Здавалка
Главная | Обратная связь

Меркурий в Козероге 10 страница



Юпитер в Козероге не гарантирует высокого качества синтеза каузальной почвы, но часто готовит неожиданный и богатый ее состав, на котором растут необычные каузальные растения, и человек не скучает. Ему, однако, нужно понять, что в жизни часто необходимы и другие виды синтеза, и обнять мыслью процесс и даже выработать в себе готовность к участию в какой-либо его фазе часто недостаточно: например, иногда требуется эмоциональное включение и синтез, а иногда и физическое.

Личная жизненная синтетическая философия может, например, основываться на пословице "Семь раз отмерь - один раз отрежь", каковое правило козерожий Юпитер вполне может считать средоточием мировой мудрости.

Комплекс несостоятельности: "Я не в состоянии работой мысли полноценно подготовить себя к реальной жизни".

Юпитер в Водолее

Связано ли наличие у человека самосознания с пониманием им значения этого слова.

Если правильному синтезу, проводимому львиным Юпитером, сопутствует прилив жизненных сил, то в случае водолейского Юпитера возникает эффект более тонкий, но тоже отчетливо ощутимый: у человека увеличивается количество душевных сил - фундаментального материала, на котором вырастают ценности и жизненные позиции. Заканчивая дело, или открывая для себя новые перспективы, любым способом участвуя в единение реальности, водолейский Юпитер укрепляет связи и объединяет структуры, составляющие фундамент его души - например, уточняет и связывает друг с другом самые глубокие принципы своего мировосприятия и этики. Конечно, в основном все это происходит бессознательно, и чаще всего человек сталкивается лишь с далекими последствиями подобных процессов; практически он замечает, что любой процесс синтеза, даже самого примитивного (сборка электробритвы после ее чистки) вызывает у него известную задумчивость, как будто произошла важная цепь событий и теперь нужно сделать из случившегося существенные мировоззренческие выводы. Hа низком уровне это может дать склонность к дешевой философии, когда человек на мелком месте делает глубочайшие и суперсинтетические выводы (типа: "Вот я же говорю: все в мире относительно", "Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным", "Никому на этом свете нельзя верить, и меньше всех - самому себе", и т.д.); на высоком уровне возможны профессии ученого широкого профиля (особенно экспериментатора), социолога, философа конкретной области.

Комплекс несостоятельности: "Корни моего миросозерцания оторваны от моей непосредственной жизни и раздроблены", или: "Мои ценности легковесны и вырастают совершенно случайным образом".

Юпитер в Рыбах

Иногда мне кажется, что крестная мука Христа все же несравнима с той, другой, когда Он учил апостолов.

Управитель. Здесь происходит в каком-то смысле главный синтез во всем организме: создается почва, на которой вырастает цветок миссии, и, конечно, увидеть непосредственно этот процесс чрезвычайно трудно. Вообще включению Рыб всегда сопутствует мистический оттенок происходящего (хотя позитивистки настроенный индивид может его старательно игнорировать); Юпитер в Рыбах дает мистическое отношение к синтезу: за ним чудится нечто высшее, мистериальное, не зависимо от того, касается ли синтез его или других людей, идет он во внешнем мире или во внутреннем. Открытие новых перспектив может переживаться рыбьим Юпитером как взрыв сверхновой звезды в галактике (атеистический вариант воспитания) или непосредственное участие высших сил в его судьбе - но не в овновском понимании, то есть как ничем не мотивированное откровение Духа Святого, а в результате долгих усилий человека, стараний, страданий и основательной переделки самого себя, своего мировоззрения и миропонимания. Сильное включение рыбьего Юпитера может переживаться как внезапное установление отчетливой односторонней связи с Богом, когда Он слышит человека и воспринимает его исповедь и покаяние, и хотя Сам при этом молчит, человеку совершенно очевидно, что все, что он выразил в словах и без них, будет принято к сведению и повлечет неочевидные, но очень серьезные изменения в его судьбе - в первую очередь в плане ее объединения вокруг главного предназначения человека тайного и прекрасного.

