Первый тест и представление об умственном возрасте
Вначале Бине собрал весьма обширную информацию о тех знаниях и навыках, которые давались школой. Выяснилось, что от учеников требуется, например, знать названия частей тела, повторять какие-то фразы или цифры, сравнивать между собой два отрезка прямых или две точки, срисовывать квадрат или ромб, осуществлять обратный счет, описывать какие-то картинки и т. д. 428 Глава 9 Таблица 9.1. Примеры заданий в интеллектуальных тестах А. Задания теста Стэнфорд-Бине 4 года (по 2 месяца за каждое выполненное задание) 1. Сравнить отрезки прямых разной длины 2. Выявить различие в форме фигур 3. Сосчитать 4 монеты 4. Срисовать квадрат 5. Показать хорошее понимание вопросов: «Что надо делать, когда хочется спать? Когда холодно? Когда хочется есть?» 6. Повторить 4 цифры 9 лет (по 2 месяца за каждое выполненное задание) 1. Указать сегодняшнюю дату (день недели, число месяца, месяц, год) 2. Классифицировать 5 предметов 3. Дать сдачу 4. Повторить 4 цифры в обратном порядке 5. Построить предложение, включающее три слова (мальчик, река, мяч; работа, деньги, люди; пустыня, реки, озера) 6. Найти рифму к трем различным словам (например, название животного, рифмующееся с «ложка», название цветка, рифмующееся с «день», и т. п.) Б. Задания шкалы интеллекта Векслера для детей (WISC)
Вербальная шкала 1. Знания (6-й вопрос набора из 30 вопросов): «В каком магазине покупают сахар?» 2. Суждения (5-й вопрос набора из 14 вопросов): «Что ты будешь делать, если увидишь, что к поврежденным рельсам подходит поезд?» 3. Арифметика (8-й вопрос набора из 16 вопросов): «Сколько стоят три сигары, если каждая стоит семь центов?» 4. Сходство (11-й вопрос набора из 16 вопросов): «Что общего между ножницами и котлом?» 5. Словарный запас (19-й вопрос набора из 40 вопросов): «Что такое глицерин»1 6. Память (6-я серия из девяти): «Повтори: 3—8-9—1—7—4. Теперь опять повтори цифры, но в обратном порядке: 1-6-5-2-9-8» Невербальная шкала 1. Дополнить рисунки: 20 рисунков, в каждом из которых надо найти недостающую деталь (например, ухо у лисицы, ленту на шляпе) 2. Сюжет из картинок, разложить картинки так, чтобы получился сюжет (например, матч боксеров, пожар, рыбная ловля) 3. Составление целого из частей: воспроизвести по двумерным моделям геометрические фигуры из разноцветных элементов 4. Сборка: элементов собрать мозаику из 5. Подстановка: соотнести определенные знаки с символами в серии из 45 фигур 1 Или: алмаз, шпага, микроскоп, шпионаж, строфа и т. д. Адаптация и творчество 429
Бине предложил задания по всем этим пунктам детям из выборки, включавшей представителей различных возрастов, и для каждый возрастной группы отобрал те задания, с которыми справились 50-80% детей этой группы. После ряда дополнительных проверок он отобрал десять наборов по шесть заданий в каждой, причем каждый набор соответствовал определенной возрастной группе от 3 до 12 лет (см. табл. 9.1, А). При использовании таких тестов ребенку определенного хронологического возраста (ХВ) (т.е. возраста, исчисляемого по дате его рождения) предъявлялись наборы заданий для детей 3, 4 и т. д. лет, и так до тех пор, пока не оказывалось, что он уже не в состоянии за ограниченное время (как в школе) выполнить три задания подряд. Поскольку для каждой возрастной группы (соответствующей диапазону в 12 месяцев) было разработано по 6 заданий, следовало засчитать два месяца за каждое выполненное задание и сложить все эти цифры, чтобы получить число месяцев, соответствующее, по Бине, умственному возрасту (У В) ребенка1. Так, если хронологический возраст ребенка 7 лет (84 месяца) и он решил все задания для детей 3, 4 и 5 лет, четыре задания для детей 6 лет и два задания для детей 7 лет, то в целом его умственный возраст составит 24 месяца +12+12+8+4 месяца = 72 месяца = 6 лет. Отсюда делается вывод, что по уровню интеллекта такой ребенок отстает от своих сверстников на год. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|