Здавалка
Главная | Обратная связь

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ



Связка отношений «родители — дети», как известно, встречается не толь­ко у людей, но и у животных. У большинства видов живых существ, исклю­чая, быть может, самых примитивных, родители заботятся о подрастающем поколении: вынашивают плод, кормят и поят своих чад, спасают от хищ­ников и укрывают от холода, приучают охотиться и добывать пищу. Одним словом, обучают всему тому, что пригодится во взрослой жизни.

Правда, процесс обучения и воспитания людей гораздо сложнее и про­должительнее, нежели животных. У первых он затягивается на долгие годы, а у вторых протекает в течение нескольких месяцев.

Живые организмы, включая человека, составляют естественную иерар­хию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходит­ся ему приспосабливаться к окружающей среде. У зебры детеныш уже че­рез 10 мин должен хорошо держаться на ногах, а через 1 ч — хорошо бегать. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функ­ционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный пери­од времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабли­вается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длит­ся один сезон, у тигров, слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше жи­вотное по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем его мо­лодые сородичи животных. Он не способен заботиться о себе и остается беспомощным несколько лет. Стало быть, определен и решающий биоло-

гический барьер социализации — это необычайная уязвимость новорож­денного.

Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни у че­ловека. Прежде подготовка к этому была непродолжительной: в 14—15 лет

юноша переходил в разряд взрослых, а де­вушки в 13 лет выходили замуж и образовы­вали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе (рис. 13, а). Даже сегодня в тех обществах, что сохранили тра­диционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства.

Раньше считалось, что он ограничивает­ся детством, сегодня в него включают пери­од юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — мире обществен­ных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь (рис. 13,6). Таковы требования совре­менного общества. Этот процесс получил название социализации. Мы не только долж­ны обучаться, но благодаря развитому мозгу мы можем обучаться.

Специалистам известны несколько относительно автономных психоло­гических механизмов, посредством которых родители влияют на своих де­тей". Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые счи­тают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, ро­дители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подража­ет родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откли­каясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Исследования показали, что даже в первые дни жизни дети, получающие материнскую грудь, более активны как в эмоциональном, так и в двигатель­ном плане. Уже в первые 2—3 недели жизни они устанавливают интимный контакт с матерью при кормлении. Важным компонентом ранней социати-зации является и звуковая сигнализация взаимного приспособления: не­сколько типов звуков со стороны ребенка — сигналы голода, сытости, удоб­ства или неудобства положения и т.д., со стороны матери слова и интона­ции успокоения, поддержки, обещания помощи.

Уже в колыбели человек становится центром притяжения родителей и семьи, хотя с годами, по мере взросления, он перемещается на периферию. Родители охотно играют с ребенком, они улыбаются ему, и, возможно, он учится улыбаться им в ответ. Много месяцев позже он обучается различать вначале по тону голоса родителей, какие действия нельзя совершать, а что приятно им. Родители постоянно повторяют слова типа «мама» или «баба».

Б

Рис. 13. Стадии жизненного цикла

и ребенок узнает, что, произнося подобные слова, он получает вознаграж­дение: поцелуй, сладкое питье или нежность. По прошествии времени ре­бенок узнает еще больше слов и правил поведения. Маленькая девочка на­учится должному поведению, которое вначале не зависит от специфики пола и больше основывается на общекуль­турных универсалиях. По мере того как она подрастает, через игры с дру­зьями, примеры, которые подают ее родители, а позже через официальное обучение в школе, девочка научается всем тонкостям подобающего поведения, которое ожидается от девушки или женщины в цивилизованном обществе.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют ду­мать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помо­щи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Забота родителей очень важна для подростков даже тогда, когда они про­водят больше времени в одиночестве или со сверстниками, чем дома в семье. Подростки продолжают оглядываться на родителей в поисках любви и вни­мания, а также правил или, по меньшей мере, каких-то образцов поведения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.