Здавалка
Главная | Обратная связь

Студент должен выбрать и описать 5 случаев.



Задание 1

В консультацию обратилась мать 10-летней девочки с жалобой на страхи и тревожность ребенка. 10 месяцев назад во время поездки на автомобиле мама с дочерью попали в аварию (машина перевернулась), но никто не пострадал. В течение 3 месяцев у девочки наблюдались ночные кошмары и тик, но потом все прошло. В настоящее время девочка испытывает страх, что с мамой что-то случится, беспокоится, когда ее нет рядом, испытывает чувство тревоги. Родители в разводе. Мать много работает, занимается предпринимательством. Девочка хорошо учится в школе, отметки — 4 и 5.

Ваши гипотезы о причинах страхов? Составьте программу диагностического обследования, предложите программу коррекционной работы.

Задание 2

К школьному психологу обратился директор школы с запросом оценить возможности подростка 13 лет обучаться в общеобразовательной школе. Мальчик плохо учится, не успевает по ряду предметов, грубит учителям, на уроке постоянно нарушает дисциплину. Состоит на учете у психоневролога с 6 лет в связи с жалобой родителей на постоянное беспокойство, повышенную двигательную активность, неспособность концентрации и сосредоточения. Мать умерла в родах. До 6 лет воспитывался у бабушки в другом городе. В настоящее время проживает совместно с отцом и мачехой (школьная учительница). Отцу предлагают забрать ребенка из школы на домашнее обучение.

Предложите программу диагностического обследования. Определите стратегию и тактику коррекционно-профилактической работы в отношении подростка, его семьи, администрации и педагогов школы.

 

Задание 3

Родители девочки 5 лет обратились к психологу с запросом порекомендовать, как подготовить девочку к появлению нового ребенка в семье — рождению братика или сестрички. Родители жалуются на то, что девочка — «диктатор», постоянно требует к себе внимания, капризна, неуступчива. Родители считают, что появление маленького брата или сестры сделает ее менее эгоистичной и внимательной к другим.

Ваши рекомендации родителям?

Задание 4.

В консультацию обратилась мать подростка 15 лет с жалобой на то, что он отказывается общаться с ней: прекратил разговаривать, повесил на дверь комнаты замок, питается отдельно (устроился работать на почту). Семья полная. Отношения сына с родителями всегда были дистантными, но в рамках принятых приличий. Сын, по словам матери, уже давно ничем не делится и ничего не рассказывает о себе. Подросток хорошо учится в школе, самостоятелен, сам записался на подготовительные курсы в институт и посещает их. Запрос: помочь восстановить с сыном нормальные отношения.

Ваши предположения о возможных причинах поведения подростка? Составьте программу психологического обследования. Что можно рекомендовать родителям?

 

Задание 5.

К психологу в детском саду обратилась мать девочки 6 лет с жалобой на необщительность дочери: избегает сверстников, предпочитает играть одна. Мать опасается, что в школе дочь будет испытывать трудности в общении со сверстниками. Запрос: как сделать ребенка более общительным?

Определите программу психологического обследования и основные направления и методы коррекционной работы.

Задание 6.

К психологу обратилась мать младшего школьника — мальчику 9 лет — с жалобой на плохую успеваемость, нежелание ходить в школу. В семье есть еще старшая сестра (12 лет), учится в той же школе хорошо (на 4 и 5). Мальчик в первом классе посещал группу продленного дня, так как мать работала. Учителя жаловались на его несобранность, неаккуратность, расхлябанность. В настоящее время мать не работает, много времени уделяет сыну: пытается делать с ним уроки, но это обычно заканчивается конфликтами и скандалом. Запрос — порекомендовать упражнения для развития памяти и мышления.

Определите программу психологического обследования и психологические рекомендации.

 

Задание 7.

В консультацию обратилась мать мальчика 8 лет с жалобой на агрессивность. Мальчик не дает никому проходу в школе, очень вспыльчив, все конфликты пытается разрешить силой. Бывает очень жестоким, часто старается исподтишка навредить противнику. Ребята в классе его не любят, но есть два одноклассника, с которыми он общается и играет во дворе. Учитель потребовал от матери, чтобы «она сходила к психологу и принесла справку, что ребенок здоров». Единственный ребенок в полной семье, оба родителя работают, за мальчиком иногда присматривает старая прабабушка. Запрос матери: как изменить поведение сына? Не придираются ли учителя в школе — как можно повлиять на них?

