Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие закономерности восприятия 3 страница



Абстрагирование – мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны. Практически этого сделать нельзя. Абстрагируясь, мы можем выделить общий признак для разных предметов. На основе общих признаков следует обобщение.

Обобщение – это объединение предметов и явлений на основе общих признаков. Одной из форм мысленного обобщения являются понятия.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения понятия выводятся суждения о принадлежности единичного явления к какому-то их классу. В процессе мышления используется набор операций. На завершающем этапе человек получает новые для него знания.

Мыслительный процесс основывается на оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности, признаков, общих для всех предметов, входящих в это понятие. Любое понятие относится к группе сходных предметов. Понятия бывают конкретные и абстрактные, единичные и общие. Понятия выражаются словом. Легче овладеть словом, чем понятием, и часто владение словом маскирует невладение понятием. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение – отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные, ложные, предположительные. В суждениях человек высказывает свое мнение о чем-либо. Если человек хочет убедить себя или других, он начинает рассуждать, делать умозаключения.

Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бывают трех видов. Индуктивные умозаключения предполагают вывод частного суждения из общего. Дедуктивные – вывод общего суждения из частных. Умозаключение по аналогии основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести и по другим признакам.

Виды мышления. По типу решаемых задач (их связи с практикой) и вытекающих отсюда особенностей мыслительной деятельности различают практическое и теоретическое мышление.

Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности. К практическому мышлению можно отнести наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации, т. е. в процессе деятельности. Это генетически наиболее ранняя стадия развития мышления и с нее начинается развитие остальных видов мышления.

Наглядно-образное мышление опирается на образы представлений или восприятия и их возможные изменения в результате деятельности и преобразования ситуации.

Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.

К теоретическому мышлению относят словесно-логическое или абстрактное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.

В зависимости от степени оригинальности и новизны продукта (результата мыслительной деятельности) выделяют творческое и воссоздающее мышление. Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения. Воссоздающее мышление характеризуется меньшей продуктивностью.

В зависимости от структуры мыслительного процесса, степени его осознанности и временных характеристик выделяют аналитическое (логическое) и интуитивное мышление.

Логическое мышление в значительной степени осознанно, развернуто во времени и имеет четко выраженные. Этапы логического мышления: осмысление ситуации, определение задачи, формулирование гипотезы, поиск путей решения, процесс решения, основанный на логических рассуждениях, проверка результатов.

Интуитивное мышление начинается, как правило, с осмысления ситуации и желания решить задачу. На этом этапе человек знакомится с фактами, информацией по этой проблеме, формулирует гипотезу. Второй этап – процесс решения задачи – происходит не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Осуществляется внутренняя переработка информации. Всплывают какие-то предположения, предвосхищения способов решения задачи. Третий – озарение, понимание сути задачи и осознание результатов ее решения. Четвертый – этап проверки заключается в развернутой разработке проблемы и проверки ее результатов с помощью логических рассуждений. Оканчивается проверка суждением по данной проблеме.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют и могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от характера, конечных целей деятельности и индивидуальных особенностей личности доминирует тот или иной вид мышления. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности могут быть обусловлены качествами ума: самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, оригинальностью.

Самостоятельность характеризуется умением ставить новые задачи, творчески подходить к познанию действительности, находить новые пути и способы их решения.

Самостоятельность тесно связана с критичностью. Критичность ума – это способность не попадать под влияние чужого мнения, требовательно оценивать свое мнение, тщательно проверять решение, взвешивая все аргументы "за" и "против". Критичность и самостоятельность зависят от жизненного опыта человека, глубины и богатства его знаний.

Гибкость ума выражается в свободе от сковывающего влияния приемов, способов решения аналогичных проблем, в готовности изменить тактику и стратегию решения, находить новые способы действий в меняющихся условиях.

Глубина выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему там, где другие ее не видят, предусматривать возможные последствия развития событий или решения задач. Качеством, противоположным глубине ума, является поверхностность, неумение выделить главное.

Широта ума, как показатель эрудированности, интеллектуальной разносторонности, проявляется в способности привлекать к решению проблемы знания из разных отраслей, использовать различные виды мышления (образное, логическое и т. д.).

Оригинальность ума – способность нестандартно, нешаблонно решать мыслительные задачи.

Кроме описанных выше, выделяют индивидуально-своеобразные типы мышления. Так, К. Юнг по характеру мышления выделяет интуитивный и мыслительный тип людей. Интуитивный характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга. Мыслительному типу свойственны рациональность, логичность и преобладание левого полушария над правым.

И.П. Павлов выделял художественный и мыслительный типы людей в зависимости от доминирования первой или второй сигнальной системы.

