Здавалка
Главная | Обратная связь

Конструктивизм перерос производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные цели.



В оформлении театральных спектаклей конструктивисты заменили традиционную живописную декорацию трансформируемыми установками-"станками", изменяющими сценическое пространство.

Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер), включившись в движение производственного искусства, стали основоположниками советского дизайна, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала.Для конструктивизма печатной графики, искусства книги, плаката характерны скупые геометризованные формы, их динамичная компоновка, ограниченность цветовой палитры (в основном красное и черное), широкое применение фотографии и наборных типографских элементов. Характерные проявления конструктивизма в живописи, графике и скульптуре - абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций, иногда динамических. Конструктивисты отработали особые приемы усиления визуального воздействия: неожиданные ракурсы, динамика, выраженная через сдвинутые оси, наклонные вертикали и горизонтали, использование простых ярких цветов без полутонов, плоские заливки одной краской, контрасты красного и черного, черного и белого. Этот формальный язык привлекал внимание, убеждал аудиторию. В СССР коммерческая реклама сошла прямиком с агиток гражданской войны. Не случайно Родченко, Маяковский и Лисицкий при создании коммерческого плаката краткого периода НЭПа использовали те же революционные принципы цвета, геометрического построения и общей композиции. (А. Родченко, текст В. Маяковского.Реклама для Резинотреста.1923 г.ГУМ; Рекламный плакат для Моссельпрома; А. Родченко.Рекламный плакат для Лениздата.1925;В. и Г. Стенберги. Плакат к фильму “Турксиб”. 1929 г.).

Идеи конструктивизма вызревали в предшествующих направлениях русского авангарда. Его программа, сформировавшаяся в послереволюционный период, несла на себе черты социальной утопии, поскольку художественное проектированиемыслилось какспособ преобразования общественного бытия и сознания людей, конструирования окружающей среды. Даже термин «художник» заменяется у них словом «мастер».

Сильное влияние идеи и принципы К. оказали на советскую архитектуру 20-х гг. (братья Веснины, М.Гинзбург, Б.Иофан, И.Леонидов, К.Мельников и др.). Архитекторы конструктивисты братья Веснины, М. Гинзбург опирались на возможности современной строительной технологии. Они достигали художественной выразительности композиционными средствами, сопоставлением простых, лаконичных объемов, а также эстетическими возможностями таких материалов, как металл, стекло, дерево.

В 1924 была создана творческая организация конструктивистов-ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

Ортодоксальным конструктивистам противостояла Ассоциация новой архитектуры (АСНОВА). Подчиняя формообразование не только функции, но и психологии восприятия формы, она стремилась создать реальные пространства, символически раскрывающие духовные константы утопии. Ее концепция исходила от принципа эстетической утопии - совершенствования мира гармонизацией его форм. Близкий к группе Константин Мельников создал собственный дом и серию рабочих клубов в Москве как ряд зданий-символов, отразивший многогранность духа времени.

Со второй пол. 20-х гг. многие радикально-техницистские принципы и проекты конструктивистов стали все больше расходиться с идеологическими установками большевиков. Власти стали резко отмежевываться от К., а позже и заклеймили его представителей формалистами, лишив возможности заниматься творчеством или существенно ограничив его рамки. Некоторые конструктивисты (в основном неутилитарного направления, в частности Габо и Певзнер) еще в начале 20-х гг. покинули Россию, не находя в ней применения своим силам. Они, как и Татлин, остававшийся в России, оказали сильное влияние на западный конструктивизм.

Считается, что западный К. берет свое начало от изданной в 1918 г. книги Лe Корбюзье и А.Озанфана «После кубизма», в которой утверждается, что конструктивные принципы составляют основу любого искусства, а после кубизма они стали его самоцелью. В Голландии близким к К. было движение неопластицизма, сформировавшееся вокруг журнала «Де Стиль» и возглавлявшееся Т. ван Дуйсбургом и П.Мондрианом.

Первое официальное утверждение конструктивизма в Европе произошло в 1922 г. в Дюссельдорфе, когда Т. ван Дуйсбург, Н.Габо и кинорежиссер Г. Рихтер объявили о создании «Международной фракции конструктивистов». Впоследствии в тех или иных формах международное движение К. существовало до 60-х гг. в Европе и Америке, хотя на Американском континенте оно не было особо популярным. Помимо указанных художников к нему на разных этапах примыкали такие известные мастера, как Л.Моголи-Надь, Н.Габо, Бен Никольсон, Г.Арп, группа издателей журнала «Структура» (с 1958 г.).Это — линия неутилитарного К.

