Здавалка
Главная | Обратная связь

МЛАДЕНЦЫ ИЗ ГРУППЫ РИСКА



В ряду особых, трудных для установления взаимодей­ствия и способствующих формированию сложных взаимо­отношений с матерью выделяют младенцев с «трудным тем­пераментом» (difficult temperament), представителей групп риска по медицинским показателям, младенцев, испытав-

* Вопросы психологии. 1998. № 2.

ших нежелательные условия пренатального развития, рож­дения или постнатального развития.

Темперамент.«Трудный» темперамент был выделен как синдром характеристик, включающий высокий уровень ак­тивности, интенсивные эмоциональные реакции, сложности приспособления и в целом негативное настроение. Данные литературы показывают, что, несмотря на предположение о неблагоприятном влиянии такого младенца на взаимоотно­шение с родителем, прямой связи между темпераментом ребенка и различиями в поведении родителя не обнаруже­но. Оказалось, что связь между темпераментом и последу­ющим родительским поведением может быть результатом процедур измерения темперамента, большинство которых основано на отчете матери, или может быть скорее след­ствием, чем причиной материнского поведения. К примеру, неуступчивость, гнев или недостаток уверенности у ребенка могут быть результатом поведения матери, а не темпера­мента ребенка. Исследования, в которых характеристики младенца описываются объективным наблюдателем неза­висимо от восприятия ребенка родителем и до момента воз­можных влияний их взаимоотношений, показывают слабую связь между неонатальными характеристиками и развитием отношений родителя и ребенка. Авторы предполагают, что без влияния на родителя других факторов риска биологи­чески опосредованные характеристики младенца не ведут к изменению отношений. К примеру, обнаружено, что усиле­ние нечувствительности матери к 12 мес. зависело одно­временно как от отрицательных пренатальных отношений, так и от увеличенной раздражительности новорожденного. Ненадежная, небезопасная привязанность раздражительного младенца к матери формировалась в случаях, когда матери испытывали недостаток социальной поддержки.

Карающее родительское поведение матерей-подростков, испытавших отвержение в собственном детстве и ограни­ченную поддержку со стороны близких, проявлялось вне за­висимости от раздражительности младенцев. В то же время при одном и том же карающем поведении родителей дети, оцененные в три месяца как раздражительные, были более неуступчивы, менее уверены и чаще сердились по сравне­нию с менее раздражительными младенцами.

Таким образом, при всей сложности отношений в паре родитель - ребенок результаты исследований обнаруживают, что при определенных условиях характеристики темперамен­та ребенка могут влиять на взаимодействие матери и мла­денца.

Преждевременно родившиеся младенцы.В первые ме­сяцы жизни эти младенцы часто менее живы, отзывчивы, бо­лее раздражительны и сонны, их плач может отличаться от плача вовремя родившихся детей. Двигательная координация бедна, руки и ноги двигаются дезорганизованно, с частыми подергиваниями и вздрагиваниями. Такой младенец может ча­сто открывать рот, выкрикивать, улыбаться или гримасничать, у него наблюдается рефлекторная улыбка. Поведение недо­ношенных младенцев непоследовательно: они могут быть чрезмерно суетливыми или проводить много времени во сне, не дают ясных сигналов о том, когда хотят есть или спать, а также о чрезмерности или недостаточности стимуляции. Они более беспокойны, отводят взгляд, меньше улыбаются во время взаимодействия лицом к лицу.

В 3 и 5 мес. при взаимодействии с матерью у таких мла­денцев наблюдается меньшая согласованность аффективной вовлеченности и ритмов социального взаимодействия, чем в диадах с вовремя родившимся ребенком. Было обнаружено, что недоношенные младенцы реже вступают во взаимодей­ствие, чем доношенные. Недоношенные и переношенные младенцы менее внимательны к сигналам матери, проявля­ют меньше положительных чувств и соответственно получа­ют меньше радости в ранних взаимодействиях с нею по срав­нению с вовремя рожденными детьми.

Особенности непоследовательного поведения преждевре­менно родившегося младенца вводят родителей в замеша­тельство и огорчают, они испытывают тревогу, связанную с проблемами выживания и развития ребенка. Родители могут избегать ребенка или, наоборот, имеют тенденцию компенси­ровать изменения поведения недоношенных младенцев, вес­ти себя более активно и, несмотря на несоответствие своего поведения сигналам младенца, перестимулировать его, еще более ухудшая поведение ребенка и увеличивая свою соб­ственную фрустрацию. Со временем взаимодействие между

недоношенными младенцами и родителями меняется. Так, было обнаружено, что если в 4 мес. взаимодействие характе­ризовалось интенсивной вовлеченностью матери и ограни­ченной отзывчивостью младенца, то в 8 мес. - меньшей вни­мательностью и вовлеченностью матери и более живым, от­зывчивым поведением младенца, к двум годам матери преж­девременно родившихся младенцев меньше стимулирова­ли младенца по сравнению с матерями вовремя родивших­ся детей. Это явление очевидного «перегорания» родителя в течение первого года взаимодействия с ребенком получи­ло подтверждение и в других работах.