Личная синтетическая философия принципиально мистична, часто с упором на рациональную непознаваемость мира, но в то же время акцентирует моральную или духовную ответственность человека (человечества) за свои деяния - или это ощущение вытесняется в подсознание, замещаясь его отрицанием - этическим нигилизмом ввиду отсутствия Бога или сколько-нибудь ощутимого влияния человека на Hего.

Комплекс несостоятельности: "Мои душевные усилия не способны дать мне фундамент единой веры".

 

Глава 7

САТУРН

Сахасрарная фаза эволюции энергетического принципа

Управляет Козерогом и Водолеем.

Ключевые слова: практика; "поле"; расширение сознания; жизнь как опыт;

испытание; индивидуализация; магическая реальность.

 

"Змей был хитрее всех зверей полевых,

которых создал Господь Бог. И сказал

змей жене: подлинно ли сказал Бог:

не ешьте ни от какого дерева в раю?"

(Бытие 3:1)

 

Синтезированный на юпитерианской энергии объект начинает свое существование в рамках определенной реальности, и это существование, которое иногда называют жизнью, совсем не просто и не бесцельно: во-первых, он принимает участие в эволюции реальности, частью которой является (таких реальностей, или миров, может быть несколько), а во-вторых, на материале жизненных испытаний проверяется работа всех его составных частей, структур и подсистем, а также внешних и внутренних связей, что является частью его собственной эволюции: что-то в нем портится, что-то отмирает, что-то видоизменяется и т.д. Яркий сатурновский момент в Библии - изгнание Адама и Евы из рая и как бы предоставление их и потомства самим себе; последнее "как бы" очень важно для характеристики Сатурна, так как далее Господь в судьбу человечества вмешивался неоднократно - но уже качественно по-другому, чем раньше, когда выступал в Своих чистых солнечной, лунной, меркуриальной, венерианской, марсовской и юпитерианской ипостасях (читатель с большой пользой для себя поищет и легко найдет соответствующие места в первых трех главах книги Бытия).

Для вибраций первых шести фаз эволюции энергетического принципа (то есть для энергий планет от Солнца до Юпитера включительно) характерно противопоставление Внешняя Сила - объект, то есть объект подвергается воздействию со стороны другого, так сказать, Вышестоящего Объекта, совершенно внешнего по отношению к данному и содержащей его реальности. Другими словами, этот Объект, который можно условно называть Творцом (Попечителем, Исследователем, Возлюбленным, Мастером, Конструктором) данного объекта, и существующий в реальности, никак не связанный с реальностью объекта и с ним самим, определенным образом воздействует на него и его реальность, оставаясь совершенно независимым от объекта и непостижимым для него. При переходе к сахасрарной фазе, то есть к сатурновским энергиям, указанный Вышестоящий Объект как бы исчезает - а точнее, воплощается в окружающий объект, реальности, сливаясь с нею и одновременно несколько изменяя ее качества, а именно - делая ее в определенном смысле ориентированной на объект. Другими словами, включение чисто сатурновской энергетики означает для объекта исчезновение Вышестоящего Объекта и одновременный разворот окружающей реальности навстречу себе (к добру или злу, покажет лишь дальнейшее развитие событий); другими словами, сатурновская энергия проявляется как активное, заинтересованно-внимательное отношение внешней реальности к объекту, так что у него может даже создастся впечатление, что она, в сущности занимается только им и целиком поглощена этим занятием: вредит или помогает, учит, издевается, насмешничает, гладит по головке или шлепает по заднице, и часто имеет при этом совершенно непонятные цели и намерения, так что у человека может вырваться недоуменное восклицание: "Чего вы все от меня, наконец, хотите?" - не адресованное, однако, никому и ничему персонально; если же объект является не человеком, а животным, то при сатурновской перегрузке возможны стрессовые реакции, общий смысл которых зоолог передаст точно теми же словами (сопроводив их, возможно, улыбкой извинения за антропоморфизм).

