Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологические факторы при поиске новых решений в процессе проектирования



 

Формирование множества возможных решений является одним из наиболее творческих этапов, требующих больших интеллектуальных усилий. Ясно, что чем больше первоначально сформированное множество, тем больше вероятность того, что в нем содержатся наиболее эффективные решения. Недостаточно эффективные решения легко потом отбросить, гораздо труднее ввести новые, более эффективные, хотя бы потому, что надо каким-то способом узнать, что это надо сделать.

Сент-Экзюпери сказал, что вещь становится совершенной не тогда, когда к ней нельзя уже ничего прибавить, а когда от нее уже ничего нельзя отнять. В применении к системным исследованиям это означает, что исходное множество, будь то множество возможных решений, входных или выходных параметров, существенных взаимосвязей или какое-либо иное, сначала должно быть как можно более полным, чтобы в дальнейшем не потребовалось в него ничего добавлять. Затем из него последовательным анализом удаляются элементы, не существенные для решения рассматриваемой задачи, пока не останется только то, что нужно. Например, при оптимизации многокритериальных систем это может быть множество решений, оптимальных по Парето. Оно является совершенным в смысле сентенции Сент-Экзюпери, поскольку из него уже больше ничего нельзя исключить. Попытки действовать в обратной последовательности – сначала найти один элемент, который должен войти в конечный вариант искомого множества, затем добавить еще один и т.д.-, как правило, приводят к неудаче.

Поиск принципиально новых методов решения для включения в исходное множество является творческим процессом, их надо изобрести, придумать. Если их можно извлечь из какой-либо памяти, они уже не являются принципиально новыми.

Существует ряд психологических факторов, препятствующих или способствующих успеху творческого мышления, выходящих за рамки решения задач управления.

Когда задача сформулирована и накоплены необходимые для ее решения знания, начинается интенсивный мыслительный процесс. Для серьезных задач, которые не удается решить сразу, как говорят, "с ходу", концентрированные усилия над решением задачи должны обязательно чередоваться с расслаблением, полным отвлечением от ее решения. Такая передышка может быть заполнена чем угодно – физической нагрузкой, сном, "ничегонеделанием", решением не менее трудной, но обязательно совершенно иной по смыслу и методам решения задачи; важно, что при этом сознание полностью отключается от решаемой задачи, начисто "забывает" о ней. Предполагается, что во время этих перерывов решение задачи продолжается в подсознательной области. Может быть, поэтому после отдыха мысль работает острее, чем раньше, открываются новые аспекты задачи и возможности ее решения. Во всяком случае, без такой периодической смены этапов интенсивного мышления и отключения трудно добиться успеха – мысль работает все медленнее и наконец "зацикливается", полностью перестает генерировать новые варианты, тупо повторяя одно и тоже.

Одним из главных препятствий на пути получения нового решения является психологическая инерция. Она заключается в том, что у человека, когда он знакомится с условиями задачи, возникает некоторая модель, образ задачи, мысленные условия, не совпадающие с фактической задачей и ее условиями. Это происходит потому, что формулировка задачи построена так, что вызывает в памяти некоторый стереотип, знакомый образ, от которого уже трудно отказаться. Иногда формулировка задачи просто настраивает человека на определенный мыслительный процесс, и он уже не может перестроиться.

Психологическая инерция в определенной степени является следствием обучения, хорошего знакомства с каким-либо предметом. Детально зная и многократно используя определенные объекты или процессы, человек применяет их в ситуации, кажущейся ему аналогичной этим хорошо знакомым задачам, не обращая внимания на то, что начальные условия являются совсем другими. На этом основан эффект функциональной устойчивости, когда используют предмет в одном определенном качестве, не задумываясь о том, что у него может быть иное применение.

Психологическая инерция усиливается при ряде обстоятельств: нетерпении, опасности, в состоянии напряжения, при волнении. Усиливают ее также отвлекающие действия. Она как шоры, сужает область, в которой ищется решение, не позволяя найти лежащее за ее пределами простое и эффективное решение.

Как же бороться с психологической инерцией? Нельзя ведь советовать забыть все, что знаешь, или при решении любой задачи никогда не прибегать к ранее известным, привычным методам. Вместе с тем преодолеть психологическую инерцию можно довольно просто: надо помнить, что она существует, что мы ей подвержены. Решив задачу или думая, что она решена, надо сопоставить решение с условием – действительно ли в условии задачи содержатся те ограничения, которые мы старались выполнить в процессе решения, проверить, нет ли принципиально иных подходов к ее решению.

Найти новый эффективный метод, новое решение помогает так называемая инверсия. Она заключается в том; что известное решение какой-либо проблемы надо попытаться изменить на прямо противоположное. Не один век баржи тянули бурлаки, затем мощные буксиры. Между тем оказалось, что гораздо эффективнее их толкать, жестко закрепив буксир сзади баржи. Аналогично этому авиаконструкторы привычно располагали двигатели в передней части самолета, чтобы они тянули его вперед. Между тем расположение двигателей в хвосте, толкающих самолет вперед, дало определенные преимущества. В пишущих машинках буква через красящую ленту прижимается к бумаге, оставляя отпечаток. Хорошее быстродействие выходных печатающих устройств ЭВМ удалось получить при прямо противоположном действии – бумага прижимается к букве. Перечень таких примеров удачных решений с помощью инверсии можно продолжать очень долго.

