Здавалка
Главная | Обратная связь

Исторические типы социализации



Детей

В эпоху Возрождения и в средние века детей подолгу не отнимали от груди и кормление про­исходило не по часам, а когда им захочется. Силь­но ограничивалась их физическая подвижность. Первые 4 месяца жизни младенец проводил пол­ностью спеленутым, затем освобождали его руки и лишь много времени спустя — ноги. Тугое пеле­нание объяснялось заботой о безопасности мла­денца, который, как считалось, может искривить ноги или оторвать себе уши. Но вместе с тем оно избавляло взрослых от забот. Обретя свободу и повзрослев, девочки сразу же помещались в жесткие корсеты. Вследствие низкой гигиениче-


ской культуры детей поздно начали приучать к туалету.

В XVII в. воспитание детей сравнивали с дресси­ровкой лошадей, и во всем придерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки широко применяли не только в семье, но и в школе, включая университет. Учи­тель не мыслился без розг. Эмблема учителя грамматики в Шартрском Соборе изображала учителя, грозящего двум детям бичом. В XVI—XVII вв. битье стало еще более массовым и жестоким. В английских университетах публич­ной порке подвергали 18-летних юношей. Иного способа освоить мертвые языки и формальные премудрости грамматики как только с помощью зубрежки и бесконечных повторений в те време­на не знали.

Дмитриева О. «Фабрики джентльменов» // Учительская газета. 17.06.2001, № 28-29.

ных заведений, связанные одинаковыми галстуками, являются как бы чле­нами одной команды, одного и того же элитного круга: они будут помогать друг другу в дальнейшей жизни, в карьере, одним словом, держаться друг друга и себе подобных. Именно поэтому так важно вступить в круг облада­телей старых школьных галстуков — окончить как можно более респекта­бельную частную школу8.

Английское воспитание пропитано принципом соревнования и борьбы; каждого ребенка побуждают учиться быстрее, опередить своих товарищей,

превзойти их любым возможным спо­собом. Жизнь, считают англичане, — это игра, как теннис или футбол. И каждый участник ее должен призна­вать и соблюдать определенные прави­ла. Как в спорте, так и в жизни правила следует безоговорочно соблюдать, а нарушителей их строго наказывать. Однако в рамках этих правил человек должен чувствовать себя так же раскованно, как игрок в пределах площад­ки. Таковы нормы подобающего поведения, составляющие основу англий­ского образ жизни.

Французская модель воспитания поощряет прежде всего логику, точность мышления, первое место отдает математике, словом, нацелена на воспита­ние критического склада ума. Идеалом признается контролируемая спон­танность. Ребенок, посещающий французскую школу, очень рано приуча­ется не доверять тому, что слышит, видит, читает; приучается распознавать чужие мотивы, учитывать различные точки зрения, и это позволяет ему осознать относительность того, что его окружает. Однако другой стороной медали является сомнение в существовании каких-либо абсолютных цен­ностей, в том числе нравственных. Если французская модель воспитания учит добиваться личного счастья, то польская модель (и, несомненно, мо­дели других славянских стран) основана скорее на понятиях долга и стра­дания9.

В конце XVII — начале XVIII в. нравы постепен­но смягчаются. Благодаря просветительской де­ятельности великих гуманистов Эразма Роттер­дамского и Яна Коменского телесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка и его пра­ве на самостоятельный выбор жизненного пути. Формируется новый канон речевой пристойно­сти, запрещающий свободное выражение сексу­альных чувств. Наряду с ним вырабатывается и новый телесный канон, превозносящий здоровье и физическую крепость, осуждающий обжорство и переедание. Правила хорошего тона запреща­ют держать локти на столе, чавкать, рыгать, сморкаться и т.д. Иначе говоря, в воспитании детей взят курс на дисциплинирование языка, тела и поведения.


Если в XV-XVI вв., согласно педагогическим нор­мам, ребенок не должен был различать мужчин и женщин иначе как по одежде и волосам, а спать ему полагалось в длинной рубашке, то в XVII в. родители уже спокойно обсуждали при детях вопросы пола. Правда, в XVIII в. вновь вводятся строгие запреты на наготу и телесные проявле­ния. Ученые полагают, что отсутствие в средние века регламентации многих сторон детской жиз­ни объясняется низким социальным статусом ребенка. Ближе к Новому времени статус детст­ва повышается, соответственно усиливаются со­циальный контроль и уровень предъявляемых к нему требований.

Адаптировано по источнику: Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 142-146

8 Дмитриева О. «Фабрики джентльменов» // Учительская газета. 17.06.2001, № 28-29.

9 Новая литература по культурологии. Дайджест 2. М., 1995. С. 150.

Итак, люди живут в разных культурах, и они накладывают отпечаток на методы воспитания. В Швеции, например, закон запрещает родителям бить детей, в то время как в США это считается допустимым. Воспитательные ценности семей, проживающих в городской и сельской местности, могут сильно различаться.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.