью. Гуманизм развил идею индивидуальной свободы. Родиной Ренессанса является Северная Италия, затем он, приобретая национальные черты, распространился во Франции и странах Северной и Центральной Европы. Классический Ренессанс делится на три этапа: ранний (13-14bb.), Высокий (XV в.) и поздний (XVI в.). Возрожденческие тенденции проявились в деятельности Ф. Скорины (около 1490 — около 1551г.)- Он является основателем белорусского книгопечатания. В 1517-1519 гг. в Праге Ф. Скорина издал 23 книги Ветхого Завета, В Вильно в 1520-е гг. им были изданы «Малая подорожная книжица» и «Апостол». В 50-70-е гг. XVI в. типографии действовали в Бресте, Несвиже, Лоске, Заблудове, Вильно и в других городах и местечках. Там издавалась религиозная, полемическая, экономическая, медицинская, юридическая и другая литература. Большинство книг печаталось на польском и латинском языках. По подсчетам исследователей, только 10 % книг, изданных в ВКЛ в XVI - первой половине XVII вв., были напечатаны на церковнославянском и старобелорусском языках. Гуманистические настроения, патриотическая позиция были присущи представителям протестантской интеллигенции Симеону Будному, издавшему первую на территории современной Беларуси книгу, напечатанную кириллицей («Катехизис», 1562 г.), и В. Тяпинскому, издавшему двуязычное Евангелие (около 1570 г.). Культурные интересы православного населения ВКЛ в условиях господства католичества и польской культуры отстаивали православные братства - национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанской населения ВКЛ. В конце XVI в.- начале XVII в. при православных братствах действовали типографии, которые издавали религиозную, полемическую, учебную литературу.Важное значение для распространения гуманистических традиций в ВКЛ имела книгоиздательская деятельность виленской типографии купцов Мамоничей (1569г. – 20-е г. 17в.). В 1569 г. в Заблудове в имении православного магната Г. Ходкевича (современная Польша) родоначальники русского книгопечатания Петр Мстиславец и Иван Федоров издали «Евангелие учительное» и «Псалтырь».Во второй половине XVI в. - начале XVII в. под воздействием Реформации и Контрреформации на белорусских землях развивалась система образования. В это время в Вильно (1584 г.). Могилеве (1590 г.), Бресте (1591 г.) и в других городах действовали начальные школы при православных братствах, в которых использовались церковнославянский и старобелорусский языки. Школы создавались при протестантских общинах (арианские, кальвинистские, лютеранские).Со второй половины XVI в. большинство образовательных учреждений создавалось католической церковью. Особенной активностью отличался орден иезуитов. Создавались школы при католических монастырях, иезуитские школы и коллегиумы. В 1579 г. в Вильно при поддержке Стефана Батория на основе иезуитского коллегиума было создано первое в Великом княжестве Литовском высшее учебное заведение — иезуитская академия.В литературе и изобразительном искусстве переплетались западноевропейские и восточноевропейские культурные традиции. Продолжалась традиция летописания («Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Барколабовская хроника», «Хроника Быховца» и др.). Появились первые произведения, написанные в жанре исторической литературы («Кроника польская, литовская, жемойтская и всея Руси» М. Стрыйковского, «Кроника Сарматии Европейской» А. Гвагнина). Художественная литература была представлена батально-эпической и панегирической поэзией (Ян Вислицкий, Андрей Римша, Ян Радван, Галъяш Лет гримовский).Большинство литературных произведений были написаны на польском или латинском языках. Выдающимся произведением о белорусских землях ВКЛ является латиноязычная поэма Н. Гусовского «Песнь о зубре». Реформация, Контрреформация и особенно Брестская церковная уния способствовали распространению полемической литературы. Авторами публицистических произведений были протестанты С. Будный, В. Тяпинский, православные Л. Карпович, С. Зизаний, иезуит П. Скарга, униат И. Потей и другие.Черты искусства Ренессанса проявились в архитектуре. Основными типами монументальных сооружений в XIV—XVI вв. были храмы и замки. Образцами белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, костел в Ишкольди. Замки (Лидский, Кревский, Новогрудский, Гродненский и др.) строились в романском стиле. В конце XVI в. появляются сооружения, созданные в стиле барокко (костел Божьего Тела в Несвиже). Развивалась церковная (иконопись, фрески) и светская живопись (портрет), книжная миниатюра, іравюра, деревянная скульптура.Контрреформация и усиление влияния католичества привели к завершению в конце XVI в. — начале XVII в. эпохи Возрождения в Беларуси.
