Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРЕНИНГИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ



(профилактика и коррекция школьной дезадаптации).

Введение.(30 мин).

Следует игра-разминка, например: участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем их имена будут вписаны на таблички.

Следуют несколько подвижных упражнений, по которым тренер оценивает готовность группы к работе, ее активность. Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы - стрелка измерительного прибора. Эта стена - нулевая отметка, противоположная стена - максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах. Упражнение повторяется несколько раз, измеряются различные параметры. В идеале помощники регистрируют показатели каждого игрока, чтобы сравнить их с таковыми в ходе и в конце тренингового занятия.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

Знакомство в группе. (30 мин)

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представится так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики для всех участников в которые Вписываются их имена).

Принятие правил работы. (10 мин)

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы: (1) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища; (2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий; (3) критикуя - предлагай; (4) не давать оценок другим участникам; (5) вся личная информация, сообщенная на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

Оценка усталости(15 мин)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, насколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

Занятие первое

Занятия проводятся в уютном помещении, относительно изолированном от внешних раздражителей, не напоминающем обстановку класса или школьного кабинета. Ребенку предлагают сесть в уютное кресло и чувствовать себя непринужденно. После 10-15 минутного знакомства - разговора о школе, проблемах, интересах, текущих событиях, приступают занятию.

Ребенка просят максимально расслабить руки, ноги, как будто он собирается немного подремать, сделать несколько глубоких вдохов. Такие инструкции на релаксацию даются в течение 2-4 минут. Затем дается вводная типа: "теперь попробуем проверить, как ты умеешь рассказывать истории, фантазировать".

Предлагается первый сюжет: "Прошу тебя представить какое-нибудь открытое место - поле, луг или поляну"; "ты можешь представлять это с открытыми или с закрытыми глазами, как тебе удобнее". После короткой паузы специалист спрашивает у ребенка, что ему удалось представить. Дети легко выполняют просьбу, воображая предлагаемый сюжет. В дальнейшем ведущий задает наводящие вопросы, как бы подталкивая цепь воображаемых представлений ребенка, не давая наводящей информации. Все вопросы должны быть общими, не конкретными: например, если ребенок сказал, что он представил себе луг, следует попросить описать его подробно, что он там видит, помогая ему репликами типа "так...", "что еще?..., что впереди?..., по бокам?..., сзади?..., размеры?..., какое время года?..., какое у тебя настроение?...". Не следует индуцировать ответы ребенка вопросами типа: "есть ли где-то лес..., трава под ногами зеленая?..., много ли цветов на лугу?..", то есть постараться обеспечить максимальную спонтанность ответов. Если ассоциации ребенка "уводят" его от предлагаемой фабулы, например: "я вошел с луга в лес, поискать грибов", следует ненавязчиво вернуть его к теме поля, луга. Ребенку предлагается полная свобода поведения на этом лугу; его просят рассказать о том, что он бы стал там делать - "загорать", "рвать цветы", "бегать" и т.д.

Первые занятия такого типа продолжаются 10-15 минут, в дальнейшем их можно увеличить до 20 минут. Занятие заканчивается пятиминутной беседой о самочувствии, настроении, планах.

Сюжет поля, луга является базовым, символически отражающим "поле жизни", некое пространство индивидуального существования.

В норме здоровые люди, в том числе и дети, представляют зеленый луг или поле в середине лета, с яркими цветами в солнечный день. Пространство может быть обширным, до горизонта (что может указывать на высокий уровень притязаний), или ограниченное лесом, горами, забором и т.п. Сюжет поля (как любой другой) причудливо сочетает в себе желания и мечты: радость, безмятежность, безоблачность существования, что даруется пышной зеленью, цветами, ярким солнцем.

Состояние хронического стресса, тенденции к тревоге, депрессия четко отражаются на воображаемых представлениях уже на первых занятиях. Так, дети из неблагополучных семей, живущие в обстановке напряжения и страха, часто ясно "видят", что "торчат острые колючки", "трава выгорела". Один ребенок сказал даже так: "поле зеленое, но идти по нему страшно - это болото".

