Здавалка
Главная | Обратная связь

Первый тест и представление об умственном возрасте



Вначале Бине собрал весьма обширную информацию о тех знаниях и навыках, которые давались школой. Выяснилось, что от учеников требуется, например, знать названия частей тела, повторять какие-то фразы или цифры, сравнивать между собой два отрезка прямых или две точки, срисовывать квадрат или ромб, осуществлять обратный счет, описывать какие-то картинки и т. д.

428 Глава 9

Таблица 9.1. Примеры заданий в интеллектуальных тестах А. Задания теста Стэнфорд-Бине

4 года (по 2 месяца за каждое выполненное задание)

1. Сравнить отрезки прямых разной длины

2. Выявить различие в форме фигур

3. Сосчитать 4 монеты

4. Срисовать квадрат

5. Показать хорошее понимание вопросов: «Что надо делать, когда хочется спать? Когда холодно? Когда хочется есть?»

6. Повторить 4 цифры

9 лет (по 2 месяца за каждое выполненное задание)

1. Указать сегодняшнюю дату (день недели, число месяца, месяц, год)

2. Классифицировать 5 предметов

3. Дать сдачу

4. Повторить 4 цифры в обратном порядке

5. Построить предложение, включающее три слова (мальчик, река, мяч; работа, деньги, люди; пустыня, реки, озера)

6. Найти рифму к трем различным словам (например, название животного, рифмующееся с «ложка», название цветка, рифмующееся с «день», и т. п.)

Б. Задания шкалы интеллекта Векслера для детей (WISC)

 

Вербальная шкала

1. Знания (6-й вопрос набора из 30 вопросов): «В каком магазине поку­пают сахар?»

2. Суждения (5-й вопрос набора из 14 вопросов): «Что ты будешь делать, если увидишь, что к поврежденным рельсам подходит поезд?»

3. Арифметика (8-й вопрос набора из 16 вопросов): «Сколько стоят три сига­ры, если каждая стоит семь центов?»

4. Сходство (11-й вопрос набора из 16 вопросов): «Что общего между ножни­цами и котлом?»

5. Словарный запас (19-й вопрос набора из 40 вопросов): «Что такое глицерин»1

6. Память (6-я серия из девяти): «Повтори: 3—8-9—1—7—4. Теперь опять повтори цифры, но в обратном поряд­ке: 1-6-5-2-9-8»

Невербальная шкала

1. Дополнить рисунки: 20 рисунков, в каждом из которых надо найти не­достающую деталь (например, ухо у лисицы, ленту на шляпе)

2. Сюжет из картинок, разложить картинки так, чтобы получился сюжет (например, матч боксеров, пожар, рыбная ловля)

3. Составление целого из частей: вос­произвести по двумерным моделям геометрические фигуры из разноцвет­ных элементов

4. Сборка: элементов собрать мозаику из

5. Подстановка: соотнести определен­ные знаки с символами в серии из 45 фигур

1 Или: алмаз, шпага, микроскоп, шпионаж, строфа и т. д.

Адаптация и творчество 429

 

Бине предложил задания по всем этим пунктам детям из выборки, включавшей представителей различных возрастов, и для каждый воз­растной группы отобрал те задания, с которыми справились 50-80% детей этой группы. После ряда дополнительных проверок он отобрал десять наборов по шесть заданий в каждой, причем каждый набор соответствовал определенной возрастной группе от 3 до 12 лет (см. табл. 9.1, А).

При использовании таких тестов ребенку определенного хронологи­ческого возраста (ХВ) (т.е. возраста, исчисляемого по дате его рожде­ния) предъявлялись наборы заданий для детей 3, 4 и т. д. лет, и так до тех пор, пока не оказывалось, что он уже не в состоянии за ограниченное время (как в школе) выполнить три задания подряд.

Поскольку для каждой возрастной группы (соответствующей диапа­зону в 12 месяцев) было разработано по 6 заданий, следовало засчитать два месяца за каждое выполненное задание и сложить все эти цифры, чтобы получить число месяцев, соответствующее, по Бине, умственному возрасту (У В) ребенка1. Так, если хронологический возраст ребенка 7 лет (84 месяца) и он решил все задания для детей 3, 4 и 5 лет, четыре задания для детей 6 лет и два задания для детей 7 лет, то в целом его умственный возраст составит 24 месяца +12+12+8+4 месяца = 72 месяца = 6 лет. Отсюда делается вывод, что по уровню интеллекта такой ребенок отстает от своих сверстников на год.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.