Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Оглавление

Общая экономическая теория

 

1. Введение в экономику. Общие основы экономического развития…………...8

 

1.1. Предмет экономики. Экономический анализ, его значение и методы……..8

1.2. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей. Производственная функция……………………………………...11

1.3. Экономические системы и их классификация. Смешанная экономика……15

1.4. Понятие, типы и формы собственности……………………………………..16

1.5. Словарь основных терминов………………………………………………….19

1.6. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………...20

1.7. Учебные задания и задачи…………………………………………………….21

 

Микроэкономика

 

1. Функционирование конкурентного рынка…………………………………….24

1.1. Рыночная структура. Виды рынков………………………………………….24

1.2. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Этапы развития

рыночной экономики………………………………………………………………27

1.3. Словарь основных терминов…………………………………………………28

1.4. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………..30

1.5. Учебные задания и задачи……………………………………………………31

 

2. Рыночный механизм……………………………………………………………32

2.1. Понятие рыночного механизма………………………………………………32

2.2. Спрос. Сдвиг кривой спроса…………………………………………………33

2.3. Предложение. Сдвиг кривой предложения…………………………………36

2.4. Рыночное равновесие и рыночная цена. Устойчивость равновесия………38

2.4.1. Словарь основных терминов……………………………………………….41

2.4.2. Вопросы для самоконтроля………………………………………………...41

2.4.3. Учебные задания и задачи………………………………………………….42

2.5. Основы теории поведения потребителя……………………………………..45

2.5.1. Полезность и спрос. Понятие о теории предельной полезности………...45

2.5.2. Индивидуальный спрос и спрос на рынке в целом……………………….47

2.5.3. Концепция кривых безразличия……………………………………………48

2.5.4. Словарь основных терминов……………………………………………….55

2.5.5. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………56

2.5.6. Учебные задания и задачи………………………………………………….57

 

3. Особенности воспроизводства на отдельном предприятии………………….58

3.1. Сущность и организационно-экономические формы предприятия….……58

3.2. Фирма и формы фирменной организации…………….…………………….60

3.3. Фирма и конкуренция……………………………………………………….61

3.4. Риск: понятие, виды, уровни. Банкротство………………………………..63

3.5. Инвестиции фирмы………………………………………………………….64

3.6. Выручка, издержки и прибыль фирмы …………………………………….64

3.7. Издержки и поведение фирмы в краткосрочном периоде………………..69

3.8. Издержки и поведение фирмы в долгосрочном периоде…………………71

3.9. Словарь основных терминов……………………………………………….75

3.10. Вопросы для самоконтроля……………………………………………….77

3.11. Учебные задания и задачи…………………………………………………78

 

4. Ценообразование, максимизация прибыли и поведение фирмы

в различных рыночных структурах…………………………………………….80

4.1. Общие положения…………………………………………………………..80

4.2. Фирма в условиях совершенной конкуренции……………………………82

4.3. Фирма в условиях «Чистой монополии»………………………………….84

4.4. Фирма в условиях несовершенной конкуренции…………………………86

4.4.1. Монополистическая конкуренция……………………………………….86

4.4.2. Олигополистическая конкуренция (олигополия)………………………87

4.5. Словарь основных терминов………………………………………………88

4.6. Вопросы для самоконтроля………………………………………………..88

4.7. Учебные задания и задачи…………………………………………………89

 

5. Виды рынков………………………………………………………………….93

5.1. Рынок конечных продуктов и услуг………………………………………93

5.1.1. Правительственный рынок………………………………………………93

5.1.2. Потребительский рынок…………………………………………………94

5.1.3. Сущность маркетинга……………………………………………………95

5.1.4. Товародвижение. Виды торговли. Товарная биржа……………………97

5.1.5. Ценообразование………………………………………………………..101

5.1.6. Словарь основных терминов…………………………………………...101

5.1.7. Вопросы для самоконтроля…………………………………………….103

5.1.8. Учебные задания и задачи……………………………………………..103

5.2. Финансовый рынок……………………………………………………….104

5.2.1. Понятие и структура финансового рынка…………………………….104

5.2.2. Рынок кредита…………………………………………………………..105

5.2.3. Рынок ценных бумаг……………………………………………………108

5.2.4. Финансовые инструменты и их основные характеристики………….109

5.2.5. Финансовые посредники……………………………………………….112

5.2.6. Словарь основных терминов…………………………………………..114

5.2.7. Вопросы для самоконтроля…………………………………………….115

5.2.8. Учебные задания и задачи……………………………………………..116

5.3. Рынок факторов производства…………………………………………...117

5.3.1. Общая характеристика рынка факторов производства………………117

5.3.2. Рынок земли и землепользования…………………………………….121

5.3.3. Рынок капитала………………………………………………………..123

5.3.4. Рынок труда……………………………………………………………126

5.3.5. Словарь основных терминов………………………………………….131

5.3.6. Вопросы для самоконтроля…………………………………………..133

5.3.7. Учебные задания и задачи……………………………………………134

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемый учебный комплекс по микроэкономики подготовлен для всех студентов, изучающих экономику, но прежде всего для студентов неэкономических направлений и специальностей, для которых данный предмет не является профилирующим. Название является в определенной степени условным, т.к. кроме материала по микроэкономике в данном учебном пособии содержится раздел, посвященный проблемам общей экономической теории.

Основная цель данного издания заключается в формировании у студентов основного понятийного аппарата, необходимого для оценки происходящих на микроуровне экономических процессов и явлений.

Использование учебного комплекса по микроэкономике не избавляет студентов от необходимости изучения другой учебной литературы, но позволяет получить информацию по экономике в сжатой и доступной форме.

Для повышения эффективности учебного процесса в учебном комплексе по микроэкономике помимо теоретического материала содержится: словарь основных терминов, вопросы для самоконтроля, учебные задания и задачи. Все эти методические дополнения предназначены для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям в аудитории. Их использование призвано облегчить студентам понимание отдельных тем и вопросов курса экономики.

