Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ПОЛ И ГЕНДЕР



В В Е Д Е Н И Е

 

 

Дифференциальная психология – одна из основных учебных дисциплин гуманитарного профиля и базовый курс для подготовки психологов в ряду таких дисциплин, как «Общая психология», «Социальная психология», «История психологии», «Психология развития», «Психология личности», «Психодиагностика». Дифференциальная психология (в переводе означает – психология индивидуальных различий) – это раздел психологической науки, изучающий особенности отдельных индивидов или групп людей, объединенных каким-нибудь общим признаком: возрастом, полом, принадлежностью к определенной социальной группе. Диапазон исследуемых особенностей здесь очень широк: от свойств нервной системы до социальных установок и интересов членов различных социокультурных общностей.

Предлагаемый курс позволит студентам овладеть знаниями по методологии, теории и методам исследования в области психологии индивидуальных отличий, а также оценить уровень их усвоения.

Цель преподавания дисциплины: развить у студентов представления о природе, генезисе и специфике индивидуальных отличий. Целостность и системность знаний по данной проблеме позволяет студентам в полной мере реализовывать индивидуальный подход в рамках своей теоретической, исследовательской и практической деятельности.

Задачи изучения дисциплины

1. Раскрыть основные понятия, задачи и проблемы психологии индивидуальных различий.

2. Сформировать представления об источниках индивидуальных различий.

3. Представить анализ многоуровневой структуры индивидуальности человека.

4. Проследить исторические изменения во взглядах на индивидуальность, а также различия взглядов отдельных психологических теорий на ее формирование.

5. Вычленить важнейшие устойчивые структуры в системе индивидуальных свойств человека и выяснить природу их взаимосвязи, раскрыть ведущие детерминанты развития различных подструктур индивидуальности (генетических и средовых).

6. Сформировать представление о характере, способностях, темпераменте в структуре индивидуальности.

7. Развить и закрепить умение применять знания из области дифференциальной психологии при решении конкретных психолого-педагогических задач.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

– основные понятия и методы дифференциальной психологии;

– историю и современное состояние отечественной и зарубежной дифференциальной психологии и психофизиологии;

– детерминанты и диапазон вариативности психологических особенностей человека;

уметь:

– определять общее, типичное и единичное в поведении и психической деятельности людей;

– осуществлять идеографический, структурно-функциональный и системный анализ индивидуальности;

– выявлять детерминанты вариативности, устойчивые комплексы (типы), групповое распределение психологических характеристик.

На изучение дисциплины «Дифференциальная психология» отводится всего 68 часов, при этом для студентов дневной формы обучения количество аудиторных составляет 56 часов: лекции –
34 часа, семинарские – 22 часа, для студентов заочной формы обучения количество аудиторных составляет 16 часов: лекции – 10 часов, семинарские – 6 часов.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, подготовку докладов и выступлений, написание эссе, выполнение творческих заданий по различным аспектам в области психологии индивидуальных отличий.


Р А З Д Е Л II

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

2.1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ

 

Дифференциальная психология – раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах.

Термин «дифференциальная психология» был введен немецким психологом В. Штерном в 1900 г., когда была опубликована его работа «Психология индивидуальных различий», в которой Штерн предложил ученым разных стран использовать единое название для обозначения данного раздела психологической науки.

Предмет. В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.). Кроме того, одной из центральных проблем дифференциальной психологии является определение источников индивидуальных вариаций психического. Основная тенденция современной дифференциальной психологии состоит в интеграции частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.

В. Штерн выделил четыре направления функционирования психологии индивидуальных различий, которые продолжают развиваться и обогащаться. Направления дифференцируются в зависимости от объекта и качества исследования.

1. Первое направление исследует, насколько вариативным оказывается одно рассматриваемое качество, насколько велик размах его значений в данной выборке индивидов.

2. Второе направление определяет, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий исследователя признак, при этом также исследуются несколько индивидов. При этом ни в первом, ни во втором случаях не рассматриваются вопросы генезиса и прогноза данного качества, ограничиваются одномоментным (горизонтальным) срезом.

3. Если же мы подходим к индивидуальности как к целостному явлению, нам необходимо соблюдать исторический подход, открывать причины и основные моменты развития интересующего нас качества. Поэтому в исследованиях третьего и четвертого типа мы проводим не поперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы. При этом третье направление имеет дело с проявлением различных признаков у одного индивида.

