Здавалка
Главная | Обратная связь

Создание альянса с родителями



Терапевтическая работа по созданию у родителей нового образа ребенка

Вивьен Грин

В Центре Анны Фрейд метод работы с родителями выбирается в зависимости от конкретной ситуации.Помимо собственно классической психотерапии, с родителями могут проводиться занятия по педагогической или медицинской тематике, например, на курсах медицинской помощи при Центре Анны Фрейд. Работа с родителями проводится также в рамках проекта «Родитель-ребенок» и программы «Поддержка родителей». В этой главе упоминаются не все виды работы, проводимой в Центре. Более подробно рассматривается работа с родителями в процессе детской терапии или при подготовке к ней1.

Чаще всего работа с родителями направлена на то, чтобы убедить их в полезности и необходимости продолжения терапии ребенка. Иногда работа с ребенком ведется через родителей, а в остальных случаях родители контактируют с терапевтом параллельно с лечением их ребенка. Иногда с родителями и ребенком работает один и тот же терапевт; но чаще с родителями взаимодействует другой терапевт или социальный

1. Доклад, на основе которого написана эта глава, был представлен на ежегодной конференции Ассоциации детских психотерапевтов в марте 1997 года. В его основе лежит совместная работа с моими коллегами из центра Анны Фрейд, и я крайне признательна им за предоставленные материалы и поддержку.

 

работник. В этой главе я хотела показать, что, хотя и существует ряд проблем, типичных для большинства родителей, конкретная задача терапевта определяется прежде всего жалобами родителя.

 

Создание альянса с родителями

Некоторые терапевты высказывают предположение, что открытость родителей новому опыту и их готовность к изменениям обусловлена характерными особенностями той стадии развития, на которой люди становятся родителями. В литературе встречается множество описаний того, каким образом и в какой степени у людей, ставших родителями, проявляется готовность к изменениям. Сельма Фрайберг говорит о том, что появление ребенка привносит с собой в семью надежду: «Младенец (да и более старший ребенок) может послужить катализатором, стимулируя позитивные перемены в жизни родителей. Он олицетворяет их надежды и самые потаенные желания и является символом обновления. Его рождение может стать для родителей началом их собственного психологического перерождения» (Fraiberg, 1980, р. 53-54). В этом состоянии обостренной восприимчивости к новому опыту мать, проанализировав свою реакцию на появление ребенка в ее жизни, может постараться понять, что же на самом деле означает для нее этот ребенок и как это новое знание соотносится со значимыми событиями ее прошлой жизни. В результате мать приходит к новому взгляду на свою собственную жизнь, в которой находится место и ее ребенку.

Родители всегда надеются, что смогут дать своему ребенку больше, чем они сами получили от своих родителей. Конечно, это может привести к обратному эффекту, но важно само желание стать хорошими родителями, и это желание должно способствовать установлению терапевтического альянса. Таким образом, в работе с родителями мы можем задействовать самую разную мотивацию.

Тем не менее, наряду с сознательными позитивными мотивами могут существовать неосознаваемые деструктивные желания, чувства и побуждения. Особенно важно учитывать это при оценке способности родителей заботиться о ребенке и поддерживать его во время проведения терапии, и, прежде всего,— их готовности принять непосредственное участие в его развитии. Терапия окажется под угрозой срыва, если родители неосознанно желают иметь больного или даже умственно отсталого ребенка,— в этом случае им очень трудно будет поддерживать мероприятия, способствующие развитию своего ребенка, и процесс терапии будет буксовать.

Обмениваясь опытом с коллегами, мы обсуждали прежде всего нашу работу с родителями в рамках детской терапии. Нас интересовало, правильно ли мы оценивали значимость работы с родителями при предварительной оценке эффективности терапии. Важен не сам факт согласия родителей на проведение психоанализа или психотерапии, а их потенциальное или реальное влияние на терапевтический процесс. В частности, мы задались вопросом, какие факторы нужно учитывать при оценке способности родителей принимать участие в терапии и при выборе того или иного стиля работы с ними.

Пытаясь понять сам феномен «родительства», необходимо провести различие между родительским аспектом личности взрослого человека и остальными проявлениями его личности. Многие люди, несмотря на трудности, испытываемые в других областях их жизни, полностью состоялись как родители. И, наоборот, некоторые люди, успешные в работе и межличностных отношениях, оказываются плохими родителями. «Родительство» — это новая ступень развития в жизни взрослого человека. При оценке родителей Фурман (Furman, 1966) предлагала в первую очередь определять, достигли ли родители этой ступени: «Необходимо оценить, в какой степени они могут способствовать развитию своего ребенка». Немного по-другому на эту проблему смотрит Дэниел Стерн (Stern, 1995), пишущий о материнстве как о сочетании эмоциональных и психических способностей, которые могут развиться в полной мере только после того, как женщина станет матерью. Тем не менее, он также рассматривает материнство как определенный этап развития, прослеживая необходимость постепенного перехода от младенческо-материнского комплекса к более позднему эдиповому комплексу. Он подчеркивает, что у матерей есть особая потребность ощущать признание, поддержку, помощь, руководство и одобрение со стороны материнской фигуры. При достаточной «поддержке» такого рода мать получает возможность раскрыть весь свой материнский потенциал.

