Здавалка
Главная | Обратная связь

Что «неправильно» во мне?



 

Ведущие часто чувствуют, что их злоба и обида на партнера сильнее рассудка. Когда они пытаются объяснить себе свои чувства, они способны подняться на ступень выше по логической лестнице.

1. Мой партнер любит меня и готов ради меня на все.

2. Мой хороший и любящий спутник определенно заслуживает всей моей любви.

3. Но я чувствую скорее обиду, чем любовь к нему, Следовательно:

4. Что-то может быть «неправильно» во мне.

Часто ведущие приходят к заключению, что «неправильное» кроется в их характере, укоренившемся эгоизме и холодности, которые делают их неспособными к любви. Именно такой вывод сделала Лаура, найдя в себе патологию.

То, как я обращалась с Полом, заставляло меня думать: "Господи, какая же я сволочь. Если я не могу ничего создать вместе с таким человеком, как Пол, способна ли я вообще любить кого-то дольше двух месяцев?"

Обвинение себя в патологии – это форма самонаказания. Наказывая себя, мы расплачиваемся за боль, причиненную другим. Это похоже на наложение епитимьи.

В этом кроется серьезная опасность. Ведущие часто возлагают на себя всю ответственность за угасание любви, как будто чувства можно включать и выключать по своей воле. Это может породить у них такое сильное презрение к себе, что они готовы на все, чтобы избежать этого. Обычно это приводит к дальнейшему отстранению от отношений. Заставить их освободиться от цепкой хватки вины – одна из наиболее сложных задач в моей работе. Я напоминаю им, что подчиненные в равной степени ответственны за взаимоотношения и что истинный виновник – динамика взаимоотношений.

С ослаблением ощущения вины к ведущим приходит частичное освобождение от чувства обремененности взаимоотношениями и усиление веры в них. Парадоксально, но в этот момент перестать винить себя в потере любви лучшая возможность вернуть ее.

Заметьте, однако, что я нигде не говорил, что вы никогда не должны винить себя. Если ваше разочарование выливается в оскорбления партнера, чувство вины совершенно справедливо заставляет вас прекратить подобное поведение. Но для подавляющего большинства моих клиентов (и для читателей этой книги) проблема заключается именно в излишнем чувстве вины за «плохие» эмоции и мысли (Стратегии исправления таких ситуаций я опишу в главе 10.)

 

Виновные женщины

 

Самая трудная моя задача как терапевта – избавить женщин-ведущих от чувства вины. С детства девочек учат, что быть женственной – это означает проявлять поддержку и заботу. Гнев считается агрессивным, мужским, негативным чувством. Раз так, женщине это чувство не пристало. Хотя подобные представления немного устарели, тем не менее они имеют влияние, особенно на женщин, которым за тридцать. Поэтому, становясь ведущими, они чрезвычайно склонны скрывать свой гнев за виной, обращая его внутрь себя, что порождает гибельный эффект. Многие из них боятся даже мысли о том, что они больше контролируют взаимоотношения, чем их мужья, как Пег. которую я бы назвал "замаскированным лидером".

Пег почти никогда не выражала свой гнев по отношению к Биллу, пока была подчиненной. Но даже когда она заняла ведущее положение, она по-прежнему сдерживала свой гнев. Ее постоянное чувство вины делало ее подавленной, потерявшей надежду и в некотором отношении даже опасной.

Иногда я чувствовала, что я настолько злая, что недостойна существования. Вы не поверите, но я представила, что у Билла случился инфаркт, и я стою, одетая в черное, на его похоронах. Все жалеют меня. И хуже всего то, что в глубине души я чувствую себя счастливой от того, что наконец освободилась. Когда я думала об этом, я просто хотела свернуть машину в обрыв.

Гнев Пег вызвал ненависть к себе и депрессию. У нее начали проявляться физические симптомы: головная боль и потеря аппетита, из-за чего она выглядела изможденной.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.