29люблинская уния.10 января 1569 г. начал работу сейм в Люблине (Польша). Польская сторона стремилась к инкорпорации (включению) ВКЛ в Польское королевство. Магнаты ВКЛ (Н. Радзивилл Рыжий, И. Ходкевич, А. Волович и др.) выступали за союзнические отношения с сохранением суверенитета государств. 1 марта 1569 г. они в знак протеста покинули сейм. В их отсутствие 5 марта было принято решение о включении в состав Короны (Польского королевства) Подляшья, Волыни, Подолии иКиевщины. Отторжение богатых земель заставило магнатов ВКЛ вернуться и подписать унию. I июля 1569 г. был подписан акт (Люблинская уния) о создании общего государства - Речь Посполитая с общими центральными органами власти (король, сенат, сейм) и обшей внешней политикой. Польша и ВКЛ сохраняли собственные системы законодательства; местные административные аппараты, суды, вооруженные силы, государственные печати. Политическое влияние магнатов ВКЛ в Речи Посполитой уменьшилось. Магнаты ВКЛ, недовольнее условиями унии, стремились укрепить самостоятельность княжества. На протяжении 70-8O-x гг. XVI в. в ВКЛ регулярно собирались сеймы. Статут 1588 г.законодательно оформил сохранение ВКЛ как самостоятельного государственного образования. Спорным оставался вопрос о форме государственного строя Речи Посполитой. Люблинская уния предусматривала создание унитарного государства. Часть историков считает Речь Посполитую конфедерацией, другие исследователи определяют ее как федерацию. Речь Посполитая была сословной констит Люблинская уния активизировала процесс полонизации шляхты ВКЛ и способствовала формированию из феодалов Речи Посполитой сословно-политической общности — «польский народ шляхетский». В XVII в. на шляхту ВКЛ распространяются «золотые шляхетские вольности»: равенство шляхты перед законом; право на свободное избрание (элекцию) короля»; право на протест (шляхта имела право на конфедерацию - вооруженную политическую оппозицию королю, и рокош - вооруженное выступление против короля), право каждого шляхтича на свободу голоса; неприкосновенность личности шляхтича и его имения. В 1572 г. скончался Сигизмунд II Август — последний великий князь ВКЛ из династии Ягеллонов. После него начался период избранных королей, первыми из которых были Генрих Валуа (1573-1574 гг.), принц из французского королевского дома, и Стефан Баторий (1576—1586 гг.), происходивший из венгерского рода Баториев Шомлио. Стефан Баторий успешно для Речи Пос политой завершил Ливонскую войну. В 1582 г. в Ям-Запалье было заключено перемирие, по которому восточная границе ВКЛ осталась в довоенном виде.Государственный строй Речи Посполитой на протяжении второй половины XVI-XVII вв. претерпел эволюцию: шляхетская республика сменилась безраздельной властью магнатских родов, соперничавших друг с другом. Это в совокупности с «золотыми шляхетскими вольностями» привело к дезинтеграции государства и его ослаблению. 30.Третий статуд Большого княжества Литовского (Статус 1588) имел своими источниками для разработки Статусы ВКЛ 1529 и 1566 годов, сеймовые постановления 1573, 1578, 1580 и 1584 годов, привилегии, постановления уездных соймов. Он был подготовленный на высоком теоретическом уровне квалифицированными правоведами под руководством канцлера ВКЛ А. Б. Воловича и падканцлера Л. И. Сапеги. В Статус вошли нормы государственного (конституционного) право, чего на то время не было в законодательной практике других европейских государств. Он обобщил тогдашние государственно-правовые идеи, некоторые из их опережали свое время. В Статусе нашла отображение теория раздела властей на законодательную (сейм), исполнительную (большой князь, административный аппарат) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкоморския суды, выборные и независимые от администрации). Статус 1588 года моей 14 разделов и 488 статей. В 1 – 4-ым разделах помещенный нормы государственного права и судебного строя, в 5 – 10-ым и частично в 13-ым – брачно-семейного, земельного и штатского права, в 11 – 12, 14-ым и частично в 13-ым – криминального и криминально-процессуального права. Идеи Реформации и веротерпимости закрепленный в статье 3-им 3-га раздела, согласно какому большому князю и всем государственным органам предписана обеспечивать спокойствие всех жителей государства, независимо от того, какого учения они придерживаются в христианском вероисповедании. Идеи гуманизма отбились и на нормах криминального, штатского права. Да, например, каждый свободный человек мог при желании выехать за границу, когда это делалось не на вред своей стране. Статус юридически закреплял те фактические