Здавалка
Главная | Обратная связь

ТИПОЛОГИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ



 

С древности люди замечали, что те стороны психической жизни человека, которые в психологии называют темпераментом, теснейшим образом связаны с телосложением или конституцией. Высказывания древних мудрецов, образы фольклора свидетельствуют о существовании устойчивых стереотипных представлений в этой области. Предположение, что именно конституция или тип телосложения определяет темперамент, лежит в основе морфологических теорий. Наиболее известными здесь являются теории Э. Кречмера и У. Шелдона.

Теория Э. Кречмера психофизиологическая характеристика конституциональных типов: астеник, пикник, атлетик; циклотимический и шизотимический темперамент. Немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер (1888–1964 гг.) создал свою знаменитую теорию на основе опыта наблюдений в процессе многолетней практики работы в психиатрической клинике.

Он заметил, что больные с разными диагнозами, как правило, отличаются закономерно и по типу телосложения. Это наблюдение натолкнуло его на мысль, что существуют определенные типы личностей, природные по своей основе и сочетающие в себе особенности как телосложения, так и темперамента. Психическое заболевание в концепции Кречмера представляет собой своего рода заостренное, крайнее проявление типологических черт, присущих нормальным людям.

Описанные Кречмером типы получены эмпирическим путем, т.е. путем анализа фактов. Для их выявления Кречмер воспользовался методом наложенных портретов. Вот как он описывает процедуру. Портреты 100 лиц одного типа как бы копируются на одной и той же бумаге, при этом совпадающие черты интенсивно усиливаются, а несоответствующие друг другу стушевываются. Кречмер установил три типа строения тела, которые он назвал астеническим, пикническим и атлетическим.

В соответствии с теорией Кречмера существуют два основных типа темперамента, которые, будучи сами по себе вариантами нормы, проявляются в предрасположении к определенному типу психического заболевания. Эти темпераменты в норме Кречмер называет циклотимическим и шизотимическим.

Теория У. Шелдона: висцеротония, соматотония, церебротония. Количественная оценка компонентов. Основные работы американского психолога У.Г. Шелдона относятся к 40-м годам XX века. Он продолжил исследования связи между строением тела и темпераментом, начатые Кречмером, и внес дополнения и изменения в его систему.

Основным для Шелдона является понятие не типа (как совокупности физических и психологических черт), а компонентов, т.е. основных составляющих в структуре целостного индивида. Для нахождения компонентов телосложения Шелдон применил так называемый антропоскопический метод: он визуально обследовал фотографии 4000 обнаженных студентов колледжа. В результате удалось выбрать крайние варианты телосложения, максимально не похожие друг на друга. Таких вариантов оказалось три. Шелдон выделил три первичных компонента телосложения, которые получили обозначения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный. Эти термины произошли от названий зародышевых листков. Согласно имевшейся в то время в биологии точки зрения, из эндодермы (внутреннего зародышевого листка) развиваются внутренние органы, из мезодермы (среднего зародышевого листка) развиваются сердце, кости, мышцы, кровеносные сосуды; из эктодермы (внешнего зародышевого листка) развиваются волосы, ногти, рецепторный аппарат, нервная система и мозг.

Вторым нововведением Шелдона была идея количественной оценки каждого компонента в каждом конкретном индивиде. Для этой цели Шелдон разработал специальную систему шкал. Предложенная им процедура оценки телосложения получила название соматотипирования, а набор из трех цифр, характеризующих степень выраженности компонентов телосложения у данного человека, получил название соматотипа. Шелдон предположил, что обнаруженные группы черт соответствуют «первичным компонентам темперамента», которым он впоследствии дал наименования: висцеротония (функциональное преобладание органов пищеварения), соматотония (функциональное и анатомическое преобладание двигательного аппарата) и церебротония (преобладание деятельности высших нервных центров).

 

2.1.9. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Исследование интеллектуальных способностей. Среди всех видов способностей наиболее исследованными можно считать интеллектуальные. Однако в связи с тем, что единого понимания природы и проявлений мышления не существует, индивидуальные вариации касаются лишь тех качеств, для которых существует подходящий психодиагностический инструмент.

