Общие приемы рациональной организации работы памяти
Итак, нельзя усвоить материал, не запомнив его с достаточной быстротой и прочностью. Поэтому на память ложится особая нагрузка, ибо усвоение знания, приобретение новых в процессе мыследеятельности - предполагает не только их восприятие, но и обязательное закрепление в нашей памяти. Работа человеческой памяти изучена психологами тщательно, так что большинство приемов рациональной организации запоминания, мыследеятельности описано и проверено на практике. Но так как студенты I курса еще не изучали психологию, необходимы некоторые методические рекомендации. Студент должен понять, что память - сложный познавательный процесс, состоящий из четырех компонентов: 1/ собственно запоминание; 2/ сохранение; 3/ узнавание; 4/воспроизведение. Все они развиты у каждого человека по-разному. Наиболее развитая память характеризуется: а/ быстротой запоминания; б/ прочностью сохранения; в/ точностью узнавания; г/ быстротой и точностью воспроизведения. Сбои в работе памяти связаны со слабым развитием какого-то одного из этих компонентов. Эксперименты показали, что память - наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие развития памяти - активная познавательно-практическая деятельность человека. Каждый из нас обладает не одним, а несколькими видами памяти: зрительная, речедвигательная, слуховая, эмоциональная, словесно-логическая, смешанная. В зависимости от характера запоминаемого материала в работу включается тот или иной вид памяти или сразу несколько. Обычно какой-то отдельный вид памяти развит у человека хорошо. Такой наиболее развитый вид памяти называется индивидуальным видом памяти. Знание своего типа памяти помогает рационально организовать познавательную деятельность. Существуют и общие приемы рациональной организации работы самой памяти: 1. настроить себя на запоминание материала, для чего: а) проявить интерес; б) «включить» чувство ответственности; в) дать себе установку на запоминание; 2. дать установку на срок и точность запоминания, тогда включаются скрытые механизмы распределения материала по разным «этажам» оперативной и долговременной памяти. Эти механизмы работают как бы автоматически. Попытаться запомнить материал только буквально или только по смыслу ни в коем случае нельзя. Нужно установить, что именно нужно запомнить буквально, а что - обобщенно. Буквально запоминают определение понятий, формулировку законов, отдельные наименования /династии, государства, годы существования, фамилии, цифровые показатели и т.д./. Остальной материал запоминается обобщенно; 3. использовать активный мыслительный анализ: выделить основную мысль текста, а она красной нитью проходит через систему обоснований, аргументов, приводимых для ее доказательства. Это могут быть описания событий, явлений, фактов; 4. сознательное использование ассоциаций или других смысловых связей (мнемотехника) используется для запоминания цифр, дат, имен и т.д. С точки зрения культуры умственного труда мнемотехника - один из самых удобных приемов запоминания. Так, легко запомнить время существования династии Суй (581-618), дата создания и дата падения династии кончаются так: 18 есть 81 наоборот. Подчеркивание в текстах, схемы, рисунки - тоже мнемотехника; 5. использовать не только свой индивидуальный тип памяти, но и другие; 6. процесс запоминания сближать с процессами узнавания и воспроизведения; 7. правильно организовать деятельность своей памяти в целом: прежде всего следует помнить о повторении материала. Психологи еще в прошлом веке вывели так называемую кривую забывания, согласно ей, наибольшее количество материала забывается в первые часы и дни после заучивания, а потом этот процесс замедляется /повторение - мать учения/. Не следует забывать о небольших перерывах между занятиями, не заниматься подряд сходными видами деятельности. Использование этих приемов может облегчить организацию работы памяти. Знание студентами методических рекомендаций, раскрывающих приемы активизации познавательной деятельности, поможет организовать самостоятельную работу. В самостоятельной работе по темам лекций, семинарских занятии, СРСП необходимо обращаться к рекомендованной литературе по каждой отдельной теме.
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Тема 1. Общие принципы цивилизационной теории Задания: 1.Записать в тетради определения цивилизация, формация 2.Дать в тетради определения незнакомым понятиям 3.Охарактеризовать этапы появления терминов ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|