Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ



Формирование навыков правильного произношения прохо­дит несколько стадий.

На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и актив­ной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слого­вые упражнения. Эти виды предусматривают в основном разви­тие моторики артикуляционного аппарата.

Второй этап — развитие фонематического восприятия — очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференциро­вать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соот­ветствии с позиционными условиями.

Заключительный этап — автоматизация, т.е. переход пра­вильного произношения в привычное настолько, что оно не тре­бует специального контроля. Названные этапы занимают дли­тельный период и обеспечиваются двумя категориями факто­ров: бессознательными — посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными — посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

Для формирования звуковой стороны речи широко использует­ся концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи. Усложнение требований, предъявляемых к произношению, отражено в учебниках 1 и 2-го классов.

Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хоро­шо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с ана­лизом звукового состава слова.

Непрерывность артикуляционных движений во время про­изнесения речевого отрезка — слога, слова, сочетания слов


и т.п. — приводит к тому, что на артикуляцию одного звука вли­яет артикуляция следующего за ним. Акустико-артикуляци-онные свойства звуков легче усвоить в условиях так называемой максимальной фонетической независимости. Для гласных та­ким условием считается их изолированное произнесение, для согласных — произнесение перед гласным. В слоговом сочета­нии типа ГС гласный и согласный звуки более независимы друг от друга, чем в сочетании типа СГ [5]. Для успешного восприя­тия речи необходимы упражнения в произнесении звуков в раз­ных фонетических позициях.

При подборе материала на закрепление произношения того или иного звука учитель руководствуется следующим:

— изучаемый звук вводится во все доступные на данном уровне сочетания;

— материал максимально насыщается изучаемым звуком;

— не включаются звуки, неправильно произносимые детьми;

— одновременно учитывается доступность слогового соста­ва слов и степень сложности предложений (лексичес­кий и грамматический строй).

Воспроизведение и производство звуковых единиц (звуков, слов, фраз, текста) происходит в единстве и предполагает од­новременное обучение слушанию и говорению. Фонематичес­кое восприятие совершенствуется под влиянием правильного артикулирования. При постановке правильного произноше­ния рекомендуется сочетание различных способов: имитации и описания.

Ученик при обучении артикулированию звуков должен осо­знавать произносительные операции как изолированно, так и в различных сочетаниях. В этой связи широко применяются опи­сания артикуляции изучаемых звуков с использованием средств наглядности: схем, фотографий, демонстраций положений ре­чевых органов с помощью рисунков, модулей, пиктограмм, дви­жений руки. В настоящее время широко используется компью­терная поддержка. Для создания в долговременной памяти учеников звуковых образов фонем, интонем очень важно посто­янство воспринимаемых звуков, которое можно обеспечить с помощью фонограмм. Дети должны слушать эталонный обра­зец звучания, выполнять с опорой на слуховой анализатор уп­ражнения на дифференциацию звуков и т.п.


При этом нужно учитывать, что работа с фонограммой утом­ляет слуховой анализатор, поэтому необходимо чередовать виды заданий с участием моторного и зрительного анализаторов. Бла­годаря синтезу звука и изображения аудиовизуальные средства относятся к числу наиболее эффективных средств обучения.

Различение звуков на слух является необходимым условием правильного употребления их в речи. После того как правильная артикуляция того или иного звука усвоена учащимися и звук произносится ими четко и правильно в простейших сочетаниях, проводятся упражнения по различению звуков. Каждый изучае­мый в данный момент звук может быть сопоставлен в артикуля­ции и на слух с ранее пройденными. Со звуками, еще не прой­денными, но артикуляция которых достаточно подготовлена, можно также упражняться в сопоставлении, однако в данном слу­чае — только на слух, исключая проговаривание [16].

От сравнения отдельных звуков или слогов во 2-м классе бы­стро переходят к сравнению звуков, входящих в состав слогов типа СГ, ССГ и т.п. и слов. В тех случаях, когда изучаемый звук сопоставляется с уже пройденным, правильность восприятия контролируют чаще всего повторением, а также жестом или показом картинок-символов и т.п.

В случаях сравнения изучаемого звука с еще не пройден­ным повторение не рекомендуется!

Работа по различению звуков не ограничивается сравнением каждого изучаемого звука на слух со всеми прочими звуками речи. После того как отдельные звуки будут отработаны в произношении, для дальнейшей дифференциации выделяют пары звуков, близкие по акустико-артикуляционным призна­кам — проводятся упражнения не только в различении, но и в правильном употреблении в речи пар оппозиционных звуков.