Занятие второе

Ведущим сюжетом является представление ручья. Часто дети сами говорят, что на краю поля, луга "видят" ручей. Если этого не происходит, ведущий предлагает вопрос: "а нет ли на твоем лугу, где-то в стороне, маленького ручья?..", на что дети откликаются новой цепочкой ассоциаций. Как и в сюжете "поле", ведущий направляет воображение ребенка репликами: "какой ручей?..", "глубина?..", "вода?..", "что там еще?.." и т.д. Если ребенок ярко представляет себе сюжет, легко фантазирует, можно попробовать искупаться в чистой воде, попить ее, спрашивая при этом какие ощущения он испытывает. Обычно дети быстро погружаются в образ, а некоторые столь ярко его переживают, что подносят ладошку с "водой" ко рту, "пьют" ее, делая глотательные движения. Можно предложить ребенку пойти вдоль ручья - вверх или вниз; сделать определенный выбор, что в психотерапевтической традиции трактуется как возвращение к материнскому началу (воображаемое движение к истокам или стремление к слиянию).Сюжет ручья, воды является не только важным вводным упражнением, но и может давать значительный информационно-диагностический материал. Так, если ручей представляется пересохшим, или мутным, это может указывать на серьезные проблемы во взаимоотношениях раннего детства, связанных с недостатком любви, защищенности.

Занятие третье

Сюжет некоего существа, выходящего из леса или пещеры. Данный сюжет в психоаналитической трактовке Х.К. Лейнера есть отражение бессознательных страхов и желаний, корнями своими уходящих в период раннего детства.

К третьему занятию вся процедура сеанса становится для ребенка привычной. Ведущий просит его устроиться удобнее и вновь представить картину луга, что дети делают без затруднений. Затем ребенка просят "осмотреться" по сторонам, спрашивая, что впереди, слева, справа, сзади: луг или гора. Ребенка просят "вглядеться" с некоторого расстояния в картину леса и горы, описать ее (картину) в подробностях, а затем представить себе, что кто-то наблюдает за ним из глубины леса или из темной пещеры. Затем следует попросить ребенка вообразить, что этот наблюдающий выходит из закрытого пространства и приближается к нему. Обычно дети представляют существо из леса в виде животного - зайца, волка и другого, более или менее агрессивного и опасного. В психоаналитической традиции существо, выходящее из лесу (пещеры), если оно имеет угрожающий характер, отражает уровень агрессии или эмоционального напряжения, связанного субъективным неблагополучием в микросоциуме.

Традиционной психотерапевтической тактикой в этом случае считается следующий прием: опасное существо необходимо умилостивить. Если это зверь, "покормить его вкусной едой", затем подойти к нему с добром и успокоить, погладить. Если это агрессивный человек или какой-либо монстр, попытаться с ним "договориться", "выяснить", почему он злобен, и затем, поняв его, подружиться.

С этой целью символика дальнейших представлений включает в себя образы активной борьбы и победы над злом.