Яркий пример резкого включения Сатурна дает волшебная сказка; это происходит в момент, когда герой отправляется в далекое путешествие в Тридевятое Царство и еще сильнее, когда он туда попадает. Слова Ивана-дурака, адресованные к избушке на курьих ножках: "Встань к лесу задом, ко мне передом", - можно интерпретировать как его внутреннюю готовность встретить предстоящие испытания лицом к лицу; разворот избы, служащей входом в магическую реальность сказки, символизирует происходящую в этой реальности настройку на добра молодца, рискнувшего туда явиться с голыми руками, то есть с недвусмысленно активным Сатурном. Начиная с этого момента, ничего "случайного" вокруг героя не происходит: активность Тридевятого Царства столь велика и осмысленно-целенаправленна, что у Ивана вполне может возникнуть впечатление, будто оно долгие годы его ждало и теперь только им и занимается: искушает, испытывает, воспитывает, учит - но никогда не прямо, а всегда косвенно, как бы не выходя за рамки обычного своего бытия. При этом часто демонстрируется другая чисто сатурновская черта: чем меньше у героя власти над окружающей его реальностью и чем опаснее для него положения, в которые он попадает, не желая ее искажать и насиловать, тем более могущественные силы приходят ему на помощь и тем удивительнее возможности совершеннее умения, которые он в результате получает и осваивает. В сатурновские миры ходят для того, чтобы узнать их законы, и устанавливать свои там не удается, чему свидетелями выступают, например, многочисленные черепа на высокой ограде замка злого волшебника.

* * *

В обычной жизни сатурновская ситуация возникает каждый раз, когда человек в том или ином смысле выходит "в чисто поле", и это не обязательно геологическая экспедиция или военные маневры. Характерное сатурновское проявление это погружение в реальность, к которой человек подготовлен главным образом теоретически (или вовсе не подготовлен), и которая имеет над ним достаточно большую власть, то есть у него нет эффективных средств защиты от таящихся в ней опасностей, а главное - они ему неизвестны и непонятны, так же как и новые друзья, помощники и открывающиеся возможности. Типичный пример это эмиграция. Как бы тщательно человек к ней ни готовился, все равно погружение в другую культуру, языковую и социальную среду создают ему вначале ощущение своей чужеродности, крайней зависимости уязвимости, а затем, если он успешно проходит первые испытания, появляются новые друзья, умения (в частности, становится понятным разговорный язык - как бы аналог изучения сказочным героем языка животных и птиц), происходит частичная переквалификация и параллельно идет медленная социальная адаптация. Если же эмигрант не выдерживает испытаний, он зачастую выталкивается в колонию, где можно говорить на родном языке и вообще почти игнорировать язык, культуру и социальную реальность новой страны - однако дорогой ценой заключения в невидимые, но весьма ощутимые высокие и толстые крепостные стены, отделяющие колонию от страны, а также погружения в отчетливо сатурновскую реальность самой колонии.

* * *

Символы низшей октавы Сатурна - крепость, тюрьма, концентрационный лагерь. Здесь власть реальности над человеком очевидна (с этой целью они и созданы), но неполна, и ближайшее рассмотрение (от которого, автор искренне надеется, читатель будет избавлен) показывает возможные пути адаптации - как на горизонтальном уровне, путем тщательного изучения законов этих мест, их слабостей и трещин, так и путем подъема точки сборки вверх и непосредственной работы на буддхиальном уровне, которая может открыть или, по крайней мере, смягчить самые тяжелые каузальные ситуации и тупики.

* * *

Важнейшим (по сути атманическим) стимулом человека является его стремление к индивидуализации, то есть обретению уникального внутреннего облика и совершенно ни на чем ранее существовавшее не похожих дел и поступков, и в этом стремлении часто ощущается сатурновский привкус: где еще обретает свою неповторимость богатырь как не в ратном бою, а писатель - в издании своих сочинений?

Говоря точнее, Сатурн дает большие возможности для обретения и оформления индивидуальности, и часто такие, что человеку впоследствии приходится только благодарить судьбу за пережитые трудности, испытания и лишения, без которых он так бы и остался среднесоциальным индивидом, ничем не выдающимся на общественном фоне:

"Мне нечего сказать ни греку, ни варягу,

Зане не знаю я, в какую землю лягу.

