Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 6. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ



I. Запишите в символической форме следующие суждения:

1. Наташа умна, красива, но не умеет вкусно готовить.

2. Платон мне друг, но истина дороже. (Аристотель)

2. «Уж если она не сможет проникнуть во дворец Снежной королевы и вынуть из сердца Кая осколок зеркала, так этого никто не сделает» (Г. X. Андерсен).

3. «Если выступаешь без хорошей подготовки, значит говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь» (О, Гончар).

4. Если бы К. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в замке или в прилегающем к нему парку. Кроме того, К. в этом случае должен был бы быть отличным стрелком.

5. Нам предстоит сложный выбор: отступить — и остаться живыми, но при этом прослыть трусами, или броситься вперед на значительно превосходящего по своим силам врага — и тогда, наверняка, погибнуть. Или же, наконец, остаться в башне, что даст немалый выигрыш во времени, не принесет бесчестия, и даст шанс на спасение.

6. «Если ты сможешь доказать мне свои добрые намерения, то я поверю тебе, или же мне придется вызвать полицию и обвинить тебя в лжесвидетельстве» (Каттнер Г. Источник миров).

Контрольные вопросы

1. Что такое сложное суждение и каков его состав; в чем отличие логического союза от грамматического?

2. Что такое конъюнкция и каковы условия ее истинности?

3. Что такое дизъюнкция и каковы условия ее истинности?

4. Что такое импликация и каковы условия ее истинности?

5. Что такое эквиваленция и каковы условия ее истинности?

6. Что такое отрицание, в чем его отличие от простого отрицательного суждения, каковы условия ее истинности?

 

ТЕМА 7. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

I. Определите посылки, заключение и термины в следующих силлогизмах.

1. Комсомольская правда – СМИ, так как газета – это СМИ, а Комсомольская правда – газета.

2. Иванов – студент, поэтому он сдает зачеты и экзамены, потому что все студенты сдают зачеты и экзамены.

3. Вероника – женщина, а так как всякая женщина любит красиво одеваться, то Вероника тоже любит красиво одеваться.

II. Установите правильность силлогизмов в нижеследующих примерах, а в случае ошибочности назовите какое правило деления нарушено:

1. Редкая птица долетит до середины Днепра; пингвин – редкая птица, следовательно, пингвин долетит до середины Днепра.

2. Все гусеницы любят капусту; Катя тоже любит капусту, следовательно, Катя – гусеница.

3. Некоторые хищники умеют летать; ни один крокодил не умеет летать, следовательно, ни один крокодил не является хищником.

4. Ни один крокодил не умеет летать; Ни один студент нашей группы тоже не умеет летать, следовательно, студенты нашей группы – крокодилы.

5. Некоторые блондинки – отличницы; некоторые студентки нашей группы не отличницы. Следовательно, некоторые студентки нашей группы не блондинки.

III. Установите правильность следующих условно-категорических умозаключений

1. Если я называю тебя буйным человеком, то я называю тебя человеком. Но называя тебя человеком, я говорю правду. Значит, если я называю тебя буйным человеком, — я говорю правду.

2. Нынешняя зима была многоснежной. Значит, следуя народной примете: «Зима без снега — лето без хлеба», надо ждать хорошего урожая.

3. Если бы мы не изучали философию, то не имели бы правильного понимания законов развития. И так как мы изучаем философию, значит, мы имеем правильное понимание законов развития.

4. Если в треугольнике два угла равны между собой, то он — равнобедренный. Данный треугольник имеет два равных угла, значит, он — равнобедренный.

5. Если преступление совершил Борис, то он должен знать, с помощью какого оружия это сделано. Однако Борис не знает, какое оружие использовано при совершении преступления. Значит, он не мог его совершить.

6. Некоторые политики имеют много недостатков. Это следует из того, что «тот, кто имеет много недостатков, тот легко находит их у других» (адыгейская пословица), а некоторые политики легко находят недостатки у других.