На противопоставление парных согласных по твердости-мягкости обращается особое внимание. А.А. Реформатский от­мечает, что оппозиция твердых и мягких согласных для рус­ской фонетики — «это обязательный и... самый существенный момент звукового строя, это основа русской фонологической системы» [28].

В процессе обучения упражнения на закрепление правиль­ного произношения чередуются с теми, цель которых — научить детей различать звуки. Тренировке правильного произноше­ния особенно много внимания уделяется в часы индивидуаль-


ных занятий непосредственно после постановки звука. При этом используются разнообразные слоговые упражнения, по­добранные так, чтобы закрепляемый звук находился в различ­ных сочетаниях со всеми правильно произносимыми звуками, с учетом имеющихся у детей структурных трудностей.

При введении в лексикон учащихся новых слов постоянно применяется метод заучивания слов по слогам с опорой на ут­рированное артикулирование. Это значительно облегчает про­говаривание ребенком трудных для него слов и развивает кинестетические ощущения (т.е. способность чувствовать по­ложение и движение своих органов, в данном случае — артику­ляцию). Дети рассматривают артикуляцию учителя и подража­ют ей. Одновременно учитель привлекает их внимание к звуча­нию. Иногда для контроля правильности артикулирования применяют зеркало. При заучивании слов по слогам можно ис­пользовать приемы, которые рекомендуются при делении слов на слоги, т.е. «отхлопывание», «дирижирование» и т.п. При за­учивании четырех-пятисложных слов используется схема сло­ва, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги. Для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения под­бирают рифмованные фразы с четким ритмом.

Обязательным требованием при проведении всех упражне­ний является отчетливое произнесение каждого звука, поэто­му в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Подобные упражнения усложняются в следующих направ­лениях:

— постепенно ускоряется темп (до нормального или даже несколько утрированного); при этом не должна снижать­ся четкость произнесения каждого отдельного звука;

— увеличивается число элементов ряда от 2-3 до 5-6;

— усложняется состав отдельных элементов ряда, т.е. от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных, включая закрытые слоги со стече­нием согласных типа ССГ, а также сочетание с интер­вокальным положением согласного звука. Эти упражнения особенно эффективны для преодоления дис-праксии (нарушения программирования тонких произвольных движений артикуляционного аппарата).

В зависимости от конкретного состава класса усложнение слогового состава слов может проходить по-разному. С детьми,




 


имеющими значительные структурные затруднения, матери­ал следует усложнять постепенно. При менее выраженных за­труднениях при подборе слогового и словарного материала мож­но вводить слоговые сочетания и слова более сложного состава. Овладение звуковым составом слова достигается значительно быстрее в тех случаях, когда ребенок умеет отличать в собственной речи правильное звучание каждого слова от неправильного. В осу­ществлении этой задачи ведущую роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. С самого начала обучения по соот­ветствующей системе проводят упражнения, в результате кото­рых дети должны овладеть следующими навыками:

— выделять из состава слова любые звуки — как соглас­ные, так и гласные;

— определять последовательность звуков в слове;

— делить слова на слоги и определять звуковой состав любого слога.

Переход к полному звуко-слоговому анализу слов осуществ­ляется постепенно: в 1-м классе идет работа над односложными и двусложными словами, во 2-м — трех-, четырехсложными.

В результате обучения дети овладевают определенным объе­мом знаний и навыков, касающихся звуковой стороны речи. Кроме того, за это время в значительной мере уточняется и рас­ширяется их словарь, большой сдвиг происходит в развитии грамматически правильной речи. Все это обеспечивает относи­тельную готовность детей к усвоению грамматики и правописа­ния. Подбор материала для чтения и письма зависит от произ­носительных возможностей учащихся.

По мере овладения детьми звуковым анализом постепенно ус­ложняются упражнения, направленные на различение звуков. Например, если в начале обучения звуки сравнивают в ряду или однотипных слогах, то позже — в составе разнообразных слогов (предлагается услышать звук Ш в слогах ША, ЖУ, СЫ, АШ, ЩА) или в составе слов (предлагается услышать звук ТТТ в словах щет­ка, печка, кошка, нос, душ, жук и т.п.).

