Здавалка
Главная | Обратная связь

Принципы аграрного права



Общая теория права определяет правовые принципыкак выра­женные в праве исходные нормативно-руководящие начала, харак­теризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем законо­мерности общественной

Правовые принципы должны быть реально выражены в самом праве. Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не относятся к правовым принципам, остаются лишь идеями (на­чалами) правосознания, научными выводами2. Обычно принципы выступают в виде норм (норм-принципов). Будучи нормами права, принципы выполняют регулятивные функции.

Важнейшей чертой правовых принципов, признанных в общей теории и в аграрно-правовой науке3, является обладание ими рядом свойств, которые ставят их в один ряд с другими системообразую­щими факторами: предмет, метод правового регулирования обще­ственных отношений, правовые презумпции.

В литературе принято подразделять принципы на общие и специ­фические (отраслевые). В числе общих признаны принципы: закон­ности, справедливости, юридического равенства, социальной свобо­ды и др.

Наличие специфических принципов в аграрном праве — один из решающих признаков выделения аграрного права в системе рос­сийского права, классифицирующий признак данной отрасли права. При этом в учебной литературе по аграрному праву4 к основным принципам аграрного права относятся:

 

1) право российских граждан на полноценное питание;

2) равенство участников аграрных правоотношений;

3) право добровольного выбора крестьянами форм и направле­ний трудовой и хозяйственной деятельности;

 

4) всемерная охрана и укрепление множественности форм собственности и базирующихся на них организационно-правовых форм хозяйствования;

5) расширение системы юридических гарантий для свободы аграрного предпринимательства;

6) закрепление за государством регулирующих функций в сфе­ре аграрного предпринимательства;

 

7) органическая связь трудовой деятельности с природно-климатическими условиями аграрного предпринимательства, эко­логическая направленность этой деятельности;

8) хозяйственная и юридическая самостоятельность, матери­альная заинтересованность и ответственность сельскохозяйствен­ных коммерческих организаций за результаты предприниматель­ской деятельности;

9) полнота правового регулирования аграрных отношений, непре­рывность обновления аграрного законодательства, обеспечение закон­ности деятельности всех участников рыночных аграрных отношений;

 

10) демократизация системы управления агропромышленным комплексом;

11) реальность и гарантированность субъективных прав участ­ников аграрных правоотношений.

Отдельные из перечисленных принципов аграрного права пере­кликаются с высказанными ведущими учеными основными прин­ципами предпринимательского права:

- свобода предпринимательской деятельности;

- юридическое равенство всех форм собственности, используе­мых в предпринимательской деятельности;

- свобода конкуренции и ограничение монополистической дея­тельности;

- законность в предпринимательской деятельности;

- сочетание частных и публичных интересов в предприниматель­ском праве;

- государственное регулирование предпринимательской дея­тельности.

В. С. Мартемьянов называл более узкий круг правовых прин­ципов:

- экономическая свобода;

- защита экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрение предприимчивости в хозяйствовании;

- государственное воздействие преимущественно на основе при­менения экономических мер и методов;

- конкуренция и защита от монополизма;

- законность.

При этом универсальным (интегрированным) принципом пред­принимательского права признается свобода предпринимательской деятельности, которая объединяет несколько самостоятельных принципов (принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции).

В названных принципах предпринимательского права нет про­тиворечий, но есть различия в некоторых сущностных акцентах.

Сходство принципов аграрного права и предприниматель­ского права естественно, ибо основная роль в сельском хозяйстве принадлежит субъектам аграрных правоотношений ~ сельско­хозяйственным коммерческим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Поэтому данные принципы являются межотраслевыми. Из них особо значим принцип свобо­ды конкуренции и ограничения монополистической деятельности и принцип сочетания частных и публичных интересов. Недооценка первого принципа в процессе приватизации в 1992-1993 гг. перера­батывающих, обслуживающих и снабжающих сельское хозяйство государственных предприятий в соответствии с либеральным вы­бором льгот приватизации, позволяющим их трудовым коллекти­вам обладать контрольным пакетом акций, привела к становлению большей части этих предприятий локальными монополистами (подробнее см. в гл. IV учебника).

Нахождение оптимального соотношения частноправовых и публично-правовых начал в целях обеспечения социальной функции права собственности на земельные участки сельскохозяй­ственного назначения все еще остается проблемой, хотя и в земель­ном законодательстве этот принцип закреплен.

В приведенном перечне основных принципов аграрного права первое место заняло право граждан на полноценное питание, ко­торое не закреплено в аграрном законодательстве, и поэтому тео­ретически и практически нет оснований для возведения его в ранг правовых принципов (это право остается лишь идеей правосозна­ния). Вместо него профессор М. И. Козырь в названной моногра­фии обоснованно ставит принцип учета специфики (особенностей) сельскохозяйственного производства.