В конце учебного комплекса приводится библиографический список, позволяющий студентам расширить и углубить свои знания по тем вопросам, которые рассматриваются авторами пособия в сжатом виде. Кроме того, литература из этого списка может использоваться при подготовке студентами докладов на практических занятиях и конференциях и при написании рефератов.

Экономические процессы и явления рассматриваются в пособии в определенной последовательности. Каждое новое понятие базируется на знании предыдущего материала. Движение происходит от простого к сложному, поэтому авторы призывают студентов к последовательности в работе над пособием, к стремлению понять, а не заучить предлагаемый материал, к вдумчивой и осмысленной оценке экономических процессов и явлений, к поиску путей решения возникающих в нашей экономике проблем не на основе эмоций, а на почве твердого знания и понимания, умения обосновать свои предложения и отстоять их перед возможными оппонентами.

ОБЩАЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Объектом изучения экономической науки является экономика – особая сфера жизнедеятельности людей. Особенности этой сферы, ее содержание, элементы определяют границы экономической науки в целом и экономической теории как ее основной части.

В обыденном сознании представления об экономике часто связаны с рациональным ведением своего хозяйства, эффективным использованием денег и т.д. «Экономика» - управление домашним хозяйством, домоводство. (Ксенофонт). В то же время у всех нас в сознании существует и другое, более широкое понятие экономики - состояние дел в народном хозяйстве в целом, изменение цен, доходов, внешнеэкономических связей и т.д. Еще одно понимание экономики связанно с постоянным изменением социальной роли и функций участников экономической жизни, субъектов экономики. Люди одновременно выступают в роли производителей благ и их потребителей; получателей доходов и плательщиков налогов из тех же доходов; владельцев акций (собственников) и в то же время производителей. К тому же положение в самой экономике и положение ее субъектов постоянно изменяется. Увидеть за изменением разных показателей, множеством ролей субъектов экономики устойчивые тенденции, взаимосвязи, принять правильные решения – может только экономическая наука.

 

1.1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ

 

В данном учебном пособии речь будет идти об экономике как учебной дисциплине, поэтому мы будет учитывать все вышеприведенных значения, но основу будет составлять понимание экономики как отрасли знаний

Экономика изучает поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Её главная задача – исследовать проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Экономика является наукой, базирующейся на фактах реальной экономической жизни. Но она не является сводом фактов. Экономика - это отрасль знаний, использующая для понимания сущности экономической жизни, так называемый научный подход, позволяющий на основе анализа разнообразного и многочисленного фактического материала вскрыть логику явлений, установить закономерности их развития, их взаимосвязь и взаимозависимость.

По сути дела это модельный подход: построение некоторой модели процесса, явления или механизма функционирования хозяйственных структур и получение на основе её (модели) анализа новых знаний об экономическом объекте. Результативность такого подхода зависит от адекватности описанной модели реалиями экономической жизни.

Экономический анализ содержит исследование параметров модели, оценку эффективности её функционирования, обоснование различных вариантов её развития, выявление резервов, позволяющих получить большие результаты при меньших затратах.

Важно, чтобы для анализа использовалась полная, достоверная и сопоставимая информация.

В ходе экономического анализа важно правильно выбрать единицы измерения тех или иных явлений. В анализе используются физические или натуральные единицы (штуки, метры, килограммы и т. д.), условно-натуральные (например, единицы условного топлива, к которым сводятся все виды топлива), трудовые единицы (чел. - час, чел.-день и т. д.), денежные (рубль, доллар и т. д.).

Совокупность специальных приёмов, применяемых для обработки экономической информации, называется методикой.

К таким приёмам:

1. сравнение – выражение данного явления через другие однородные явления;

2. сводка – выявление общего результата действия различных факторов на тот или иной процесс;

3. группировка – выделение в изучаемых явлениях тех или иных групп по тем или иным признакам;

4. определение относительных величин – определение коэффициентов, т.е. соотношение двух величин, одна из которых принимается за единицу, или процентов, где за базис принимается 100;

5. определение средних величин, т.е. величин, выражающих отличительную особенность данной совокупности факторов. Используются при характеристике массовых количественно однородных явлений;

6. ряды динамики – используются для определения абсолютного прироста. Например, объём производства возрос с 1000 млн. шт. до 1500 млн. шт. Абсолютный прирост – 500 млн. шт., темп роста 150% или в 1,5 раза, темп прироста – 50%;

7. определение структуры, т.е. удельного веса элементов в их совокупности.

8. способ цепных подстановок используется при анализе явлений, определяемых множеством факторов. Заменяя плановое значение фактора на фактическое, мы получаем информацию о влиянии изменившегося фактора на явление. Этот способ является одним из приёмов элиминирования (изменение одного фактора " при прочих равных условиях ").

Экономический анализ позволяет сформировать позитивные знания о том, каково фактическое состояние экономики. Это необходимо для обоснования экономической политики на различных уровнях хозяйствования. В ходе её разработки на основе полученных экономической наукой данных о том, что есть, принимается решение о том, что, должно быть. Особенно важным при этом является правильное определение целей экономического развития и установление характера взаимосвязей между различными целями. При этом надо иметь в виду, что достижение одной цели может привести к осуществлению других целей, но может быть ситуация, когда цели взаимно исключают друг друга. Важно, чтобы цель была чёткой и конкретной.

В отличие от технических и многих естественных наук возможности проведения эксперимента в экономике ограничены, а то и вообще отсутствуют. Поэтому анализ моделей остается практически основным в экономике. В связи с этим так важно при создании и анализе моделей следовать некоторым правилам "корректного вывода":

1. Правило "при прочих равных условиях". Так как большинство экономических процессов зависит от многих факторов, то для изучения влияния одного из них необходимо так построить модель, чтобы значения других факторов были незначительны (т.е. их влияние исключалось).

2. Избегать в выводах ошибок типа "после - вследствие". Эта ошибка связана с тем, что следствие может быть результатом влияния многих факторов, и нельзя делать вывод о результатах изменения только на основе изучения влияния одного фактора. Например, спрос изменился, но это не значит, что это произошло только под влиянием изменения цены, т.к. действуют и неценовые факторы.