Особое, как бы срединное положение между двумя крайними линиями в К. занимал «Баухаус»(Bauhaus — дословно «Дом строительства», «Гильдия строителей») — организованная архитектором В.Гропиусом в 1919 г. в Германии художественно-промышленная школа. Активно функционировала последовательно в Ваймаре, Дессау и Берлине до 1933 г., когда она была закрыта нацистами.

Ее целью была подготовка художников-конструкторов на основе объединения новейших достижений искусства, науки и техники. От изучения художественно-эстетических законов действия цвета, формы, объема и их взаимоотношений, отдельных свойств различных технических материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления современных архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или дизайнеров).

В лоне К. зародился и получил свое первое оформление и теоретико-практические навыки дизайн XX в., от К. ведут свое начало такие художественные направления, как кинетическое искусство, минимализм, отчасти — концептуализм.К. оказал сильнейшее влияние на архитектуру и прикладные искусства XX в.

Э. Лисицкий –будучи командирован в Берлин в 1921 г., до 1925-го практически исполнял в Европе роль эмиссара нового советского искусства. Пропагандируя советский авангард в стилевом единстве составляющих его концепций (супрематизм, конструктивизм, рационализм), встраивал его в западный контекст. Совместно с И. Г. Эренбургом основал журнал "Вещь" (1922), установил связи с журналом Ле Корбюзье "Эспри нуво" ("Esprit nouveau"), стал членом голландского архитектурного объединения "Стиль", участвовал в конкурсах и выставках. При этом продолжал много работать в рекламной и книжной графике, в фотографии и плакате.

Его влекли машинерия, изобретательская практика, он сблизился с производственниками и конструктивистами, в 1925 г. вступил в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА) преподавал во Вхутемасе дисциплину "Проектирование мебели"; его дизайнерский дар проявился в оформлении советских павильонов на международных выставках ("Пресса" в Кёльне, 1924; "Фильм и фото" в Штутгарте, 1929; выставка гигиены в Дрездене и выставка пушнины в Лейпциге, 1930).

В. Татлин - в дизайнерской деятельности в конце 20-х годов XX века складывается три направления: деревянные вещи, посуда, летательные аппараты. Особенность этих вещей: форма зависит от непосредственного соприкосновения с человеком. В «Летатлине» предвосхищены закономерности возникшей через много лет бионики, науки, связавшей биологию с техникой.

А. Родченко. Входил в объединение Левый фронт искусства (ЛЕФ), представитель конструктивизма и производственного искусства, оформитель книги, один из зачинателей рекламы в СССР, фотомонтажа. В 1918-1921 создал выдающиеся серии минималистских пространственных конструкций, построенных из подобных фигур и из одинаковых форм. Дизайнерские разработки показывают, что он уделял большое внимание вопросам художественного формообразования, которое рассматривал в тесной связи с социально-этической ролью вещи в новом обществе. Простота форм была новым эстетическим идеалом, противопоставлявшимся буржуазной роскоши. Разрабатывал мебель, оборудование на «движущемся» принципе, который позволял «развернуть предмет в его работе на большую площадь и компактно сложить его по окончании работы». Широко использовались приемы трансформации(один предмет легко мог быть превращен в другой: диван превращался в парту, кресло — в кровать и т. д.). Внедрял в жизнь новые принципы организации предметной среды. Когда это не удавалось в реальной жизни, он свои идеи проводил в кино или на театральной сцене. «Не довольно ли с нас тупой жизни, в которой ничего не ценится, не осознается, в которой все бутафория и декорация: человек украшен, его жилище украшено, мысли украшены, все украшено чужим и ненужным, чтобы скрыть пустоту жизни. Жизнь — эту простую вещь до сих пор не видели, не знали, что она такая простая, ясная, которую только нужно организовать и пообчистить от всякого прикладничества. Работать для Жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев. ... Да здравствует конструктивное отношение к каждому делу. Да здравствует конструктивизм».

Л. Попова (1889–1924) одна из первых художников-конструкторов, первых советских дизайнеров, пришедших непосредственно на производство, на фабрику. Там она создавала совершенно новые рисунки тканей и рациональные модели платьев из этих тканей. Выход к созданию реальных вещей был подготовлен многолетним экспериментированием в области цвета, формы, материала. Однако реальные контакты Л. Поповой с производством тех лет налаживались с огромными трудностями. Поэтому для нее, как и для других «производственников», главным экспериментальным полем оказывался театр, где перекрещивался опыт станковой живописи, архитектуры, костюма.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.