Здавалка
Главная | Обратная связь

Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. а) Социологическая концепция трактовки человека



(марксизм). Его идей:

—человек изначально деятелен и формирование специфических свойств происходит в процес се развития предметной деятельности исторически.
Формирование потребностей людей происходит исторически и при влиянии труда;

—человек, обособленный от других людей оказывается животным, не приспособленным к жизни, поскольку труд является коллективнойдеятельностью;

—особое значение, которое человеческие индивиды получают внутри общества определяется их местом в сложной системе отношений. Особые функции,
отличающие одного индивида от другого являються общественными отношениями;

- человеку свойственно сознательное причисление себя к общественно-родовому объединению и сознательно-волевое осуществление своей жизнедеятельности,что предполагает ответственность, совесть и т.д.

- определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и оказываются вторичными по отношению к общественному бытию;

—Маркс писал: «... человек является непосредственно природным существом, наделенным природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде
задатков и способностей, в виде влечений».

б) Фрейд о природе человека. Фрейд является биологическим детерминистом.;

—все проявления человеческой активности подчиняются определенным законам и детерминированы инстинктивными силами, т.е. Фрейд рассматривал людей механически, ими управляют те же законы, которые применимы к поведению других организмов;

—люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые находятся вне среды сознания;

—Фрейд считает, что «ЭГО», являясь рациональным компонентом структуры личности, служит средством для реализации требований ид примитивных, врожденных аспектов личности;

—понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия ид, эго и суперэго;

—в своей психоаналитической теории Фрейд отмечал, что ид составляет конституциональную основу личностной структуры и развития;

— личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Структура характера каждого индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелости;

люди живут в субъективном мире чувств, эмоций,
ощущений. «Внутренний мир» — есть причина
других явлений
объективных состояний типа психи- ческих травм, подавления и др.

человеческое поведение регулируетсястремлением уменьшить напряжение на уровне организма, так какинстинкты требуют внешнего выражения,

в) Бихевиоризм:

— Представитель этого направления Э. Торндайк определил, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания;

— Д.Б. Уотсон отмечал, что поведение должно обрясняться из отношений между непосредственно воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями);

— Уотсон вывел формулу: «стимул — реакция» (S—К). Все процессы, физиологические и психические, происходящие между стимулом и реакцией, должны быть выведены из гипотез и объяснений психологии;

—эмоции составляют совокупность внутренних изменений и внешних выражений;

—эмоциональным поведением можно управлять по определенной программе.

Вопрос 3. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНДИВИД», ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ЛИЧНОСТЬ»







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.