3. Избегать "ошибок композиций" вывода, когда то, что справедливо для части, формально распространяется на целое.

Необходимо различать позитивные и нормативные суждения в экономике.

Позитивные суждения отвечают на вопросы, что и как будет происходить в народном хозяйстве при определенных действиях в конкретных условиях.

Нормативные суждения отвечают на вопросы, насколько хорошо, справедливо то или иное решение, т.е. затрагивают проблемы этического, оценочного характера. Эти суждения важны, но на них не существует ответа с позиции экономической науки, т.к. это сфера политический решений.

 

1.2. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

 

Всё изучаемое экономической наукой связано с тем, что материальные потребности людей безграничны, а средства их достижения (экономические ресурсы) ограничены или редки.

Потребности могут быть материальными, духовными и социальными. Экономическая наука имеет дело с материальными потребностями. Они удовлетворяются с помощью материальных продуктов и услуг.

Материальный продукт существует после процесса его создания, а услуга – только в процессе её оказания.

Материальные продукты и услуги удовлетворяют личные потребности (предметы потребления) и производственные потребности (средства производства).

Экономические ресурсы – это все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые могут быть использованы в процессе производства продуктов и оказания услуг, имеющихся в ограниченном количестве. Экономические ресурсы, уже используемые в процессе производства, называются факторами производства. Виды ресурсов: природные, трудовые, инвестиционные, финансовые, информационные.

В ручном производстве преобладают трудовые и природные ресурсы, в машинном – инвестиционные, в современном производстве в условиях НТР возрастает роль информационных ресурсов.

Основными ресурсами являются природные, трудовые и инвестиционные. Финансовые и информационные ресурсы являются производными от них.

Природные ресурсы (или земля) – это всё естественные ресурсы (земля, лес, вода, полезные ископаемые и т.д.).

Инвестиционные ресурсы (или капитал) – это всё произведённые средства производства, используемые в производстве и доставке продуктов конечному потребителю. Средства производства являются реальным капиталом. Они включают средства труда (здания, сооружения, машины, оборудование) и предметы труда (сырьё, материалы).

Людские ресурсы включают труд – полезную, целесообразную деятельность людей в процессе производства. В процессе труда люди – работники расходуют рабочую силу – способность к труду, совокупность физических и умственных способностей, которыми они располагают. Особым видом людских ресурсов является предпринимательская способность, рассматриваемая в рыночной экономике как особый ресурс. Для её осуществления необходимы определённые данные – инициативность, новаторство, готовность к риску.

Собственник каждого ресурса, предоставляя его для использования в процессе производства, стремится к получению дохода. Земля приносит её собственнику ренту, рабочая сила – заработную плату, предпринимательская способность – прибыль, капитал-процент.

Экономические ресурсы ограничены, поэтому встаёт проблема их выбора: что, как, и для кого производить. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон.

1. Что, т.е. какие продукты и услуги и в каком количестве можно произвести? В этом случае анализируется таблица и график производственных возможностей.

2. Как, т.е. с помощью каких ресурсов и технологий производить эти необходимые обществу продукты и услуги?

3. Для кого производить эти продукты и услуги, с какой целью?

 

Таблица и кривая производственных возможностей

 

Для упрощения анализа мы делаем ряд допущений:

1) экономика функционирует в условиях полного использования всех пригодных для этого ресурсов и эти ресурсы используются таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объём производства (т.е. ресурсы распределяются эффективно);

2) ресурсы постоянны как по количеству, так и по качеству;

3) технология неизменна;

4) в экономике производится не бесконечное множество продуктов и услуг, а только два:

- предметы потребления представляет хлеб.

- средства производства представляет станок.

Эти допущения означают, что мы будем анализировать статичную, не растущую экономику.

В силу ограниченности ресурсов и с учётом наших допущений общество не может увеличить выпуск обоих продуктов. Нужно выбирать, какие объёмы каждого продукта произвести при полном использовании имеющихся ресурсов.

 

Таблица 1

Возможные варианты производства хлеба и станков

 

Виды продукта Производственные альтернативы
  А В С Д Е
Хлеб (млн. т)
Станки (тыс. шт.)

Эту таблицу можно изобразить графически (рис.1).

 

Кривая производственных возможностей

( кривая трансформации)

 

хлеб

(млн. т) W

5

E

4 D

       
 
 
   
С


3

 

2 B

u

1

A

 
 


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 станки

(тыс. шт.)

Рис. 1.

 

Наращивая производство станков, мы отказываемся от производства части хлеба. Количество хлеба, от которого мы должны отказаться, чтобы увеличить производство станков, называется вменёнными издержками производства станков или издержками упущенных возможностей..

Увеличение производства обоих продуктов возможно в динамичной, растущей экономике, когда количество и качество ресурсов возрастают, а технология совершенствуется. В этом случае происходит смещение (сдвиг) кривой производственных возможностей. Характер сдвига зависит от того, ресурсы производства какого из продуктов возросли, и технология какого производства усовершенствовалась. Расстояние, на которое может произойти сдвиг кривой в будущем, зависит от выбранного в данный момент времени соотношения между производством " товаров для будущего " (средств производства, научных исследований, образования, профилактической медицины) и " товарами для настоящего " (чисто предметы потребления).

Следовательно, экономика – процесс преобразования имеющихся в распоряжении общества ресурсов в продукты, которые должны удовлетворять как производственные, так и непроизводственные потребности общества. (простейшее определение). В этом случае процесс функционирования экономики схематически представляется следующим образом (рис.2):

 

 

 
 

 

 


Необходимость осуществлять выбор из возможных вариантов принятия решений по производству, распределению, обмену и потреблению благ требует хозяйствования – это совокупность мер и действий экономических субъектов, направленная на принятие наиболее экономичных решений, предполагающих удовлетворение потребностей и достижение целей с наименьшими затратами. Хозяйствование предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат и осуществление эффективной деятельности. Эффективность в общем виде – это соотношение результатов и затрат. В реальной экономике эффективность имеет множество форм выражения (исходя из разных форм выражения результатов и затрат).