К индивидуальным особенностям мышления относится и предпочтение использования определенного вида мышления (наглядно-образного, словесно-логичекого и т. д.), а также индивидуальные стили мышления. Выделяют синтетический, аналитический, идеалистический, прагматический и реалистический стили мышления.

Синтетический стиль проявляется в стремлении комбинировать несходные, часто противоречивые идеи, взгляды, позиции, обобщать и теоретизировать.

Аналитический стиль проявляется в ориентации на систематическое рассмотрение проблемы, разработке детальных планов, привлечении большого количества информации, его анализе и систематизации.

Прагматический стиль отличается опорой на непосредственный личный опыт, использованием доступной информации и стремлением как можно скорее получить конечный результат.

Идеалистический стиль мышления характеризуется склонностью к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.

Реалистический стиль отличается конкретностью, ориентацией на признание фактов и получение конкретных результатов.

Индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем и поведение.

Индивидуальные мыслительные способности человека нередко рассматривают как синоним интеллекта. Однако, еще Ж. Пиаже разводил эти понятия и отмечал, что интеллект – это общий регулятор поведения всех уровней. По его мнению, интеллект – это "психическая адаптация к новым условиям". Л. Векслер рассматривал интеллект как показатель обучаемости человека и животных всему новому. Б.Г. Ананьев считал, что интеллект является многоуровневой организацией познавательной деятельности, охватывающей психические процессы, свойства, состояния личности. Эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками, которые определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности-вредности для здоровья организма. Б.Г. Ананьев определяет интеллект как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Многообразие определений интеллекта можно свести к 3 основным:

· -способность к адаптации и решению задач;

· способность к обучению;

· -интегральный показатель познавательной деятельности, способности к обучению, целенаправленному подбору и обработке информации и саморегулированию.

Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

2.2.6. ЯЗЫК И РЕЧЬ

Вся психическая деятельность человека неразрывно связана с языком и речью, которые являются способом реализации внутреннего мира и возможностей человека. Язык и речь неразрывно связаны и в то же время отличаются друг от друга. Речь – это процесс общения, язык – средство. Речь как процесс имеет два вида деятельности – речепроизводство и речевосприятие. В языке этих процессов нет. Сущностью языка являются лексика и грамматика. В речи никогда не содержится ни вся лексика, ни вся грамматика. Основной лексической единицей языка является слово. Слово всегда выражает общее понятие. В речи слово приобретает конкретное содержание. Язык – явление общественное. Носителем и творцом языка является народ. Речь индивидуальна. В речи проявляются возрастные, типологические особенности индивида.

Несмотря на эти различия, язык и речь едины. Их единство проявляется в том, что речь возможна в случае владения языком. Кроме того, и речь и язык неразрывно связаны с мышлением. Речь связана с суждением, а язык – с понятием. Речь и язык развиваются в процессе общения.

Основными свойствами речи являются содержательность, понятность, выразительность и воздейственность. Содержательность определяется количеством информации, ее значимостью и соответствием действительности. Содержательность зависит от того, насколько человек знает и понимает то, о чем говорит, и насколько правильно и логично он умеет передать свои мысли.

Понятность речи определяется тем, насколько замысел и речь говорящего осознается слушающими. Понятность зависит от смыслового содержания, логичности изложения, а также насколько говорящий учитывает уровень знания, развития слушающего, его знакомство с проблемой и терминологией.

Выразительность – эмоциональная насыщенность речи. Она обеспечивается использованием фонетических, логических средств языка, правильным акцентированием, интонированием.

Воздейственностьречи – влияние на мысли, чувства, поведение слушающих. Она обеспечивается в, первую очередь, интонированием и акцентированием. Так, фраза "иди сюда" может выражать и просьбу, и, приказ, и запрещение, и совет, и предостережение и т. д.

Речь и язык выполняют три основных функции: сигнификативную, обобщающую и коммуникативную.

Сигнификативная (обозначающая). Слово как знак всегда имеет определенное значение и соотносится с обозначаемыми предметами и явлениями действительности. Знаки бывают вербальные и невербальные. Одинаковые знаки в разных культурах могут иметь различное значение. Так, знак, означающий стыд у некоторых народов имеет значение "осторожно" и понять, без знания невозможно. Аналогично и с невербальными знаками. Например, знак согласия в русском и в болгарском языках имеет противоположное значение. Таким образом, взаимопонимание между людьми основано на единстве обозначения. В процессе овладения речью слово первоначально воспринимается как комплекс раздражителей (личность говорящего, жесты, интонация). Затем слово начинает приобретать сигнальное значение, происходит обобщение его как сигнала, т. е. идет интеграция.

