МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько стадий. На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и активной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики артикуляционного аппарата. Второй этап — развитие фонематического восприятия — очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков. Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями. Заключительный этап — автоматизация, т.е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального контроля. Названные этапы занимают длительный период и обеспечиваются двумя категориями факторов: бессознательными — посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными — посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада. Для формирования звуковой стороны речи широко используется концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи. Усложнение требований, предъявляемых к произношению, отражено в учебниках 1 и 2-го классов. Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хорошо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с анализом звукового состава слова. Непрерывность артикуляционных движений во время произнесения речевого отрезка — слога, слова, сочетания слов и т.п. — приводит к тому, что на артикуляцию одного звука влияет артикуляция следующего за ним. Акустико-артикуляци-онные свойства звуков легче усвоить в условиях так называемой максимальной фонетической независимости. Для гласных таким условием считается их изолированное произнесение, для согласных — произнесение перед гласным. В слоговом сочетании типа ГС гласный и согласный звуки более независимы друг от друга, чем в сочетании типа СГ [5]. Для успешного восприятия речи необходимы упражнения в произнесении звуков в разных фонетических позициях. При подборе материала на закрепление произношения того или иного звука учитель руководствуется следующим: — изучаемый звук вводится во все доступные на данном уровне сочетания; — материал максимально насыщается изучаемым звуком; — не включаются звуки, неправильно произносимые детьми; — одновременно учитывается доступность слогового состава слов и степень сложности предложений (лексический и грамматический строй). Воспроизведение и производство звуковых единиц (звуков, слов, фраз, текста) происходит в единстве и предполагает одновременное обучение слушанию и говорению. Фонематическое восприятие совершенствуется под влиянием правильного артикулирования. При постановке правильного произношения рекомендуется сочетание различных способов: имитации и описания. Ученик при обучении артикулированию звуков должен осознавать произносительные операции как изолированно, так и в различных сочетаниях. В этой связи широко применяются описания артикуляции изучаемых звуков с использованием средств наглядности: схем, фотографий, демонстраций положений речевых органов с помощью рисунков, модулей, пиктограмм, движений руки. В настоящее время широко используется компьютерная поддержка. Для создания в долговременной памяти учеников звуковых образов фонем, интонем очень важно постоянство воспринимаемых звуков, которое можно обеспечить с помощью фонограмм. Дети должны слушать эталонный образец звучания, выполнять с опорой на слуховой анализатор упражнения на дифференциацию звуков и т.п. При этом нужно учитывать, что работа с фонограммой утомляет слуховой анализатор, поэтому необходимо чередовать виды заданий с участием моторного и зрительного анализаторов. Благодаря синтезу звука и изображения аудиовизуальные средства относятся к числу наиболее эффективных средств обучения. Различение звуков на слух является необходимым условием правильного употребления их в речи. После того как правильная артикуляция того или иного звука усвоена учащимися и звук произносится ими четко и правильно в простейших сочетаниях, проводятся упражнения по различению звуков. Каждый изучаемый в данный момент звук может быть сопоставлен в артикуляции и на слух с ранее пройденными. Со звуками, еще не пройденными, но артикуляция которых достаточно подготовлена, можно также упражняться в сопоставлении, однако в данном случае — только на слух, исключая проговаривание [16]. От сравнения отдельных звуков или слогов во 2-м классе быстро переходят к сравнению звуков, входящих в состав слогов типа СГ, ССГ и т.п. и слов. В тех случаях, когда изучаемый звук сопоставляется с уже пройденным, правильность восприятия контролируют чаще всего повторением, а также жестом или показом картинок-символов и т.