Работа по анализу и синтезу звукового состава речи перено­сится на уроки грамматики и правописания. На уроках обуче­ния произношению навык анализа и синтеза формируется пре­имущественно при нахождении изучаемого звука в слове, опре­делении его места в слове, подборе слов с данным звуком; продолжаются также упражнения по составлению схемы сло-


ва. При этом анализируемые с помощью схемы слова всегда должны быть более сложными, чем те, которые дети читают и пишут на уроках правописания. Тем самым их подготавливают к письму более сложных слов. Кроме того, на уроках по произ­ношению продолжается практическое знакомство с предложе­нием: учащиеся по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают начатые учителем предложения, заучивают их и т.п.

Во 2-м классе работа над звуко-слоговой и ритмической структурой речи приобретает несколько иной характер. По мере овладения учащимися произносительными навыками по­степенно теряют свое значение наглядные методы: сопровож­дение произношения жестами или показом картинок. На дан­ном этапе обучения акцент делается на использовании симво­лов, схем и пиктограмм.

Программой регламентируется усвоение произношения сле­дующих типов ритмической и звуко-слоговой структуры слова:

— различных сочетаний звуков и слогов; ряда гласных звуков типа аиу-аиу-аиу... , уоэ-ауо-эау... ;

— слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю; све-сви-свя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря;

слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-ать; кра-кря-кла-кля;

слоговых сочетаний, включающих звук []]: пя-пя-пъя; пъя-пъе-пъю; пъя-въя-лъю;

слоговых сочетаний, включающих оппозиционные зву­ки: ша-са-за-жа; шва-жва-зва-сва; саш-шас; ча-ща-тя-ся; сяща-чаща-цача;

слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменени­ем последовательности: сасошу-сасошу..., татянататя-на... тятанатятана... , с разным ударением: тата, татата, татата.

Таким образом, постепенно усложняется звуковой состав слов; для различения подбираются слова, сходные по звуковому составу. Большое внимание уделяется произношению слов раз­личного слогового состава: слова трехсложные и четырехслож­ные различного звуко-слогового состава, слова со стечением со-




 


гласных, отдельные слова пяти- и шестисложные (разноцвет­ный, электрический и т.п.). По мере овладения детьми новыми словами они постепенно вводятся в состав предложений. Ре­комендуется составлять предложения по сюжетным картинкам, по вопросам, по опорным словам, по демонстрации; дети состав­ляют и заучивают также небольшие тексты. Появляется возмож­ность включать пройденные слова в заучиваемые стихотворе­ния. Осуществляется переход к плавному и четкому произно­шению.

При переходе от скандированного к плавному произноше­нию слов большое значение имеет уже начатая работа над уда­рением.Дети должны уметь на слух отличать ударные слоги от безударных. К хорошо усвоенным в произносительном от­ношении словам предъявляются требования правильного уда­рения. Следует заметить, что при заучивании трудных слов по слогам воспроизводится не слуховой, а графический об­раз слова(т.е. не сабана, а собака), в то время как при отра­ботке плавного произнесения слова с нужным ударением об­разец для произнесения дается учащимся в соответствии с правилами орфоэпии.Такой порядок при усвоении слов име­ет большое значение для формирования у детей готовности к усвоению правил правописания. Для более эффективного ус­воения некоторых орфоэпических норм учитель может ши­роко использовать знаки и символы. Приведем некоторые примеры.

1. Произношение безударных гласных и оглушение звонких согласных (в середине слова, перед глухими согласными) мож­но обозначить надстрочными символами:

А Т Ф

ТОПÓР ПЛОД ВКЛЮЧÁТЬ

2. Произношение удвоенных согласных обозначено над­строчным символом ——. Учащимся объясняют, что удвоенная буква в словах произносится как один долгий звук: АННА.

3. При произношении глаголов с возвратным суффиксом -СЯ сочетания ТСЯ, ТЬСЯ проговариваются как ЦА, что также мож­но обозначить посредством надстрочных символов.

4. Слитное произношение предлогов обозначено подстроч­ным символом и:


В ШАЛАШЕ; НА БАШНЕ; ПО ШОССЕ; ПОД СТОЛОМ.

и и и и

Умение быстро и осознанно находить нужное ударение в сло­ве является одним из необходимых условий для понимания чи­таемого текста. Кроме того, развитие у учащихся навыка быст­рого определения места лексического ударения важно для усво­ения правила правописания безударных гласных.

