Здавалка
Главная | Обратная связь

Модель времени в древнегреческой культуре. Космос и история.




[1] О понятии культурного пространства мы подробно говорили в предыдущем пособии. См.: Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.I. Первобытная и традициональная культура, культура Древней Месопотамии, культура Древнего Египта. М., 2000, с. 97-98.

[2] Все даты, кроме особо оговоренных случаев, приводятся до н.э.

[3] Наши ассоциации, связанные со словом «космос», отличаются от образов, возникавших у древнего грека. И однокоренные с ним слова (kosmhma,toV,to - украшение; kosmhthV,ou,o - уборщик, румянщик; kosmhtwr,oroV o - устроитель войска, вождь, повелитель), и сама семантика слова kosmoV - украшение, наряд, краса, честь, слава, порядок, государственное устройство, устройство, строение, мир, вселенная, небо -.указывает на связь представлений о космосе с идеей порядка, упорядоченности. Ср. с нашим «косметика» как приведение лица в порядок.

 

[4] Музыка в античности считалась областью математики, показывающей, как математические пропорции воплощаются в музыкальных звуках.

[5] Интерес к собственной истории не является необходимым компонентом культуры, в которой наличествует теоретический уровень. Так исторические тексты полностью отсутствуют в древнеиндийской культуре, несмотря на развитые в ней другие формы деятельности: философия, литература, наука. Все описания Древней Индии составлены иностранцами.

[6] Научную несостоятельность подобных «теорий» удачно передает, на наш взгляд, рассуждение «О вреде огурцов» из популярной книги «Физики шутят»:

«С огурцами связаны все главные телесные недуги и все вообще людские несчастья.

1. Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы. Эффект явно кумулятивен.

2. 99,9% всех людей, умерших от рака, при жизни ели огурцы…

5. 93, 1% всех малолетних преступников происходит из семей, где огурцы потребляли постоянно.

Есть данные и о том, что вредоносное действие огурцов сказывается очень долго: среди людей, родившихся в 1839 г. и питавшихся впоследствии огурцами, смертность равна 100%…

Единственный способ избежать вредного действия огурцов – изменить диету. Ешьте, например, суп из болотных орхидей. От него, насколько нам известно, еще никто не умирал.»

[7] См.: Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., Прогресс, 1974, с. 111

[8] См. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Пргоресс, 1988, с. 13-14

[9] Там же, с. 14-15

[10] Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1985, с.38

[11] Такое представление подтверждается и спектром значений слова «арете»: доблесть, храбрость, мужество, превосходные качества, отличные свойства, сила, мощь, крепкость, острота для зрения, плодородие для земли, красота, великолепие, славные деяния, подвиги, высокое мастерство, умение, искусство, слава, честь, заслуга, нравственное совершенство, добродетель, т.е. в понятие «арете» входят совершенство в целом или совершенство в какой-либо области и награда за это совершенство.

[12] Его можно сопоставить с летоисчислением от Рождества Христова для современной культуры, имеющей в качестве своего фундамента христианство, или с летоисчислением от основания Рима для римской.

[13] См.: Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. Первобытная и традициональная культура, культура Древней Месопотамии, культура Древнего Египта. М.: Добросвет, 2000, с. 109-110.

[14] Разумеется, свободный человек тоже может подчиняться, но это сознательно избранное подчинение человеку или закону. Раб, в отличие от свободного, подчиняется бессознательно, просто потому, что сознание у него отсутствует.

[15] См.: Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.I. Первобытная и традициональная культура, культура Древней Месопотамии, культура Древнего Египта. М., 2000, с. 162-163.

 

[16] «… варвар и раб по природе своей понятия тождественные» (Политика, 1152b9-10).