п. В случаях сравнения изучаемого звука с еще не пройденным повторение не рекомендуется! Работа по различению звуков не ограничивается сравнением каждого изучаемого звука на слух со всеми прочими звуками речи. После того как отдельные звуки будут отработаны в произношении, для дальнейшей дифференциации выделяют пары звуков, близкие по акустико-артикуляционным признакам — проводятся упражнения не только в различении, но и в правильном употреблении в речи пар оппозиционных звуков. На противопоставление парных согласных по твердости-мягкости обращается особое внимание. А.А. Реформатский отмечает, что оппозиция твердых и мягких согласных для русской фонетики — «это обязательный и... самый существенный момент звукового строя, это основа русской фонологической системы» [28]. В процессе обучения упражнения на закрепление правильного произношения чередуются с теми, цель которых — научить детей различать звуки. Тренировке правильного произношения особенно много внимания уделяется в часы индивидуаль- ных занятий непосредственно после постановки звука. При этом используются разнообразные слоговые упражнения, подобранные так, чтобы закрепляемый звук находился в различных сочетаниях со всеми правильно произносимыми звуками, с учетом имеющихся у детей структурных трудностей. При введении в лексикон учащихся новых слов постоянно применяется метод заучивания слов по слогам с опорой на утрированное артикулирование. Это значительно облегчает проговаривание ребенком трудных для него слов и развивает кинестетические ощущения (т.е. способность чувствовать положение и движение своих органов, в данном случае — артикуляцию). Дети рассматривают артикуляцию учителя и подражают ей. Одновременно учитель привлекает их внимание к звучанию. Иногда для контроля правильности артикулирования применяют зеркало. При заучивании слов по слогам можно использовать приемы, которые рекомендуются при делении слов на слоги, т.е. «отхлопывание», «дирижирование» и т.п. При заучивании четырех-пятисложных слов используется схема слова, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги. Для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения подбирают рифмованные фразы с четким ритмом. Обязательным требованием при проведении всех упражнений является отчетливое произнесение каждого звука, поэтому в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Подобные упражнения усложняются в следующих направлениях: — постепенно ускоряется темп (до нормального или даже несколько утрированного); при этом не должна снижаться четкость произнесения каждого отдельного звука; — увеличивается число элементов ряда от 2-3 до 5-6; — усложняется состав отдельных элементов ряда, т.е. от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных, включая закрытые слоги со стечением согласных типа ССГ, а также сочетание с интервокальным положением согласного звука. Эти упражнения особенно эффективны для преодоления дис-праксии (нарушения программирования тонких произвольных движений артикуляционного аппарата). В зависимости от конкретного состава класса усложнение слогового состава слов может проходить по-разному. С детьми,
имеющими значительные структурные затруднения, материал следует усложнять постепенно. При менее выраженных затруднениях при подборе слогового и словарного материала можно вводить слоговые сочетания и слова более сложного состава. Овладение звуковым составом слова достигается значительно быстрее в тех случаях, когда ребенок умеет отличать в собственной речи правильное звучание каждого слова от неправильного. В осуществлении этой задачи ведущую роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. С самого начала обучения по соответствующей системе проводят упражнения, в результате которых дети должны овладеть следующими навыками: — выделять из состава слова любые звуки — как согласные, так и гласные; — определять последовательность звуков в слове; — делить слова на слоги и определять звуковой состав любого слога. Переход к полному звуко-слоговому анализу слов осуществляется постепенно: в 1-м классе идет работа над односложными и двусложными словами, во 2-м — трех-, четырехсложными. В результате обучения дети овладевают определенным объемом знаний и навыков, касающихся звуковой стороны речи. Кроме того, за это время в значительной мере уточняется и расширяется их словарь, большой сдвиг происходит в развитии грамматически правильной речи. Все это обеспечивает относительную готовность детей к усвоению грамматики и правописания. Подбор материала для чтения и письма зависит от произносительных возможностей учащихся. По мере овладения детьми звуковым анализом постепенно усложняются упражнения, направленные на различение звуков. Например, если в начале обучения звуки сравнивают в ряду или однотипных слогах, то позже — в составе разнообразных слогов (предлагается услышать звук Ш в слогах ША, ЖУ, СЫ, АШ, ЩА) или в составе слов (предлагается услышать звук ТТТ в словах щетка, печка, кошка, нос, душ, жук и т.