Несмотря на изменения раннего взаимодействия матери и младенца, к концу первого года жизни различия аффектив­ных выражений и видов привязанности у доношенных и недо­ношенных младенцев оказались незначимыми. Получены про­тиворечивые данные, свидетельствующие, с одной стороны, о том, что большее число младенцев с небезопасной привя­занностью тревожно-сопротивляющегося типа обнаружено среди детей, тяжело болевших в пренатальный период, а с другой - о том, что недоношенные более, чем доношенные младенцы, относятся к группе с безопасной привязанностью. По сравнению с менее больными в перинатальный период детьми, тяжело больные недоношенные младенцы проявили большую чувствительность к стрессовому возбуждению. Од­нажды возбужденные, они менее способны понижать уровень состояния стресса.

По свидетельству автора одного из наиболее полных об­зоров литературы, к настоящему времени не существует дос­таточной информации, позволяющей обобщить столь проти­воречивые данные различных исследований. Однако очевид­но, что преждевременно родившиеся младенцы не являются • гомогенной группой, и что существуют более уязвимые с точ­ки зрения нарушения развития подгруппы высокого риска, такие, например, как младенцы с тяжелыми респираторными заболеваниями. Надежность, безопасность привязанности младенца и матери в таких случаях может быть более сла­бой. В то же время ранние проблемы могут быть преходящи­ми, если мать приспосабливается к характеристикам недоно­шенного младенца и способна установить сензитивный, взаи-

монаправленный стиль общения. Различия между недоно­шенными и доношенными младенцами могут быть менее оче­видными, если недоношенные дети воспитываются в семь­ях, имеющих эмоциональные ресурсы для компенсации на­рушения взаимодействия у младенцев. Но значимые разли­чия аффективных проявлений и качества привязанности мо­гут сохраняться, если преждевременно родившиеся младен­цы, особенно с высоким биологическим риском, воспитыва­ются в семьях социального риска.

Младенцы с особыми потребностями.Сравнение иг­рового взаимодействия в контрольной группе матерей и здо­ровых младенцев и в группе матерей и младенцев с особы­ми потребностями показало, что если в первом случае мате­ри подстраивают свое поведение под способности и пове­дение ребенка, то во втором наблюдается дефицит поддер­жки независимой или инициированной младенцем игры, на­много более частое инициирование игры самой матерью. Авторы относят такое поведение матерей детей риска к по­ведению контролирования взаимодействия и связывают его с восприятием матерями особенностей своих младенцев.

Сравнение взаимодействия матерей и детей без отстава­ния в развитии, а также матерей и детей с синдромом Дауна не показало различий в частоте участия во взаимодействии, однако если в первой группе взаимодействие направлялось чаще ребенком, то во второй группе - матерью. Несмотря на то что число вокализаций младенцев с синдромом Дауна ока­залось столь же велико, как и в контрольной группе, взаимо­действие в этом случае характеризовалось меньшим соблю­дением очередности и большим числом одновременных во­кализаций.

Анализ взаимодействия матери и младенца в ситуации свободной игры показал, что матери детей с отставанием в умственном развитии воспринимали себя как пытающихся изменить поведение младенцев более часто, чем это делали матери нормально развивающихся детей. Было обнаружено, что младенцы с отставанием в развитии меньше отвечали на инициации матерей и, по сравнению с контрольной группой, вдвое меньше инициировали взаимодействие. Автор подчер­кивает, что по сравнению с результатами наблюдений диад

 

мать - младенец без отставания в развитии матери детей с особыми потребностями были более доминирующими, а сами дети - менее вовлеченными во взаимодействие.