[17] Приведем несколько примеров. «Тот, кто свободен от ига, также и в речи свободен» - говорит в «Персах» герой Эсхила (Персы, 403-404) . «Скажи мне правду. Ведь прослыть лжецом – свободному тяжелая обида» - вторит ему герой Софокла в «Трахиянках» (Трахиянки, 454-455). Платон в «Теэтете» приводит следующий диалог между Сократом и Феодором: «Сократ. Вероятно, если сравнить тех юношей, что толкаются в судах и тому подобных местах, с теми, что проводят время в философии и ученых беседах, то воспитание первых будет рабским перед свободным воспитанием вторых. Феодор. Почему? Сократ. Потому, что у последних, как ты выразился, никогда не бывает недостатка в досуге и своим рассуждениям они предаются в тишине и на свободе.» (Теэтет, 172c-d).

 

[18] Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977, с.59-60, 62.

[19] Эту невозможность для свободного человека принимать неестественные позы, сгибаться даже перед богами удачно передает один из анекдотов о знаменитом кинике Диогене Синопском: «Увидев однажды женщину, непристойным образом распростершуюся перед статуями богов, и желая избавить ее от суеверия, он (по словам Зоила из Перги) подошел и сказал: «А ты не боишься, женщина, что, может быть, бог находится позади тебя, ибо все полно его присутствием, и ты ведешь себя непристойно по отношению к нему?» В храм Асклепия он подарил кулачного бойца, чтобы он подбегал и колотил тех, кто падает ниц перед богом (Диоген Лаэртский, VI, 37-38)

[20] Состав этой семерки разный у разных авторов, однако, практически все включают в их число милетского философа Фалеса, афинянина Солона, лакедемонянина Хилона, митиленского тирана Питтака, Бианта из Пирены.

[21] Все фрагменты приводятся в пер. А.В.Лебедева по изданию: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989.с.92-93.

[22] Подробнее см. статью «Введение в древнегреческую философию».

[23] Подробнее см. статью «Введение в древнегреческую философию».

 

[24] См.: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, М.: Наука, 1981, с.286

[25] Вот живая иллюстрация этого утверждения:

«В сердце герой Одиссей светлоокий Палладе богине:

«Дочь Эгиоха, услышь! убыстри, милосердая, ноги!»

Так он, молясь, произнес,— и услышала дочь Эгиоха;

Члены ему сотворила легкими, ноги и руки.

И уже добегали, чтоб только им прянуть к награде,—

Вдруг на бегу поскользнулся Аякс: повредила Афина —

В влажный ступил он помет, из волов убиенныхразлитый,

Коих Патроклу в честь закапал Пелейон благородный;

Тельчим пометом наполнились ноздри и рот у Аякса.

Чашу, награду свою, подхватил Одиссей терпеливый,

Первый примчась; а вола захватил Оилид знаменитый;

Стал и, рукою держася за роги вола полевого,

Он выплевывал кал и так говорил аргивянам:

«Дочь громовержца, друзья, повредила мне ноги, Афина!

Вечно, как матерь, она Одиссею на помощь приходит!» (Илиада, XXIII, 768-784)

[26] Так Елена говорит Гектору: «Злую нам участь назначил Кронион, что даже по смерти мы оставаться должны на бесславные песни потомкам!» (Илиада, VI, 357-358).

[27] Так, например, говорится о судьбе Мериона, который строил Парису многовесельные суда и погиб, т.к. «не постигнул судеб он богов всемогущих» (Илиада, 5, 64) (в греческом тексте θεων εκ θέσφατα, т.е. предписанное, заповеданное богами). Эллинистический историк Павсаний ссылается на изображения Зевса Мойрагета, т.е. буквально «предводителя Мойр, богинь судьбы» (Павсаний, VIII, 37,1).

[28] См.: Геродот, История, I, 91.

[29] Илиада, V, 335-342

[30] Илиада, XVIII, 327

[31] Так Геродот (История, I,116) использует термин anagkh в предложении «Под пыткой пастуху пришлось сознаться во всем».

[32] Геродот, История, VII, 10.