Преодоление скандированного, послогового произношения слов имеет большое значение и для понимания читаемого тек­ста. Своевременно начать работу над ударением необходимо еще и для того, чтобы подготовить учащихся к письму слов с безу­дарными гласными.

Проводятся также упражнения, направленные на выработ­ку нормального темпа и плавности речи. К ним относятся уп­ражнения на повторение различных звукосочетаний с постепен­ным переходом от замедленного темпа к нормальному и даже несколько ускоренному. Предлагается материал (скороговорок, поговорок, пословиц, коротких стихотворений) для проговари-вания в медленном и быстром темпе:

Повтори медленно:

Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму.

Повтори быстро и слитно:

Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму.

Далее предлагается выполнить аналогичные упражнения с промежуточной скоростью произношения, которая обозначает­ся в инструкции: «Говори в нормальном темпе».

Повтори медленно:

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Повтори в нормальном темпе:

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.


Повтори быстро:

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Из этих примеров видно, что, кроме слоговых сочетаний, для произношения предлагаются простые, короткие пословицы и поговорки. Вводят и разнообразные упражнения, способствую­щие правильному употреблению в активной речи слов в различ­ной грамматической форме (в соответствии с программой «Раз­витие речи»).

Работа над усвоением звукового состава речи заканчивается, когда завершается переход от скандированного произношения к плавному. Требования правильного произношения должны предъявляться на всех, без исключения, уроках. Оставшиеся у отдельных учащихся затруднения преодолеваются преимуще­ственно в часы индивидуальных занятий.

Задача дальнейшего обучения — совершенствовать и укреп­лять приобретенные навыки произношения отдельных звуков, слов, предложений.

ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

При обучении русскому произношению применяют разные типы тренировочных и речевых упражнений, объединенных в определенную систему. Под системой упражнений понимается «организация взаимосвязанных действий, расположенных в по­рядке нарастания трудностей, с учетом последовательности ста­новления умений и навыков в том или ином виде речевой дея­тельности» [7].

Специфика использования системы упражнений на уроках произношения во 2-м классе специальной (коррекционной) школы V вида заключается в том, чтобы:

— правильное произношение, достигнутое в 1-м классе на ограниченном лексическом материале, перенести на постоянно расширяющийся объем лексического и грам­матического материала;

— закрепить это правильное произношение в различных видах речевой деятельности.


Поэтому изменяется соотношение рецептивных упражне­ний, направленных на формирование восприятия, и репродук­тивных упражнений, направленных на порождение речи.

Уменьшается роль подготовительных рецептивных упражне­ний (в различении звуков слов, интонационных структур, иден­тификации фонетических явлений). Повышается роль упраж­нений в имитации, трансформации, дифференциации и комби­нировании звуков, слов, интонационных структур. По способу выполнения различают индивидуальные, парные, коллективные (хоровые) упражнения. Индивидуальные упражнения являют­ся преобладающими в условиях немногочисленного по числу уче­ников класса, но разнородного по этиологии речевых расстройств. В то же время хоровые упражнения стимулируют детей с нару­шениями артикуляционной моторики.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Опора на ощутимые моменты артикуляции. Такими мо­ментами являются: форма губ (округлены, вытянуты, растяну­ты в стороны); артикуляция языка (положение кончика языка: поднят — опущен); место преграды, если она образуется с по­мощью передней части языка (движения языка вперед — на­зад); контакт боковых краев языка с зубами, напряжение ор­ганов речи, степень раствора рта (расстояние между верхними и нижними зубами); работа голосовых складок (сомкнуты — разомкнуты); сила и характер воздушной струи (теплая — хо­лодная, узкая — широкая, направлена вверх на нёбо — вниз). Эти признаки необходимо использовать и для дифференциации некоторых смешиваемых звуков. Полезные приемы:

1) произнесение и распознавание звука на слух;

2) изображение изолированного звука схемой: учитель поясняет, что на схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный треугольник; соглас­ный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Данные условные обозначения, используемые в учебнике, аналогичны условным обозначениям в «Букваре» (ав­торы: Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова);

3) утрированность артикуляции (усиливается четкость движе­ний). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке. Ученики упражняются в отчетливом про-




 


изнесении изолированных звуков. Одновременно с произнесени­ем звука на наборное полотно выставляются картинки-символы;

4) распознавание на слух и выделение звуков из слов:ученики ставят на наборное полотно карточки с синими, зе­леными квадратиками и красными треугольниками;

5) фиксирование артикуляциипутем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощуще­ния при фонации.

Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука.

Эффективным является прием ускорения или замедления темпа речи. При отработке слогов типа ССГи СССГиспользу­ется постепенное ускорение темпа для редуцирования призву­ков гласных между согласными; замедление — для выделения нужной фазы артикуляции.

ВОСПИТАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В процессе коррекционной работы происходят перестройка привычной артикуляции звука и автоматизация нового способа произношения на основе тренировочных упражнений. Одновре­менно с усвоением правильной артикуляционной установки уче­ник должен усвоить, а затем запомнить сопряженный с нею но­вый акустический эффект, который, как правило, отличается от прежнего чрезвычайно тонкими характеристиками. Если этого не происходит, ученик легко возвращается к прежнему, привыч­ному произношению. Особенно часто это «соскальзывание» на­блюдается в случаях легких («стертых») искажений артикуля­ции, когда суррогат звука выполняет фонологическую функцию.

Наиболее известный прием — подражание образцу произно­шения логопеда основан на тренировочных упражнениях, что не всегда предупреждает возврат к прежней артикуляции.

Научно аргументированные наблюдения свидетельствуют о том, что воспитанию самоконтроля мешает тренировка несу­щественных элементов артикуляции, изменяющихся в рече­вом потоке под влиянием соседних звуков (явление коартику-ляции). Избыток побочных тренировочных упражнений при нормальной подвижности речевого аппарата отвлекает вни­мание от более существенных для данного звука элементов артикуляции.


Эти трудности на этапе автоматизации можно уменьшить, если включить в уроки произношения или в индивидуальные логопедические занятия упражнения для осознанного восприя­тия собственных речевых кинестезии, для воспитания кинесте­тического контроля (см.: Методы коррекции нарушений звуко­вого строя речи у детей/ Под ред. Р.Е. Левиной. — К., 1979; Сав­ченко М.А. Некоторые приемы воспитания кинестетического контроля при исправлении недостатков произношения).

Основные средства, обеспечивающие положения органов ар­тикуляции, — это восприятие движений речевого аппарата ло­гопеда в зеркале и его словесные пояснения. Целесообразно ис­пользовать специальные приемы воспитания кинестетическо­го контроля. Поясним, что они наиболее эффективны для детей, имеющих так называемые антропофонические дефекты произ­ношения и трудности в автоматизации правильных артикуля­ций. Основная цель этих приемов — формирование ощущений положения органов артикуляции.

Известные в логопедической практике приемы:

— определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпате­лем и др.;

— воспроизведение позиции органа артикуляции при про­изнесении сохранных звуков;

— утрированное произношение звуков;

— задержка артикуляционной позы на 3-5 секунд;

— сравнение правильной и неправильной артикуляции;

— словесное описание позиции органа артикуляции или его части;

— выполнение отдельных движений по словесной инст­рукции логопеда;

— показ отдельных элементов артикуляции на схеме, муляже;

— определение различий в артикуляционной позиции при произнесении контрастных звуков (П — Т, Ф — Си др.). При этом следует учитывать, что при произнесении хорошо ощущаются артикуляция губ, кончика языка, движение всего языка вперед и назад. Трудноощутимы движения задней и сред­ней части языка, мягкого нёба.

Наиболее распространенными способами образования соглас­ных в русском языке являются смыкание (смычка) и сближение




 


(щель). Поэтому полезно применять упражнения в произношении звуков П, Б, Т, Д, К, Г (как правило, не нарушенных у учащихся) и определять'органы, образующие смычку и преграду на пути вы­дыхаемого воздуха. При этом толчок воздуха ощущается рукой. Для ощущения «щелевой» артикуляции используются звуки Ф, В, X (также, как правило, ненарушенные) и акцентируется вни­мание на напряжении отдельных групп мышц и интенсивной струе воздуха. Эти звуки можно тянуть, что создает благоприят­ные условия для фиксации уклада речевых органов и контроля акустического эффекта. Чем дольше ученик может протянуть фрикативный звук, тем больше уверенность логопеда в том, что искомая артикуляция этого звука ощущается ребенком.

Затем предъявляют упражнения в поочередном чередовании взрывных (смычных) и щелевых звуков и определении способа и места их образования: «Какие органы артикуляции образова­ли "смычку" или "щель"»?; «Определи место образования пре­грады» и т.д.