Для поиска новых решений полезна аналогия – использование аналогичных ситуаций, причем главным образом не в похожих задачах, а в далеких областях, не имеющих, как представляется с первого взгляда, ничего общего с решаемой задачей. Многие инженерные решения представляют собой аналоги объектов или процессов в живой природе. Считается, что одним из величайших изобретений человека является колесо с осью, потому что ему нет аналогов в живой природе.

Особенно эффективна аналогия, когда мысль о ее наличии и возможности использования возникает неожиданно, как прозрение, при взгляде на совершенно иное по природе явление, в беседе на отвлеченные темы, при чтении художественной литературы. Так делаются многие открытия. Чаще всего такой случай возникает, когда человек увлечен решением сложной задачи, непрерывно о ней думает. По-видимому, при отвлечениях подсознательно продолжаются поиски решения, что позволяет его увидеть в совершенно новой обстановке.

Другое явление, полезное при генерировании новых идей, особенно при разработке организационно-административных систем, называют эмпатией. Под этим понимают отождествление личности одного человека с личностью другого, проникновение его в чувства другого лица. В обыденной жизни это явление используют, когда просят: "войди в мое положение" или "представь себя на моем месте". Эмпатия требует от человека умения войти в образ, мыслить и чувствовать себя другим человеком. Для этого нужна природная одаренность и нескованность, некоторое специальное обучение и тренировка. Надо уметь думать не о себе, а о другом, аналогично тому, как хороший рыбак думает не о том, какой вкусной будет для него уха после рыбалки, а будет ли вкусным для рыбки червяк, насаживаемый на крючок. Наиболее простым случаем является отождествление разработчиком организационно-административной системы управления себя с сотрудником будущей системы или ее клиентом.

Более сложны так называемые деловые игры, получившие широкое распространение за рубежом и в некоторых областях управления в нашей стране, в частности в строительстве. Участники деловой игры распределяют между собой "роли" сотрудников некой системы управления: директора, начальников различных отделов и цехов, а также заказчиков и поставщиков. Получая вводные условия, они начинают управлять жизнедеятельностью предприятия, которое в игре моделируется комплексом программ, решаемых на ЭВМ. Этот комплекс программ имитирует реакцию отдельных участков или всего предприятия в целом на решения, принимаемые участниками игры. Эта реакция анализируется участниками, которые принимают новые решения, каждый раз получая поощрительные или штрафные очки, пока не становится ясной степень эффективности управляющих воздействий каждого участника игры. Необходимым условием успешного проведения игры является как можно более полное вхождение каждого ее участника в образ того сотрудника, роль которого он исполняет.

Деловые игры успешно используют в процессе обучения администраторов, в меньшей степени - для оценки степени подготовленности и квалификации участников и лишь иногда – для моделирования новых ситуаций и поиска решений.

Большое значение при поиске принципиально новых решений имеет хорошо развитое чувство воображения, элементы фантазии. Полезно представить себе идеальную ситуацию, когда сняты ограничения на ресурсы, есть возможность использовать технические средства с любыми возможностями, в том числе реально не существующие. Довольно часто решения, найденные для такой идеальной системы, в большей или меньшей степени могут быть реализованы и в обычной. Иногда таким способом удается выяснить, что небольшие изменения некоторых ограничений, в принципе возможные и допустимые, позволяют применить найденные новые, более эффективные решения.

Для поиска новых решений в сложных случаях оказываются полезными систематизированные исследования. Под этим понимают выделение нескольких основных составляющих, направленных на решение задачи. По каждой составляющей стараются найти как можно больше новых решений. Затем все составляющие и найденные частные решения сводят в таблицу. Комбинируя в различных сочетаниях частные решения, получают принципиально новые решения сложной задачи.

Для коллективного поиска новых решений полезен метод, получивший название мозговой атаки или мозгового штурма. Он заключается в том, что группе специалистов дается задание – найти решение сложной задачи. Каждый участник группы может высказывать любые идеи в этом направлении, независимо от возможности их реализации, в том числе разрешается выдвигать идеи, кажущиеся фантастическими, нелепыми, совершенно нереальными. Какое-либо осуждение выдвинутых идей, тем более их критика в любой форме, не допускаются. Высказанные идеи можно только подхватывать - развивать, дополнять или выдвигать новые. Необходимо, чтобы все мысли высказывались свободно, поток их был интенсивным, одна следовала за другой без пауз.

Возникает своеобразный психологический настрой на генерацию новых идей, коллективное творчество заставляет каждого участника мыслить. гораздо интенсивнее, чем в одиночку. Результат группы оказывается больше, чем мог бы быть получен как сумма результатов ее участников. Такой психологический настрой возникает только при соблюдении некоторых условий: группа должна быть не слишком большой и не слишком маленькой, оптимальный состав 6–8 человек; участники группы должны иметь примерно одинаковый уровень подготовленности и образования; в составе группы не должно быть начальника или неформального лидера и ряд других.

Эффект интенсивной генерации новых идей возникает вскоре после начала работы группы и продолжается в пределах часа. Все высказанные идеи фиксируют. После окончания генерации идей начинается второй этап – их анализ и критика. Этот этап напоминает предыдущий с той разницей, что группе дается задание раскритиковать все идеи, высказанные на первом этапе. Допускаются любые возражения, пусть даже несуществующие или легко опровергаемые, можно только их развивать или выдвигать новые, но нельзя спорить и доказывать справедливость рассматриваемой идеи. Те предложения и идеи, которые выявлены в результате обоих этапов мозговой атаки, оказываются, как правило, наиболее плодотворными, результативными и очень часто принципиально новыми.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.