[33] Геродот, История VII, 16.

[34] Геродот, История, VII, 57.

[35] Более подробно о значимости идеи формы в философии греков мы будем говорить в статье «История древнегреческой философии».

[36] Подробнее см. об этом в статье «История древнегреческой литературы».

[37] Интересно семантическое движение слова «космос». И однокоренные с ним слова (kosmhma,toV,to - украшение; kosmhthV,ou,o - уборщик, румянщик; kosmhtwr,oroV o - устроитель войска, вождь, повелитель), и сама семантика слова kosmoV - украшение, наряд, краса, честь, слава, порядок, государственное устройство, устройство, строение, мир, вселенная, небо -.указывает на связь представлений о космосе с идеей порядка, упорядоченности. Ср. с нашим «косметика» как приведение лица в порядок.

[38] Предельно цинично выражают такую позицию афинские послы в разговоре с осажденными мелосцами: «Вы - бессильны, и ваше существование нa волоске. Не подвер­гайте же себя такой опасности, не повторяйте ошибок большинства людей, которые в беде или во время недуга, когда спасение еще не превы­шает человеческих возможностей, пренебрегши деиствительными надеж­дами, обращаются к призрачным и прибегают к предсказаниям, ораку­лам и подобным обманным средствам, которые верящим в них несут гибель» (Фукидид, История, V, 103). Мелосцы отказываются капитулировать, уповая на защиту богов и веру в справедливость, Однако все заканчивается для них трагически. После длительной осады афиняне захватили остров, перебили всех взрослых мужчин и обратили в рабство женщин и детей.

[39] «Вследствие внутренних раздоров на города обрушилось множество тяжких бедствий, которые, конечно, возникали и прежде и всегда будут в большей или меньшей степени возникать, пока человеческая природа останется неизменной, различаясь лишь по своему характеру в зависимости от обстоятельств. Действительно, во время мира и процветания как государство, так и частные лица в своих поступках руководятся лучшими мотивами, потому что не связаны условиями, лишающими их свободы действий. Напротив, война, учитель насилия, лишив людей привычного жизненного уклада, соответственным образом настраивает помыслы и устремления большинства людей и в повседневной жизни» - пишет Фукидид (Фукидид, История,III,82,2).

[40] «Однако не только в одном этом случае, но и во многих других лакедемоняне оказались для афинян наиболее удобными противниками из всех возможных. Ведь эти два народа весьма различны по характеру: одни быстры в принятии решений и предприимчивы, другие медлительные и нерешительны», - говорит Фукидид (История, VIII, 96)

[41] Креонт в самом начале трагедии называется стратегом, что не имеет осмысленной сюжетной мотивировки, чума в «Царе Эдипе» напоминает чуму 431 г. в Афинах, а судьба Эдипа – родовое проклятие Алкмеонидов, к которым по материнской линии принадлежал Перикл. Подробнее см. в статье «Древнегреческая литература».

[42] Две отмеченные тенденции неожиданным образом соединяются у Плутарха. «Рассказывают, что однажды Периклу принесли из деревни голову одно­рогого барана. Прорицатель Лампон, увидав, что рог, выросший на средине лба, был крепок и тверд, сказал, что от двух могущественных партий, существую­щих теперь в городе, Фукидидовой и Перикловой, сила перейдет к одному, у кого будет это чудо. А Анаксагор, разрубив череп, показал, что мозг не напол­нял своего основания, но, имея форму яйца, собрался из всего вместилища сво­его в то место, где корень рога имел начало. Тогда все присутствовавшие удив­лялись Анаксагору, а немного спустя Лампону, когда Фукидид был низвергнут, а управление всеми общественными делами перешло в руки Перикла.