В своих рассуждениях об эффективности использования ресурсов экономисты предполагают, что человек в экономике ведет себя рационально (разумно). Рациональное экономическое поведение может быть совсем нерациональным с точки зрения морали и нравственности. Оно заключается в стремлении получить максимальный экономический результат при имеющихся ограниченных ресурсах. Потребитель максимизирует свою полезность, фирма – прибыль. Государство – общественное благосостояние.

Производственная функция

Это отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объёмом продуктов и услуг, производимым из этого набора факторов. Она строится для данной технологии. Изменение технологии отражается новой производственной функцией.

Производственная функция может быть трёхфакторной (Q = f (N, C, Z) или двухфакторной (Q = f (C, Z), где Q – максимальный объём производства при данной технологии и данном соотношении земли (N), капитала (C) и труда (Z).

Двухфакторную производственную функцию можно изобразить графически. Кривая, отражающая все различные варианты комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы для производства данного объёма продуктов, называется изоквантой (рис.3).

 

Изокванта, соответствующая объёму

производства 200 единиц продукции в месяц

 

Время

работы 400 A

машин

в месяц 300

B

200 C

Часы труда в месяц


100 200 300 400 500

 

Рис. 3

 

Каждая точка на кривой обеспечивает производство заданного объёма продукции (200 ед.), но при разном сочетании затрат труда и капитала.

 

1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

 

Совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики представляет собой экономическую систему. Классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). Наиболее характерная для науки классификация экономических систем состоит в выделении следующих типов экономических систем на основе социально-экономических критериев:

а) Натуральное или патриархальное хозяйство, или традиционная экономика, в которой производство и потребление непосредственно соединены, а координация действий осуществляется на основе традиций и внеэкономического принуждения к труду (рудименты натуральных хозяйственных отношений сохраняются, на пример, в виде бартера).

б) Рыночная экономика (или товарное производство), в которой связь между производством и потреблением, координация экономической деятельности осуществляется путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.

в) Плановое хозяйство (экономика), командная, командно-административная: господство командных методов регулирования- тупиковая экономика.

г) Смешанная экономика, соединяющая воедино рыночный механизм и государственное регулирование (рынок и план).

В настоящее время смешанная экономика - целостная система, выступающая адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы объективно требуют дополнения рынка системой государственного регулирования. В зависимости от сочетаний рынка, государственного регулирования и традиций выделяются американская, германская, шведская, японская, китайская модели смешанной экономики.

 

1.4. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

 

Собственность как экономическая категория – это система отношений между людьми по поводу присвоения факторов и результатов производства.

Отношения собственности регулируются юридическими нормами, определяющими субъекты и объекты и разграничивающими права владения, распоряжения и пользования.

В реальности многие юридические отношения в воспроизводственном процессе переходят в экономические и наоборот. Существуют не только юридические, но и экономические права собственности.

В рамках юридической науки сложились два основных направления, изучающих права собственности.

Континентальная традиция абсолютизирует концентрацию прав собственности на объекты присвоения у одного владельца. В рамках этой традиции частная собственность провозглашается не только «священной и неприкосновенной «, но и «единой и неделимой». Будучи критически направленным против феодальных традиций (Кодекс Наполеона), континентальное право идеально соответствовало мелкотоварному и раннекапиталистическому производству. Современное индустриальное и постиндустриальное общество нуждается в более развитой системе прав собственности.

Своеобразной реакцией на эту потребность явилось возникновение англо-саксонской традиции в описании прав собственности. Как нормальное условие функционирования экономики в англо-саксонской традиции рассматривается расщепление собственности на правомочия нескольких лиц. В рамках этой традиции доказывается необязательность и даже неэффективность стремления во всех экономических решениях к абсолютной частной собственности.

Англо-саксонская традиция в праве оказала влияние экономическую науку и послужила основой формирования теории прав собственности.

Суть ее состоит в том, что в экономике не абсолютных прав собственности. Каждое экономическое решение должно опираться на тот определенный набор прав собственности или «пучок правомочий», который достаточен и необходим для наиболее выгодной реализации экономического решения. Стремление каждый раз к приобретению абсолютных прав собственности может привести к излишним издержкам по обслуживанию прав собственности (трансакционным издержкам), что ведет к снижению эффективности экономических решений.

Существуют различные варианты классификации прав собственности. Наиболее распространенная классификация А.Оноре:

1. Право владения.

2. Право пользования.

3. Право управления.

4. Право на доход.

5. Право на капитальную ценность вещи, т.е. абсолютное право на определение дальнейшей судьбы вещи (отчуждение, потребление,проматывание, уничтожение, изменение).

6. Право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации.

7. Право на завещание и наследование.

8. Бессрочность.

9. Запрещение вредного использования.

10. Ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга.

11. Остаточный характер, т.е. обязательность возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока.

Некоторые из перечисленных правомочий (5,7) являются дополнением друг к другу. Некоторые повторяют элементы римского права (1,2).

Расщепление права собственности на ряд правомочий служит базой для образования необходимых и достаточных прав для наиболее эффективных экономических решений.

Авторы экономической теории прав собственности – два известных американских экономиста – Р.Коуз, лауреат Нобелевской премии 1991г., и А.Алчиан. Своеобразие подхода авторов этой теории к трактовке собственности состоит в том, что они оперируют не привычным для нас понятием «собственность», а используют понятие «право собственности» Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса». Права собственности понимаются как санкционированные обществом (государством. администрацией, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Права собственности есть ни что иное, какопределенные «правила игры», принятые в обществе. С другой стороны, понятие собственности выводится из теории ограниченности ресурсов. Без редкости ресурсов бессмысленно говорить о собственности.

Объектом собственности является всё, что нас окружает.

Субъектами выступают государство, регион, предприятие, коллектив предприятия, группа людей и один человек.