Скрипи, скрипи, перо, переводи бумагу."

(И. Бродский)

Однако характерной сатурновской чертой является неуловимая двойственность его появлений, и, давая прошедшему все испытания весьма яркую индивидуальность, Сатурн налагает в то же время на него нечто вроде епитимьи, когда видимой, а когда и невидимой, но хорошо ощутимой: сатурновские вибрации не дают человеку светиться, подобно солнцу, а делают его как бы невидимым, или, по крайней мере, не воздействующим сколько-нибудь явно на окружающий мир. Как говорил дон Хуан Матус: по миру следует идти, слегка к нему прикасаясь; на той же сатурновской идее построена даосская философия. При этом обнаруживается, что самое глубокое влияние оказывают именно эти тонкие, почти незаметные воздействия: умеющий закрывать двери не пользуется замками, но закрывает так, что открыть невозможно (Лао Цзы).

* * *

Сатурн заставляет человека делом ответить на вопрос: умеешь ли ты работать в невыносимых условиях? - и если ответ звучит: нет, то (кармическим) выводом будет недостаточность прежних марсовских и юпитерианских наработок и необходимость их расширения; соответствующие направления и возможность предоставляет та самая сатурновская реальность, которая создает вышеупомянутые "невыносимые" условия. Например, новичок, отправившейся в лодочное путешествие, может быстро натереть себе водяные мозоли на руках - однако именно они, подсохнув, образуют корки, предохраняющие руки от трения о весла; мускулы, силы которых вначале катастрофически не хватает, развиваются и укрепляются от тех самых движений, которые отнимают буквально всю энергию начинающего гребца.

* * *

Возможны два совершенно различных отношения к сатурновской реальности: пассивное и активное, и в соответствии с ним два типа сюжетов взаимодействий с ней.

Пассивное отношение естественно возникает как следствие неуверенности человека в себе и многочисленных опасений, которые у него вызывает сатурновски окрашенная реальность; поэтому он стремиться обжить маленький ее участок, на чью относительную безопасность у него есть некоторая надежда, максимально этот участок укрепить (например, обнести глубоким рвом, заполненным водой с крокодилами, а внутри рва поставить каменную ограду, увенчанную острыми пиками), а вылазки наружу сократить до минимума. К сожалению, подобные укрепления вызывают равную им по силе активность окружающего мира (из близлежащего густого леса выбегают слоны, которые выпивают воду изо рва, после чего крокодилы дохнут сами по себе от голода и жажды, в предсмертных поисках выхода сокрушая каменную стену), вынуждающую человека или сразиться с ним всерьез и победить, в результате чего частокол ограды замка украшается множеством черепов, а человек превращается в злого волшебника, или же уклониться от каких бы то ни было укреплений, найти себе нору поглубже и по возможности незаметно провести в ней остаток дней, питаясь улитками и ни при каких обстоятельствах не выходя на дневной свет.

Активное отношение означает прямой интерес человека к проблемам окружающей его реальности, которая постоянно манифестирует ему свое неблагополучие и тем как бы просит его о помощи - рассматривая его как безусловно способного ее оказать. И как только человек принимает на себя эту точку зрения, реальность снова перестраивается по отношению к нему, из неопределенно-угрожающей становясь нуждающейся в его поддержке или даже спасении, на которые он такой, какой он есть, вполне способен, а там, где его сил и умения не хватает, на помощь приходят силы самой реальности, которые затем остаются с ним навсегда.

* * *

С точки зрения внутренней жизни, сильное включение Сатурна означает начало очередного этапа расширения сознания человека. Цель эволюции заключается в том, чтобы человек как микрокосм осознал и осуществил свое единство с макрокосмом - проявленным миром и стоящим за ним Абсолютом. Юпитерианские энергии синтезируют сознание и часть программ подсознания в определенное целое, которое человек идентифицирует с "я", то есть микрокосмом, так как ничего больше в себе не видит и не ощущает. Поэтому следующий, пока невидимый и неосознанный слой "я" манифестирует себя как бы чисто внешним образом - в виде той самой сатурновской реальности, целиком ориентированной на человека. Отворачиваясь и игнорируя ее, он фактически отказывается от дальнейшей собственной эволюции, если время последней пришло, то полностью замкнуться не получается; другой вопрос, как именно пойдет освоение сатурновской реальности - добровольно или насильственно, на энергии страха или сострадания, унижения или благородства.