отношения, которые сложились между ВКЛ и Польшей после 1569 года, но обязывало правительство ворочать отсоединенные от княжества земли, запрещал назначать на государственные престолы и наделять землей "чужеземцев и заграничников", в том числе и подданных Польши, сохранил обособленность государственных учреждений, армии, законодательство, экономики и финансов ВКЛ. Властелином государства признавался большой князь, названный в Статусе хозяином. Но многие его полномочия были ограниченный и исполнять их он мог только с согласия сейма, высших государственных должностных лиц. Статус закреплял феодальный общественный строй, наличие 2 основных классов: феодалов и феодально-зависимых крестьян. В особенности были выделенный князья, барины радныя и барины харуговныя, которые имели право судить не только простых людей, но и зависимую шляхту, давать ей во временное пользование земли, поместья, а также отбирать эти поместья, несмотря на давность обладания ими. Статус регламентировал также некоторые права и обязанности простых людей и представителей этнических групп (крестьян, слуг, челяди, мещан, ремесленников, евреев, татар). Для шляхты Статус предусматривал криминальную ответственность за убийство простого человека, запрещал передачу в неволю свободного человека за долги или преступление, ограничивал наказание несовершеннолетних к 16 годов. Хотя Статус декларировал, что все простые люди вместе из феодалами участвуют в избрания хозяина, однако простых людей не допускали в сейм, а их участие в политической жизни ограничивался исключительно местными волостными делами. Статус 1588 года окончил кодификацию права во ВКЛ. Это отличный памятник белорусского языка и юридической мысли феодальной эпохи. Статус ВКЛ 1588 года использовался при кодификации в концы XVI ст. прусского права, сложения Соборного уложения 1649 года в России. В законодательстве и судах Польши, Латвии, Эстонии он употреблялся как дополнительный источник права. Статус 1588-га, преимущественно в редакции 1614 года, был главным письменным вводам действующего право на Украине (в Киевской, Подольской и Волынской губерниях действовал к 1840 года). В XVII – XIX ст. переведенный на русскую, украинскую, немецкую, французскую, латинскую языки.
33.Политический кризис Речи Посполитой был обусловлен отсутствием сильной центральной власти и ростом политического влияния магнатской олигархии, в зависимость от которой лопала мелкая шляхта. Работа единственного центрального органа государства — вального сейма — была фактически парализована обычаем «либерум вето» (свобода запрета). Власть выборных королей была ограниченной и слабой. Среди магнатов и шляхты сложилось убеждение, что для шляхетских свобод большую опасность представляет собственный король, чем чужое государство. Политическая жизнь переместилась на местные сеймики, что привело к окончательной децентрализации государства. В XVII — первой половине XVIII вв. между магнатскими группировками шла беспрерывная борьба за власть, принимавшая временами форму военных действий. В 40-50-е гг. XVII в. в ВКЛ господствовал клан Радзивиллов. Их влияние уменьшилось после неудачной Кейданской унии ВКЛ со Швецией (1655 г.). В этот период усилился род Пацев. В 80-е гг. XVII в. политическое влияние перешло к роду Сапегов. На рубеже XVII—XVIII вв. против них объединились Радзивиллы, Вишневецкие, Огинские. Антисапеговскую группировку поддерживали короли Речи Посполитой Ян Собесский и Август II Сильный. Сапеги потерпели поражение в битве под Олькениками в 1700 г. Борьба магнатских группировок продолжалась и в годы Северной войны. После окончания Северной войны королевская власть была не способна контролировать ситуацию в стране. Фактически власть принадлежала магнатским группировкам, усилилась шляхетская анархия. Почти все сеймы Речи Посполитой на протяжении 1734—1762 гг. были сорваны. Поветовые сеймики превратились в место стычек враждующих группировок местной шляхты. Усложняла положение страны конфессиональная ситуация. В Речи Посполитой в XVII—XVIII вв. господствовало католичество. Униаты, протестанты и православные не пользовались равными правами с католиками. В тяжелом положении оказалась православная церковь. На территории Речи Посполитой осталась только Могилевская православная епархия. Фактором, который дестабилизировал внутриполитическое положение в стране, стал так называемый «диссидентский вопрос» — вопрос о полном уравнении в правах некатоликов с католиками. В 1764 г. прошли выборы нового короля Речи Посполитой. За корону боролись группировки магнатов, которых поддерживали соседние