4. Четвертое направление рассматривает генезис и возможности развития ряда признаков у двух и более индивидов.

В настоящее время дифференциальная психология представляет собой отрасль психологии с нечеткими границами, непосредственно соприкасающуюся с психофизиологией, общей и социальной психологией, психиатрией. Она состоит из своего рода «эпицентров» – групп исследований, объединенных исследуемой проблемой, научной традицией, применением определенного метода (например, близнецовый метод). Такими «эпицентрами» являются исследование конституциональных и физиологических основ индивидуальности, психологическое тестирование, исследование черт личности, типология характеров и т.п. Эти разделы дифференциальной психологии развиваются относительно самостоятельно и часто слабо связаны между собой.

 

2.1.2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Многомерность и сложность процесса индивидуального развития психики требуют многоаспектного анализа и применения разного рода подходов, что предполагает использование разнообразного набора конкретных методических средств, определение общей стратегии исследования, решения организационных проблем. Сам системный подход к психическому развитию человека предполагает многокомплексность исследований. Это обусловливается в первую очередь тем обстоятельством, что без комплексного использования методических приемов по существу невозможно выявить и углубить понимание основных генетических законов, имеющих сложную природу, которая может быть раскрыта только путем разного рода соотношений и сопоставлений. Комплексное исследование необходимо также и при рассмотрении условий и полифакторных воздействий, вызывающих различного рода изменения в психике человека в разные периоды его жизни. Однако изучение развития не исключает, а предполагает так называемые моноисследования, имеющие дело с динамическими характеристиками каких-либо отдельных психических функций и направленные на изучение соответствующих закономерностей и зависимостей, к примеру, такой важной характеристики, как неравномерность развития. Подобного рода исследования приобретают большую научную ценность, если они проводятся в рамках системного и комплексного подходов к человеку, к изменениям его психических форм. Такие основные характеристики развития, как гетерохронность, структурообразование, могут быть выявлены только в результате соотношения между собой разного рода данных измерений динамики конкретных форм психики как в генетическом, так и в плане выявления взаимоотношений разных компонентов развития.

К группам методов дифференциальной психологии относятся: психогенетические методы (генеалогический, метод приемных детей, близнецовый), исторические методы (биографический, дневниковый, автобиографический), собственно психологические методы (интро-спективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические).

 

2.1.3. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕКА

 

Детерминистический подход входит в качестве отдельного аспекта в систему знания о психическом развитии и направлен на раскрытие его сущности и движущих сил. Включенность человека в различные системы, экологические и социальные, определяет сложность и разнородность детерминации индивидуального развития, обусловленность его биологическими и социальными законами. При этом важно учитывать и роль самого человека как субъекта труда, общения и познания в его психической эволюции.

Развитие индивида осуществляется как процесс роста, т.к. формирование механизмов элементарных психических форм (сенсорики разной модальности, темпераментных особенностей, органических потребностей) задана генетической программой, определена индивидуальными особенностями мозговых механизмов, с помощью которых фиксируются основные связи человека с экологическими условиями в системе «человек–природа».

С момента рождения развитие элементарных психических функций и удовлетворение естественных потребностей осуществляется не в процессе прямых контактов ребенка с природными условиями, а опосредованно, через социальное окружение, поэтому, будучи беспомощным, он с момента рождения ориентирован на взрослого, на его распознавание. Именно эти связи со взрослым и способствуют развитию индивидной организации ребенка. Среда развития создается, организуется также самими взрослыми. Поэтому с самого начала непосредственные связи «человек–природа» очень сужены и опосредованы социальными воздействиями как взрослых, так и создаваемой ими искусственной средой. С каждым новым поколением роль искусственной среды в развитии человека и его индивидной организации усиливается.