Описанные выше ситуации читатель вполне может воспринимать как метафоры внутренней жизни. Роль Вышестоящего Объекта в этом случае играет высшее "я"; оно при сильной сатурновской акцентуации перестает ощущаться как таковое, сливаясь с (пока) непостижимой новой внутренней реальностью, которую нужно освоить, наладив отношения со всеми существами, ее населяющими, и ландшафтами, ее составляющими. Эти новые существа и ландшафты суть до сих пор не проявившиеся программы подсознания, вытесненные воспоминания, прежде неизвестные внутренние обязанности, предпочтения и установки - с ними со всеми нужно постепенно познакомиться, построить отношения и воспринять как часть себя - возможно, ценой определенных жертв и расставания с уже отжившими частями "я" и ставшими теперь уже очевидно низшими программами подсознания. При гармоничном Сатурне все это может идти гладко, при пораженном чаще всего сопровождается кровью и слезами - хорошо, если только внутренними, но не это главное: сатурновское включение дает уникальную возможность познания и освоения качественно новых и дотоле недоступных частей внутреннего мира и глубин подсознания, разворачивая их как бы лицом к сознанию человека и создавая ситуации, когда они ярко себя манифестируют. Это может быть и страшно, и трудно, и увлекательно, и необыкновенно - и все это сразу вместе; единственное, чего при этом не бывает, это чувства скуки и обыкновенности.

* * *

Сильное включение Сатурна создает человеку пантеистически-религиозное чувство, выражавшееся у древних в обожествлении природы и населения ее всевозможными богами, духами и прочими невидимыми, но сознательными существами, с которыми человек может наладить отношения и даже заставить себе служить - этот сюжет, быть может, главный в жизни первобытного человека, лег в основу обряда инициации и большинства волшебных сказок. Чем выше зависимость человека от среды обитания, от случаев непредсказуемых и потенциально опасных, тем сильнее проявляются в нем суеверия, вспоминаются обрывки древних магических формул ("чур меня"), но главное - мир становится ("кажется" - уточнит атеист, но для последовательного субъективно ориентированного психолога разницы между этими словами нет) населенным многообразными существами, имеющими к человеку двойственное отношение - иногда доброжелательное, а иногда нет. Кикиморы болотные, лешие из чащи, домовые в избе, русалки в море... Озерные нимфы, друиды, духи рек, ветров, боги солнца, неба, грома и молнии были для древнего сознания ничуть не меньшей реальностью, чем ангелы, черти и ведьмы для средневекового и электрическое, магнитное и гравитационное поля для современного. Однако пришел ли человек за истекшие века в более гармоничные отношения с окружающей его средой, теперь основательно урбанизированной, техногенной и химизованной - вопрос спорный. Роль жрецов священных рощ играют ныне сантехники и электрики, прорицателей - ученые-эксперты и футурологи, целители-шаманы уступили место врачам-реаниматорам, и везде в сатурновских реальностях, когда окружающая среда выходит из-под власти человека, антропоморфные и зооморфные образы невидимых враждебных и бунтующих сил, прорывающих водопровод, замыкающих электрические цепи, даже вызывающих ураганы и землетрясения заменены гораздо более научными и объективизированными представлениями о коррозии металлов, перепадах атмосферного давления и т.д., "объясняющими" все на свете, кроме одного: почему горячую воду отключают (в целях профилактики, ремонта трубопровода и т.п. - все понятно) именно в тот момент, когда я наконец собрался принять ванну, а моя жена - выстирать белье?