Приведенные виды упражнений полезно использовать на начальном этапе коррекции звуков и постепенно их расширять. Они особенно важны при коррекции велярного звука Р, боково­го сигматизма, двугубного звука Л и других недостатков, для которых основным дифференциальным признаком являются различия в месте образования органами артикуляции или их частями смычки и щели.

Сравнение ощущений, возникающих при правильной и за­крепившейся неправильной артикуляции, помогает сначала осознанной регуляции тонких движений, а затем постепенно «свертывается» и начинает осуществляться по механизму «вра-щивания» (Выготский Л.С.). Кроме того, успешное овладение самоконтролем усиливает мотивацию ребенка к активному уча­стию в процессе коррекции.

ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НАД УДАРЕНИЕМ И ИНТОНАЦИЕЙ

Ударение в русском языке характеризуется сильноцентра­лизующим характером. Это значит, что безударные слоги в сло­ве произносятся с ослабленным мышечным напряжением, с ре­дукцией, т.е. они «притягиваются» к ударному слогу. Произ­ношение ударного слога отличается большей длительностью, напряженностью, четкостью и полнотой артикуляции. 50


Другими особенностями русского ударения является его под­вижность и разноместность.

Усвоению ударения предшествуют ритмические модели, которые представлены в учебниках 1 и 2-го классов. Они фор­мируют специфику образования слова путем произношения со­четаний согласных, их оглушения и озвончения, переключе­ния артикуляции с твердого звука на мягкий и др.

Работа с ритмическими моделями начинается с момента ус­воения двусложных слогов типа: ТАта, таТА. Далее переходят к работе над трехсложными словами. Последовательность их усвоения следующая: ТАтата, таТАта, татаТА.

Используют графическую модель такого вида: ии — ТАта. Модель сначала озвучивается учителем, а затем сочетается с ее простукиванием, которое хорошо отражает разницу между удар­ным и безударным слогом. Затем ученики простукивают рит­мическую модель и озвучивают ее. В процессе такой работы ис­пользуют только хорошо произносимые звуки. В то же время длительное использование приема утрирования ударного слога может осложнить работу над интонацией. Используются раз­личные сочетания согласных, смена открытых и закрытых сло­гов, звуков различной артикуляционной трудности (например, обращается внимание на сочетания оппозиционных звуков: аффрикат, свистящих — шипящих, звонких — глухих и др.)-

Практическое изучение интонации становится возможным, когда нормализуются фонетические средства, с помощью кото­рых происходит интонационное оформление:

— изменение частоты колебания голосовых складок, кото­рое воспринимается как изменение высоты (мелодика);

— изменение скорости артикуляции, которое воспринима­ется как изменение темпа речи;

— изменение силы артикуляции, которое воспринимает­ся как изменение громкости;

— прекращение фонации — пауза.

Главную роль при интонационном оформлении играет мело­дика. Любое высказывание выражается одним и тем же набо­ром интонационных средств.

К интонационным типам русского языка относятся:

повествовательная, или завершающая, интонация. Происходит понижение основного тона на ударном сло­ге слова, который стоит под фразовым ударением. К кон-


цу фразы уменьшается интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного;

вопросительная интонация характеризуется повыше­нием основного тона ударного гласного слова, который стоит под ударением. На заударных гласных основной тон понижается;

интонация незавершенности близка к интонации воп­роса (меньше подъем основного тона на главном удар­ном гласном);

интонация восклицательная (эмоциональной выделен-ности) реализуется повышением частоты основного тона голоса, увеличением интенсивности или длительности на главном ударном слоге.

Овладение этими просодическими характеристиками речи достигается во 2-м классе путем наблюдения над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Ученики овладевают выразительным отраженным проговари-ванием вслед за логопедом, сопоставляют с помощью сигналь­ных карточек (? ! .) различную просодическую окраску. При этом обращается внимание на смысловую связь между отрезка­ми предложения (синтагмами) и мелодикой, паузой и темпом. Дети учатся объяснять, почему смысловое ударение падает на определенное слово и именно это слово мы выделяем голосом. Для обогащения интонации используются выразительное чте­ние стихов с изучаемыми звуками, которые широко представ­лены в учебнике, а также короткие диалоги.

На овладение интонационными средствами влияют регуляр­ные упражнения по определению слого-ритмической структу­ры слова. У учащихся развивается «чувство ударения», совер­шенствуется кинестетическая основа речи. Наибольшее внима­ние при формировании просодических характеристик следует уделять детям с алалией, дизартрией и заиканием.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.