Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ



I. Установите, какие из приведенных ниже выраже­ний естественного языка имеют одинаковую структуру:

1. Москва – столица России.

2. Все адвокаты – юристы.

3. Зима без снега – лето без хлеба.

4. Некоторые грибы являются съедобными.

5. Среди учителей есть мужчины.

6. Если сильно захотеть, можно в космос полететь.

7. Есть птицы, которые не умеют летать.

8. Анна Иванова – студент КубГТУ.

9. Многие водители за рулем не курят.

10. Каждый человек имеет право на труд.

11. Ни один человек не имеет права нарушать зако­ны.

12. Нет такого лабиринта, из которого не было бы выхода.

13. Мой друг успешно сдал экзамены и поступил в университет.

14. Некоторые люди не обладают достаточной волей для того, чтобы бросить курить.

15. Он был свидетелем происшествия и может подроб­но его описать.

II. Установите, в чем суть нарушения закона тожде­ства в следующих примерах:

1. «Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул. Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из пра­вого глаза такие же искры» (Распе Э. Приключения ба­рона Мюнхгаузена»),

2. — ...Стало быть, по-твоему, я убил Володеньку?

— Да, вы!

— А по-моему, это не так. По-моему, он сам себя за­стрелил. Я в то время был здесь, в Головлеве, а он — в Петербурге. При чем я тут мог быть? Как мог я его за семьсот верст убить?

— Уж будто вы не понимаете?

— Не понимаю... видит бог, не понимаю!

— А кто Володю без копейки оставил? Кто ему жало­ванье прекратил? Кто? (Салтыков-Щедрин М. Е. Гос­пода Головлевы).

3. «Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж. — По страсти, — отвечала старуха: — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь» (А, С. Пушкин).

4. В своем последнем слове подсудимый сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь».

5. Шестилетний Андрюша моется в ванной.

— Мама, можно я твоим шампунем вымою голову?

— Можно.

Взял флакон в руки и прочитал: «Для сухих волос».

— Нет, мне нельзя, у меня ведь уже мокрые волосы!

6. «Молодая была уже не молода» (Ильф И., Пет­ров Е. Двенадцать стульев).

7. «Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в от­личие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся». («Литературная газета».)

8. «У Фонвизина каждое действующее лицо имеет свое лицо». (Из сочинения абитуриента.)

10. «Дипломная работа, которую мы сегодня обсужда­ем, написана отличным студентом. Его работа в процессе обучения — образец для подражания многим и многим уча­щимся. Полагаю, что эта работа заслуживает высокой оцен­ки». (Из выступления на защите дипломной работы.)

III. Установите, нет ли противоречий в следующих понятиях:

1. Антагонистическое единство. 2. Бессодержательное мышление. 3. Разносторонний квадрат. 4. Жаркая зима. 5. Случайная закономерность. 6. Не­оформленное содержание. 7. Фантастическая реальность.
8. Холодное лето. 9. Монархическая республика. 10. Не­
работающий работник. 11. Оправданный обвиняемый.
12. Упорядоченный беспорядок. 13. Горячий лед. 14. Пло­хой хороший человек. 15. Близкая даль.

IV. Применим ли закон исключенного третьего к следующим высказываниям?

1. «Многие идеи Сократа находят своих сторонников в наши дни» и «Некоторые идеи Сократа не находят сто­ронников в наши дни».

2. «Все течет, все изменяется» и «Ничто не течет, ничто не меняется».

3. «Кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая» и «Прямая не всегда является кратчайшим рас­стоянием между двумя точками».

4. «Все мы родом из детства» и «Некоторые из нас никогда не были детьми».

5. «Если Москва — столица Франции, то Париж – столица России» и «Если Москва не является столицей Франции, то и Париж не является столицей России».

6. Человек в обществе не может жить без каких-либо
правил. Эти правила либо в законе — тогда они одинаковы для всех членов общества, либо это правила поведения, принятые среди определенного круга лиц.

7. Или он виноват, — и тогда должен быть наказан. Или же он не виноват, а значит, ни о каком наказании речи не может быть.

8. Если это геометрическое тело – куб, то оно имеет шесть или восемь граней.

V. Установите, соблюдаются ли требования закона достаточного основания в следующих примерах:

Петров стал хуже учиться после того, как стал заниматься в секции легкой атлетики. Значит, именно занятия легкой атлетикой стали причиной того, что Петров стал хуже учиться.

На одной из контрольных работ учащийся Б. не справился с решением задачи. Преподаватель после это­го сделал вывод, что учащийся Б. совершенно не умеет решать задачи.