п.). Работа по анализу и синтезу звукового состава речи переносится на уроки грамматики и правописания. На уроках обучения произношению навык анализа и синтеза формируется преимущественно при нахождении изучаемого звука в слове, определении его места в слове, подборе слов с данным звуком; продолжаются также упражнения по составлению схемы сло- ва. При этом анализируемые с помощью схемы слова всегда должны быть более сложными, чем те, которые дети читают и пишут на уроках правописания. Тем самым их подготавливают к письму более сложных слов. Кроме того, на уроках по произношению продолжается практическое знакомство с предложением: учащиеся по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают начатые учителем предложения, заучивают их и т.п. Во 2-м классе работа над звуко-слоговой и ритмической структурой речи приобретает несколько иной характер. По мере овладения учащимися произносительными навыками постепенно теряют свое значение наглядные методы: сопровождение произношения жестами или показом картинок. На данном этапе обучения акцент делается на использовании символов, схем и пиктограмм. Программой регламентируется усвоение произношения следующих типов ритмической и звуко-слоговой структуры слова: — различных сочетаний звуков и слогов; ряда гласных звуков типа аиу-аиу-аиу... , уоэ-ауо-эау... ; — слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю; све-сви-свя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря; — слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-ать; кра-кря-кла-кля; — слоговых сочетаний, включающих звук []]: пя-пя-пъя; пъя-пъе-пъю; пъя-въя-лъю; — слоговых сочетаний, включающих оппозиционные звуки: ша-са-за-жа; шва-жва-зва-сва; саш-шас; ча-ща-тя-ся; сяща-чаща-цача; — слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошу-сасошу..., татянататя-на... тятанатятана... , с разным ударением: тата, татата, татата. Таким образом, постепенно усложняется звуковой состав слов; для различения подбираются слова, сходные по звуковому составу. Большое внимание уделяется произношению слов различного слогового состава: слова трехсложные и четырехсложные различного звуко-слогового состава, слова со стечением со-
гласных, отдельные слова пяти- и шестисложные (разноцветный, электрический и т.п.). По мере овладения детьми новыми словами они постепенно вводятся в состав предложений. Рекомендуется составлять предложения по сюжетным картинкам, по вопросам, по опорным словам, по демонстрации; дети составляют и заучивают также небольшие тексты. Появляется возможность включать пройденные слова в заучиваемые стихотворения. Осуществляется переход к плавному и четкому произношению. При переходе от скандированного к плавному произношению слов большое значение имеет уже начатая работа над ударением.Дети должны уметь на слух отличать ударные слоги от безударных. К хорошо усвоенным в произносительном отношении словам предъявляются требования правильного ударения. Следует заметить, что при заучивании трудных слов по слогам воспроизводится не слуховой, а графический образ слова(т.е. не сабана, а собака), в то время как при отработке плавного произнесения слова с нужным ударением образец для произнесения дается учащимся в соответствии с правилами орфоэпии.Такой порядок при усвоении слов имеет большое значение для формирования у детей готовности к усвоению правил правописания. Для более эффективного усвоения некоторых орфоэпических норм учитель может широко использовать знаки и символы. Приведем некоторые примеры. 1. Произношение безударных гласных и оглушение звонких согласных (в середине слова, перед глухими согласными) можно обозначить надстрочными символами: А Т Ф ТОПÓР ПЛОД ВКЛЮЧÁТЬ 2. Произношение удвоенных согласных обозначено надстрочным символом ——. Учащимся объясняют, что удвоенная буква в словах произносится как один долгий звук: АННА. 3. При произношении глаголов с возвратным суффиксом -СЯ сочетания ТСЯ, ТЬСЯ проговариваются как ЦА, что также можно обозначить посредством надстрочных символов. 