Здавалка
Главная | Обратная связь

Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях



 

Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов, касающихся особенностей жизни, активности в делах и общении или поведения в эмоционально-напряженных ситуациях. Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, который наиболее соответствует вашему поведению.

 

Опросник

1. Бывает ли вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

1) никогда;

2) иногда;

3) почти всегда.

2. У вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)?

1) меньше, чем работа большинства людей;

2) примерно такая же, как работа большинства людей;

3) больше, чем работа большинства людей.

3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:

1) делами, требующими решения;

2) обыденными делами;

3) делами, которые вам скучны.

4. Жизнь некоторых людей порой бывает переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто вам приходится сталкиваться с такими событиями?

1) несколько раз в день;

2) несколько раз в неделю;

3) примерно раз в день;

4) раз в неделю;

5) раз в месяц или реже.

5. В случае, если вас что-то сильно гнетет, давит или люди слишком многого требуют от вас, то вы:

1) теряете аппетит и/или меньше едите;

2) едите чаще и/или больше обычного;

3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.

6. В случае, если вас что-то гнетет, давит или у вас есть неотложные заботы, то вы:

1) немедленно принимаете соответствующие меры;

2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.

7. Как быстро вы обычно едите?

1) я обычно кончаю есть раньше других;

2) я ем немного быстрее других;

3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;

4) я ем медленнее, чем большинство людей.

8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что вы едите чересчур быстро?

1) да, часто;

2) да, раз или два;

3) нет, мне никто никогда этого не говорил.

9. Как часто вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?

1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;

2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени;

3) я делаю это редко или никогда не делаю.

10. Когда вы слушаете кого-либо и этот человек слишком долго не может закончить мысль, вы чувствуете желание поторопить его?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

11. Как часто вы действительно заканчиваете мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

12. Как часто ваши близкие или друзья замечают, что вы невнимательны, если вам говорят о чем-либо слишком подробно?

1) раз в неделю или чаще;

2) несколько раз в месяц;

3) почти никогда;

4) никогда.

13. Если вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто вы опаздываете?

1) иногда;

2) редко;

3) почти никогда;

4) я никогда не опаздываю.

14. Бывает ли, что вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?

1) часто;

2) иногда;

3) редко или никогда.

15. Предположим, что вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, то вы;

1) спокойно подождете;

2) будете прохаживаться в ожидании;

16. Если вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то вы:

1) спокойно ждете своей очереди;

2) испытываете нетерпение, но не показываете этого;

3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;

4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.

17. Если вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т. п.), то вы:

1) напрягаете все силы для победы;

2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;

3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно,

18. Представьте, что вы и ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что вы думаете о соревновании в этой работе?

1) предпочитаю избегать этого;

2) принимаю, потому что это неизбежно;

3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует.

19. Когда вы были моложе, большинство людей считали, что вы:

1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;

3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);

4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

20. Чем, по вашему мнению, вы отличаетесь в настоящее время:

1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и вам нравится во всем быть первым и лучшим;

3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);

4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться,

21. По мнению ваших родных или друзей, вы:

1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;

3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);

4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

22. Как оценивают ваши родные или друзья вашу общую активность?

1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее;

2) около среднего; всегда есть какое-то занятие;

3) сверхактивность, бьющая через край энергия.

23. Согласились бы знающие вас люди, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

24. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы менее энергичны, чем большинство людей?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

25. Согласились бы хорошо знающие вас люди с тем, что за короткое время вы способны выполнить большой объем работы?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

26. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы легко сердитесь (раздражаетесь)?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

27. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы живете мирной и спокойной жизнью?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

28. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы большую часть дел делаете в спешке?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

29. Согласились ли бы хорошо знающие вас люди, что вас радует соревнование (состязание) и вы очень стараетесь выиграть?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.

30. Какой характер был у вас, когда вы были моложе?

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;

3) вполне уравновешенный (не было проблем);

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

31. Каким вы представляете свой характер сегодня:

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;

3) вполне уравновешенный;

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

32. Когда вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает вас,

что вы обычно чувствуете при этом?

1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;

2) я чувствую легкую досаду;

3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.

33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно вас разозлили, то вы:

1) ответите резко;

2) ответите в спокойной форме;

3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить;

4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.

34. Как часто вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?

1) ежедневно или часто;

2) еженедельно;

3) ежемесячно или реже.

35. Работа, которую вы должны закончить к определенному сроку, как правило:

1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна;

2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей.

36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?

1) нет;

2) да, но только изредка;

3) да, весьма часто.

37. Качество работы, которую вы выполняете, к концу назначенного срока бывает;

1) лучше;

2) обычное;

3) хуже.

38. Бывает ли, что на работе вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?

1) нет, никогда;

2) да, но не так часто;

3) да, постоянно.

39. Были бы вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в следующем году?

1) да;

2) нет, мне хотелось бы добиться большего;

3) конечно, нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе буду очень расстроен.

40. Если бы вы могли выбрать, то что бы вы предпочли:

1) прибавку к заработной плате без повышения в должности;

2) продвижение в должности без существенного повышения зарплаты.

41. К концу отпуска вы:

1) хотите продлить его еще на недельку-другую;

2) чувствуете, что готовь! вернуться к обычной работе;

3) вам хочется, чтобы отпуск кончился и вы могли вернуться к обычной работе.

42. Бывало ли так, что за последние три года вы брали меньше дней отпуска, чем положено?

