Назначение и область применения стандарта
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к структуре, содержанию и оформлению, а также регламентирует порядок разработки и организации контроля качества подготовки учебно-методического комплекса дисциплины (далее – УМКД), предназначенного для использования в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» (ОГУ). УМКД разрабатывается на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и основной образовательной программы (ООП) реализуемого направления подготовки (специальности). УМКД является обязательной частью методического обеспечения учебного процесса по направлению подготовки (специальности), позволяющего активизировать внедрение в учебный процесс передовых методик обучения и улучшить качество подготовки студентов. Положения настоящего стандарта регулируют процесс подготовки учебно-методического обеспечения дисциплины, как с точки зрения содержания, так и формы, в целях сохранения преемственности в преподавании учебных дисциплин, а также создания условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу студентов. Применение настоящего стандарта является обязательным для всего профессорско-преподавательского состава университета.
Нормативные документы
– ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании» (от 13.01.96 № 12-ФЗ); – Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 29.08.1996г. № 125-ФЗ); – Приказ Рособрнадзора № 1938 от 30.09.2005г. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»; – СТО 02069024.110 - 2008. Стандарт организации. Издания для образовательного процесса. Общие требования и правила оформления; – СТО 02069024.001 - 2007 «Стандарт организации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»; – СТО СМК 02069024. 024 - 2011 «Управление несоответствиями»; - СТО СМК 02069024. 025 - 2011 «Корректирующие и предупреждающие действия»; – СТО СК 02069024. 023 – 2011 Внутренние проверки (аудиты); – Положение университета «О рабочей программе дисциплины, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования; – Положение университета «О фонде оценочных средств по дисциплине»; – Положение университета «О промежуточной аттестации студентов»; – Положение университета «О порядке присвоения учебным и научным изданиям рекомендательных грифов университета. Определения
Гарантии качества образования –все виды скоординированной деятельности, направленные на выполнение требований к качеству. Качество– степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям. Коррекция- действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия. Методические указания (рекомендации) - издание, содержащее комплекс строго последовательных и четко сформулированных предложений и указаний по выполнению отдельных видов работ учебного плана или рабочей программы конкретной дисциплины (ее раздела, части): практических и семинарских занятий, домашних заданий, лабораторных, контрольных, расчетно-графических и курсовых работ (проектов), дипломных работ (проектов), организации практики, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов и т.д.. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – комплексный проект образовательного процесса в университете, представляющий собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки. Оценочное средство - технологический инструмент определения уровня усвоения студентом учебной дисциплины. Составитель- специалист (группа специалистов), который составляет или формирует что-либо. Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом. Учебно-методические материалы –совокупность документов обеспечивающих аудиторную и самостоятельную работу студентов по дисциплине, совершенствование образовательного процесса и улучшение качества подготовки студентов. Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД)– это совокупность учебно-методических документов, в которых дается системное описание образовательного процесса по конкретной дисциплине, практике, междисциплинарной курсовой работе (проекту) и научно-исследовательской работе учебного плана реализуемого направления подготовки (специальности). Фонд оценочных средств – совокупность описанных в установленном порядке оценочных средств для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.
4 Цель и задачиУМКД
4.1 Целью разработки УМКД является создание методического обеспечения для организации эффективной самостоятельной работы студентов (СРС) и сохранения преемственности в преподавании учебной дисциплины. 4.2 В рамках обеспечения гарантий качества образования задачами разработки УМКД являются: – создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методического обеспечения подготовки студентов и внедрению инновационных технологий в образовательный процесс университета; – развитие ресурсно-образовательной среды университета; – совершенствование системы текущего и промежуточного контроля знаний студентов. Структура УМКД
5.1 Разработка УМКД осуществляется на основе следующих дидактических принципов: – научности – формирование у студентов научного мировоззрения на основе представлений об общих и специальных методах научного познания; – доступности – определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов; – наглядности – учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение; – комплексности и гибкости – полное, комплексное обеспечение самостоятельной образовательной деятельности студента с возможностью самостоятельного формирования своего образовательного маршрута; – системности и последовательности – обеспечение последовательности усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области; – прочности усвоения знаний – глубокое осмысление учебного материала студентом при четком понимании конечных целей и задач образовательной деятельности; – целостности – единство осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей образовательного процесса. Структура УМКД определяется содержанием утвержденной программы по соответствующей дисциплине, а его наполнение зависит от специфики и индивидуальных ресурсов преподаваемой дисциплины. 5.2 УМКД включает: 5.2.1 Титульный лист (приложение А); 5.2.2 Лист состава (приложение Б); 5.2.3 Лист регистрации изменений (приложение В); 5.2.4 Программно-методические материалы: – выписка из учебного плана по направлению подготовки/специальности о трудоемкости дисциплины, позволяющая идентифицировать и обеспечить степень её реализации в представленных документах; – рабочая программа дисциплины, разработанная в соответствии с Положением университета «О рабочей программе дисциплины, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования»; – технологическая карта контрольных мероприятий освоения дисциплины, если используется балльно-рейтинговая система оценки освоения ООП студентами. 5.2.5 Учебно-методические материалы (УММ): – методические рекомендации (указания) студенту; – методические рекомендации (указания) преподавателю; – изданные самоучители, учебно-методические пособия, рабочие тетради, опорные конспекты и другие материалы для СРС. 5.2.6 Фонд оценочных средств, разработанный и оформленный в установленном вузом порядке. 5.3 Вопросы коррекции и актуализации элементов, входящих в структуру УМКД должны соответствовать требованиям СТО СМК 02069024. 024 - 2011 «Управление несоответствиями» и СТО СМК 02069024. - 025 - 2011 «Корректирующие и предупреждающие действия». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|