К числу фундаментальных и наиболее общих детерминант развития относят общение, игру, труд, познание. Различные коммуникативные структуры, которые приводят к многообразным новообразованиям в индивидуальной жизни человека и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, которые стимулируют развитие активных форм психики и поведения. Психическое развитие осуществляется и в процессе усвоения духовных ценностей, через средства массовой коммуникации, чтение книг, знакомство с искусством, усвоение жизненных и научных понятий, через научную деятельность и т.д. При этом имеет место синтез познания и общения, поскольку познаниеможет осуществляться при непосредственном взаимодействии людей, и в структуру общения наряду с другими включается коммуникативный компонент. Развитие человеческой сущности неотделимо от трудовой практики. Труд есть «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Это и другие положения о том, что человек, преобразуя окружающую природу, в то же время изменяет самого себя, стали основополагающими идеями теории индивидуального развития. Преобразующее влияние труда на человека носит универсальный, многообразный характер, относится ко всем сторонам развития человеческой психики. Широкое использование игры в разнообразных сферах жизнедеятельности – педагогической, производственной, медицинской – показывает ее значение для психического развития и коррекции поведения не только в детском и школьном возрасте, но и у взрослых. Игра применяется в качестве способа ускоренного развития личности и интеллекта, знаний и умений в учебном процессе, для формирования качеств, необходимых в сфере управленческой деятельности, при коррекции семейных отношений.

Экология индивидуального развития связана с исследованием влияния на личность особенностей социального статуса. Влияние социального класса, или страты, в которую включен индивид, часто проявляется на протяжении всего жизненного пути субъекта – от особенностей протекания беременности матери до становления зрелой личности.

 

2.1.4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

 

Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад двух факторов в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации.

1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие представляет собой постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф. Гальтон, а также автор теории рекапитуляции (повторение признаков далеких предков в индивидуальном развитии современных организмов) С. Холл.

2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий приоритет опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния.

3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В. Штерн, А. Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В. Штерн. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Современная отечественная психология базируется на признании общественно-исторического происхождения психики. Сложные психические процессы – высшие психические функции (ВПФ) – являются продуктом исторического развития и имеют сложное психофизиологическое строение. Это характерно не только для высших психических функций человека, но и для таких, элементарных, как тональный слух, фонематический слух и другие, которые имеют социальную природу. Усвоение социального опыта, приводящее к возникновению сложных форм психической деятельности, нельзя рассматривать как процесс овладения готовым содержанием. Развитие психических функций проходит ряд этапов, после чего они становятся сложными психическими процессами. Все сложные формы психической деятельности (произвольное внимание, логическая память, отвлеченное мышление и др.) имеют опосредованное строение, в котором главная роль принадлежит речи. Слово может замещать предметы и явления при их отсутствии, опосредуя тем самым протекание любого психического процесса и становясь одним из звеньев его структуры. Речь переводит строение и осуществление высших психических функций на новый, более высокий уровень. Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории. Учение Л.С. Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Сложная структура среды. Теория У. Бронфенбреннера об экологии развития ребенка.

В настоящее время взаимодействие среды и наследственности в самом общем виде описывается двумя моделями средовых влияний на интеллектуальные способности. Согласно первой модели (экспозиционная модель) (Зайонч и Маркус), чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником. То есть ребенок по своим интеллектуальным способностям похож на того, кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-либо причинам уделяют ребенку мало времени, он будет похож на няню или бабушку. Во второй модели (идентификационная модель) (МакАски и Кларк) отмечается, что наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации. То есть самое главное – быть для ребенка интеллектуальным авторитетом, и тогда на него можно влиять даже дистантно, а регулярная совместная деятельность вовсе не обязательна. Сосуществование двух по сути исключающих друг друга моделей еще раз показывает, что большинство дифференциально-психологических теорий носят узко ограниченный характер, а общих теорий пока практически не создано.

Понятия индивидуальности: 1. Первое понимание по признаку «различия» (уникальности, неповторимости, отличия от других и т.д.). Индивидуальная особенность по отдельно взятой психологической характеристике выступает как одна из многочисленных форм проявления индивидуальности. Однако лишь совокупность индивидуальных особенностей по различным психическим характеристикам может дать более полное представление об индивидуальности в целом (но в рамках этого подхода не ставится вопрос о существовании устойчивых индивидуально-психологических различий, т.е. о закономерной связи между индивидуально-психологическими особенностями).

2. Попытка объяснить наблюдаемые психологические различия, обуславливая их биологическими и социальными предпосылками. Акцент делается на установление связей, а не на описание различий. Наиболее разработанными в этом отношении является изучение психобиологических связей.