1) да;

2) нет;

3) нет, никогда.

43. Бывает ли, что во время отпуска вы не можете перестать думать о работе?

1) да, часто;

2) да, иногда;

3) нет, никогда.

44. В последние три года вы получали какие-либо поощрения на работе?

1) нет, никогда;

2) иногда;

3) да, часто.

45. Как часто вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?

1) редко или никогда;

2) раз в неделю или реже;

3) почти постоянно.

46. Как часто вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?

1) на моей работе это невозможно;

2) весьма редко;

3) иногда (реже, чем раз в неделю).

47. Вы обычно остаетесь дома, если у вас озноб или повышенная температура?

1) да:

2) нет.

48. Если вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то вы:

1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к вам;

2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость.

49. Когда вы работаете в коллективе, другие ожидают от вас, что вы будете руководить?

1) редко;

2) не чаще, чем от других:

3) чаще, чем от других.

50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?

1) никогда;

2) иногда;

3) часто.

51. Если кто-то поступает по отношению к вам нечестно, то вы:

1) прямо указываете ему на это;

2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств;

3) ничего не говорите об этом.

52. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы прилагаете:

1) гораздо больше усилий;

2) несколько больше усилий;

3) примерно столько же усилий;

4) немного меньше усилий;

5) гораздо меньше усилий.

53. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете:

1) значительно большую ответственность;

2) несколько большую ответственность;

3) примерно такую же ответственность;

4) несколько меньшую ответственность;

5) значительно меньшую ответственность.

54. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете необходимость торопиться?

1) гораздо больше;

2) несколько больше;

3) столько же;

4) несколько меньше;

5) гораздо меньше.

55. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы:

1) значительно более аккуратны;

2) несколько более аккуратны;

3) примерно в такой же степени аккуратны;

4) несколько менее аккуратны;

5) значительно менее аккуратны.

56. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, ваше отношение к ней:

1) гораздо более серьезное;

2) несколько более серьезное;

3) мало отличается от других;

4) несколько менее серьезное;

5) значительно менее серьезное.

57. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет назад, сейчас вы

работаете в течение недели:

1) больше часов;

2) примерно столько же;

3) меньше, чем раньше.

58. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:

1) меньшей ответственности;

2) столько же ответственности;

3) большей ответственности.

59. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:

1) более престижна;

2) столь же престижна;

3) менее престижна.

60. Сколько разных работ вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?

1) изменений не было или были однажды;

2) две;

3) три;

4) четыре;

5) пять и более.

61. За последние 10 лет вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?

1)да;

2) нет.

 

Обработка данных

В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:

 

Баллы Баллы
13,7,1 13,7,1
13,7,1 1,5,9,13
1,7,13 1,7,13
4,7,10,13 13,1
7,13 13,7,1
1,13 1,7,13
3,9,5,1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 13,1
1,7,13 13,7,1
1,7,13 1,7,13
1,5,7,9,13 1,7,13
13,9,5,1 13,7,1
1,7,13 13,7,1
13,7,1 13,9,5,1
13,9,5,1 13,1
1,7,13 13,1
13,7,1 13,7,1
1,5,9,13 13,7,1
1,5,9,13 1,7,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
13,7,1 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
13,9,5,1 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,4,7,10,13
1,5,9,13 1,7,13
13,9,5,1 13,7,1
1,5,9,13 1,7,13
1,5,9,13 13,10,7,4,1
1,5,9,13 1,13
1,5,9,13    

 

Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности - тип А;

168-335 баллов - диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно А1);

336-459 - диагностируется промежуточный {переходный} тип личностной активности - тип АБ;

460-626 баллов - диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно Б1);

627 баллов и выше - с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип личностной активности - тип Б.

 

Интерпретация результатов

1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью (тип А)

характерны:

· преувеличенная потребность в деятельности - сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;

· постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»;

· неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу; неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

· нетерпеливость, стремление делать все быстро; ходить, есть, говорить, принимать решения;

· энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи;

· импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;

· соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;

· стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

 

2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны;

· повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность;

· нехватка времени для отдыха в известной мере компенсируется расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым принятием решения;

· энергичная, выразительная речь и мимика;

· эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

· чувствительность к похвале и критике;

· неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях;

· стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности;

· при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

 

3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности (АБ), характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены.

Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.

 

Литература

1. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Метода и техники. М.:Изд-во Института психотерапии, 2001.

2. Лабунская В. Д., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. - М., 2001.

3. Либин Д., Либина А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами//Стиль человека: психологический анализ. - М., 1998.

4. Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. - Ярославль, 1998.

5. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000.

6. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. - СПб., 1999.

7. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. - М., 2001.

8. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. - М. -Кострома, 2001.

 

 

Глава 10. Диагностика личностной и групповой деятельностной эффективности

 

 

10.1. Концептуальные подходы к определению личностной и групповой эффективности. 3

10.2. Диагностика стратегий достижения цели. 3

10.3. Самооценка психологической адаптивности. 5

10.5. Шкала субъективного благополучия. 6

10.6. Интегральная удовлетворенность трудом.. 9

10.7. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой. 11

10.8. Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня 13

10.9. Диагностика привлекательности труда (В. М. Снетков) 17

10.10. Определение деятельностной эффективности организации (В.Зигерт, Л.Ланг) 21

10.11. Экспертная оценка деятельностной успешности курсантов военных учебных заведений 23

10.12. Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин) 24

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.