Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие особенности и классификация источников аграрного права



Источники аграрного права характеризуются определенными особенностями.Главная из них — комплексный характер, сочета­ние в одном законе или ином нормативном правовом акте норм, регулирующих разные, но взаимосвязанные общественные отноше­ния, выступающие предметом аграрного права.

В числе источников аграрного права выделяются две категории:

собственные источники данной отрасли права, представлен­ные нормативными правовыми актами, содержащими нормы пра­ва, которые не входят ни в одну из традиционных отраслей права и предназначены специально для регулирования аграрных отно­шений. Именно наличием собственных источников, представляю­щих целостную их систему, аграрное право отличается от других комплексных отраслей права, которые состоят исключительно из норм, рассредоточенных в различных источниках других отрас­лей права;

нормы права, закрепленные в нормативных актах других отрас­лей законодательства, которые напрямую адресованы субъектам аграрного права и регулируют общественные отношения в сель­ском хозяйстве без какого-либо воспроизведения их в актах аграр­ного законодательства.

Система собственных источников аграрного прававключа­ет законы и иные нормативные правовые акты четырех уровней: федеральные, акты субъектов Федерации, органов местного само­управления, локальные акты. Наличие такой вертикали иерархии нормативных правовых актов, различающихся по субъектам пра­вотворчества и сферам действия, составляет также существенную их специфику, имеющую особую значимость в связи с территори­альной масштабностью сферы действия аграрного права.

Важнейшими собственными источниками аграрного права на федеральном уровне являются Федеральные законы: от 29 де­кабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)1; от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 13 мая 2008 г.)2; от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в ред. от 23 июля 2008 г.); от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. от 13 мая 2008 г.); от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохо зяйственного назначения» (в ред. от 13 декабря 2008 г.); от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и ра­циональным использованием зерна и продуктов его переработки» (в ред. от 8 ноября 2007 г.); от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садо­водческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 13 мая 2008 г.); от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» (в ред. от 8 ноября 2007 г.); от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 дека­бря 2008 г.)5; от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животно­водстве» (в ред. от 14 июля 2008 г.); от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (в ред. от 2 февра­ля 2006 г.); Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне» (в ред. от 16 марта 2006 г.); Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О вете­ринарии» (в ред. от 21 июля 2007 г., с изм. от 12 июня 2008 г.) и др., содержание которых рассматривается в соответствующих главах.

Важнейшими источниками аграрного права, заимствованны­ми из других отраслей права и имеющими как бы «двойную про­писку», являются прежде всего нормы гражданского, земельно­го и экологического законодательства, определившие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения и правила их использования субъектами сельскохозяйственной деятельно­сти, а также Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)10, который регламентирует особенности банкротства сельскохозяй­ственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств; Налоговый кодекс РФ, нормы гл. 26.1 которого регламентируют осо­бый режим налогообложения сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств; нормы административной ответственности за аграрные правонарушения и др.

Итак, в системе источников аграрного права особое значение имеют собственные нормативные правовые акты аграрного законо­дательства. Вместе с тем аграрные правоотношения регулируются и нормами иных отраслей права: гражданского, земельного, трудо­вого, административного, которые адресованы специально субъ­ектам сельскохозяйственной деятельности и не воспроизводятся в соответствующих нормативных аграрно-правовых актах.

К особенностям источников аграрного права обычно относят отсутствие единого кодификационного нормативного правового акта. Дискуссии относительно необходимости принятия единого нормативного правового акта имеют глубокую историю и ведутся в настоящее время.

Одна группа ученых считает нецелесообразным объединение в одном нормативном правовом акте всех вопросов, имеющих от­ношение к сельскому хозяйству и агропромышленному комп­лексу: это, якобы, потребовало бы «выдергивания» отдельных норм из Гражданского и Трудового кодексов, Кодекса РФ об ад­министративных правонарушениях, других нормативных право­вых актов, что разрушало бы сложившуюся систему и структуру российского законодательства. Так, помимо отрицания аграрного права как самостоятельной отрасли права высказывалось мнение, что в принципе нет необходимости в федеральном законе, который являлся бы «базовым», «основополагающим» по отношению к за­конам, регулирующим отдельные вопросы сельскохозяйственной деятельности.

Другая группа ученых поддерживает идею принятия единого сводного нормативного правового акта, регулирующего весь комп­лекс аграрных отношений, складывающихся в сфере предпринима­тельской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводи­телей. При этом одни ученые считают целесообразным принятие Аграрного кодекса РФ, другие — специального фундаментального аграрного закона.

В науке предлагается и переход от отраслевых кодификацион­ных актов к подотраслевым и даже к кодексам отдельных наиболее общественно значимых институтов той или иной отрасли права. Целесообразность создания Аграрного кодекса РФ аргументиру­ется положительным опытом кодификации правового регулиро­вания аграрных отношений во Франции и ряде стран Латинской Америки, где аграрные кодексы приняты и успешно применяются.