3. Экспедиция Тура Хейердала сумела достичь Америки на точной копии древнеегипетской лодки. Поэтому можно считать доказанным плавания древних египтян в Америку.

Контрольные вопросы

1. Какое свойство мышления представляет для логики первостепенный интерес?

2. Что такое форма мысли и каково ее значение для правильного мышления?

3. Какова формулировка и нормативная роль закона тождества?

4. Какова формулировка и нормативная роль закона противоречия?

5. Какова формулировка и нормативная роль закона исключенного третьего?

6. Какова формулировка и нормативная роль закона достаточного основания; чем достаточное основание отличается от необходимого?

 

ТЕМА 2 ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

I. Найдите общие, единичные и пустые понятия среди нижеперечисленных:

1. Столовая 2. Спортивная игра 3. Главная героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 4. Староста группы 5. планета Земля 6. Баба Яга 7. Честный жулик 8. Лень 9. Баскетбол 10 Бригада 11. спутник Земли 12. Столица Греции.

II. Среди приведенных понятий найдите абстрактные:

1. Иммунитет 2. Торговый зал 3. Президент России 4. Грамотность 5. Гроза 6. Бригадир 7. Ускорение 8. Качество 9. Инертный газ 10. Путешествие 11. Велосипед.

III. Среди приведенных понятий найдите соотносительные:

1. Коллектив 2. Студент 3. Близкий родственник 4. Понятие 5. Спутник 6. Молния 7. Гравитация 8. Возлюбленный 9. Столица 10. Служебная собака.

IV. Среди приведенных понятий найдите собирательные:

1. Ветеран 2. Библиотека 3. Автомобиль 4. Молоко 5. Натуральный ряд чисел 6. 1-А класс 7. Электричество 8. Электрическая цепь 9. Кабинет 10 Бригада.

V. Среди приведенных понятий найдите положительные:

1. Солдат 2. Электростанция 3. Лысина 4. Преступник 5. Бездельник 6. Невиновный 7. Империя Зла 8. Бесконечность 9. Леший 10. Строгий учитель.

Контрольные вопросы

1. Что такое предмет мысли и признак предмета?

2. Какие признаки образуют содержание понятия?

3. Что такое объем понятия?

4. Каков механизм функционирования закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия?

 

ТЕМА 3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ ПО ОБЪЕМУ И ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

I. Определите вид отношений между следующими парами понятий: 1. рядовой – офицер; 2. Луна – естественный спутник Земли; 3. грабитель – преступник; 4. лень – трудолюбие; 5. Яблоко – груша; 6. собака – овчарка; 7. молодость – старость; 8. отличник – хорошист; 9. работающий – не работающий; 10 город – курорт; 11. Ректор – проректор; 12. студент – аспирант; 13. герой – десантник. 14. нефть – энергоноситель; 15. студент – учащийся ВУЗа и ССУЗа.

Контрольные вопросы

1. Как различить сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые понятия?

2. Каковы виды совместимых понятий; что такое род и вид?

3. Каковы виды несовместимых понятий, что такое однопорядковые виды?

ТЕМА 4. ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

I. Правильно ли проведены:
а) ограничение:

1. Время — час — минута — секунда.

2. Планета — планета Солнечной системы — планета Марс.

3. Карандаш —цветной карандаш — красный каран­даш.

4. Строение — жилой дом — трех квартирный жилой дом — квартира в трехквартирном жилом доме.

5. Юрист — адвокат — прокурор

6. Понятие — конкретное понятие — единичное понятие — соотносительное понятие — положительное понятие.

7. Огнестрельное оружие — пистолет — пистолет «Бра­унинг»

8. Медицинский препарат — лекарство — лекарство в таблетках — анальгин.

9. Наркотик — сильнодействующий наркотик — ге­роин.

10. Животное — млекопитающее — птица — чайка.

11. Литературное произведение — стихотворение рус­ского поэта — стихотворение С. А. Есенина — стихотво­рение С. А. Есенина из цикла «Персидские мотивы».

6) обобщение:

1. Учебник психологии — учебник — книга.

2. Класс — школа — средняя школа — среднее учеб­ное заведение.

3. Москва — столица России — столица — город.

4. Сантиметр — дециметр — метр — километр — мера длины.

5. Сталевар — рабочий — трудящийся — человек.

6. Отделение — взвод — рота — полк.

7. Преступник — преступная группа — банда.

8. Телефон — междугородный телефон — средство связи.

9. Страница книги — раздел книги — книга.

10. Клевета — ложь — искажение истины.

