Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие приемы рациональной организации работы памяти



Итак, нельзя усвоить материал, не запомнив его с достаточной быстротой и прочностью. Поэтому на память ложится особая нагрузка, ибо усвоение знания, приобретение новых в процессе мыследеятельности - предполагает не только их восприятие, но и обязательное закрепление в нашей памяти.

Работа человеческой памяти изучена психологами тщательно, так что большинство приемов рациональной организации запоминания, мыс­ледеятельности описано и проверено на практике. Но так как студенты I курса еще не изучали психологию, необходимы некоторые методические рекомендации.

Студент должен понять, что память - сложный познавательный процесс, состоящий из четырех компонентов:

1/ собственно запоминание;

2/ сохранение;

3/ узнавание;

4/воспроизведение.

Все они развиты у каждого человека по-разному. Наиболее разви­тая память характеризуется:

а/ быстротой запоминания;

б/ прочностью сохранения;

в/ точностью узнавания;

г/ быстротой и точностью воспроизведения.

Сбои в работе памяти связаны со слабым развитием какого-то одного из этих компонентов.

Эксперименты показали, что память - наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие развития памяти - активная по­знавательно-практическая деятельность человека.

Каждый из нас обладает не одним, а несколькими видами памяти: зрительная, речедвигательная, слуховая, эмоциональная, словесно-логическая, смешанная. В зависимости от характера запоминаемого мате­риала в работу включается тот или иной вид памяти или сразу несколько.

Обычно какой-то отдельный вид памяти развит у человека хоро­шо. Такой наиболее развитый вид памяти называется индивидуальным видом памяти. Знание своего типа памяти помогает рационально органи­зовать познавательную деятельность. Существуют и общие приемы ра­циональной организации работы самой памяти:

1. настроить себя на запоминание материала, для чего:

а) проявить интерес;

б) «включить» чувство ответственности;

в) дать себе установку на запоминание;

2. дать установку на срок и точность запоминания, тогда вклю­чаются скрытые механизмы распределения материала по разным «этажам» оперативной и долговременной памяти. Эти механизмы работают как бы автоматически.

Попытаться запомнить материал только буквально или только по смыслу ни в коем случае нельзя. Нужно установить, что именно нужно запомнить буквально, а что - обобщенно. Буквально запоминают опреде­ление понятий, формулировку законов, отдельные наименования /династии, государства, годы существования, фамилии, цифровые показа­тели и т.д./. Остальной материал запоминается обобщенно;

3. использовать активный мыслительный анализ: выделить основную мысль текста, а она красной нитью проходит через систему обоснований, аргументов, приводимых для ее доказа­тельства. Это могут быть описания событий, явлений, фактов;

4. сознательное использование ассоциаций или других смысло­вых связей (мнемотехника) используется для запоминания цифр, дат, имен и т.д. С точки зрения культуры умственного труда мнемотехника - один из самых удобных приемов запо­минания. Так, легко запомнить время существования дина­стии Суй (581-618), дата создания и дата падения династии кончаются так: 18 есть 81 наоборот. Подчеркивание в текстах, схемы, рисунки - тоже мнемотех­ника;

5. использовать не только свой индивидуальный тип памяти, но и другие;

6. процесс запоминания сближать с процессами узнавания и воспроизведения;

7. правильно организовать деятельность своей памяти в целом: прежде всего следует помнить о повторении материала. Пси­хологи еще в прошлом веке вывели так называемую кривую забывания, согласно ей, наибольшее количество материала забывается в первые часы и дни после заучивания, а потом этот процесс замедляется /повторение - мать учения/.

Не следует забывать о небольших перерывах между занятиями, не заниматься подряд сходными видами деятельности.

Использование этих приемов может облегчить организацию рабо­ты памяти.

Знание студентами методических рекомендаций, раскрывающих приемы активизации познавательной деятельности, поможет организовать самостоятельную работу.

В самостоятельной работе по темам лекций, семинарских занятии, СРСП необходимо обращаться к рекомендованной литературе по каждой отдельной теме.

 

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

 

Тема 1. Общие принципы цивилизационной теории

Задания:

1.Записать в тетради определения цивилизация, формация

2.Дать в тетради определения незнакомым понятиям

3.Охарактеризовать этапы появления терминов







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.