государства. При поддержке России королем был избран Станислав Август Понятовский (1764—1795). В 1764—1766 гг. магнаты Чарторыйские при поддержке нового короля выступили с программой умеренных экономических и политических реформ: ограничивалось право «либерум вето», усиливалась власть короля, увеличивалась армия, вводилась генеральная таможенная пошлина, ликвидировались внутренние таможни и др. Россия и Пруссия, не желая усиления Речи Посполитой, использовали «диссидентский вопрос» для давления на короля. На чрезвычайном Варшавском сейме (1767-1768 гг.) диссиденты были уравнены в правах с католиками. Там же были приняты так называемые «Кардинальные права», которые предусматривали сохранение в неприкосновенности «золотых шляхетских вольностей». Гарантом неизменности государственного строя Речи Посполитой выступала Россия. Решения сейма вызвали недовольство части магнатов и шляхты, которые в 1768 г. в г. Бар (Украина) создали конфедерацию в защиту привилегий католиков, против короля и России. Отряды конфедератов действовали на территории Беларуси. Участники Барской конфедерации надеялись на поддержку Франции. Регулярная российская армия и войска короля СтаниславаПонятовского в 1772 г. разгромили
31.казацко-крестьянская войнаВ 1648 - 1651 гг. на территории Беларуси развернулась широкомасштабная национально-освободительная борьба против польских оккупантов, которая началась в связи с началом восстания под руководством гетмана Б. Хмельницкого на Украине. В этот период увеличивался рост политического влияния польских магнатов. Всё это сопровождалось ростом крестьянских повинностей, ущемлением их прав и религиозным угнетением в связи с принятием церковной унии и подчинении церкви Римскому престолу. Поводом к началу восстания в братской Украине стало очередное проявление польского беспредела. Агенты чигиринского старосты во главе с подстаростой Данилом Чаплинским отняли у Богдана Хмельницкого его суботовское имение, разорили хозяйство, насмерть засекли его десятилетнего сына и увезли жену. Хмельницкий начал искать суда и управы на эти бесчинства, но польские судьи нашли, что со своей женой-полькой он не был обвенчан должным образом, а нужных документов на владения Субботиным не имел. 57. Осуществление индустриализации и коллективизации.Создание крупной промышленности (т.е. индустриализация) и объединение мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные социалистические коллективные хозяйства (коллективизация) были важнейшими частями плана построения социализма в СССР, выдвинутого В.Лениным. Объективно индустриализация была необходима: СССР по уровню производства промышленной продукции на душу населения отставало в 5-10 раз от всех развитых стран. Первоначально была обоснована стратегия индустриального развития на основе НЭПа, однако с середины 1929 г. Сталин стал реализовывать свою стратегию «форсированной индустриализации», стратегию «скачка». В БССР основное содержание процесса индустриализации – развитие отраслей по переработке местного сырья (пищевая, текстильная, швейная, деревообрабатывающая). Был разработан 1 пятилетний план (1928-1932 гг.) вполне реальный для выполнения. Но после пересмотра Сталиным этого плана в сторону его увеличения пятилетка выполнена не была. 2-я пятилетка (1933-1937 гг.) также не была выполнена. Несмотря на это, промышленное развитие БССР в 30-е гг. шло быстро. За 1929-1940 гг. в республике было построено и реконструировано более 1800 предприятий, на кот вырабатывалось 80% всей республиканской промышленной продукции (крупн – «Гомсельмаш», БелГрЭС, Гом стеклозавод, Минский радиозавод). В 1927 г. начинается процесс коллективизации как основа официальной политики в деревне. В начальный период в целом соблюдался принцип добровольности при вступлении в колхозы. Однако в конце 1929 г. Сталин поставил задачу массовой форсированной коллективизации. Вместо принципа добровольности стали широко использоваться насилие и запугивание. Широко использовался процесс «раскулачивания», когда в «кулаки» (зажиточные крестьяне) записывали всех недовольных коллективизацией. Был выдвинут лозунг «ликвидация кулачества как класс». К 1937 г. руководство СССР объявило о завершении массовой коллективизации. В БССР в колхозах оказалось более 85% крестьянских хозяйств. От 10 до 12% крестьянских хозяйств БССР было «раскулачено». Колхозы были лишены всякой хозяйственной самостоятельности, а сами колхозники отстранены от владения средствами производства, лишены права распоряжаться самостоятельно результатами труда, лишены паспортов (и не могли покинуть территорию колхоза).