Занятие четвертое

После короткого вводного представления поля, луга попросить ребенка "увидеть" на этом поле, где-то вдали, маленькую фигурку человечка или какого-либо иного существа. В очень редких случаях это ребенку не удается и тогда возможно дополнить спонтанное воображение внушением типа: "вглядись, вон там, вдали, на линии горизонта, человечек; посмотри, видно голову, руки..." и т.д. В целом внушение того или иного образа нежелательно, всегда следует создавать только условия, подталкивающие ребенка к спонтанному фантазированию. В данном случае представление человечка, символически выражающего внутреннее "я" ребенка, его собственный собирательный образ, вынесенный вовне, иногда встречает внутреннее сопротивление. В традиции психоанализа считается, что это связано с негативным и аутоагрессивным самовосприятием, бессознательным нежеланием смотреть правде в глаза в отношении самого себя, по-детски понимая всю пагубность своего пристрастия. Тем не менее, этот барьер сравнительно легко преодолим, и, когда ребенок начинает уверенно фантазировать на тему "человечка", следует попросить ребенка руководить этой фигуркой: дать команду ему (воображаемому существу) поднять правую руку, опустить, затем левую, попросить его пройтись влево, затем направо и т.п. К концу занятия ребенок обычно легко воображает на данную тему, с интересом манипулируя фигуркой. Интересно, что воображаемый образ в процессе занятий быстро приобретает те черты и качества, которые ребенок хотел бы видеть в себе. Отчасти это происходит спонтанно; отчасти ведущий может ускорять его вводными фразами типа: "присмотрись, кажется, он сильный, богатырь какого-то красного цвета, или загорелый...". Следует отметить, что для многих мальчиков идеальным воплощением мечты являются герои боевиков, мускулистые, неуязвимые, выходящие победителями из любой переделки - и одновременно эти герои не являются наркоманами. Дети легко "примеряют" к себе этот образ, активно вживаются в него, получая ощущение защищенности и уверенности. Герои кинофильмов хорошо "вписываются" в детскую психологию токсикоманов с ее культом силы, желанием найти отдушину в тяжелой жизненной ситуации. У других детей, обычно младшего возраста, таким героическим образом является, например, робот из мультфильмов - железный, могучий, неуязвимый. Следует признать, что герои отечественных мультфильмов редко являются выразителями бессознательных желаний и тенденций ребят-токсикоманов, притом том, что это, как правило, действительно добрые, не агрессивные и умные мультфильмы. Возможно, это связано с тем, что в своем большинстве дети с депривацией происходят из неблагополучных семей. Они рано приобщаются к жестокому миру взрослых, часто бывают циничными, озлобленными, недоверчивыми и преждевременно теряют радостное мировосприятие мира.

Занятие пятое

Занятие посвящено формированию в сознании ребенка двух альтернативных образов, несущих сильное и доброе, и, наоборот, злое начало. На уже знакомом поле ребенка просят представить образ силы в виде богатыря, могучего и уверенного, который подчиняется командам "героя". Ребенка просят в деталях описать его. Затем просят вообразить врага, который представлялся ранее.

2-3 минуты ребенка просят "видеть" позитивный образ, затем 2-3 минуты - негативный, с тем, чтобы ребенок четко ощутил их различие (некоторые дети переживают альтернативные образы достаточно эмоционально и ярко). Так повторяется в течение занятия несколько раз. Процесс перехода от позитива к негативу и, наоборот, при условии яркого детского воображения, достаточно болезнен и утомителен. Поэтому после пятнадцати или двадцати минутного занятия, следует 10-15 минут спокойно поговорить с ребенком, переключив его внимание на приятные для него темы, его интересы, вводя в беседу элементы релаксации, используя базовые фразы для комментария типа: "как это легко и спокойно...", "наверное, это приятно и навевает успокоение...", всячески при этом своей позой и интонациями "подстраивая" ребенка в направлении расслабления. Данное занятие проходит не всегда гладко, поэтому в следующую встречу его можно повторить, варьируя различные нюансы образов.

Занятие шестое

К шестому занятию дети легко могут включаться в воображаемую ситуацию. Фабула занятия представляет собой проигрывание воображаемого боя позитивного и негативного начал в ребенке. Этот "бой" может происходить спонтанно или под влиянием определенного наведения. Как уже отмечалось, оба образа должны представляться ребенку максимально конкретными. Позитивный - сильный, крепкий, любимый ребенком, обычно кинематографический борец со злом и соответствующей атрибутикой (мускулы, смелость, независимость, красивая внешность и т.п.); негативный выступает в виде злодея, вампира, страшного гадкого паука, окрашенный в черные краски. Ребенку предлагается воспроизвести указанные образы и смоделировать воображаемый бой, с ударами, использованием оружия и конечным уничтожением врага. Увлеченные своей фантазией, дети постоянно отождествляют себя с положительным героем и уже как бы сами борются со злым началом. Роль ведущего остается прежней - ненавязчиво направлять цепочку визуальных ассоциаций ребенка, предоставляя ему полную возможность излагать, рассказывать свою сказку. Сюжет боя не обязательно сразу заканчивается победой. Иногда дети говорят, что они устали, или отвлекаются на какие-то другие сюжеты. Не следует на данном занятии настаивать на продолжении боя. Проигрывание сюжета битвы переносится на другое занятие и, как правило, бывает более победоносным. Сюжет "бой" повторяется несколько раз до безусловного ощущения победы, когда после занятия дети испытывают чувство подъема, радости, силы.

