Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В МАЛЫХ ГРУППАХ



Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии. Поэтому крайне важно сделать прежде всего уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Р.Л. Кричевский). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Стиль лидерства.

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
– Деловые, краткие распоряжения – Запреты без снисхождения, с угрозой – Четкий язык, неприветливый тон – Похвала и порицания субъективны – Эмоции не принимаются в расчет – Показ приемов – не система – Позиция лидера – вне группы – Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме) – Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны – Голос руководителя – решающий
Демократический стиль
– Инструкции в форме предложений – Не сухая речь, а товарищеский тон – Похвала и порицание – с советами – Распоряжения и запреты – с дискуссиями – Позиция лидера – внутри группы – Мероприятия планируются не заранее, а в группе – За реализацию предложений отвечают все – Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
Попустительский стиль
– Тон – конвенциональный – Отсутствие похвалы, порицаний – Никакого сотрудничества – Позиция лидера – незаметно в стороне от группы – Дела в группе идут сами собой – Лидер не дает указаний – Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.