Проблема заключается в том, что сатурновские энергии принципиально индивидуалистичны, то есть они ставят человека (пару, семью... словом, субъект гороскопа) в ситуацию, когда он целиком погружен в окружающую среду, существенно от нее зависит, плохо ее понимает и вынужден искать уникальный, только ему свойственный способ взаимоприемлемого взаимодействия с ней, и потому универсальные, общезначимые приемы и методы здесь работают очень ограниченно. В качестве примера автор предлагает тему спасения на водах.

Еще Ильф и Петров знали, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Разрабатывая это положение, специалисты ВВС говорят, создали, особый аварийный комплекс для летчиков, катапультирующихся над океаном. Он состоит из самонадувающейся распашной лодки, тонкой рыболовной сети и толстой инструкции к ней. Следуя этой инструкции, можно неограниченное время поддерживать жизненные силы, питаясь выловленной сырой рыбой, которая удовлетворит и голод, и жажду. Автор нисколько не сомневается в компетентности составителей этой инструкции; он допускает даже, что они проверяли и испытывали ее на личном опыте, месяцами дрейфуя по океану - но в руках потерпевшего аварию летчика она окажется всего лишь юпитерианским документом, использование которого потребует его собственной сатурновской энергии. Оккультно грамотное поведение предполагает в данном случае прежде всего необходимость заручиться общим расположением бога морей (Нептуна), чтобы он не прислал из глубин морское чудище, которое проглотит лодку вместе с ее экипажем, и бога ветров, чтобы он не наслал ураган, который размочит инструкцию, или смерч который ее вовсе унесет; далее следует попросить помощи бога морских узлов, чтобы сеть удавалось распутать при самом богатом улове, и отдельно повелителя крупных рыб, чтобы они ни в коем случае в сеть не заплывали и вообще по возможности поблизости не оказывались. Читатель, которого эта тема интересует, может ознакомиться с мемуарами яхтсменов, в одиночку огибавших земной шар - там тема взаимодействия со стихиями и их поражающей воображение чудесной помощи мореплавателям отражена иногда шире, чем имели в виду они сами авторы.

* * *

Тема Сатурна, таким образом, это расширение сознания и самосознания, открытие новых реальностей и своих способностей и умений, которые поначалу кажутся невозможными и чудесными. Однако магию не нужно путать с религией, а Сатурн - с атманическим телом. Вообще говоря, сатурновские вибрации могут проявляться на любом теле и плане: например, ковер-самолет и скатерть-самобранка символизируют власть над физическим планом, кот-баюн - над эфирным, волшебная флейта - над астральным, говорящее зеркальце - над ментальным, волшебная палочка - над каузальным. Если понимать под религиозностью признание авторитета и склонность к акцентуации атманического плана и его вибраций, то маг и язычник могут быть вовсе не религиозны, останавливаясь в своем стремлении к познанию мира и владычеству над ним, скажем, на физическом, эфирном или каузальном планах; монотеистический Бог (влияние вышележащих тел, и особенно атманического) для них выступает как иррациональный, принципиально непознаваемый и часто враждебный фактор, путающий карты и замыслы и непредсказуемым образом меняющий не только реальность, но и ее законы.

* * *

Как только человек осваивает законы сатурновской реальности и она перестает быть для загадочным, исполненным скрытого значения и обращенного на него внимания миром, действие Сатурна кончается, хотя все внешние атрибуты могут остаться на месте. Так бывает, когда завершается кармическая программа: из взаимодействия с реальностью уходят все виды энергии, в том числе и любовь, и ничего не хочется делать, и все рассыпается под руками, но главное - происходящее становится непереносимо скучным, в нем исчезает тайна, интерес и надобность в человеке - а разве можно находиться там, где ты никому не нужен?