Шесть занятий - это тот минимум, который предусматривает психотерапевтическая часть психокоррекционной программы. На практике обычно проводится 7-8 занятий, редко больше. У некоторых детей с ярким воображением удается добиться хороших результатов поведения за 2-4 занятия.

 

 

Цілі орієнтовної психокорекційної програми для молодших підлітків: Формування довільної регуляції молодших підлітків, що зазнають труднощі в навчанні і поведінці, за допомогою впливу на механізми свідомості, розвиток вольової стійкості, концентрації уваги, саморегуляції, довільної зрілості, навичок самоконтролю.

Завдання програми:

1. Впізнавання та відмежовування негативних емоцій і навчання прийомам регулювання свого емоційного стану

2. Навчання способам цілеспрямованої поведінки, внутрішнього самоконтролю.

3. Формування адекватних форм поведінки.

4. Формування адекватної самооцінки.

5. Формування позитивних особових якостей.

6. Регулювання поведінки в колективі.

7. Розвиток комунікативних навичок.

8. Розвиток самосвідомості.

9. Навчання навичкам самостійного ухвалення рішення.

Довільна регуляція - це складний процес, який функціонує, як єдність двох рівнів. З одного боку, це управління особою безпосереднім перебігом поведінкового акту на всіх етапах його розгортання - від мотивуючих детерминант до кінцевої мети і її оцінки (тобто поняття довільність). А з іншої - це дія самоконтролю і волі, тобто це безперервне дослідження особою всіх ланок регуляції поведінки, подолання перешкод, постійний "звіт" особи перед самим собою, коли людина стає відповідальною за свої вчинки, за поведінку в цілому (що прийнято вважати вольовою регуляцією).

Розвиток довільності в молодшому підлітковому віці можливо через формування позитивних звичок або навиків адекватної поведінки, поступову побудову власних програм поведінки. А розвиток вольової регуляції - за допомогою дії на механізми свідомості, тобто формування самосвідомості, що є новоутворенням підліткового віку. Таким чином, довільна регуляція виступає в глибокій внутрішній єдності з самосвідомістю і емоційно-вольовим компонентом.[4] Відповідно, особливістю даної програмиє поєднання елементів тренінгової роботи, (тобто розвиток особистісної сфери, включення особистісного відношення і механізмів свідомості) і корекційно-розвиваючих вправ, спрямованих на демонстрацію неадекватності, недоцільності деяких способів реагування і моделей поведінки, формування потреби в зміні своєї поведінки, за допомогою навчання певним навичкам, розвитку властивостей уваги, самоконтролю, саморегуляції. Крім того, в довільній регуляції, як і у сфері самопізнання можна виділити дві системи дії: по-перше, "Я та Інші", а в других "Я і Я". Відповідно до цього був розроблений третій тематичний блок, направлений на подолання труднощів у взаємодії з навколишніми людьми. Таким чином, теоретичним фундаментомданої програми можна вважати тезу сучасних послідовників Виготського: "розвиток особистості є становлення здатності володіти своєю поведінкою і своїм психічними процесами". Відповідно, при розробці даної програми ми дотримувалися екзистенціально-гуманістичної теорії і поведінкового підходу.