Различают четыре степени интеграции слова. Первая – слово заменяет чувственный образ. Вторая – слово замещает несколько чувственных образов однородных предметов. Третья – слово замещает несколько образов разнородных предметов. Четвертая – в слове сведен ряд обобщений предыдущих степеней. Это объединение словом множества предметов, имеющих сходные существенные признаки, являются второй, обобщающей функцией языка и речи.

Третья функция – познавательная, т. е. организация познавательной деятельности и интеллектуального поведения планирование интеллектуальной деятельности. Процесс решения интеллектуальной задач и контроль осуществляется с помощью языка и речи. Обобщая, классифицируя, речь является по существу формой познания. С помощью языка и речи формируется мышление, сознание, самопознание.

Четвертая – коммуникативная функция языка и речи (она будет подробно рассмотрена в разделе "Общение"). Перечислим основные аспекты этой функции.

Первый – организация, планирование и контроль основных видов совместной деятельности людей (игровой, учебной, трудовой). Второй – информационный, т. е. передача-прием, обмен, уточнение информации. Третий – регулятивный, т. е. подчинение сознания и поведения слушающего замыслу говорящего (активизация его или дестабилизация). Четвертый – эмотивный (передача чувств, состояний). Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Известно, что потребность в общении у людей часто возникает именно в связи с необходимостью поделиться своими чувствами, изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения может меняться как модальность, так и интенсивность этих состояний, как их поляризация, так и взаимное усиление или ослабление состояний. Пятый – фатический (поддержание контакта, формирование и развитие межличностных отношений).

В реальной жизни все перечисленные функции выступают в единстве, однако степень их реализации зависит от отношений, которые складываются между людьми.

Виды речи.В зависимости от экстериозированности или интериоризованности выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внутренняя речь отличается от внешней, во-первых, тем, что она не озвучена. Понаблюдайте за собой, когда Вы планируете свою деятельность, поведение, когда вы решаете задачу: Вы рассуждаете сами с собой. Естественно, что в подобных ситуациях человек понимает себя с полуслова. Поэтому для внутренней речи, во-вторых, характерна фрагментарность, отрывистость, в-третьих, в ней опускаются второстепенные члены предложения и подлежащие, иногда остаються одни глаголы. Таким образом, основными особенностями внутренней речи являются беззвучность, сокращенность и предикативность. Внутренняя речь очень тесно связана с мышлением. Ею мы пользуемся, когда обдумываем свои планы, поступки, решаем задачи и формулируем мысли. Утверждение о том, что внутренняя речь - это речь с самим собой, является не совсем точным. Внутренняя речь может протекать как в форме монолога, так и в форме диалога (с воображаемым, представляемым собеседником или аудиторией). Она может быть эмоционально насыщенной, как и внешняя речь.

Внешняя речь – озвученная речь, обращенная к собеседнику или самому себе (эгоцентрическая речь ребенка в процессе игры). Внешняя речь подразделяется на устную и письменную, монологическую и диалогическую, ситуативную и контекстную.

Устная речь – звуковая речь, воспринимаемая на слух. Она может быть разговорной речью, речью-беседой, авторским выступлением, докладом, лекцией. Устная речь сопровождается выразительными невербальными средствами языка.

Письменная речь обращена к отсутствующему или известному читателю. Отсутствие непосредственно воспринимаемого собеседника определяет особенность этого вида речи: она более развернутая, точная. По своему строю письменная речь представляет собой полные грамматически организованные структуры. Существуют различные разновидности письменной речи: письмо, научный трактат, художественное произведение.

Монологическая речь – длительное, последовательное изложение мысли одним собеседником. Примерами монологической речи являются доклад, лекция, выступление на собрании. Это относительно развернутая речь, требующая подготовки, т. е. предварительного отбора информации, четкого планирования структуры речи и соответствующего словесного оформления. При монологической речи затруднена обратная связь и сложнее оценить, как аудитория понимает собеседника.

Диалогическая речь – это общение двух или более собеседников, которые являются равноправными партнерами, меняются ролями, т. е. попеременно бывают то говорящими, то слушающими. Она менее организована грамматически и стилистически. Большую роль в ней играют невербальные средства общения: – визуальные (мимика, поза, осанка, т. е. кожные реакции, проксемика – расстояние между собеседниками, угол поворота к нему и т. д.); паралингвистические (сила голоса, интонации, темп и т. д.); экстралингвистические (паузы, смех, кашель и т. д.) и тактильные (прикосновение, поцелуй).

Ситуативная – это речь, сопровождаемая восприятием ситуации, о которой говорится.