По поводу одного итого же объекта могут возникать многоуровневые отношения собственности, предполагающие распределение прав владения, распоряжения и пользования между различными субъектами. Например, коллектив государственного предприятия пользуется в процессе производства находящимися в государственной собственности средствами производства, а в некоторых случаях и распоряжается ими.

В собственности ведущими являются отношения по поводу факторов производства, т. к. собственник факторов производства является и собственником его результатов. Если в производстве участвуют факторы, находящиеся в собственности нескольких субъектов, то и результаты распределяются между ними в виде доходов от факторов производства.

Истории известно два типа собственности – общественная и частная.

Общественная собственность предполагает совместное присвоение факторов и результатов производства. Она существует в двух формах: государственной и коллективной.

Государственная собственность может быть единой (всё, что является государственной собственностью, является собственностью всех граждан данной страны) и многоуровневой. В настоящее время в нашей стране государственная собственность является двухуровневой: собственность федеральная (общегосударственная), субъектов федерации (республики в составе РФ, края, области, автономные образования). Существует также муниципальная собственность (собственность города, района).

Коллективная собственность формируется на уровне хозяйствующих субъектов (кооперативов, трудовых коллективов, общественных и религиозных организаций).

Частная собственность – это собственность отдельных граждан или их объединений на долевой (паевой) основе. Её формами являются индивидуальная частная собственность, групповая частная собственность (ограниченное число собственников) и корпоративная и акционерная (собственность, распылённая между сотнями и тысячами владельцев).

Каждый тип и форма собственности существует в определённых условиях, имеют определённые границы и выполняют определённые функции. В сочетании (т. е. когда существует многообразие форм собственности) они позволяют экономике развиваться в режиме оптимального саморегулирования.

Экономические процессы и явления изучаются экономической наукой на двух уровнях – микро- и макроуровнях. Соответственно этому существует понятие микро- и макроанализа и микро- и макроэкономики.

Микроэкономика изучает процессы и явления на уровне отдельного человека, предприятия или отрасли.

Макроэкономика – на уровне национальной экономики как внутри страны, так и в её взаимодействии с национальными экономиками других стран.

 

1.5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Предмет экономики - экономическая наука изучает поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Экономический анализ - это исследование параметров, характеризующих экономические процессы и явления, оцен­ка эффективности использования необходимых для них ресурсов, обоснование различных ва­риантов развития этих процессов, выявление резервов, позволяющих достичь больших ре­зультатов при меньших затратах

Основные приемы экономического анализа - сводка, сравнение, группировка, ряды динамики, определение относительных и средних величин, способ цепных подстановок и др.

Методика экономического анализа - совокупность приемов, применяемых для обработки экономической информации

Материальный продукт - результат материального производства, существующий после его окончания

Услуга - результат деятельности людей, имеющий место только в процессе ее осуществления

Экономические ресурсы - это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут быть ис­пользованы в процессе производства продуктов и оказания услуг, имеющиеся в ограниченном количестве

Природные ресурсы - это все естественные ресурсы (земля, лес, вода, полезные ископаемые)

Людские ресурсы (труд) - рабочая сила или совокупность физических и умственных способностей людей, применяе­мых в процессе производства

Инвестиционные ресурсы (капитал) - это реальный капитал или все произведенные средства производства

Средства производства - это то, из чего производится продукт (предмет труда - сырье, материалы) и то, с по­мощью чего осуществляется производство (средства труда - здания, сооружения, маши­ны, оборудование)

Предпринимательская способность - - способность найти, соединить, организовать использование ресурсов, проявляя инициативу, новаторство и рискуя ради получения прибыли

Факторы производства - это экономические ресурсы, используемые в процессе производства (реальные ресурсы, в то время как ресурсы - это потенциальные факторы производства)

Проблема выбора - это проблема определения наилучших вариантов использования ограниченных ресурсов. Для производства это проблема: что, сколь­ко, как, из чего и для кого производить, чтобы результат был максимальным, а затра­ты - минимальными

Кривая производственных возможностей - графическое изображение проблемы выбора различных комбинаций производства двух возможностей продуктов при условии полного использования пригодных для этого ресурсов

Производственная функция - это отношение между любым возможным набором факторов производства и максимально возможным объемом продуктов и услуг, производимым из этого набора факторов

Изокванта - кривая, отражающая все возможные варианты комбинаций двух ресурсов, которые могут быть использованы для производства данного объема продуктов или услуг

Собственность (экономическое понимание)- это отношение между людьми по поводу присвоения факторов и результатов производства

Собственность (юридическое регулирование) - определение субъектов и объектов собственности и разграничение права владения, распоряжения, пользования

Общественная собственность- это отношение по поводу совместного присвоения людьми факторов и результатов производства

Частная собственность- это отношение по поводу индивидуального
присвоения факторов и результатов производства

 

1.6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Почему в экономике существует проблема выбора?

2. Могут ли используемые в производстве факторы количест­венно превосходить экономические ресурсы, которыми располагает данная страна?

3. Какая цель экономического развития является, по ваше­му мнению, главной для каждой страны?

4. Можно ли считать цель снижения инфляции в стране доста­точно четкой и конкретной?

5. Чем отличается материальный продукт от услуги?

6. Какие виды экономических ресурсов вы знаете, и какие из них являются основными?

7. Какой вид дохода получает собственник каждого основного вида экономических ресурсов?

8. Какое распределение имеющихся в стране ресурсов являет­ся эффективным?

9. Чем отличаются друг от друга статичная и динамичная эко­номика?

10. Под влиянием каких факторов происходит сдвиг кривой производственных возможностей?

11. Что такое изокванта?

12. Можно ли построить график трехфакторной производствен­ной функции?

13. Почему в собственности ведущими являются отношения по поводу факторов производства?

14. В чем заключаются основные отличия общественной и част­ной собственности?

15. Что такое экономическая система?

16. Что такое вмененные издержки, в каких видах деятельнос­ти они существуют и почему?

