ВНУТРЕННИЕ ЙОГИ И СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ
После «стадии зарождения», или «стадии развития», (утпат-тикрама: utpattikrama), визуализации божеств практикующий Тантру переходит к «стадии совершенства», или к «стадии завершения» (сампаннакрама: sampannakrama), — целому спектру внутренних йог, затрагивающих тонкие каналы и «капли», которые тантрический практик созерцает в своем теле, чтобы достичь самых высоких состояний ощущения блаженства. Энергии циркулируют в теле, дабы очищать «психическое тело», или ваджрное тело (ваджрадеха: vajradeha), тонкое, но, тем не менее, ощутимое тело, которое обнаруживается по изменениям в жизнеспособности, температуре и ряду тонких ощущений, для которых тантры разработали специальный словарь. Ваджрное тело называют «несокрушимым телом» или «алмазным телом», потому что благодаря внутренним йогам достигают полного телесного, психического и эмоционального очищения и открывают для себя уровень бытия, которое лучезарно и безупречно чисто, как бриллиант идеальной огранки. Внутренние йоги развязывают узлы, возникающие в силу устоявшихся негативных и ориентированных на собственное «я» откликов на жизнь, очищая внутренние каналы для беспрепятственного течения энергии и силы. Считается, что такое очищение внутренних каналов, замещая грубую материю частицами света, делает тело всё более утонченным и нематериальным, пока оно не станет прозрачным, но, тем не менее, зримым «радужным телом». О Бандхе рассказывали, что она довела до совершенства внутренний жар, развязала все узлы в своих психических каналах, была способна проводить в медитации шесть месяцев подряд и обрела радужное тело. При необходимости внутренние йоги можно практиковать без телесного партнера, хотя классическая система Тантры рекомендует на определенных стадиях и для конкретных ритуалов выполнять эту практику с партнером. Так или иначе, знание внутренней йоги неотъемлемо от практики сексуальных йог, которые включают в себя тонкий обмен энергией и взаимный резонанс между психическими телами двух партнеров. Внутренние йоги способствуют такому увеличению чувствительности партнеров, что они могут отмечать неуловимые сдвиги, движения энергии и взаимный обмен ею. Поэтому свидетельства о познаниях женщин в этой области опровергают широко распространенное утверждение о том, что женщины были темными, невежественными прислужницами, которые не получали и не могли получить от таких практик никакой пользы. Свидетельства знания женщинами внутренних йог включают в себя и сохранившиеся сочинения на эту тему. Среди них мы находим наставления Сиддхараджни по йогам стадии завершения практик Будды Бесконечного Света (Амитаюса) и Владыки, Танцующего на Лотосе, о которых пойдет речь в следующей главе. В нескольких текстах из Тибетского канона содержатся афористичные устные наставления (упадеша: upadesa) на ту же тему, оставленные Нигумой (Niguma). Другой пример — это длинный текст о стадии завершения, написанный Кашмирской Лакшми Великой (т. е. бхикшуни Лакшми: bhiksunl Laksmi). Это подробное сочинение представляет собой специальный анализ пяти стадий (панчакрама: pancakrama) стадии завершения практики Гухьясамаджи. Среди других работ по внутренним йогам, написанных женщинами, мы находим руководство по йоге стадии завершения практики Обезглавленной Ваджрайогини, авторы которого — сестры Мекхала и Канакхала. Джалахари, ученица Канхи, в совершенстве овладела йогой внутреннего жара и была учителем «бесчисленного множества» учеников на протяжении многих лет жизни. Известно, что она написала руководство по стадии завершения, озаглавленное «Ряд картин», которое, по-видимому, не сохранилось. По смерти ее тело растворилось в радугу, что явилось окончательным свидетельством ее йогических достижений. Возможно, что касается внутренних йог, последнее слово остается за женщиной. Ваджравати, которая предназначала практику гневной Красной Тары специально для женщин, объявляла внутренние йоги бесспорным достоянием женщин. Она называет их «практикой йогини». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|