Если обратиться к индивидуальным различиям интеллекта, то большинство психологических моделей включает те переменные, которые выделяются, если существует подходящий инструмент для их измерения, поэтому такие теории и называют факторными. Первая из них была создана в 1927 году Ч. Спирменом, который выделил два фактора (только не стоит путать эту теорию с двухфакторными теориями психического развития В. Штерна, К. Бюлера и др.). Спирмен отмечал, что в каждой интеллектуальной деятельности содержится общий фактор g (general) и множество специфических s (specific), свойственных только данному виду деятельности. Специфические отражают особенности ситуации, поэтому бессмысленно стараться измерить их (например, человек хорошо сдал экзамен потому, что за дверью его ждала любимая девушка, но подобная удача была единственной в его жизни и поэтому не характеризует его интеллектуальных проявлений). А фактор g проявляется в высокой корреляции между отдельными тестами и, таким образом, отражает устойчивые характеристики человека (то есть если ученик успевает и по математике, и по истории – это вызвано действием фактора общего интеллекта). Психодиагностика в основном стремится к вычленению и измерению именно фактора g, для чего создаются культурно-свободные тесты типа прогрессивных матриц Дж. Равена или теста интеллекта Р. Кеттелла (которые, по замыслу создателей, могут быть предложены людям разного социального происхождения и уровня образования).

Позже стали создаваться многофакторные теории. Вершину модели Вернона представляет фактор g, ниже располагаются два главных групповых фактора: вербально-образовательный (V:ed) и практико-технический (К:m), которые, в свою очередь, можно дальше разделить на мелкие групповые факторы – вербальный, числовой, пространственный, механико-информационный, мануальный. Наконец, на самом низшем уровне располагаются специфические ситуационные факторы. Смысл этой модели состоит в том, что человек может проявлять себя интеллектуалом не во всех видах деятельности, а либо в вербально опосредствованных, либо в области «ручного мышления», т.е. иметь специализацию, и эти области (практика и образованность) вполне сопоставимы по значимости их вклада в культуру. В самом деле, каждый из нас встречал очень одаренных в своей практической, обычно невербальной, области людей (например, хирургов, художников), которые не могли объяснить секреты своего мастерства в словесной форме, однако владели им намного лучше, чем методисты и преподаватели соответствующей области знания.

На совершенно иных основаниях построил свою модель Дж. Гилфорд, который представил интеллект в виде параллелепипеда, измерения которого соответствуют трем свойствам мышления – операциям (что умеет человек), содержанию (природе материала, форме подачи информации) и результатам (форме итоговой обработки информации). Операций выделено пять (оценивание, конвергенция как нахождение единственно правильного решения, дивергенция как нахождение спектра решений, понимание имеющейся информации и ее запоминание). Форм содержания определено также пять (зрительная, слуховая, символическая, семантическая (представленная словесно), поведенческая (проявляющаяся в задачах практической коммуникации). Результаты могут принимать шесть вариантов (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, значение).

В 80-х и 90-х годах XX века наиболее популярной для описания личностных различий становится, так называемая, пятифакторная модель. Эта модель не имеет одного какого-то определенного автора. Она сложилась стихийно в русле работ англоязычных психологов, использующих для анализа личности метод факторного анализа.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ

 

Понятие гениальности. Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, при этом предполагается врожденная предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающегося результата. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений.

Для того чтобы быть признанным гением, человек должен показать необычный уровень развития талантов, ценящихся в рамках его культуры. В соответствии с этой точкой зрения видов гениальности может быть столько же, сколько и способов достичь успеха в каждом конкретном обществе. Успешный, например, финансист может быть представлен к почетной университетской степени за свой «финансовый гений», а генерал-победоносец – за свой «полководческий гений». Общество зачастую создает новые виды гениальности для того, чтобы рационализировать условия признания выдающихся людей.

Практически любая теория, касающаяся природы гениальности, может получить подтверждение, если термин «гениальность» будет ограничен произвольно выбранными строгими рамками. Самое широкое и наиболее объективное определение гениальности предполагает, что гений – это человек, который в любой области деятельности способен показать результаты, значительно превышающие средние показатели. Однако в это определение неизбежно входит социальная оценка. Гениальность определяется с точки зрения специфических социальных критериев и культурной системы ценностей.

К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности.

1. Патологические теории связывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией», упадком физиологических функций гениев. Исследованию гениальности, понимаемой как повышенная умственная активность, посвящены работы выдающегося российского генетика В.П. Эфроимсона, использующего метод патографии (изучения болезней) великих людей прошлого.

Значение исключительной одаренности повышают социальные и информационные кризисы, стимулирующие поиск новых ресурсов. Однако решающее значение в развитии и проявлении гениальности В.П. Эфроимсон оставляет за наследственностью, устанавливая тесную связь между сверходаренностью и особенностями физиологии человека, приводящими к экзотическим заболеваниям (столь же редким, впрочем, как и сама гениальность). Им выделено пять наиболее устойчивых комплексов «синдром» – гениальность.

2. Психоаналитические теории заостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен).

3. Теории качественного превосходства рассматривают гениального человека как изначально отличающегося от других, обладающего «креативным интеллектом» – способностью порождать не только субъективно, но и объективно новое.

4. Теории количественного превосходства рассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.

Эмпирических доказательств верности какой-либо одной из перечисленных теорий пока не получено, и гениальность рассматривают как полидетерминированное явление.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.