 

1.7. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ

 

1. Приведите примеры, когда цели экономического развития: а) взаимно исключают друг друга; б) взаимосвязаны таким об­разом, что осуществление одной цели может привести к осу­ществлению других целей.

2. Объем производства тканей в прошлом году был равен I млн. погонных м, в текущем году он составил 1,2 млн. погонных м. Определите абсолютный прирост, темп роста и темп прироста объема производства тканей.

3. Заработная плата на предприятии характеризуется следующими данными:

Категории работников Численность работников Совокупная заработная плата
Рабочие 25,5 млн. руб.
Специалисты 5 млн. руб.
Руководители 4 млн. руб.
Всего 34,5

Определите среднюю заработную плату по категориям работни­ков и в целом по предприятию.

4. Определите, какое из высказываний является результатом эко­номического анализа, а какое - элементом экономической поли­тики государства и почему.

а) Экономика России последних лет характеризуется спадом производства и высокими темпами инфляции.

б) Необходимо разработать комплекс мер по замедлению, а за­тем и прекращению спада производства и снижению темпов инфляции.

5. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэконо­мике:

а) величина спроса на рынке автомобилей зависит от цен на них и доходов покупателей;

б) Центральный банк объявил о выпуске и продаже государст­венных краткосрочных облигаций;

в) производительность труда при производстве обуви снизи­лась на 20%;

г) Министерство финансов снизило ставку налога на добавлен­ную стоимость с 28% до 20%.

6. На основе данных таблицы постройте кривую производственных возможностей:

 

 

  Альтернативные производственные издержки
А В С Д Е
Производство компьютеров, тыс. руб.
Производство кузнечного оборудования, тыс. руб.

Что нужно изменить в экономике, чтобы можно было произвести 15 млн. компьютеров и 10 млн. единиц кузнечного оборудования?

Как можно охарактеризовать использование пригодных для про­изводства компьютеров и кузнечного оборудования ресурсов, если будет принято решение о производстве 2 тыс. компьютеров и 15 тыс. единиц кузнечного оборудования?

7. В каком из приведенных в таблице вариантов производства алю­миния и керамических ваз увеличение производства алюминия на I кг приведет к отказу от производства 10 ваз:

 

Продукт Варианты производства
а б в г
Алюминий, кг 5 7 6 5 3 4 1 2
Керамические вазы, шт. 10 20 20 30 20 10 30 10

 

МИКРОЭКОНОМИКА

 

1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

 

Рынок- это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.

Первоначально рынок существовал как особое место, где купля – продажа товаров осуществлялась в определённое время. То есть рынок в этот период своего развития имел пространственную и временную определённость.

Постепенно, по мере того как товарное производство становилось господствующим, количество товаров возрастало, расширялся их ассортимент, увеличивалась и численность участников актов купли – продажи. Акты обмена начинают осуществлять в любое время и в любом месте, становятся неотъемлемым элементом экономической деятельности. Пространственная и временная определённость рынка исчезает.

Товаром становится всё, и все становятся продавцами и покупателями. Акты купли – продажи связываются информационными потоками. Возникает рыночная экономика.

Рыночная экономика основана на товарном производстве. Поэтому её существование обусловлено общественным разделением труда, специализацией, наличием свободных независимых хозяйствующих субъектов, экономически ответственных за принимаемые решения.

Неотъемлемым институтом рыночной экономики является частная собственность, обеспечивающая свободу предпринимательства и свободу выбора.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что каждый хозяйствующий субъект сам решает, как использовать имеющиеся у него ресурсы: производить, продавать, выполнять работы или оказывать услуги; что, как и для кого производить; сам приобретает недостающие ресурсы; сам продаёт произведенную продукцию.

Самой широкой свободой обладает потребитель. Именно его желание приобрести тот или иной товар определяет возможность производителей организовать производство этого товара.

Рыночная экономика – это экономика индивидуумов, где главной движущей силой является личный интерес. Именно он определяет, какие действия должен осуществить каждый хозяйствующий субъект, чтобы обеспечить максимум дохода. Предприниматель стремится производить наиболее прибыльные товары; владелец рабочей силы – подороже сдать её в аренду; покупатель – купить больше товаров по более низкой цене и т. д.

 

1.1. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА. ВИДЫ РЫНКОВ

 

Стремление каждого хозяйствующего субъекта к максимуму дохода неизбежно ведёт к конкуренции.

Конкуренция – это особый тип взаимоотношений, в основе которых лежит стремление обеспечить только себе возможность достижения наилучших

результатов. Конкуренция существует внутри каждой из сторон рыночных отношений.

Конкуренция между производителями – это взаимоотношения по поводу установления цен и объёмов предложения на рынке.

Конкуренция между потребителями – это взаимоотношения по поводу формирования цен и объёмов спроса на рынке.

В рыночной экономике на рынках различных продуктов, услуг и ресурсов могут существовать различные виды и разновидности конкурентных структур.

Они отличаются друг от друга количеством производителей ( продавцов ) и количеством потребителей ( покупателей ), степенью сопоставимости и заменяемости выпускаемой продукции, степенью трудности входа на рынок и выхода из рынка, мобильностью факторов производства, уровнем информированности участников актов купли – продажи о цене, количестве продукта, затратах и спросе на рынке, возможностью воздействия на спрос, предложение и цену.

В зависимости от наличия и характера каждого из этих условий можно говорить о совершенной, несовершенной конкуренции и чистой монополии.

Совершенная конкуренция существует в условиях большого количества продавцов и покупателей, не имеющих возможности влиять на рыночную цену и количество производимых продуктов. Это обусловлено тем, что производимая продукция качественно однородна, все продавцы и покупатели имеют равный доступ к информации о состоянии рынка и равные возможности входа на рынок и выхода из него. На реальном рынке обеспечить такую структуру взаимодействия всех его элементов и всех участников практически невозможно. Поэтому совершенная конкуренция служит скорее теоретическим эталоном, чем реальным фактором. Особенности других конкурентных структур можно вывести из сравнения с этим эталоном.