Ваши гипотезы о возможных причинах агрессивного поведения мальчика? Предложите программу психологического обследования, выделив основные направления коррекционной работы.

Задание 8.

В консультацию обратилась мать девочки 12 лет, которая испытывает отвержение со стороны сверстников — ее преследуют, подбрасывают письма с требованием «уйти из класса». Девочка — новенькая, пришла в этот класс три месяца назад. Сначала отношения складывались хорошо, у нее появились друзья, в том числе лидер класса. Однако через некоторое время девочка стала дружить с другой одноклассницей. Отношение в классе к ней резко изменилось: ее стали дразнить, открыто игнорировать. Запрос матери: что делать, может быть, девочке лучше уйти из этого класса?

Предложите программу психологического обследования и задачи коррекционно-профилактической работы с девочкой, родителями, классом, педагогами школы.

Задание 9.

В консультацию обратились родители девочки 7 лет с запросом, отдавать ли девочку в первый класс или предпочесть форму «домашнего обучения». В прошлом году (когда ей было 6 лет) психолог не рекомендовал отдавать ее в школу — по причине низкой мотивационной готовности и низкого уровня произвольности. Девочка детский сад не посещала. Родители по рекомендации психолога отдали девочку в детский сад. Девочка стала много болеть и практически детский сад не посещала.

Ваши рекомендации ?

 

Задание 10.

В консультацию обратились родители мальчика 9 лет с жалобой на отказ посещать школу. В первом классе ребенок посещал частную школу с небольшими классами и специальной «развивающей программой». Во втором классе родители развелись, и мама с сыном переехали, что и стало причиной перевода ребенка в обычную общеобразовательную школу. Мама не хотела этого, но ребенок очень уставал от дороги. Ребенок раньше учился хорошо, но в последнее время в школу ходит 1—2 раза в неделю, отказывается делать уроки. Возникла реальная угроза, что мальчик будет не аттестован за учебный год. Когда ребенок отказывается идти в школу — говорит, что он устал, хочет спать, ему не хочется, не интересно, — мать, хотя и уговаривает его, но идти в школу силовыми методами не принуждает. Запрос: что делать, как уговорить ребенка ходить в школу — либо, может быть, выбрать форму «экстерната»?

Ваши предположения о причинах отказа мальчика ходить в школу? План психологического обследования и рекомендации по коррекции поведения ребенка?

 

Задание 11.

В консультацию обратились родители мальчика 8 лет, страдающего ночным энурезом. Мать сообщает, что энурез иногда наблюдался в 6 лет после смерти бабушки, после чего прекратился и возобновился б месяцев назад. Ребенок ночью спит крепко, не просыпается. Утром очень переживает, плачет, боится, что узнают одноклассники и будут его дразнить. Ребенок учится хорошо, старательный, тем не менее учителя считают, что мальчик учится ниже своих возможностей.

Определите программу психологического обследования ребенка. Сформулируйте рекомендации для родителей и определите основные направления коррекционной работы.

 

Задание 12.

В консультацию обратилась мать двух братьев 6 и 9 лет с жалобой на их постоянные драки, конфликты, неумение «нормально» общаться между собой. С точки зрения мамы, младший сын провоцирует старшего своими капризами и неуступчивостью, но и старший тоже не желает уступать и часто не соизмеряет силу, бывает груб и агрессивен. Мать испробовала все способы: уговаривала старшего уступать младшему, как маленькому, упрекала и наказывала младшего и, наконец, пыталась не обращать внимания на ссоры, но ничего не помогало. Запрос: как вести себя в ситуациях конфликтов братьев и обеспечить условия, чтобы они росли любящими друг друга и заботящимися друг о друге братьями?

Сформулируйте рекомендации, основываясь на составленной вами программе психологического обследования.

 

Задание 13.