В плане систематизации аграрного законодательства большие надежды возлагались на Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», однако они не оправ­дались. Этот Закон носит рамочный характер, положения его отли­чаются декларативностью, многие статьи не содержат норм прямого действия, а некоторые нормы представляются недостаточно четкими с точки зрения юридической техники. Недостаточно и противоречиво проработан понятийный аппарат данного Закона, не дано понятие «государственное регулирование агропромышленного комплекса», не прописаны четко механизмы и гарантии государственной под­держки производителей сельскохозяйственной продукции.

К особенностям источников аграрного права справедливо отне­сти и целевые государственные программы, являющиеся основой для текущего правового регулирования экономических отношений государства и субъектов агропромышленного комплекса, как, на­пример, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Для аграрного права характерна ставшая традиционной множе­ственность нормативных правовых актов, регулирующих аграрные отношения, принятых в разное время, на разных уровнях, по раз­ным вопросам.

Так, еще в советское время по вопросам деятельности сельско­хозяйственных предприятий и развития различных отраслей сель­скохозяйственного производства было издано большое количество нормативных правовых актов, из них только по растениеводству — более 900 правительственных постановлений. В общесоюзном аграрном законодательстве имелись группы нормативных право­вых актов и норм, которые в целом или по отдельным частям не входили ни в одну из действовавших в тот период отраслей права (правовые акты по семеноводству, сортоиспытанию, племенной ра­боте, ветеринарному делу и др.). Сельскохозяйственное законода­тельство как отрасль советского законодательства было объемным и сложным по своей структуре.

Сказанное в значительной мере относится и к активно разви­вающемуся российскому аграрному законодательству. При этом, хотя прежняя официальная классификация отраслей законода­тельства утратила силу в связи с принятием в 2005 г. нового Обще­российского классификатора нормативных правовых актов, в этом Классификаторе нормативным правовым актам по сельскому хо­зяйству как отрасли экономики отведено особое место.

Наконец, следует выделить еще одну особенность аграрного права, которая в корне отличает эту отрасль от других отраслей права, — это наличие огромного арсенала нормативных правовых актов субъектов Федерации (в том числе законов) и актов орга­нов местного самоуправления, регулирующих аграрные отношения, а также локальных актов сельскохозяйственных организаций.

Для более углубленной характеристики источников аграрно­го права, особенно в целях выяснения соотношения норматив­ных правовых актов Российской Федерации и субъектов Феде­рации, определенное значение имеет разносторонняя их класси­фикация.

Источники аграрного права могут быть классифицированыпо различным основаниям: по юридической силе, по субъектам аграрных правоотношений, по методу правового регулирования, по способу правотворчества, по предмету регулирования.

Так, по юридической силеисточники аграрного права под­разделяется на законы и подзаконные акты, а на основании более дробной их классификации — на федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы, указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти Российской Федерации, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные акты.

По субъектам аграрных правоотношенийисточники аграрного права можно классифицировать на акты, определяющие правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсоб­ных хозяйств, сельскохозяйственных производственных и потре­бительских кооперативов, акционерных обществ, обществ с огра­ниченной ответственностью, сельскохозяйственных товариществ, государственных и муниципальных предприятий.

По методу правового регулированияисточники аграрного права подразделяются на унифицированные и дифференцирован­ные (к числу последних относятся статусные законы о сельско­хозяйственных кооперативах, о крестьянских (фермерских) хо­зяйствах и др.).

По способу правотворчествавсе источники аграрного права делятся на нормативные правовые акты государства и акты, санк ционированные и делегированные государством, причем послед­ние из них занимают в аграрном праве значительно большее место, нежели в других отраслях права.

Особенно важна классификация по предмету правового регули­рования,согласно которой среди источников аграрного права феде­рального уровня можно выделить нормативные правовые акты:

1) регулирующие земельную и аграрную реформу, в том числе акты о реорганизации колхозов, совхозов, приватизации государ­ственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию, материально-тех­ническому обеспечению, государственно-кооперативных пред­приятий;

2) о государственном регулировании агропромышленного про­изводства, определяющие экономические отношения государства с субъектами сельскохозяйственной деятельности;

3) регулирующие агропродовольственные рынки;

4) регламентирующие правовой статус отдельных субъектов аграрного права (сельскохозяйственных кооперативов, крестьян­ских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садо­водческих, огороднических и дачных некоммерческих объедине­ний граждан);

5) об отдельных видах производственно-хозяйственной дея­тельности аграрных коммерческих организаций (о семеноводстве, о племенном животноводстве, о зерне, о ветеринарии и др.);

6) о социальном развитии села;

7) о системе органов государственной власти и местного са­моуправления и их компетенции в сфере управления сельским хо­зяйством.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.