Несовершенная конкуренция представлена трёмя разновидностями: монополистической и олигополистической конкуренцией среди продавцов и олигопсонической конкуренцией среди покупателей.

Монополистическая конкуренция существует на рынке, где множество продавцов и покупателей. Но продавцы способны предложить покупателю разные варианты товара (по качеству, свойствам, внешнему виду, количеству и качеству сопутствующих услуг). Продавцу для того, чтобы повысить цену, нужно выделиться среди других продавцов.

Олигополистическая конкуренция существует на рынке, где несколько продавцов одного продукта или несколько продавцов различных моделей одного вида продукта. Каждый продавец очень чувствителен к цене и чутко реагирует на действие конкурентов. Победить конкурента можно либо снижением цены, либо предложением большего числа или объёма услуг.

Олигопсоническая конкуренция существует в том случае, если множеству продавцов противостоит несколько покупателей.

Чистая монополия – это вид рыночной структуры, где существуют один продавец однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Монопсония – это вид рыночной структуры, где существует один покупатель однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Чистая монополия и монопсония не являются конкурентными структурами.

Конкуренция выступает невидимым регулятором и контролёром экономики. Она стимулирует заинтересованность в снижении затрат, улучшении качества, расширении ассортимента, в перемещении из отрасли в отрасль.

Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция – это регулирующий механизм. Координирующей и организующей силой рыночной экономики является система рынков и цен.

Цены служат ориентиром, используя который владельцы ресурсов, предприниматели и потребители осуществляют свободный выбор, обеспечивающий личный интерес.

Система рынков и цен учитывает, суммирует и взаимно уравновешивает свободно выбираемые хозяйствующими субъектами решения. В рыночной экономике всё множество производимых продуктов и оказываемых услуг по своему функциональному назначению может быть распределено на три группы:

- конечные продукты и услуги;

- факторы производства;

- деньги.

Соответственно этому система рынков включает рынок конечных продуктов и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок.

На рынке конечных продуктов и услуг осуществляется купля – продажа продуктов и услуг, удовлетворяющих личные и общественные потребности населения.

Покупателями на этом рынке выступают домашние хозяйства (семьи) или правительство. Продавцами – организации бизнеса.

Рынок факторов производства включает рынок труда, рынок земли и землепользования и рынок капиталов (средства производства).

Финансовый рынок – это рынок, на котором продавцы и покупатели взаимодействуют по поводу особого товара – денег. На этом рынке деньги могут передаваться на время в виде ссуд и займов под обязательства или навсегда – под акции. Этот рынок наиболее точно позволяет судить о состоянии экономики.

Рыночная экономика – это экономика сделок с равноправными партнёрами, развитой системой горизонтальных связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру (банки, биржи, страховые фирмы и т. д.), сильное и уважаемое людьми законодательство, регулирующее взаимоотношения хозяйствующих субъектов.

Теоретически рыночная экономика стремится к обеспечению равенства всех людей в реализации своих возможностей. В то же время это экономика, в которой нормой является неравенство богатства и доходов. Богатство, по П. Самуэльсону, это имеющийся денежный запас, а доход есть прирост денег за определённый период времени.

Причина этого неравенства заключается в различиях в способностях, в профессиональной неоднородности, в уровне образования, в продолжительности работы, в неравенстве исходного богатства (полученного по наследству) и т. д.

Свобода выбора и конкуренция, дающие возможность и требующие полного и эффективного использования всех пригодных для производства ресурсов, стимулируют создание новых продуктов, совершенствование технологии производства, изменение структуры поставляемых ресурсов. Это говорит о том, что рыночная экономика обладает способностью адаптироваться к неизбежным изменениям.

Для этого рыночная экономика использует не только внутренне присущие ей механизмы саморегулирования, но внешние регуляторы, находящиеся в руках государства.

Способность к саморегулированию характеризует преимущества рыночной экономики. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена её недостатками.

Остановимся на этом подробнее.

 

1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Рыночная экономика обладает достоинствами, большинство из которых было проанализировано в ходе предшествующего рассмотрения.

В сжатом виде можно сказать следующее.

1. Обусловленная рыночной экономикой свобода предпринимательства и выбора даёт возможность свободно добиваться увеличения собственной выгоды. Это позволяет координировать экономическую деятельность множества хозяйствующих субъектов на основе их добровольного сотрудничества посредством рыночной системы.

2. Конкурентная сущность рыночной системы позволяет обществу получать наибольшее количество товаров и услуг из имеющихся ограниченных ресурсов. При этом производятся только те продукты и оказываются те услуги, в которых общество больше всего нуждается, т. к. только их создание позволяет обеспечить личную выгоду.

Но абсолютно совершенной системы не существует и рыночная система не исключение. Недостатки рыночного хозяйствования накапливались постепенно. В чём они проявились?

Во-первых, в монополизации экономики. Стремление к увеличению личной выгоды порождает у каждого хозяйствующего субъекта желание занять более выгодное по сравнению с конкурентами положение на рынке, стать монополистом. Это позволяет сконцентрировать в своих руках экономическую власть, прибегнуть к принуждению по отношению не только к конкурентам, но и потребителям, тем самым ограничить их свободу. Не сдерживаемый ничем этот процесс может привести к угасанию конкуренции.

Во- вторых, в неспособности обеспечить длительную социальную стабильность. Это проявляется в значительном росте безработицы, чрезмерном усилении неравенства в распределении дохода и богатства, повышению уровня цен.

В-третьих, в нарушении рыночного механизма внешними факторами и производством общественных благ.

В рыночной системе каждый хозяйствующий субъект стремится лишь к своей выгоде, учитывая лишь свои издержки. Издержки и выгоды, приходящиеся на общество в целом, рыночная система не учитывает. Поэтому общественная выгода от здравоохранения и образования и общественные издержки от загрязнения окружающей среды мало волнуют участников рыночных отношений.

