Здавалка
Главная | Обратная связь

Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий



 

Ответственность за нарушения режима ООПТ и объектов предусмотрена в ст. 7.13 - 7.16, 8.39 КоАП РФ, ст. 245, 262 УК РФ.

Действующая редакция статьи 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территорий» не содержит указания на возможность наступления административной ответственности за нарушение режима ООПТ, устанавливая лишь уголовную и гражданско-правовую (в виде возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ) ответственность за правонарушения в данной сфере.

Между тем некоторые нарушения законодательства об ООПТ могут повлечь за собой наступление административной ответственности. Так, п. 2 ст. 7.2 КоАП РФ предусматривается наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в установленном размере за уничтожение или повреждение знаков, определяющих границы ООПТ. Дела о данном правонарушении, в соответствии со ст. 23.13 КоАП РФ, рассматривают органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а от их имени уполномочены на рассмотрение данных дел Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители; главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители; главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном) и их заместители; главные государственные санитарные врачи городов, районов; главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных ООПТ либо в их охранных зонах (округах) устанавливается положениями ст. 8.39 КоАП РФ.

В данном случае в соответствии с нормами ст. 23.25 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, квалифицированных по данной статье, рассматриваются органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а от их имени - главными государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а также их заместителями.

Как уже отмечалось, Перечнем должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и учреждений, осуществляющих контроль и надзор в сфере природопользования, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 12 ноября 2004 г. N 146 , была установлена новая система должностных лиц Росприроднадзора, осуществляющих инспекционный контроль в различных сферах природопользования, в том числе и в сфере охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков (см. ст. 3 и ст. 33).

Нормами уголовного законодательства предусматривается возможность наступления уголовной ответственности за нарушение режима ООПТ. Так, положениями ст. 262 УК РФ за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, определяется наказание в виде штрафа в установленном размере, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительными работами на определенный срок.

Пункт 3 статьи 36 Федерального закона об ООПТ устанавливает обязательность возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде - один из основополагающих принципов охраны окружающей среды, установленных ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Пунктом 4 ст. 16 названного Закона отмечается, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде.

Статья 77 данного Закона устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. В соответствии с положениями данной статьи юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78 указанного Федерального закона закрепляет порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Так, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в данной сфере, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В настоящее время действуют, например, Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 388 ; Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных, утвержденные Приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г. N 126 , и ряд иных такс и методик. При отсутствии соответствующих такс и методик размер ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, определяется по фактическим затратам на их восстановление.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

При этом Федеральным законом "Об охране окружающей среды" устанавливаются сроки давности на предъявление исков о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, - такие иски могут быть предъявлены в течение 20 лет.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.