Контекстная речь – речь, смысловое содержание которой становится понятным из самого текста высказывания без сопровождения ситуаций.

Связанная с сознанием в целом, речь человека основывается на психических процессах, но определяющим является единство (но не тождество) языка и речи с мышлением.

2.2.7. ВООБРАЖЕНИЕ

С мышлением тесно связано воображение, которое позволяет, как и мышление, предвидеть будущее.

Воображение – это психический процесс сознания нового в форме образа предметов или идеи. Человек может мысленно сконструировать образ, который раньше никогда не воспринимал, с которым раньше не встречался. Будучи связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Создание образов воображения всегда связано с отрывом от реальности, с выходом за ее пределы. Это значительно расширяет познавательные возможности человека, обеспечивает способность предвидения и творения нового. Специфичность опережающего отражения реальности в процессе воображения проявляется в конкретной форме, а именно в виде сконструированных ярких образов. К созданию новых образов человека побуждают разнообразные потребности, которые постоянно порождаются деятельностью, развитием знаний, усложнением условий жизни, необходимостью прогнозировать будущее. Благодаря воображению человек создает психическую модель конечного и промежуточных результатов деятельности и этим обеспечивает воплощение идеального образа в материальный или идеальный продукт.

Воплощение образов воображения в действительность зависит как от потребностей и возможностей человека, так и от потребностей и социального запроса общества. Наличие необходимых условий ускоряет воплощение образов воображения в жизнь. Примером этого может служить появление мировой компьютерной сети – Интернета. Большую роль в реализации образов воображения играют интересы, убеждения, воля и стремление человека совершенствовать действительность, глубина, самостоятельность и оригинальность его мышления.

В образах воображения всегда есть определенный отрыв от реальной действительности, но в них сохраняется связь с реальностью. Без чувственного опыта, без образов восприятия или представления создание новых образов невозможно. Образы воображения создаются посредством различных интеллектуальных операций, но основными из них являются анализ и синтез. В процессе анализа происходит разложение чувственных образов на составные части, элементы. В процессе синтеза происходит новое сочетание различных элементов, осуществляется соединение частей чувственных образов в единое целое. Основными формами конструирования новых образов являются:

· гиперболизация – преувеличение ( или преуменьшение) предмета, изменение количества его частей (например, мальчик с пальчик, великан, дракон с семью головами);

· заострение – подчеркивание каких-либо черт, признаков образа (карикатура, дружеский шарж);

· агглютинация – "склеивание" различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей реальных образов (русалка, избушка на курьих ножках и т. д.);

· схематизация – образы представлений или восприятий, из которых конструируется образ воображения, сливаются, сглаживаются различия, а элементы сходства усиливаются;

· типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, и воплощение их в конкретном образе.

Выделяют несколько видов воображения, среди которых основными являются пассивное и активное.

Пассивное воображение характеризуется тем, что человек создает образы, намечает программы поведения, которые не воплощаются в жизнь и не могут реализоваться. Пассивное воображение бывает произвольным, преднамеренно вызванным (например, грезы о чем-то приятном, заманчивом) и непреднамеренным, возникающим при ослаблении деятельности сознания, при временном бездействии человека, во сне (сновидения) или при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д.

Активное воображение всегда направлено на решение какой-либо задачи, т. е. побуждается ею, реализуется и контролируется. К активному воображению относятся такие виды, как воссоздающее, творческое и антиципирующее. Воссоздающее воображение – это конструирование образов в соответствии с информацией, воспринятой из вне - словесных описаний, схем, условных изображений и т. д. (например, образ героини романа создается на основе ее описания автором).

Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение является неотъемлемой частью артистического, художественного, технического, научного творчества.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать события, создавать образы результатов своих действий еще до их осуществления. Благодаря антиципирующему воображению может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми, окружающим миром в будущем.

Особым видом воображения является мечта. Мечта – это создание образов желаемого будущего. Она не всегда реализуется полностью, не предполагает немедленного достижения реального результата, но обычно является сильным мотивирующим фактором жизнедеятельности человека.

2.2.8. ВНИМАНИЕ

Динамической стороной познавательной деятельности является внимание. Внимание –это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах и явлениях окружающего мира.

Внимание является неотъемлемой характеристикой познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображения, речи, мышления, памяти), с помощью которых мы познаем объективный мир, а также непременным условием эмоциональной и волевой психической деятельности человека. Чем активнее сосредоточивается внимание, тем успешнее идет деятельность человека. По образному выражению К.Д. Ушинского, "...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира".