4. Слитное произношение предлогов обозначено подстрочным символом и: В ШАЛАШЕ; НА БАШНЕ; ПО ШОССЕ; ПОД СТОЛОМ. и и и и Умение быстро и осознанно находить нужное ударение в слове является одним из необходимых условий для понимания читаемого текста. Кроме того, развитие у учащихся навыка быстрого определения места лексического ударения важно для усвоения правила правописания безударных гласных. Преодоление скандированного, послогового произношения слов имеет большое значение и для понимания читаемого текста. Своевременно начать работу над ударением необходимо еще и для того, чтобы подготовить учащихся к письму слов с безударными гласными. Проводятся также упражнения, направленные на выработку нормального темпа и плавности речи. К ним относятся упражнения на повторение различных звукосочетаний с постепенным переходом от замедленного темпа к нормальному и даже несколько ускоренному. Предлагается материал (скороговорок, поговорок, пословиц, коротких стихотворений) для проговари-вания в медленном и быстром темпе: Повтори медленно: Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму. Повтори быстро и слитно: Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму. Далее предлагается выполнить аналогичные упражнения с промежуточной скоростью произношения, которая обозначается в инструкции: «Говори в нормальном темпе». Повтори медленно: Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Повтори в нормальном темпе: Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Повтори быстро: Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Из этих примеров видно, что, кроме слоговых сочетаний, для произношения предлагаются простые, короткие пословицы и поговорки. Вводят и разнообразные упражнения, способствующие правильному употреблению в активной речи слов в различной грамматической форме (в соответствии с программой «Развитие речи»). Работа над усвоением звукового состава речи заканчивается, когда завершается переход от скандированного произношения к плавному. Требования правильного произношения должны предъявляться на всех, без исключения, уроках. Оставшиеся у отдельных учащихся затруднения преодолеваются преимущественно в часы индивидуальных занятий. Задача дальнейшего обучения — совершенствовать и укреплять приобретенные навыки произношения отдельных звуков, слов, предложений. ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ При обучении русскому произношению применяют разные типы тренировочных и речевых упражнений, объединенных в определенную систему. Под системой упражнений понимается «организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания трудностей, с учетом последовательности становления умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности» [7]. Специфика использования системы упражнений на уроках произношения во 2-м классе специальной (коррекционной) школы V вида заключается в том, чтобы: — правильное произношение, достигнутое в 1-м классе на ограниченном лексическом материале, перенести на постоянно расширяющийся объем лексического и грамматического материала; — закрепить это правильное произношение в различных видах речевой деятельности. Поэтому изменяется соотношение рецептивных упражнений, направленных на формирование восприятия, и репродуктивных упражнений, направленных на порождение речи. Уменьшается роль подготовительных рецептивных упражнений (в различении звуков слов, интонационных структур, идентификации фонетических явлений). Повышается роль упражнений в имитации, трансформации, дифференциации и комбинировании звуков, слов, интонационных структур. По способу выполнения различают индивидуальные, парные, коллективные (хоровые) упражнения. Индивидуальные упражнения являются преобладающими в условиях немногочисленного по числу учеников класса, но разнородного по этиологии речевых расстройств. В то же время хоровые упражнения стимулируют детей с нарушениями артикуляционной моторики. ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ Опора на ощутимые моменты артикуляции. Такими моментами являются: форма губ (округлены, вытянуты, растянуты в стороны); артикуляция языка (положение кончика языка: поднят — опущен); место преграды, если она образуется с помощью передней части языка (движения языка вперед — назад); контакт боковых краев языка с зубами, напряжение органов речи, степень раствора рта (расстояние между верхними и нижними зубами); работа голосовых складок (сомкнуты — разомкнуты); сила и характер воздушной струи (теплая — холодная, узкая — широкая, направлена вверх на нёбо — вниз). Эти признаки необходимо использовать и для дифференциации некоторых смешиваемых звуков. Полезные приемы: 1) произнесение и распознавание звука на слух; 2) изображение изолированного звука схемой: учитель поясняет, что на схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный треугольник; согласный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Данные условные обозначения, используемые в учебнике, аналогичны условным обозначениям в «Букваре» (авторы: Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова); 3) утрированность артикуляции (усиливается четкость движений). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке. Ученики упражняются в отчетливом про-
