Здавалка
Главная | Обратная связь

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ И УСПЕХ



Одним из наиболее впечатляющих показателей развития цивилизации является количество людей, которые обогатили человечество, несмотря на все препятствия и неудачи, возникающие на их пути. Конечно, они много­го добились благодаря своему таланту, но в конечном счете именно целеус­тремленность привела их к успеху.

Важно быть способным человеком, но еще важнее суметь доказать ок­ружающим, что вы способны на многое. Огромное количество талантливых

людей прозябают в неизвестности лишь потому, что не сумели добиться своего. В то же время, многие менее одаренные люди процветают, потому что в них стремление к успеху просто кипит и рвется наружу.

Целеустремленность — это движущая сила, но она может стать опасной. Стремление добиться своего во что бы то ни стало может закончиться по­дорванным здоровьем и ущемлением прав других людей. Очень важно уметь сочетать стремление достичь поставленной цели с заботой о своем здоро­вье и пользе для окружающих.

Тест

Чтобы разобраться, насколько сильна ваша целеустремленность, ответьте на вопросы теста.

1. Когда Вы учились в школе, Ваши учителя или родители говорили Вам, что
Ваши оценки могли быть выше, если бы Вы больше старались?

Да____________________ Нет____

2. Вы занимались общественной работой в школе?

Да____________________ _______ Нет____

3. Вы работали вечерами или на каникулах?

Да____________________ _______ Нет____

4. Взявшись за кроссворд или какую-то задачу, Вы сидите над ними, пока не
решите?

Да____________________ Нет____

5. Вы принимались за что-то, например живопись, музыку, машинопись, ино­
странный язык, и бросали, так как это требовало слишком больших усилий?

Да____________________ _______ Нет____

6. Если Вам дают какое-то задание, то Вы его правильно выполняете?

Да____________________ _______ Нет____

7. Для того чтобы добиться поставленной цели, Вы способны отказаться от
каникул и большей части других развлечений на четыре года?

Да____________________ Нет____

8. Вы рассчитали, как высоко Вы подниметесь по жизни в течение следующих
пяти лет?

Да____________________ Нет____

9. Вы предпочитаете работу, где продвижение по службе зависит от возраста, а
не от деловых качеств?

Да____________________ Нет____

10. Если Вы захотите купить дом, то согласитесь работать дополнительно по
20 ч в неделю неопределенное количество времени?

Да____________________ Нет____

11. Вы обычно спите допоздна в выходные и во время отпуска?

Да____________________ Нет____

12. Вы приходите на работу раньше всех в конторе, а уходите позже всех?

Да____________________ Нет____

13. Если Вы встречаете незнакомое слово, стараетесь узнать его значение?

Да___________________ ______ Нет___

14. Кто-нибудь говорил, что у Вас непомерные амбиции или что у Вас есть
идея-фикс?

Да___________________ Нет___

15. Вы часто жалеете, что Вам не хватает времени сделать все, что Вы хотите?

Да___________________ Нет___

Ваш результат

За каждый правильный ответ Вы получаете четыре балла, а за каждый непра­вильный — один. За ответы «Да» на вопросы 2—4,6—8, 10 и 12—15 даются четыре балла, а за «Нет» — один. За ответы «Нет» на вопросы 1, 5, 9 и 11 даются четыре балла, а за ответы «Да» — один.

Результат от 51 до 60 баллов — выше среднего и показывает, что у Вас порази­тельная целеустремленность, результат от 36 до 44 баллов — средний. Результат 33 балла и меньше — ниже среднего, а следовательно, если Вы хотите чего-то добиться в жизни, нужно приложить больше усилий.

Однажды пережитый успех заставляет воспроизводить его снова и сно­ва, даже если он не приносит видимой пользы. Ранний успех бывает опасен: он закрепляет одну-единственную стратегию, которая воспроизводится, хотя меняются обстоятельства, меняется сам человек, и давно забрали пя­тидолларовую бумажку.

В знаменитых экспериментах Б. Скиннера успех изучался на крысах, бегающих в лабиринте. Когда более или менее стало ясно, от каких факто­ров он зависит, Скиннеру захотелось сравнить поведение крысы с поведе­нием человека. Построили лабиринт с высокими стенками, для студентов положили в центр пятидолларовую бумажку. У крысы в ее лабиринте лежал кусочек пахучего сыра. Оказалось, что, вопреки ожиданиям, скорость обу­чаемости человека не намного превосходит крысиную. Различия были ста­тистически незначимы. Но вот из одного лабиринта убрали сыр, а из дру­гого — пятидолларовую бумажку, — и различия не замедлили сказаться. После двух-трех ходок крысы перестали ходить в лабиринт, а человек про­должал и продолжал настойчиво стремиться. Но к чему? К успеху? По вос­поминаниям бывших студентов, добровольцы вечерами тайком проника­ли в здание и бегали по лабиринту.

А вот еще один психологический опыт: испытуемому предлагают под­нять ногу как можно выше и держать ее как можно дольше. Тест дурацкий, и, конечно, ногу можно опустить, когда захочется, но часть людей изо всех сил держат ногу на весу, стараясь добиться успеха. Тест получил условное название «Настойчивость ноги». Подобная настойчивость в простых и бессмысленных задачах характерна для тех, у кого мотивация достиже­ния высока, а средства (интеллектуальные и социальные навыки) — недо­статочны4.

Американский ученый Д. Янкелович после специальных исследований, проведенных в 1970—1980-е гг., заявил, что американцы в последнее время

4 Жамкочьян М. Конец социализации или новые стратегии успеха // Знание—сила. 2000. № 12.

все чаще стремятся не к победе в конкуренции, не к карьере, а к самореа­лизации. Оказалось, что ради интересной творческой работы, работы по ду­ше они готовы жертвовать материальным благополучием, социальным по­ложением, домом, квартирой и даже семьей. Готовы часто менять работу, чтобы найти свое, работу по сердцу, по призванию.

В начале перестройки середины 1980-х гг. возник Российский Открытый университет с бесплатным обучением, чтобы дать всем желающим возмож­ность получить образование по душе у лучших профессоров и специалистов

Москвы. Его сотрудники провели сво­его рода эксперимент. Университет был завален десятками тысяч писем. Сюда пошли сумасшедшие, обездо­ленные, инвалиды, заключенные (це­ лыми камерами), а также карьеристы (за московскими дипломами), и все, не получившие в свое время гуманитарное образование, и все, жаждущие высказаться и быть услышанными. Но чаще всего встречались письма с та­ким содержанием: «Помогите понять: чего я хочу». Вот характерный обра­зец: «Мне 33—45 лет. Я поменял(а) множество работ (или, наоборот, всю жизнь проработал(а) на одном месте, не зная, зачем), но ни одна не принес­ла удовлетворения. Вдруг я понял(а), что ничего не знаю о себе, не знаю, на что я способен(на). Надеюсь, что вы поможете мне понять себя»5.

Отсутствие целеустремленности привело к жизненному неуспеху и не­удачной социализации. Оказавшись на обочине общества, т.е. в экстремаль­ном и крайне дискомфортном поле социальной маргинальное™, человек задумался: годы идут, а чего я достиг? Ни цели в жизни, ни успеха, ни обра­зования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.