В зависимости от характеристик участия или неучастия в процессах организации и удержания внимания на объекте волевого усилия внимание делится на: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (вторичное непроизвольное).

Наиболее простым и генетически обусловленным является непроизвольное, или пассивное, внимание, имеющееся как у человека, так и у животных. Оно возникает без сознательно поставленной цели и удерживается на объекте без всякого волевого усилия. Например, непроизвольное внимание вызывают громкий сигнал сирены на улице, падающее рядом с человеком яблоко в саду, красочная реклама или остросюжетная книга и т. д., т. е. сильные, неожиданные раздражители, отличающиеся новизной, необычные, непривычные, импонирующие внутреннему состоянию человека, значимые для него, удовлетворяющие его потребности.

Произвольное внимание мотивировано, организуется и удерживается на объекте сознательно, с заранее поставленной целью, с помощью волевого усилия. Произвольное внимание возникло в процессе труда и присуще только человеку. Оно имеет активный характер и нередко сложную структуру, где интерес к деятельности обусловлен самим характером деятельности или интересом к цели, к результату деятельности. Произвольное внимание требует значительных энергозатрат, а поэтому при узкой направленности на один, особенно малосодержательный объект, быстрее утомляет человека, чем внимание непроизвольное. Без произвольного внимания человек не может действовать планомерно и достигать целей, которые он намечает. Без него не обходится даже "хобби", потому что и в последнем можно также найти неинтересные моменты.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых усилий. Оно обладает устойчивостью произвольного и энергетической экономностью непроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание – это то непроизвольное внимание, которое "рождается" из ранее организованного произвольного внимания. Так, иногда бывает трудно сосредоточить внимание при чтении книги, статьи, но вот ее содержание захватило, увлекло вас, и вы не заметили, как произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Это самый продуктивный вид внимания, с которым связывается и наиболее эффективная интеллектуальная и физическая деятельность. Если у человека возникло послепроизвольное внимание, ему трудно переключиться на другой объект.

В зависимости от направленности внимание делится на виды: внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено субъектом на внешние объекты, а внутреннее - на внутреннее, т. е. происходящие внутри самого субъекта процессы и прежде всего психические.

Один вид внимания может переходить в другой: произвольное – в непроизвольное, а также в послепроизвольное и наоборот, внешнее – во внутреннее, зрительное – в слуховое и т. п. Внимание обладает рядом свойств, важнейшими из которых являются сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключаемость, объем, отвлекаемость, распределяемость.

Показателем сосредоточенности, или концентрации, внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой постороннего раздражителя, способного отвлечь внимание от предмета деятельности. Чем сосредоточеннее внимание, тем выше предпосылка для более точного и успешного выполнения деятельности, и, следовательно, меньшего утомления.

Противоположным сосредоточенности является такое свойство внимания, как рассеянность. Психологи выделяют рассеянность обыкновенную (состояние внимания, когда оно не сосредоточивается на одном объекте, а непроизвольно переходит на другие) и мнимую, или "профессорскую" (проявляется в глубоком сосредоточении на чем-то одном, когда человек не замечает ничего другого).

Устойчивость внимания проявляется во времени, в течение которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте. Чем больше это время, тем устойчивее внимание. Но даже при устойчивом внимании может кратковременно, непроизвольно и периодически изменяться его направленность. Это явление называется колебанием внимания. Устойчивость внимания на объектах любой деятельности – важнейшее условие высоких показателей в ней. Внимание будет более устойчивым при отсутствии отвлекающих его сильнодействующих посторонних раздражителей: звуковых, оптических и др. Устойчивость внимания падает при отклонении от оптимального для конкретного человека темпа и объема работы. Самым устойчивым оно будет в том случае, когда с объектом внимания выполняется не только физическая работа, но и работа, требующая творческого мышления. Чем богаче по содержанию объект и чем больше интеллектуальных действий человек может совершить с ним, тем устойчивее его внимание на этом объекте.

Переключаемость – преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой или с одних его элементов на другие. Способность переключать внимание во многом зависит от темперамента. Сангвиник, например, легко и быстро переключает внимание с одного объекта на другой, флегматик–без затруднений, но медленно, у холерика внимание переключается с трудом, но уж если он переносит его, то быстро. У меланхолика имеется потребность в относительно частом переключении внимания в связи с повышенной утомляемостью от однообразной психической деятельности. Легко переключается внимание с менее интересного объекта на более интересный, с менее значимого на более значимый, с трудного дела на более легкое, с известного на неизвестное. В обратном направлении внимание переключается с трудом и медленнее, но это зависит еще и от волевых особенностей человека, его натренированности в совершении этого действия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.