* * *

Проработка Сатурна идет параллельно расширению сущностного, или буддхиального сознания человека. Для примитивного эгоиста, чей круг сущностного сознания ограничен сугубо личными интересами и потребностями, интерес и загадку жизни представляет лишь он сам и магическая реальность, содержанием которой являются его личные обстоятельства. Первое пробуждение спящего чисто эгоистического сознания чаще всего воспринимается человеком - как катастрофа - таково распространенное начало сказки. Однако дальнейшее расширение идет гораздо менее болезненно, так как человек уже знаком с сатурновским почерком и ощущает не только опасность и драматизм, но и интерес происходящего, а также свою необходимость реальности, в которой он находится, и последнее чувство постепенно возрастает - как само по себе, так и в своей значимости для него. При этом вопрос, почему человек так уж нужен зовущей его реальности, и что именно он делает для нее, часто не получает ответа, хотя ее зов он слышит настолько отчетливо, что иногда бросает все свои дела и отправляется в путешествие, полное неизвестных трудностей и опасностей - как говорится, с мужеством неведения, но все же не только с ним. Насколько Пири и Амундсен были нужны Северному и Южному полюсам, Колумб - Индии и Северной Америке, Магеллан - Земле, а Армстронг - Луне доподлинно выяснится, вероятно, нескоро, но для них самих эта необходимость была очевидна, даже если они ее так себе не формулировали. Вопрос "зачем" скорее относится к юпитерианским ситуациям синтеза объекта и ответ на него дается как раз Сатурном - который, в свою очередь, ставит гораздо больше вопросов, чем дает ответов, и жизнь продолжается.

* * *

Рассмотрим теперь некоторых типичных сатурновских паразитов.

Лихой Рубака не боится ничего и средний уровень неизвестности и опасности его не устраивает - ему нужен максимум, а там разберемся. Его лозунг: "смелого пуля боится, смелого штык не берет", - но в трудных ситуациях он быстро забегает за спину хозяина, бормоча себе под нос: "Ну, это уже игра не по правилам, я тут ни при чем, выпутывайся сам".

Рубака старается не дать человеку адаптироваться к магической реальности, воспринять ее тонкости и специфические проблемы, а идея помощи ему чужда в принципе: он считает, что сейчас нужно о себе думать или от врагов отбиваться, а не всяким там раненым уточкам крылья перевязывать или их птенцов от змеи спасать. По существу действия Лихого Рубаки это попытка представить сатурновскую ситуацию марсовской - но враг (если он вообще есть) в данном случае неизвестен, непонятен и, главное, неясны методы (оружие), нужные для победы над ним: недаром герой сказки всегда должен иметь особого коня и вооружение, а с обычными он быстро потерпит поражение, к чему и склоняет человека Лихой Рубака - по сути тайный агент Змея Горыныча, питающийся сатурновской энергией человека, которую тот незаметно для себя растрачивает впустую.

Типичный пример Лихого Рубаки - ученый, взявшийся провести эксперимент, который должен подтвердить развитую им теорию, причем сомнений в последней у него нет никаких (торжество Марса). И ход эксперимента, и его результаты показывают что-то необычное и не вполне укладываются в рамки, предписанные теорией. Сатурновский подход в данном случае означал бы тщательное изучение именно отклонений от теории и выяснение их причин - может быть, здесь откроется ранее неизвестный эффект; Лихой Рубака, наоборот, сгладит, завуалирует отклонения, объяснит их случайными флуктуациями, погрешностями эксперимента и т.п. Исходная теория будет подтверждена, но далекого путешествия в неизведанную реальность не получится.

Следующая чрезвычайно опасная для человека фигура имеет две ипостаси: Осторожный Наставник и Сонная Тетеря. Осторожный Наставник подменяет сатурновскую энергию человека юпитерианской; его общая позиция такова: "Ты еще недостаточно подготовлен к грядущим испытаниям и должен еще выучить несколько иностранных языков, освоить искусство шпагоглотания, научиться разбираться в молодых винах и пожилых женщинах, а также английской политической экономии, немецкой классической философии и французском утопическом социализме". Увидев, что хозяин ему поверил и углубился в изучение и освоение означенных предметов, Осторожный Наставник перекрывает ему все каналы восприятия внешней реальности и превращается в Сонную Тетерю, способную проигнорировать все сигналы тревоги и проспать все экстренные ситуации, когда уже совершенно необходимо что-то делать. А когда стая голодных волков полностью окружает человека и, клацая зубами, подступает к нему вплотную, Сонная Тетеря хватает себя за волосы, восклицает: "Ах, как же это я их не заметил!" - и мгновенно исчезает в неизвестном направлении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.