3. Системная целостность человека как предмет исследования. Акцент делается на изучение разных видов связей между более или менее полными наборами свойств, относящихся к биологическому, психологическому и социальному уровням.

Понятие индивидуальности. Традиции подхода к пониманию индивидуальности. Уровни индивидуальных свойств человека. Теории индивидуальности. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Структура индивидуальности в различных подходах. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).

 

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ПОЛ И ГЕНДЕР

 

Чтобы понять женское и мужское половое развитие и его нарушения, следует обратить внимание на три следующих аспекта половой идентичности.

1. Биологический аспект, т.е. определенный физиологический пол мужчины или женщины с относящимися к нему первичными и вторичными половыми признаками.

2. Общественные половые стереотипы, или клише, по которым определяется, что является женским, а что мужским. Кроме того, существуют различные мнения по этому поводу в разных группировках, слоях и группах, а также на протяжении всего исторического развития. По традиционному разделению ролей женщине отводится роль домохозяйки и матери, а мужчине – профессиональная жизнь.

3. Психическое самосознание себя как мужчины или женщины. Психолог и психоаналитик Роберт Штолер, который занимался проблемой половой идентичности, указывал, в частности, на чувство, при котором индивид вполне определенно ощущает себя либо мужчиной, либо женщиной. Это по большей части зависит от родителей, но также и от влияния группы сверстников. Так, уважение к отцу способствует раскрытию мужской идентичности, а к матери – женской. Если дочь испытывает проблемы с женской идентичностью матери, тогда это с большой вероятностью скажется впоследствии в виде «ломаной идентичности».

Слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий. Однако когда речь идет о природе мужественности или женственности, следует применять слово «гендер».

Гендерная идентичность формируется в зависимости от того, на чем акцентировать внимание: на внутренних процессах развития и половой дифференцировки или на том, как общество воспитывает, обучает ребенка, помогая ему усвоить определенную систему половых ролей, этот процесс называется психосексуальным развитием или гендерной социализацией.

Современная психология не имеет единой теории гендерной социализации. Теория идентификации, восходящая ко взглядам Фрейда, полагает, что ребенок бессознательно идентифицируется с образом взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери, и затем копирует его поведение. Теория половой/гендерной типизации Уолтера Мишела придает решающее значение процессам обучения, положительного и отрицательного подкрепления: поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать образцы поведения, затем – выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я. Когнитивно-генетическая теория Лоуренса Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категоризует себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовать свое поведение со своими представлениями о своей половой роли. Эти теории в известном смысле взаимодополнительны.

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus – мужской и femininus – женский) – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. При характеристике маскулинности-фемининности просматривается тенденция связывать маскулинность с деятельностью, а фемининность – с общением. Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, т.е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности.

 

2.1.6. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ.
ЧЕЛОВЕК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ

 

Основным показателем, который исследовался в психологии при изучении этнокультурных различий, является интеллект или уровень умственного развития.

В результатах, которые получаются при тестировании интеллекта у детей и подростков различных культур, можно выявить такую тенденцию: лучше всего справляются с тестами дети, принадлежащие к монголоидной расе, несколько хуже – к европеоидной, значительно хуже – к негроидной и еще хуже – потомки американских индейцев. Одно время были попытки объяснить такие различия с точки зрения генетических различий между национальностями. Исходили они из того основания, что этносы представляют собой группы людей, которые были на протяжении долгого времени географически разделены. Их изолированность друг от друга могла привести к генетическим различиям – повлиять на частоту встречаемости генов в популяциях. А частота встречаемости генов может быть той причиной, которая обусловливает различия в интеллекте.

Наиболее последовательно исследовались различия между двумя расами – европеоидной и негроидной. Исследования других рас являются фрагментарными, и их данные не очень надежны.

При исследовании уровня интеллектуального развития на репрезентативных выборках всегда обнаруживаются различия между белыми и чернокожими людьми. Эти различия могут варьировать в пределах одного стандартного отклонения (т.е. они не превышают
15 баллов по стандартным тестам интеллекта), но общий смысл этих различий не меняется: в среднем белые всегда имеют более высокий интеллект, чем люди с черным цветом кожи.

Пытаясь понять причины этих различий, исследователи обратили внимание на то, что различия по интеллекту примерно в одно стандартное отклонение часто наблюдаются между привилегированными и ограниченными в правах группами населения, независимо от их расовой принадлежности.