По моему мнению, оба они - как натуралист, так и прорицатель, - могли быть вполне правы: первый правильно понял причину, второй цель, первый поставил себе задачей рассмотреть, по каким причинам это произошло и что это такое, а второй - предсказать, для чего оно случилось и что предвещает. Кто считает открытие причины уничтожением предзнаменования, не понимает, что он вместе с божественными знамениями отвергает и искусственные сигналы: звон диска, огонь факелов, тень солнечных часов; все эти предметы сделаны по известной причине и имеют определенное устройство, чтобы служить знаками чего-нибудь» (Плутарх, Перикл, 6).

[43] Если проводить какие-то аналогии, то софистов можно сравнить с организаторами частных вузов, обучающих за плату престижным и дающим высокий статус в современном обществе специальностям, таким как маркетинг, банковское дело, арт-дизайн и т.д.

[44] В диалоге Платона «Гиппий больший» Сократ, главное действующее лицо его диалогов, в разговоре с софистом Гиппием выдвигает критерий денег как главный водораздел между древним и современным образованием: «Вот что значит, Гиппий, быть поистине мудрым и совер­шенным человеком. Ведь ты умеешь и в частной жизни, беря с молодых людей большие деньги, приносить им пользу еще большую, чем эти деньги; с другой стороны, ты и на об­щественном поприще умеешь оказывать благодеяния своему государству, как и должен поступать всякий, кто не желает, чтобы его презирали, а, напротив, хочет пользоваться доброй славой среди народа. Однако, Гиппий, какая причина того, что древние мужи, прославившие свои имена мудростью,— и Питтак, и Биант, и последователи милетянина Фалеса, да и по­зднее жившие, вплоть до Анаксагора,— все, или большинство из них, по-видимому, держались в стороне от государственных дел?...

Если угодно, то и наш приятель, известный Продик, часто! раньше приезжал сюда по общественным делам, а в последний раз, недавно, приехав с Кеоса по такого же рода делам, очень отличился своей речью... да и частным образом, выступая с показательными речами и занимаясь с молодыми людьми, получил удивительно много денег. А из тех, древних, никто никого не считал возможным требовать денежного вознаграждения и выставлять напоказ свою мудрость пред всякого рода людьми. Вот как они были просты! Не заметили, что деньги имеют большую цену». (Гиппий Больший, 281 Ь-с, 282 с-d.)

[45] 10 тыс. драхм соответствует приблизительно 7 тыс. долларов, т.е. средней цене за обучение в коммерческом вузе. Тысяча драхм соответственно – на порядок меньше. При этом, однако, нужно помнить, что почти все эти деньги переходили в карман учителю – не было необходимости платить деньги за аренду и т.д.

[46] Новая ситуация передана,например, в стихах поэта VI века Феогнида:

«Если бы я, Симонид, богатство сберег, то, конечно,

Так бы не мучился я в обществе добрых людей.

Гибнет богатство мое у меня па глазах, и молчу я,

Бедностью скован, хотя вовсе не хуже других…

Силой деньги берут, загублен всякий порядок,

Больше теперь ни в чем равного нет дележа,

Грузчики стали у власти, негодные выше достойных.

Очень боюсь, что корабль ринут в пучину валы…»

«Только одну признает большинство людей добродетель —

Быть богатым. В другом смысла не видят они.

Пусть с самим Радамаптом ты в мудрости можешь

тягаться, Пусть не имеет твоих знаний Сизиф Эолид —…

Все одинаково. Люди запомнить должны хорошенько:

Только богатство одно силу имеет у всех.»

[47] Проделав серию монотонных рассуждений о том, что прекрасно для мужчины, безобразно для женщины, а что прекрасно для лакедемонян, безобразно для ионийцев, автор заключает: «Думаю, что если бы кто-нибудь приказал всем людям снести в одно безобразное, что каждый считает таковым и опять из этой кучи взять прекрасное, что каждый признает, то ничего не осталось бы, но все люди все и разобрали бы, так как все думают по-разному».

[48] Подробнее см. в статье «Древнегреческая литература».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.