В консультацию обратилась мама мальчика 11 лет с жалобой на то, что сын ворует дома деньги: вытаскивает из кошелька и тратит на жвачку, пепси-колу, игрушки. Мать в разводе с отцом ребенка, много работает, обеспечить семью ей очень не просто. Сын нередко берет деньги на экскурсии, на праздники в школе и не отдает их учителю. Свои поступки скрывает от матери. Когда мать устраивает «расследование», говорит, что просто потерял и побоялся признаться, плачет. Мать пыталась наказывать, убеждать, брала с сына «честное слово» — ничего не помогает и через некоторое время сын снова берет у нее без спроса деньги. Это продолжается уже более года.

Ваши гипотезы о возможных причинах девиантного поведения ребенка ? Составьте программу диагностического обследования, предложите программу коррекционной работы.

 

Задание 14.

К психологу обратились родители девочки 4 лет с жалобами на упрямство, вспышки ярости, стремление делать все по-своему. Родители молодые, еще учатся, часто во время сессии отправляют девочку к бабушке на три-четыре недели. Внучка очень любит бабушку, возвращаясь домой, часто говорит родителям, что хочет остаться и жить у нее. В семье уже возникли и супружеские конфликты: муж упрекает жену в том, что ее мать «балует» и «распускает» девочку, «настраивает» ее против отца.

Ваши предположения о причинах поведения девочки ? Определите программу психологического обследования и задачи коррекционно-профилактической работы.

 

Задание 15.

К психологу обратились родители мальчика 5 лет с просьбой протестировать его и выяснить его способности: мальчик уже хорошо читает, считает, увлекается чтением детской энциклопедии, любит компьютерные игры. Родители считают, что у него есть математические способности и хотят, чтобы он пошел в школу, а «не терял время в детском саду».

Ваша программа диагностического обследования и рекомендации родителям ?

 

Задание 16.

В консультацию обратились родители мальчика 7 лет с жалобой на «повышенную нервность», плаксивость, «немужское поведение»; мальчик предпочитает общество девочек, любит играть в куклы. Ребенок в этом году пошел в первый класс, робкий, застенчивый. Предпочитает уроки переменам, учится неплохо, но очень много времени проводит за приготовлением домашних заданий. Запрос: порекомендовать, как сделать его более мужественным и умеющим постоять за себя?

Определите программу психологического обследования и основные направления коррекционно-профилактической работы.

 

Задание 17.

В консультацию обратилась мать мальчика 8 лет с жалобой на непослушание, своеволие, конфликтность, невыполнение требований родителей и режимных моментов. Мальчик учится во втором классе, успеваемость средняя, предпочитает прогулки во дворе с приятелями урокам. Может уйти на весь вечер, не предупредив родителей. Часто забывает сделать домашние задания, а если родители спрашивают об этом, может солгать. Маму беспокоит, что у сына нет заинтересованности в учебе, он не любит читать, ленится. Запрос: как сделать сына более ответственным, приучить соблюдать порядок, добиться самостоятельного выполнения уроков.

Определите программу психологического обследования и рекомендации родителям.

 

Задание 18.

К психологу обратились родители девочки 11 лет — ученицы престижной музыкальной школы — с жалобами на ее эмоциональную неуравновешенность и тревожность. Девочка была на хорошем счету у преподавателей школы, высоко оценивающих ее музыкальные способности. В последние 6 месяцев дочь стала жаловаться на усталость и трудности в учебе в общеобразовательной школе. После неудачного выступления на концерте в музыкальной школе долго плакала и стала просить родителей разрешить ей прекратить свои занятия в музыкальной школе. Родители уделяют дочери много внимания, приложили немало усилий для того, чтобы она поступила в эту школу, и очень хотят, чтобы дочь продолжила занятия. С другой стороны, они боятся повредить здоровью девочки. Запрос к психологу: нужно ли настаивать на том, чтобы дочь продолжила занятия в музыкальной школе или лучше уступить ее просьбе?

Определите программу психологического обследования и сформулируйте рекомендации родителям. Какие формы психологической помощи могут быть эффективны в этом случае?

 

Задание 19.

В психологическую консультацию обратился отец девочки 10 лет, ученицы 5 класса. После начальной школы классы расформировали и сделали один гимназический и два обычных класса. По настоянию родителей девочка пошла в гимназический класс, но вскоре выяснилось, что ей трудно учиться. В первой четверти девочка была аттестована только на «З». Завуч предложила родителям перевести дочь в обычный класс или забрать ее из школы совсем. Родители категорически отказались это делать. Запрос отца к психологу: получить заключение о том, что девочка может обучаться в гимназическом классе.