изнесении изолированных звуков. Одновременно с произнесением звука на наборное полотно выставляются картинки-символы; 4) распознавание на слух и выделение звуков из слов:ученики ставят на наборное полотно карточки с синими, зелеными квадратиками и красными треугольниками; 5) фиксирование артикуляциипутем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощущения при фонации. Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука. Эффективным является прием ускорения или замедления темпа речи. При отработке слогов типа ССГи СССГиспользуется постепенное ускорение темпа для редуцирования призвуков гласных между согласными; замедление — для выделения нужной фазы артикуляции. ВОСПИТАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В процессе коррекционной работы происходят перестройка привычной артикуляции звука и автоматизация нового способа произношения на основе тренировочных упражнений. Одновременно с усвоением правильной артикуляционной установки ученик должен усвоить, а затем запомнить сопряженный с нею новый акустический эффект, который, как правило, отличается от прежнего чрезвычайно тонкими характеристиками. Если этого не происходит, ученик легко возвращается к прежнему, привычному произношению. Особенно часто это «соскальзывание» наблюдается в случаях легких («стертых») искажений артикуляции, когда суррогат звука выполняет фонологическую функцию. Наиболее известный прием — подражание образцу произношения логопеда основан на тренировочных упражнениях, что не всегда предупреждает возврат к прежней артикуляции. Научно аргументированные наблюдения свидетельствуют о том, что воспитанию самоконтроля мешает тренировка несущественных элементов артикуляции, изменяющихся в речевом потоке под влиянием соседних звуков (явление коартику-ляции). Избыток побочных тренировочных упражнений при нормальной подвижности речевого аппарата отвлекает внимание от более существенных для данного звука элементов артикуляции. Эти трудности на этапе автоматизации можно уменьшить, если включить в уроки произношения или в индивидуальные логопедические занятия упражнения для осознанного восприятия собственных речевых кинестезии, для воспитания кинестетического контроля (см.: Методы коррекции нарушений звукового строя речи у детей/ Под ред. Р.Е. Левиной. — К., 1979; Савченко М.А. Некоторые приемы воспитания кинестетического контроля при исправлении недостатков произношения). Основные средства, обеспечивающие положения органов артикуляции, — это восприятие движений речевого аппарата логопеда в зеркале и его словесные пояснения. Целесообразно использовать специальные приемы воспитания кинестетического контроля. Поясним, что они наиболее эффективны для детей, имеющих так называемые антропофонические дефекты произношения и трудности в автоматизации правильных артикуляций. Основная цель этих приемов — формирование ощущений положения органов артикуляции. Известные в логопедической практике приемы: — определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпателем и др.; — воспроизведение позиции органа артикуляции при произнесении сохранных звуков; — утрированное произношение звуков; — задержка артикуляционной позы на 3-5 секунд; — сравнение правильной и неправильной артикуляции; — словесное описание позиции органа артикуляции или его части; — выполнение отдельных движений по словесной инструкции логопеда; — показ отдельных элементов артикуляции на схеме, муляже; — определение различий в артикуляционной позиции при произнесении контрастных звуков (П — Т, Ф — Си др.). При этом следует учитывать, что при произнесении хорошо ощущаются артикуляция губ, кончика языка, движение всего языка вперед и назад. Трудноощутимы движения задней и средней части языка, мягкого нёба. Наиболее распространенными способами образования согласных в русском языке являются смыкание (смычка) и сближение
(щель). Поэтому полезно применять упражнения в произношении звуков П, Б, Т, Д, К, Г (как правило, не нарушенных у учащихся) и определять'органы, образующие смычку и преграду на пути выдыхаемого воздуха. При этом толчок воздуха ощущается рукой. Для ощущения «щелевой» артикуляции используются звуки Ф, В, X (также, как правило, ненарушенные) и акцентируется внимание на напряжении отдельных групп мышц и интенсивной струе воздуха. Эти звуки можно тянуть, что создает благоприятные условия для фиксации уклада речевых органов и контроля акустического эффекта. Чем дольше ученик может протянуть фрикативный звук, тем больше уверенность логопеда в том, что искомая артикуляция этого звука ощущается ребенком. Затем предъявляют упражнения в поочередном чередовании взрывных (смычных) и щелевых звуков и определении способа и места их образования: «Какие органы артикуляции образовали "смычку" или "щель"»?; «Определи место образования преграды» и т.