VI. Являются ли правильными следующие разделительно-категорические умозаключения?

1. Так как понятие может быть абстрактным или конкретным, то, зная, что понятие «Отечество» является конкретным, можно сделать вывод, что его нельзя назвать абстрактным.

2. Заведующий кафедрой может быть доктором наук или доцентом, И так как заведующий кафедрой права не является доцентом, значит, он доктор наук.

3. Автором этого рисунка мог быть Леонардо или кто-то из его учеников. Экспертиза показала, что Леонардо да Винчи не является автором рисунка. Значит, его автор, — кто-либо из его учеников.

4. «Воспитание... дается нам или природой, или людьми, или вещами... из этих трех различных видов воспитания воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны людей — вот единственное, в котором мы сами — господа...» (Ж. -Ж. Руссо).

5. Пожар в магазине мог возникнуть в результате самовозгорания, неосторожного обращения с огнем или поджога. Расследование показало, что здесь не было ни поджога, ни самовозгорания. Значит, пожар возник в результате самовозгорания.

Контрольные вопросы

1. Что такое умозаключение и каковы важнейшие элементы этой формы мышления; чем дедуктивные умозаключения отличаются от недедуктивных?

2. Что такое простой категорический силлогизм, каков его состав, фигуры и правила?

3. Какова форма и правила чисто условного умозаключения?

4. Что такое условно-категорическое умозаключение, его достоверные и вероятностные модусы?

5. Какое умозаключение называется условно-разделительным? Каковы его модусы и условия их истинности?

 

ТЕМА 7. НЕДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

I. Установите вид индуктивного умозаключения

2. После того как студенты при изучении логики стали пользоваться персональными компьютерами, значительно возрос их интерес к этому предмету, хотя не изменилось ни расписание занятий, ни нагрузка студентов. Ясно, что причина этого в применении на занятиях вычислительной техники.

3. Появление металлорежущих станков существенно изменило характер и уровень материального производства. Еще большие изменения произошли в производстве с появлением станков с числовым программным управлением. Сочетание же робото- и электронной техники в промышленном производстве позволяет говорить о совершенно новом его уровне. Следовательно, использование достижений науки и техники в производстве существенно влияет на уровень его развития.

4. Все мужчины любят детективы. Это следует из того, что я знаю, что Андрей с увлечением читает детективы, Игорь также читает их запоем, мой отец и брат тоже с удовольствием читают детективы. Вот и мужчина, который сидит напротив меня, тоже держит в руках детектив.

5. На месте преступления были обнаружены следы обуви и отпечатки пальцев, принадлежащие Крестовскому и Паюсову, которые признались в содеянном и утверждали, что совершили преступление вдвоем. Однако следователь сделал вывод о том, что в преступлении мог участвовать и некто третий, так как на месте преступления были следы обуви, которые не могли оставить ни Крестовский, ни Паюсов. Впоследствии это предположение подтвердилось.

6. «Все студенты — ужасные прагматики: они никогда не будут учить сверх того, что определено программой», — сказал один преподаватель другому. «А почему ты в этом уверен?» — спросил его второй. «Ну, посуди сам, — отве­тил первый, — ни один из моих студентов ничего не хочет делать сверх программы. То же самое мне говорил и К. Да и ты сам как-то мне жаловался на это».

8. «Я успешно сдала и этот экзамен, конечно же бла­годаря тому, что сдавала его в бирюзовом платье, — по­думала Наташа. — Ведь экзамен по математике я сдава­ла в нем и сдала успешно. Экзамен по физике я тоже сдавала в нем и тоже успешно. Да и историю я сдавала в нем, а по истории я получила «отлично». Теперь все эк­замены буду сдавать только в бирюзовом».

Контрольные вопросы

1. Чем неполная индукция отличается от полной и как повысить вероятность заключений в неполной индукции?

2. Что такое умозаключение по аналогии и каковы условия повышения вероятности этой формы мышления?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.