Среди причин меньшей взаимности поведения и боль­шего доминирования матери в парах мать - младенец с от­ставанием в развитии выделяют особенности характеристик младенцев риска. Получены данные, подтверждающие пред­положение, что реплики младенцев с задержкой в развитии менее часты и более тонки, что может вести к случайному и менее ориентированному на сигналы младенца поведению со стороны матери. Так, уже в ранних работах было обнару­жено, что в группе из десяти пар матерей и слепых младен­цев только две матери были способны самостоятельно, без помощи персонала установить хорошую тактильную комму­никацию с детьми. Автор объясняла это тем, что, по сравне­нию со здоровыми детьми, слепые младенцы были менее отзывчивы, меньше вокализовали и медленнее обучались локализации объекта по звуку. Обзор литературы, в которой сравнивались младенцы без отставания в развитии и мла­денцы с синдромом Дауна, показал значимые различия в проявлениях темперамента, взгляда глаза в глаза, вокали­зации, расстоянии между младенцем и матерью. По мне­нию автора, эти данные подтверждают связь различий со­циального взаимодействия в диадах мать - младенец без отставания в развитии и мать - младенец с особыми потреб­ностями с различиями характеристик самих младенцев. Ис­следование игрового поведения шестидесяти младенцев с органическими поражениями головного мозга и отставани­ем в развитии и их матерей показало, что многие виды мате­ринского поведения, которые были связаны с положитель­ным или отрицательным функционированием ребенка в по­знавательной области, схожи с поведением матерей и их связью с функционированием детей без отставания в разви­тии. Так, чувствительность к состоянию ребенка, удоволь­ствие от взаимодействия, отзывчивость и соответствующее обучающее поведение у матерей были положительно свя­заны с результатами оценки уровня развития детей, тогда как директивность и контролирующее поведение матерей, нечувствительность к интересам ребенка - отрицательно.

Матери младенцев, имеющих наиболее высокие оценки по шкале Бейли, были больше заняты поддержкой иницииро­ванных детьми действий, чем руководством ими.

Проблема подстраивания является одной из основных во взаимодействии матери и младенца с особыми потребностя­ми. Имеются данные, что в нормальных диадах с развитием младенца очередность взаимодействия увеличивается, тог­да как относительная частота одновременной вокализации уменьшается. При анализе вокального взаимодействия ма­терей и младенцев с синдромом Дауна была обнаружена тен­денция одновременных вокализаций по сравнению с соблю­дением очередности взаимодействия в диадах мать - младе­нец нормального развития. С увеличением возраста диады, которые включали младенцев с особыми потребностями, ста­новились менее успешными во взаимной адаптации и регуля­ции вокального поведения. Эти факты свидетельствуют об искажении процесса взаимодействия в парах мать - младе­нец с особыми потребностями уже в течение первых шести месяцев и дополняют данные об асинхронности вокального взаимодействия в парах, включавших детей с синдромом Да­уна второго года жизни.

Было обнаружено также, что вокальное взаимодействие матерей и годовалых младенцев с отставанием и без отста­вания в развитии одинаково успешно. Однако когда младен­цы с задержкой в развитии были разделены на две подгруппы с высокими и низкими оценками развития по шкале Бейли, то оказалось, что нарушение различения наличия или отсутствия вокализации матери у детей второй подгруппы влияло на стиль взаимодействия матерей, могло вести к случайным и менее соответствующим сигналам ребенка ответам.

Серии исследований показали нарушения, которые случа­ются в процессе раннего взаимодействия, когда мать неспо­собна прочесть сигналы своего ребенка и обеспечить опти­мальную стимуляцию. Такие нарушения раннего взаимодей­ствия связаны с последующими поведенческими и эмоцио­нальными проблемами в школьном возрасте, включая гипе­рактивность, ограниченность внимания, нарушение взаимо­действия со сверстниками, эмоциональные нарушения, диаг­ностируемые как депрессия. Обнаружено, что младенцы вы-

сокого риска меньше глядят на матерей, улыбки и вокализа­ции случаются реже, они беспокоятся и плачут чаще, чем нор­мальные младенцы. Большие проявления негативных аф­фектов у младенцев высокого риска вместе с повышенной частотой сердечных сокращений приводят к выводу о пере­живании ими стресса в процессе взаимодействия с мате­рью. Автор считает, что выделенные поведенческие и физи­ологические изменения у младенцев риска могут отражать повышение возбуждения вследствие информационной пе­регрузки, чрезмерной стимуляции. По мере того как родите­ли становятся более чувствительными к сигналам младен­цев и лучше предсказывают результаты их поведения, они становятся и более уверенными в себе как в родителях.

Стимулирующее поведение матери может быть опреде­лено как перестимулирующее, переконтролирующее и пере­доминирующее, если оно ведет к неуловимым или сильным сигналам отрицания взаимодействия у младенца. В естествен­ных попытках вызвать у младенца положительный аффект матери часто проводят слишком большую стимуляцию и под­вергают младенца стрессу. Одно из объяснений такого пове­дения состоит в том, что усиление фрустрации в случае ми­нимального ответа младенца ведет к раздражительности ма­тери Другое объяснение связано с тем, что матери становят­ся более активными, возможно, для того, чтобы компенсиро­вать относительную неактивность младенцев, сохранить не­которое подобие протекания взаимодействия. Третье связа­но с желанием матери, чтобы ребенок вел себя как сверстни­ки, и с попытками поощрить это более частым моделирова­нием поведения. Еще одна интерпретация поведения матери состоит в том, что представление матери о своем младенце как о слабом и с задержкой в развитии ведет к чрезмерной протекции, а в крайнем варианте - к чрезмерно контролирую­щему родительскому поведению.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.