II. Установите правильность деления в нижеследующих примерах, а в случае неправильного деления назовите какое правило деления нарушено:

1. Различают четыре основные стороны горизонта: Север, Юг, Восток и Запад.

2. Мировыми религиями являются буддизм, мусульманство, христианство и православие.

3. Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия — материки нашей планеты.

4 «Здесь были бедные жители окраин: ремесленники, мастеровые, продавцы ржаных лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки» (Ю. Олеша).

5. Удочка состоит из удилища, лесы, поплавка, грузила, поводка и крючка.

6. «Читающих было два рода: старожилы из местной интеллигенции, — их было большинство, — и люди из простого народа» (Б. Пастернак).

III. В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:

1. Квадрат — равносторонний четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны.

2. Философ — ученый, занимающийся философией.

3. Кража — тайное похищение какого-либо имущества.

4. Кандидат — лицо, выдвигаемое для избрания в де­путаты .

5. «Воспитатель — это всегда исследователь, мысли­тель, экспериментатор, фантазер, выдумщик. Воспита­тель — это прежде всего, гражданин, сердце которого болит болью наших дней...».

6. Домохозяйка — это не профессия.

7. Ядовитыми растениями называются растения, со­держащие ядовитые вещества.

8. Вычитание — операция, обратная сложению.

10. Альт — низкий детский голос.

11. Рабство — это отсутствие свободы.

Контрольные вопросы

1. Что такое определение и каковы его основные правила?

2. Каковы структура и разновидности определения?

3. Что такое деление понятия и эта операция отличается от мысленного членения предмета?

4. Каковы правила деления понятий и характерные ошибки их нарушения?

5. Каковы механизмы ограничения и обобщения понятий?

 

ТЕМА 5 СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

I. Среди перечисленных ниже суждений выделите атрибутивные, экзистенциальные и суждения с отношениями:

1. Тот, кто имеет детей и внуков, знает, что дети больше любят смотреть телевизор, нежели читать книги.

2. Говорящий много часто ошибается.

3. Иглой дороги не меряют.

4. Среди студентов, к сожалению, встречаются бездельники.

5. Каждый из родителей старше своих детей.

6. «Должность» и «долг» — слова одного корня.

7. Соучастниками преступления оказались Рокотов и Перегудов.

8. Вечного двигателя не существует.

II. В каждом из приведенных ниже суждений выделите субъект и предикат:

1. Я хочу стать хорошим учителем.

2. Январь выдался на редкость теплым.

3. «Вот моя деревня, вот мой дом родной...» (И. 3. Сурков).

4. «Сияла ночь. Луной был полон сад...» (А. Л. Фет).

5. «В этом месте каштаны, как по команде заходя друг другу в плечо, всей шеренгой забирали вправо» (Б. Л. Пастернак).

6. Мать и дочь были на одно лицо.

7. Кафе посещалось преимущественно философами.

8. «Незнание не довод. Невежество не аргумент» (Спиноза).

9. Есть люди, которые, зная, что делать, не делают того, что нужно.

10. Никому из сотрудников отдела не было известно, кто станет начальником.

11. Преступника, совершившего несколько преступлений, всегда выдает его «почерк».

III. Установите вид суждений в объединенной классификации и укажите распределенность терминов:

1. Каждому известно, что любые, даже самые отличные условия для занятий не гарантируют успеха на экзамене.

2. Среди учащихся есть такие, которые учатся добросовестно.

3. Каждый следователь знает хотя бы одного адвоката.

4. Некоторые студенты нашей группы отлично знают английский язык.

5. Юрий Гагарин — первый в мире космонавт.

6. Есть книги, которые студенты читают с большим интересом.

7. Хороший кузнец и лягушку подкует.

8. Бедность не порок.

9. Никто не имеет права нарушать законы.

10. Пока еще не все учителя, работающие в профессионально-технических училищах, имеют педагогическое образование.

12. Некоторые водители за рулем не курят.

13. Среди частных детективов есть бывшие работники уголовного розыска.

14. Всякая вещь хороша на своем месте.

15. Не всякое предложение — суждение.

16. Некоторые города — столицы Европы.

17. Доброе слово и кошке приятно.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое суждение, какова его познавательная и коммуникативная функции?

2. Что такое атрибутивное и экзистенциальное суждения и каков их состав?

3. Каковы особенности суждений с отношениями и как они могут быть преобразованы в атрибутивные?

4. Что такое качество и количество суждения, каковы виды суждений в объединенной классификации?

5. Каковы особенности распределенности терминов в разновидностях категорических суждений в объединенной классификации?

6. Каковы виды вопросов?

7. Каковы виды ответов?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.