Следовало бы также «вытащить из тени» принцип экологизации правового регулирования сельскохозяйственной деятельности, так как в данной экономической сфере соблюдение правил охраны окружающей среды имеет особую социальную значимость. Этот принцип, безусловно, имеет самостоятельное значение.

Особое внимание следует обратить на сугубо специфический отраслевой принцип закрепления за государством регулирую­щих функций в сфере аграрного предпринимательства, посколь­ку в России, как и во всем мире, сельское хозяйство выполняет особую социальную роль в жизни общества и государства и его производственно-технологическая специфика (связь с биологиче­скими объектами и зависимость от капризов природы) является объективно перманентно дотационной отраслью (даже в США и других странах - экспортерах сельскохозяйственной продукции). Этот отраслевой принцип детализирован в нормах-принципах ряда соответствующих институтов аграрного права.

В отраслевых специальных принципах особой значимостью обладает принцип органической связи трудовой деятельности с природно-климатическими условиями аграрного предпринима­тельства, поскольку выходит за рамки принципов института осо­бенностей правового регулирования трудовых отношений в сель­скохозяйственных организациях, затрагивая, например, принцип материальной заинтересованности и ответственности сельскохо­зяйственных коммерческих организаций в целом.

Изложенные основные принципы аграрного права в той или иной мере реализованы в законах и иных нормативных аграрно-правовых актах и в правоприменительной практике, кроме одного — принципа реальности и гарантированности прав участников аграрных право­отношений. Конституционное право оплаты труда всех категорий граждан на уровне не ниже установленного государством минималь­ного размера заработной платы во многих сельскохозяйственных организациях (убыточных и низкорентабельных) не реализовано и долго еще не будет осуществлено (особенно с переходом минимума заработной платы на уровень одного или более прожиточных мини­мумов) в силу слабости их экономики. Тем не менее как научный по­стулат идея, которая должна быть воплощена в реалии, станет прин­ципом будущего.

В науке аграрного права под принципами аграрного права пони­маются выраженные в нормах права, регулирующих аграрные отно­шения, нормативно-руководящие идеи, положения, которые опре­деляют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методом регулирования в аграрном праве. В юридической науке признана также регулятивная роль принципов правовых инсти­тутов.

В аграрном праве, предметом которого является комплекс раз­ных общественных отношений, принципы правовых институтов особенно важны. Так, в числе 11 принципов земельного права, за­крепленных в ст. 1 ЗК РФ, отдельные из них относятся непосред­ственно и к аграрному праву:

- учет значения земли как основы жизни и деятельности чело­века (п. 1);

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружа­ющей среды и средства производства в сельском хозяйстве (п. 2);

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан (п. 11).

С позиции аграрного права эти принципы означают прежде всего требование рационального использования земли, обеспечи­вающего удовлетворение потребностей общества, всего населения в продовольствии и в то же время сохранение плодородия земель­ных участков.

Для стабилизации землепользования сельскохозяйственных коммерческих организаций существенное значение имеют такие принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, установленные п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначе­ния», как:

- сохранение целевого использования земельных участков;

- преимущественное право субъектов Федерации или органов местного самоуправления на покупку земельного участка при его продаже (за исключением продажи с торгов);

- предоставление субъектам Федерации права установления мо­мента приватизации и др.

В аграрном праве повышается значение института государ­ственной поддержки, принципы которого выражены в принципах государственной аграрной политики, закрепленных ст. 5 Федераль­ного закона от 26 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а именно:

- доступность и адресность государственной поддержки сельско­хозяйственных товаропроизводителей;

- доступность информации о состоянии аграрной политики;

- единство рынка сельскохозяйственной продукции и обеспече­ние равных условий конкуренции на этом рынке;

- последовательность осуществления мер государственной аграр­ной политики и ее устойчивое развитие.

Особое место в системе принципов институтов аграрного права принадлежит принципам сельскохозяйственной кооперации, установ­ленным в ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в которых отражены до­стижения мировой теории и практики кооперации.

Можно выделить ряд специфических принципов и в институте особенностей правового регулирования трудовых отношений.

Современное аграрное законодательство заметно развивает­ся в сторону закрепления принципов-норм не только в фунда­ментальных федеральных законах, определяющих содержание правовых институтов в целом, но и в ряде федеральных законов, входящих в состав того или иного правового института. Так, в Фе­деральном законе от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздо­ровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (с изм. и доп.), являющемся составным элементом правового института государственной поддержки производителя сельскохозяйственной продукции, закреплены специальные принципы-нормы реструкту­ризации просроченной задолженности сельскохозяйственных ор­ганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.