Обе эти теории рассматривают «родительство» как динамическое состояние открытости к изменениям и к актуализации способностей. Можно говорить о том, что не только взаимоотношения в родительской паре, но и состояния каждого из родителей на той или иной стадии развития родительских функций могут быть весьма разнообразными. Это разнообразие позволяет предположить, что способы терапевтической работы с родителями будут существенно различаться, и это потребует от нас значительной гибкости.

Маленький ребенок требует от родителей совершенно иного отношения, чем подросток. В зависимости от того, что необходимо ребенку на том или ином этапе его развития, у родителей проявляются совершенно особые способности. В связи с этим я вспомнила о популярном теперь термине, касающемся развития у ребенка представления о психической жизни (theory of mind). Это словосочетание описывает сложную последовательность когнитивных и аффективных процессов, разворачивающихся в процессе нормального развития, когда ребенок учится прислушиваться к своим эмоциям, распознавать свои настроения и таким образом постепенно приобретает способность отделять свои мысли и чувства от мыслей и чувств другого человека. В связи с этим у меня возникает вопрос — может быть, и родительство формируется постепенно посредством аналогичных процессов, которые можно было бы назвать родительской рефлексивной функцией? Я имею в виду процесс непрерывного обновления и уточнения представлений родителей о психической жизни их ребенка, сопровождающий все этапы его развития.

Далее следует остановиться на способности родителей эмоционально воспринять своего ребенка не только как зависимого и тесно связанного с ними человека, но и как развивающуюся и отдельно существующую личность, с постоянно меняющимся балансом этих двух компонентов. Интересно проследить, какие концептуальные и терминологические формы эта идея приобретает в различных теориях. В рамках классического психоанализа она описывается как нарушение баланса в нарциссической структуре личности родителя. Эрна Фурман объясняет это следующим образом: «Существование друг с другом и друг для друга является обязательным условием взаимодействия детей и родителей. Переход родителей на возрастную стадию "родительства" характеризуется их способностью заботиться о ребенке и как о любимом человеке, и как о части самого себя» (Furman, 1966, р. 25). Потребность заботиться о ребенке как о себе самом называется нарциссической любовью, а любовь непосредственно к ребенку — объектной любовью. Это соотношение изменяется по мере роста и развития ребенка.

Дополнительным способом оценки того, с достаточным ли вниманием и пониманием относятся к ребенку, является определение роли ребенка в семье и в отношениях с каждым из родителей. Какие проекции должен нести на себе ребенок, выражением чего (или кого) они являются для родителей? Действительно, терапевтическая работа в основном и заключается в том, чтобы разобраться в этих проекциях. На одном конце всего континуума родителей будут находиться те, кто в силу собственных патологических аспектов (например, глубоких нарциссических проблем) не могут рассматривать ребенка отдельно от своих потребностей и желаний. На середине предполагаемой шкалы располагаются родители, которые — для того, чтобы понять своего ребенка,— стараются справится со своим страхом, болью, гневом и разочарованием, преодолевая свои собственные внутренние барьеры, конфликты и эпизоды из прошлого. На другом, наиболее оптимистичном конце континуума находятся родители, готовые эмоционально понять и принять чувства своих детей.

Самая общая цель нашей работы с родителями (наряду с помощью в преодолении всех трудностей, возникающих по ходу лечения их ребенка) состояла в том, чтобы вовлечь их процесс познания своего ребенка, постепенно предоставляя тому возможность действовать по собственному разумению. Часто этот процесс может начаться только после установления безопасных отношений, что сделает возможным обсуждение родительских чувств вины и стыда. В некоторых клинических случаях, которые будут описаны ниже, прогресс в работе произошел только после того, как ощущение достаточной безопасности позволило матери или отцу найти в себе силы признать наличие конфликтов на уровне СуперЭго и, соответственно, снизить критичность по отношению к своему ребенку. Нарциссическое страдание из-за того, что ваш ребенок нуждается в помощи, которое имеет место у большинства родителей, также требует к себе особого внимания.

Надо сказать, что сама по себе идея о том, что работа с родителями должна привести их к пониманию своего ребенка и адекватному взаимодействию с ним, являет собой некий терапевтический идеал. На самом же деле мы постоянно сталкиваемся с вопросом о том, как строить работу с разнообразными проблемами самих родителей, которые серьезно ограничивают их способность к пониманию и адекватному взаимодействию со своим ребенком. Начальный этап работы с родителями обычно как раз и посвящен тому, чтобы довести их до черты, с которой они уже смогут устанавливать эмоциональный контакт со своим ребенком и анализировать свои взаимоотношения с ним.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.