Здавалка
Главная | Обратная связь

ИСХОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ



Мотивация достижения — важный момент развития личности. Человек всегда стремится к успеху. Но величина успеха измеряется не только объек­тивно — занятым на чемпионате местом или величиной гонорара, но и субъективно. Иначе говоря, многое зависит от притязаний человека: что именно рассчитывает он достичь. Две переменные — успех и притязания — выражены в знаменитой формуле У. Джеймса: Самоуважение = успех/при­тязания. Согласно формуле, чем ниже притязания и выше успех, тем выше уровень самоуважения.

Стремление сегодня получить больше, чем вчера, продвинуться выше, чем было, раскрыться полнее, чем до сих пор удалось, описывает мотива­цию достижения. Она, оказывается, присуща не всем. Для многих важнее другое — не добиться успеха, а избежать неудачи.

Согласно всероссийскому опросу, проведенному ВЦИОМ в 1989 г. (воп­рос так и задавался: «Что для Вас важнее в работе — добиться успеха или

избежать неудачи?»), на успех ориентированы прежде всего 20-летние. Стремление избежать неудачи усиливается с возрастом, достигая максиму­ма после 60 лет. Те, кто сам активен, чаще требуют уважать инициативных. И наоборот: пассивные называют инициативных карьеристами, выскочка­ми, а старики — даже опасными.

Мотивация достижения — присущее большинству людей желание про­двинуться наверх или сделать свою работу, свое дело лучше, чем они это делали вчера или чем это делают конкуренты. Как показывает опыт, моти­вация достижения со временем скорее возрастает, нежели уменьшается. Достигнув более высокого уровня жизни или служебного поста, индивид

привыкает к тому, что теперь может по­зволить лучше одеваться и питаться, по­купать больше книг и ходить в театр, от­дыхать на престижных курортах. По­требность в более высоком качестве жизни становится само собой разуме­ющимся началом, тогда у людей появля­ются более высокие запросы. Человече­ские потребности растут и расширяются. Для их удовлетворения необходимо больше денег, власти, влияния. Человек вновь устремляется вверх.

Таким образом, мотивация достиже­ния подстегивается расширяющимся кругом потребностей. Удовлетворив одни, люди через некоторое время стара­ются удовлетворить новые потребности, перебравшись с низкой ступеньки на высокую. Однако и самая высокая ступень в политической или социальной пирамиде не утоляет мотивацион-ный голод. Те, кто достиг вершины пирамиды, не желает делиться приви­легиями с другими. Абсолютная монархия, единоличная власть основана на таком нежелании. Захватив власть, лидер не намерен делиться ею ни с кем. Когда достигнутое становится привычным, он устремляется к новым завое­ваниям. Аппетит всегда приходит во время еды. Так возникают завоеватель­ные походы в другие страны. Социологическим коррелятом мотивации достижения являются восходящая мобильность, рост профессионального мастерства, повышение квалификации, служебная карьера.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.