Ваша программа поведения в данном случае? Есть ли необходимость переформулирования запроса родителей? Определите программу психологического обследования и рекомендации родителям.

 

Задание 20.

Родители девочки 6 лет обратились к психологу с жалобой на страх темноты, нежелание одной оставаться в комнате, плохой сон. Девочка засыпает только при свете и долго не хочет отпускать маму, требуя, чтобы с ней посидели. Ночью нередко просыпается и прибегает к родителям в кровать. Девочка посещает детский сад с 4 лет, жалоб у воспитателей нет. Запрос родителей: как научить девочку самостоятельно засыпать в темноте?

Определите основные задачи и направления коррекционной работы.

 

Задание 21.

К психологу обратилась мать мальчика 10 лет с жалобой на его неуверенность, безынициативность, лень, безволие, неспособность прилагать какие-либо усилия для достижения цели. Учится в школе плохо, хотя обладает, по словам учителей, хорошими способностями. Свободное время предпочитает проводить, ничего не делая, увлекается только компьютерными играми. Друзей нет. На все предложения матери — заниматься в какой-либо секции, читать книги, посещать театры, выставки — отвечает отказом — «не хочется». В ответ на любое новое предложение сначала загорается, а потом при первой неудаче отказывается продолжать что-либо делать.

Составьте программу психологического обследования, определите задачи и направления коррекционно-профилактической работы.

 

Задание 22.

Мать ребенка — мальчика 12 лет — выражает обеспокоенность тем, что у сына трудно складываются отношения с друзьями. Он прекрасно учится, много читает, многое знает, однако излишне самоуверен, часто относится к сверстникам свысока, стремится всех поучать — как сверстников, так и взрослых. Если считает, что прав, непременно будет добиваться признания его правоты. В отношениях с одноклассниками претендует на роль лидера, считает, что они к нему часто несправедливы, завидуют его успехам. Мать воспитывает ребенка одна (с самого раннего детства сына родители в разводе), всегда уделяла ему много времени и сил. Мальчик рано научился читать, писать, считать. В школе всегда был отличником.

Определите задачи и основные направления коррекционной работы.

 

Задание 23.

В консультацию обратились родители подростка 15 лет с подозрениями, что сын ведет себя «странно», в последнее время стал очень нервным, возбудимым, скрытным, часто куда-то уходит, не говоря, с кем и куда, у него нередко «странно блестят глаза». Жалуются на трудности взаимопонимания, ухудшение успеваемости, невыдержанность и грубость сына. Выражают тревогу, что сын связался с дурной компанией. Запрос: как вернуть хорошие отношения и взаимопонимание с сыном? Ваши гипотезы о причинах «странного» поведения подростка?

Составьте план психологического обследования, определите задачи и направления психологической помощи.

 

Задание 24.

Родители мальчика 3 лет жалуются на «неуправляемость», капризы, непослушание сына. Мальчик плохо ест, постоянно капризничает, требует, чтобы ему купили любую игрушку, которую он видит, или шоколадку. Требует внимания, не терпит, когда родители беседуют или смотрят телевизор, бросается к ним, лезет на колени, пытается выключить телевизор. В транспорте или в магазине может броситься на пол, кричать и требовать, пока не добьется своего. Запрос: что делать в конфликтных ситуациях, как добиться от ребенка выполнения своих требований?

Ваши рекомендации родителям? Определите задачи и тактику беседы с родителями.

 

Задание 25.

Мать обратилась в консультацию по требованию воспитателя. Ребенок 5 лет ведет себя агрессивно с товарищами: в песочнице может насыпать песок в глаза сверстнику, стукнуть его палкой, толкнуть. На замечания воспитателя либо обижается, отворачивается, либо продолжает свои действия, не обращая внимания. Вместе с тем может подойти к сверстнику, пожалеть его, если тот заплачет, поделиться игрушками.

Ваши предположения о возможных причинах агрессивности ребенка. Составьте план коррекционно-профилактической работы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.