34.Причины разделов Речи Посполитой заключались прежде всего во внутриполитическом положении самого государства. Оно характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления шляхетскими вольностями. На заседаниях сейма еще со второй половины XVI в. действовало право «либерум вето». Согласно ему, если хотя бы один депутат сейма выступал против, то решение не принималось, а заседание сейма прекращалось. Единогласие являлось главным условием принятия постановления сейма. В результате большинство сеймов было сорвано. Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и слабостью королевской власти в лице последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Положение осложнялось внешнеполитическими обстоятельствами, связанными в начале XVIII в. с боевыми действиями в годы Северной войны. Речь Посполитая стала «заезжим двором и корчмой» для иноземных войск. Такое положение позволяло соседним государствам вмешиваться в ее внутренние дела. В1772 г. в Петербурге был подписан документ о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией. К России отошла Восточная Беларусь. Попыткой спасти государство от гибели стало принятие сеймом 3 мая 1791 г. Конституции Речи Посполитой. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой на Польшу и ВКЛ, провозгласила единое государство с единым правительством, общим войском и финансами. Хотя Конституция и заложила основу для вывода Речи Посполитой из кризиса, однако время на реформирование государства было уже упущено. В 1793 г. произошел второй раздел Речи Посполитой, Под власть российской императрицы Екатерины И отошла центральная часть белорусских земель. Попыткой сохранить независимость Речи Посполитой в рамках 1772 г. (до первого раздела) стало восстание 1794 г. во главе с уроженцем Беларуси Тадеушем Костюшко. Он руководил восстанием на территории Польши. В предшествующий период своей жизни Т. Костюшко семь лет провел в Америке, где активно участвовал в борьбе североамериканских колоний против английского колониального господства. Он был лично знаком с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, дружил с одним из авторов американской «Декларации независимости» Томасом Джефферсоном. Т. Костюшко является национальным героем США и Польши, почетным гражданином Франции. Восстание проходило под лозунгом «Свобода, целостность, независимость». Активное участие в нем приняли патриотическая шляхта, мещанство, духовенство. В ВКЛ во главе восстания стоял полковник Якуб Ясинский. Здесь был создан отдельный от Польши орган руководства восстанием — Наивысшая Литовская рада. Призыв Костюшко к воссозданию Речи Посполитой в пределах 1772 г. нашел отклик только среди магнатов и шляхты ВКЛ. В изданном документе «Полонецкий универсал» Т. Костюшко также обещал освободить от крепостной зависимости тех крестьян, которые участвовали в восстании. В результате отряды повстанцев пополнились косинерами — крестьянами, вооруженными косами. На территории Беларуси они составляли до одной трети от численности участников восстания. Однако достигнуть массовой поддержки населения руководителям восстания не удалось. Оно было подавлено царскими войсками. В 1795 г. было подписано соглашение о третьем, окончательном разделе Речи Посполитой между Россией, Австрией, Пруссией. К России отошли западнобелорусские земли. Речь Посполитая прекратила свое существование. 36 Основные мероприятия российской державы.В результате трех раздело Население белорусских земель, за исключением крестит, приносило присягу. Те, кто не желал присягать, могли в трехмесячный срок пролить недвижимое имущество и уехать за границу. Большинство шляхты и магнатов присягнули императрице и получили все права российских дворян. Их имущественные и религиозно-культурные права гарантировались государством. Привилегированное положение шляхты гарантировала «Жалованная грамота дворянству», изданная Екатериной II в 1785г. Одновременно шляхта лишилась тех привилегий, которые были невозможны в Российской империи —централизованном государстве с монархической формой правления: выборы короля, право на создание конфедераций, право иметь собственные вооруженные отрады, ликвидировались сеймы и сеймики. Часть шляхты, которая не смогла документально подтвердитъ свои дворянские права в ходе специальных мероприятий – «разборов»,- лишалась дворянства и права владеть имениями. «Жалованная грамота дворянству» разрешала дворянству создавать сословно- корпоративные органы -дворянские собрания. После первого раздела Речи Поспалитой в восточной Беларуси была проведена перепись населения, в ходе которой выяснилось бедственное положение хозяйств белорусских крестьян. Правительство освободило их на 2 года от государственных податей, а в последующие 10 лет взимало налоги в половинном размере. Податные сословия, прежде всего крестьянство, платили подушную подать, земский сбор, на них распространялась рекрутская (служба в армии) повинность.В 1785 г. на города Беларуси было распространено действие «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи», которая ликвидировала магдебургское право. Все население городов делилось на шесть разрядов. Выборные от каждого из них входили в так называемую «шестигласую» думу, которая являлась исполнительным органом и работала постоянно. Распорядительным органом в городе была выборная общая дума. Городской голова руководил де ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|