T-критерий для несвязанных (независимых) измерений
Для оценки достоверности различий в выборках, то есть фактически для их сравнения, при работе с данными, измеренными в метрических шкалах, чаще всего используют t-критерий Стьюдента. Это мощный параметрический критерий, дающий достоверные результаты даже если выборка мала. Данный критерий встречается в 2-х вариантах: для связанных выборок (о нем речь пойдет в следующем разделе) и для несвязанных. При работе с обоими вариантами критерия используется одна и та же таблица критических значений, но формулы расчета отличаются. Формула t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок имеет следующий вид: Допустим, школьники в двух разных классах в течение года занимались по двум различным методикам. Известно, что начальный уровень в этих классах был примерно одинаков. В конце учебного года были сделаны замеры показателей интеллекта. Насколько различается уровень умственного развития в этих двух классах? Данные заносятся в таблицу.
Гипотезы: Н0: достоверность различий между показателями интеллекта у школьников класса А и класса Б значимо не отличается от нуля. Н1: достоверность различий между показателями интеллекта у школьников класса А и класса Б значимо отличается от нуля. Подстановка значений в формулу дает следующий результат: Для того, чтобы воспользоваться таблицами критических значений необходимо вычислить степень свободы. Для данного критерия df = n1+n2-2. У нас df = 42.
Эмпирическое значение занимает промежуточное положение между р-уровнями р = 0,05 и р = 0,01. Таким образом, tэмп > tкр (p ≤ 0,05) H0, Þ Н1! ст. зн. Мы можем уверенно опровергнуть нулевую гипотезу и констатировать, что обнаружена достоверность различий на уровне статистической значимости. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|