Переменные и именованные константы
Переменная– это одно из основных понятий в программировании. Переменными называются величины, которые могут изменять свои значения в процессе выполнения программы. Для каждой переменной отводится отдельная ячейка памяти. Переменные имеют свои имена, называемые идентификаторами. Переменные объявляются в начале программы в разделе описания переменных, который начинается со служебного слова VAR, после которого следует описание переменных. Однако переменные могут быть объявлены в начале любого блока BEGIN . . . END таким же образом, как и в начале программы: VAR <имена_переменных> : <тип>; Имена переменных в списке перечисляются через запятую, через двоеточие указывается тип этих переменных, а в конце ставится точка с запятой. Например: VAR x, y: real; { переменные x, y вещественного типа} k, n: integer; { переменные k, n целого типа} Именованными константами называются константы, которым присвоены имена. Именованные константы объявляются в разделе описания констант, начинающегося со служебного слова CONST. Допустимы два способа объявления именованных констант – с указанием типа констант или без типа. Сначала пишется имя (идентификатор) константы, а затем за символом “равно” (=) записывается значение этой константы. Разделителем в списке констант служит символ “; ” например : CONST <идентификатор> = <значение> ; <идентификатор> : <тип> = <значение>; В отличие от переменных в системе Pascal ABC именованные константы в программе изменять нельзя. Именованные константы могут быть любого типа, кроме файлов. Примеры объявления именованных констант простых типов: CONST d = 35; {константа целого типа} C1: integer = 311; {константа целого типа} C2: real = 3.14; { константа вещественного типа} C3: boolean = false; { константа логического типа} C4: char = 'A'; { константа символьного типа} В среде программирования Turbo Pascal константы с объявленным типом называются типизированными и фактически играют роль переменных с начальным значением. Структура простой программы и комментарий Простая программа начинается с заголовка программы служебным словом PROGRAM, за которым пишется имя программы. После заголовка следует раздел объявления именованных констант CONST и раздел объявления переменных VAR. Далее следует основной блокпрограммы,начинающийся ключевым словом BEGIN и заканчивающийся словом END с точкой в конце. Основной блок программы состоит из выполняемых операторов, в которых используются только те данные, что были объявлены в разделе описаний. В конце каждого оператора обязательно должен стоять символ “ ; “. Программа компилируется последовательно, поэтому все, что используется в программе или подпрограмме, должно быть определено выше. Приведем пример программы, преобразующей вещественные числа в целые: PROGRAM INTRЕAL; CONST Y= 5.7; VAR A, B, C: INTEGER; X, Y : REAL; BEGIN READ(X); {ввод числа с клавиатуры} A :=TRUNС(X); {выделение целой части X} B := ROUND(Y); (* округление Y *) C := B - A; WRITELN( 'X= ' , X, 'A= ' , A , ' B= ' , B, ' C= ' , C); {вывод на экран монитора} END . Программа на языке Паскаль может содержать произвольные комментарии. Комментарий в Pascal ABC - это произвольная последовательность любых символов, обрамленная фигурными скобками { и} или составными символами ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|