Социальные влияния имеют чрезвычайное значение для формирования этнических различий по интеллекту. Противоположная гипотеза – о биологической детерминированности этнических различий в уровне интеллекта – на сегодняшний день достоверных подтверждений не имеет.

При решении вопроса о биосоциальной сущности человека, проблема заключается в выяснении соотношения биологического и социального в природе человека и их вкладе в детерминацию его сознания и поведения. При этом целесообразно говорить не о социальной сущности человека вообще, а о специфике социального на уровне человеческого общества. Эта специфика обусловлена сознательным уровнем развития психики человека и отражается в феномене человеческой культуры.

В социологической, психологической и педагогической литературе при рассмотрении процесса развития социального в человеке понятия «социализация» и «социальное развитие» употребляются как синонимы для обозначения разных проявлений этого процесса. Однако, учитывая качественные различия в социальном развитии, целесообразно использовать понятие «социализация» применительно к развитию индивида в условиях общества, когда в ходе онтогенеза происходят изменения и преобразования уже имеющихся или находящихся на стадии созревания механизмов жизнедеятельности.

Никакая другая характеристика не привлекала столько внимания исследователей, занимающихся общественными дисциплинами, как принадлежность к той или иной социальной группе или социально-экономический статус.

Очевидно, что разные социальные группы, находящиеся на разных уровнях в иерархической структуре общества, отличаются друг от друга по множеству характеристик: по образованию, профессии, жилищным условиям, питанию и многим другим. Сочетание этих различий создает разные условия для воспитания детей.

 

2.1.7. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

Следуя учению И.П. Павлова, Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын развили представление об основных свойствах нервной системы, выделив первичные (сила, лабильность, динамичность и подвижность) и вторичные (уравновешенность по этим параметрам) свойства человека. Впервые целостный подход к пониманию биологического в развитии человека был осуществлен Б.Г. Ананьевым при разработке концепции индивида, которого он рассматривал в качестве системы природных свойств, как разноуровневое структурное образование, включающее различного рода взаимодействия по «горизонтали» и по «вертикали» между первичными и вторичными индивидными характеристиками человека. Б.Г. Ананьев включил в число индивидных свойств психофизиологические характеристики человека, относящиеся к различным классам – темперамент, органические потребности, сенсомоторику. Задатки он относил не к первичным природным анатомо-физиологическим свойствам, а к психофизиологическому уровню индивидной организации. Таким образом, в современной психологии представлена определенная иерархия и структура природных свойств, характеризующих человека как представителя вида Homo sapiens.

Изучение онтогенетической эволюции индивида как иерархической системы предполагает рассмотрение возрастных изменений его разноуровневых и одноуровневых характеристик. В результате этих исследований зафиксирована сложность и противоречивость возрастной изменчивости показателей всех функций изученных периодов жизни. Стало ясно, что развитие как первичных, так и вторичных свойств индивидной организации человека регулируется хронологическими и структурно-динамическими закономерностями, которые проявляются в зависимости от модальности свойства и от конкретного возрастного периода.

Функциональные системы. Функциональная система – это динамическое образование, объединяющее значительное число анатомических и физиологических образований, часто расположенных в различных частях нервной системы, однако объединенных для выполнения одной задачи. Функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности и зависят от среды и опыта человека.

К настоящему времени совокупность исследований биологических ритмов оформилась в особое экологическое направление – биоритмологию. И совсем недавно сформировалась самостоятельная наука – хронобиология, тесно связанная с медициной, физиологией, экологией.

Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Биологические ритмы (суточные, сезонные, годовые к т.д.) свойственны всем живым организмам на Земле и являются условием нормальной жизнедеятельности. Динамика околосуточных показателей биоритмов называется хронотипом.

Индивидуальная картина асимметрии функций человека носит название индивидуального латерального профиля. Асимметрия функций выделяется на всех уровнях обработки сигнала. Экспериментально доказано наличие различных латеральных профилей у различных индивидов, что обусловлено широким спектром факторов: от пола и эндокринного статуса идивида до мотивированности, когнитивного стиля, знания языков и принадлежности к определенному типу культуры. Кроме того, функциональная активность мозга подвержена влиянию суточных ритмов, при этом периоды активности правого и левого полушарий не совпадают.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.