Стремление к преодолению названных недостатков или к снижению их негативных последствий для общества вызвало к жизни государственное вмешательство в экономику, предопределив переход от рыночной системы свободной конкуренции к регулируемой рыночной системе, а затем и к социально ориентированной рыночной системе.

Во всех странах, где существует рыночная экономика, она является регулируемой. Но только наиболее развитые и богатые страны могут себе позволить социально ориентированную рыночную экономику, в которой государство не только косвенно регулирует экономическую деятельность, но и выполняет обширные социальные программы.

 

1.3. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Рынок - это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество. Имеет пространственную и временную определенность.

Рыночная экономика - это экономика, функционирующая на основе рынка. Экономика, где каждой является про­давцом и покупателем, где акты купли - про­дажи осуществляются в любое время и в лю­бом месте, связанные между собой информаци­онными потоками

Свобода предпринимательства- означает, что любой член общества имеет право приобрести экономические ресурсы и начать производить продукты, выполнять работы или оказывать услуги и продавать их по своему усмотрению, без чьих-либо указаний

Свобода выбора- означает, что владельцы экономических ре­сурсов могут использовать их в лю­бой сфере экономической деятельности по своему усмотрению

Личный интерес субъекта- это определенный тип взаимоотношений, в ос­нове которых лежит стремление обеспечить для себя наилучшие результаты

Конкурентная (рыночная структура)- структура связей между субъектами, в ко­нечном счете определяющая их поведение на данном рынке

Вид конкурентной (рыночной) структуры- конкретная конкурентная структура, отличаю­щаяся от других своим соотношением между количеством производителей и количеством потребителей, степенью трудности входа на данный рынок, мобильностью факторов произ­водства данного рынка, возможностью субъек­тов влиять на спрос, предложение, цену и т.д.

Совершенная конкуренция- вид конкурентной (рыночной) структуры, су­ществующий в условиях большого количества производителей и потребителей, не имеющих возможности влиять на рыночную цену и коли­чество выпускаемой продукции, т.к. произво­дится качественно однородная продукция и су­ществует свободный вход на рынок

Несовершенная конкуренция- вид конкурентной (рыночной) структуры, в которой нарушено одно или несколько ус­ловий существования совершенной конкурен­ции. Имеет разновидности: монополистичес­кая, олигополистическая и олигопсоническая конкуренция

Монополистическая конкуренция- разновидность конкурентной (рыночной) структуры, существующая на рынке, где мно­го производителей и много потребителей, но в отличие от совершенной конкуренции произ­водители способны предложить разные вариан­ты продукта по качеству, свойствам, внешне­му виду и т.п.

Олигополистическая конкуренция- разновидность конкурентной (рыночной) структуры, существующей на рынке, где мно­жеству потребителей противостоит несколько производителей различных моделей одного вида продукта

Олигопсоническая конкуренция - разновидность конкурентной (рыночной) структуры, существующая в том случае, если множеству производителей противостоит нес­колько потребителей

Чистая монополия- вид рыночной структуры, в которой данный товар производится одним производителем,, что позволяет ему контролировать цену это­го товара. Конкуренция значительно ограни­чена

Монопсония- вид рыночной структуры, в которой данный товар потребляется одним потребителем, что позволяет ему контролировать цену этого то­вара. Конкуренция значительно ограничена

Система рынков- совокупность различных рынков, на каждом из которых продукты и услуги сгруппированы по определенному функциональному принципу. Включает рынок конечных продуктов и услуг, рынок факторов производства и финансовый ры­нок

Товар - общее название продуктов и услуг в условиях рыночной экономики, если они производятся для продажи.

Рынок конечных продуктов и услуг- совокупность рынков конкретных продуктов и услуг, удовлетворяющих личные и общест­венные потребности населения. Подразделя­ется на потребительский рынок и рынок пра­вительственных заказов

Рынок факторов производства- совокупность рынков отдельных факторов производства (земли, капитала и труда), где они продаются или сдаются в аренду

Финансовый рынок- совокупность рынков, на которых продавцы и покупатели взаимодействуют по поводу осо­бого товара - денег (рынок кредита и рынок ценных бумаг)

Рыночная инфраструктура- совокупность вспомогательных отраслей, ви­дов деятельности и объектов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики (биржи, банки, страховые компании, консультационные фирмы и т.д.)

Богатство- это вся совокупность благ, которыми распо­лагает субъект в данное время, выраженная в денежной форме

Доход- это прирост богатства за определенный пери­од времени

Регулируемая рыночная экономика- это рыночная экономика, в которой существу­ют не только внутренне присущий ей механизм саморегулирования, но и внешние регуляторы, находящиеся в руках государства

Социально ориентированная рыночная экономика- это регулируемая рыночная экономика, в ко­торой государство регулирует не только эко­номическую деятельность, но и решает вопро­сы социальной защиты населения

 

1.4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Общество должно пытаться уравнять доходы или экономичес­кие возможности?

2. Есть ли с точки зрения неравенства доходов какая-нибудь разница между унаследованной собственностью и унаследованным высоким коэффициентом интеллектуального развития?

3. Тождественны ли понятия "справедливость" и "равенство" при распределении доходов?

4. Почему в рыночной экономике наибольшей свободой выбора обладает потребитель?

5. Почему рыночную экономику характеризуют как экономику индивидуумов?

6. Что является объектом конкуренции между продавцами и по­купателями?

7. Есть ли различие и если есть, то в чем оно выражается, между понятиями "конкуренция" и "соперничество"?

8. Что лежит в основе классификации конкуренции на виды и разновидности?

9. Почему монополия является угрозой конкуренции?

10. Почему рыночная экономика нуждается в сильном и уважае­мом людьми законодательстве?

11. Что означает свобода предпринимательства и выбора в ры­ночной экономике?

12. Почему главной движущей силой рыночной экономики явля­ется личный интерес?

13. Почему совершенная конкуренция является абстракцией? Для чего нужна ее характеристика?

14. Располагает ли рыночная экономика внутренними возмож­ностями для того, чтобы избавиться от присущих ей недостатков?

1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.