Здавалка
Главная | Обратная связь

Назначение и область применения стандарта



 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к структуре, содержанию и оформлению, а также регламентирует порядок разработки и организации контроля качества подготовки учебно-методического комплекса дисциплины (далее – УМКД), предназначенного для использования в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» (ОГУ).

УМКД разрабатывается на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и основной образовательной программы (ООП) реализуемого направления подготовки (специальности).

УМКД является обязательной частью методического обеспечения учебного процесса по направлению подготовки (специальности), позволяющего активизировать внедрение в учебный процесс передовых методик обучения и улучшить качество подготовки студентов.

Положения настоящего стандарта регулируют процесс подготовки учебно-методического обеспечения дисциплины, как с точки зрения содержания, так и формы, в целях сохранения преемственности в преподавании учебных дисциплин, а также создания условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу студентов.

Применение настоящего стандарта является обязательным для всего профессорско-преподавательского состава университета.

 

Нормативные документы

 

– ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании» (от 13.01.96 № 12-ФЗ);

– Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 29.08.1996г. № 125-ФЗ);

– Приказ Рособрнадзора № 1938 от 30.09.2005г. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»;

– СТО 02069024.110 - 2008. Стандарт организации. Издания для образовательного процесса. Общие требования и правила оформления;

– СТО 02069024.001 - 2007 «Стандарт организации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»;

– СТО СМК 02069024. 024 - 2011 «Управление несоответствиями»;

- СТО СМК 02069024. 025 - 2011 «Корректирующие и предупреждающие действия»;

– СТО СК 02069024. 023 – 2011 Внутренние проверки (аудиты);

– Положение университета «О рабочей программе дисциплины, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования;

– Положение университета «О фонде оценочных средств по дисциплине»;

– Положение университета «О промежуточной аттестации студентов»;

– Положение университета «О порядке присвоения учебным и научным изданиям рекомендательных грифов университета.

Определения

 

Гарантии качества образования –все виды скоординированной деятельности, направленные на выполнение требований к качеству.

Качество– степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям.

Коррекция- действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.

Методические указания (рекомендации) - издание, содержащее комплекс строго последовательных и четко сформулированных предложений и указаний по выполнению отдельных видов работ учебного плана или рабочей программы конкретной дисциплины (ее раздела, части): практических и семинарских занятий, домашних заданий, лабораторных, контрольных, расчетно-графических и курсовых работ (проектов), дипломных работ (проектов), организации практики, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов и т.д..

Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – комплексный проект образовательного процесса в университете, представляющий собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки.

Оценочное средство - технологический инструмент определения уровня усвоения студентом учебной дисциплины.

Составитель- специалист (группа специалистов), который составляет или формирует что-либо.

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом.

Учебно-методические материалы –совокупность документов обеспечивающих аудиторную и самостоятельную работу студентов по дисциплине, совершенствование образовательного процесса и улучшение качества подготовки студентов.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД)– это совокупность учебно-методических документов, в которых дается системное описание образовательного процесса по конкретной дисциплине, практике, междисциплинарной курсовой работе (проекту) и научно-исследовательской работе учебного плана реализуемого направления подготовки (специальности).

Фонд оценочных средств – совокупность описанных в установленном порядке оценочных средств для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.

 

4 Цель и задачиУМКД

 

4.1 Целью разработки УМКД является создание методического обеспечения для организации эффективной самостоятельной работы студентов (СРС) и сохранения преемственности в преподавании учебной дисциплины.

4.2 В рамках обеспечения гарантий качества образования задачами разработки УМКД являются:

– создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методического обеспечения подготовки студентов и внедрению инновационных технологий в образовательный процесс университета;

– развитие ресурсно-образовательной среды университета;

– совершенствование системы текущего и промежуточного контроля знаний студентов.

Структура УМКД

 

5.1 Разработка УМКД осуществляется на основе следующих дидактических принципов:

– научности – формирование у студентов научного мировоззрения на основе представлений об общих и специальных методах научного познания;

– доступности – определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов;

– наглядности – учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение;

– комплексности и гибкости – полное, комплексное обеспечение самостоятельной образовательной деятельности студента с возможностью самостоятельного формирования своего образовательного маршрута;

– системности и последовательности – обеспечение последовательности усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области;

– прочности усвоения знаний – глубокое осмысление учебного материала студентом при четком понимании конечных целей и задач образовательной деятельности;

– целостности – единство осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей образовательного процесса.

Структура УМКД определяется содержанием утвержденной программы по соответствующей дисциплине, а его наполнение зависит от специфики и индивидуальных ресурсов преподаваемой дисциплины.

5.2 УМКД включает:

5.2.1 Титульный лист (приложение А);

5.2.2 Лист состава (приложение Б);

5.2.3 Лист регистрации изменений (приложение В);

5.2.4 Программно-методические материалы:

– выписка из учебного плана по направлению подготовки/специальности о трудоемкости дисциплины, позволяющая идентифицировать и обеспечить степень её реализации в представленных документах;

– рабочая программа дисциплины, разработанная в соответствии с Положением университета «О рабочей программе дисциплины, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования»;

– технологическая карта контрольных мероприятий освоения дисциплины, если используется балльно-рейтинговая система оценки освоения ООП студентами.

5.2.5 Учебно-методические материалы (УММ):

– методические рекомендации (указания) студенту;

– методические рекомендации (указания) преподавателю;

– изданные самоучители, учебно-методические пособия, рабочие тетради, опорные конспекты и другие материалы для СРС.

5.2.6 Фонд оценочных средств, разработанный и оформленный в установленном вузом порядке.

5.3 Вопросы коррекции и актуализации элементов, входящих в структуру УМКД должны соответствовать требованиям СТО СМК 02069024. 024 - 2011 «Управление несоответствиями» и СТО СМК 02069024. - 025 - 2011 «Корректирующие и предупреждающие действия».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.