д. Приведенные виды упражнений полезно использовать на начальном этапе коррекции звуков и постепенно их расширять. Они особенно важны при коррекции велярного звука Р, бокового сигматизма, двугубного звука Л и других недостатков, для которых основным дифференциальным признаком являются различия в месте образования органами артикуляции или их частями смычки и щели. Сравнение ощущений, возникающих при правильной и закрепившейся неправильной артикуляции, помогает сначала осознанной регуляции тонких движений, а затем постепенно «свертывается» и начинает осуществляться по механизму «вра-щивания» (Выготский Л.С.). Кроме того, успешное овладение самоконтролем усиливает мотивацию ребенка к активному участию в процессе коррекции. ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НАД УДАРЕНИЕМ И ИНТОНАЦИЕЙ Ударение в русском языке характеризуется сильноцентрализующим характером. Это значит, что безударные слоги в слове произносятся с ослабленным мышечным напряжением, с редукцией, т.е. они «притягиваются» к ударному слогу. Произношение ударного слога отличается большей длительностью, напряженностью, четкостью и полнотой артикуляции. 50 Другими особенностями русского ударения является его подвижность и разноместность. Усвоению ударения предшествуют ритмические модели, которые представлены в учебниках 1 и 2-го классов. Они формируют специфику образования слова путем произношения сочетаний согласных, их оглушения и озвончения, переключения артикуляции с твердого звука на мягкий и др. Работа с ритмическими моделями начинается с момента усвоения двусложных слогов типа: ТАта, таТА. Далее переходят к работе над трехсложными словами. Последовательность их усвоения следующая: ТАтата, таТАта, татаТА. Используют графическую модель такого вида: ии — ТАта. Модель сначала озвучивается учителем, а затем сочетается с ее простукиванием, которое хорошо отражает разницу между ударным и безударным слогом. Затем ученики простукивают ритмическую модель и озвучивают ее. В процессе такой работы используют только хорошо произносимые звуки. В то же время длительное использование приема утрирования ударного слога может осложнить работу над интонацией. Используются различные сочетания согласных, смена открытых и закрытых слогов, звуков различной артикуляционной трудности (например, обращается внимание на сочетания оппозиционных звуков: аффрикат, свистящих — шипящих, звонких — глухих и др.)- Практическое изучение интонации становится возможным, когда нормализуются фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление: — изменение частоты колебания голосовых складок, которое воспринимается как изменение высоты (мелодика); — изменение скорости артикуляции, которое воспринимается как изменение темпа речи; — изменение силы артикуляции, которое воспринимается как изменение громкости; — прекращение фонации — пауза. Главную роль при интонационном оформлении играет мелодика. Любое высказывание выражается одним и тем же набором интонационных средств. К интонационным типам русского языка относятся: — повествовательная, или завершающая, интонация. Происходит понижение основного тона на ударном слоге слова, который стоит под фразовым ударением. К кон- цу фразы уменьшается интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного; — вопросительная интонация характеризуется повышением основного тона ударного гласного слова, который стоит под ударением. На заударных гласных основной тон понижается; — интонация незавершенности близка к интонации вопроса (меньше подъем основного тона на главном ударном гласном); — интонация восклицательная (эмоциональной выделен-ности) реализуется повышением частоты основного тона голоса, увеличением интенсивности или длительности на главном ударном слоге. Овладение этими просодическими характеристиками речи достигается во 2-м классе путем наблюдения над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Ученики овладевают выразительным отраженным проговари-ванием вслед за логопедом, сопоставляют с помощью сигнальных карточек (? ! .) различную просодическую окраску. При этом обращается внимание на смысловую связь между отрезками предложения (синтагмами) и мелодикой, паузой и темпом. Дети учатся объяснять, почему смысловое ударение падает на определенное слово и именно это слово мы выделяем голосом. Для обогащения интонации используются выразительное чтение стихов с изучаемыми звуками, которые широко представлены в учебнике, а также короткие диалоги. На овладение интонационными средствами влияют регулярные упражнения по определению слого-ритмической структуры слова. У учащихся развивается «чувство ударения», совершенствуется кинестетическая основа речи. Наибольшее внимание при формировании просодических характеристик следует уделять детям с алалией, дизартрией и заиканием. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|