Для успішної реалізації даної програми необхідно використовувати наступні методичні засоби і умови:

· Формування позитивної мотивації до участі в заняттях (підтримка будь-яких починів, введення заохочень (бали, призи, санкції і ін.));

· Закріплення позитивних і негативних моментів маркерами (наприклад, жетони, де схематично зображений знак оклику: червоного кольору - для заохочувальних балів, чорного кольору - для санкції за порушення правив);

· Дотримання чіткої структури занять, що повторюється, незмінне розташування предметів, введення і дотримання правив, ритуалів, тимчасового регламенту (з метою додаткового, організуючого моменту при формуванні довільності, звичок);

· Чергування вербальних і невербальних засобів;

· Поступове ускладнення використовуваних засобів;

· Проведення демонстраційних сесій (окремі вправи спочатку виконує ведучий, а потім учасники);

· Використання докладних, чітких інструкцій для вправ;

· Використання окремих вправ на розвиток стійкості і концентрації зорової уваги;

· Наявність зошитів, кольорових олівців або фломастерів (для виконання вправ);

· Чергування групових і індивідуальних форм роботи (виконання завдання індивідуальне, в парах, трійках, групах);

· Перехід від контролю ведучого за виконанням завдань, спочатку до взаємоконтроля (оцінюють один одного), потім до самоконтролю (кожен оцінює себе самого);

· Використання елементів казкотерапії, робота з метафорою (з метою закріплення отриманої інформації на несвідомому рівні, розвитку творчого потенціалу що вчаться, а також як діагностичний метод);

· Використання ролевих ігор (з метою формування нових моделей поведінки, оскільки зміна позицій сприяє зміні відношення до власної поведінки);

· Обговорення, дискусія (як спосіб рефлексії і формування навику адекватно виражати свої думки);

· Навчання навикам (наприклад, зняття психоемоційної напруженості, постановка цілей, дозволи конфліктних ситуацій, зниження агресивності і ін.);

Цикл занять розрахований на роботу з молодшими підлітками 11-12 років, що зазнають труднощі саморегуляції в процесі навчання і поведінки. Заняття проводяться в групі по 10-12 чоловік, двічі в тиждень по 45 - 50 хвилин. Оскільки дана категорія дітей часто випробовує різні форми дезадаптації, ми вважаємо за необхідне, паралельно із заняттям здійснювати індивідуальний супровід учнів, а також проводити консультації для педагогів і батьків.

Загальна к-ть занять планувалася на основі тематичних блоків з урахуванням вікових і специфічних особливостей даної категорії дітей. В цілому програма представлена у вигляді 32-х занять, і наступним тематичним плануванням:

  Етап Мета К-ть годин
1. Ввідне заняття Формування позитивної мотивації до занять, розробка правил, ритуалів 1 год
2. Я це хто?! Формування інтересу до власної особистості, згуртованості групи, актуалізація процесів рефлексії 3 год
3. Емоції, відчуття і Я - ми разом? Знайомство з різними видами емоцій і відчуттів, віддзеркалення власних емоційних переживань і станів, формування адекватних способів виразу негативних відчуттів і емоцій 10 год
4. Воля - це свобода або обмеження? А де Я? Знайомство з поняттями воля, мотив, цілі, план, усвідомлення ролі звичок в житті людини, неадекватності деяких способів своєї поведінки, формування уявлення про вольові якості, навчання способам їх розвитку, самостійного ухвалення рішень 7 год
5. Свій серед чужих або свій серед своїх? Знайомство з формами взаємодії, формування навиків спілкування, навчання успішній взаємодії, адекватному дозволу конфліктних ситуацій 10 год
6. Завершуюче заняття Підведення підсумків всього циклу занять, узагальнення отриманого досвіду 1 год

Зразкова структура заняттявиглядає таким чином:

1. Ритуали вітання (2-3 хвилини).

2."Разминка" (релаксаційні вправи, або вправи-енергізатори, залежно від емоційного стану учасників) (3-4 хвилини)

3."Увага - це потрібно" (вправа на розвиток уваги) (5-6 хвилин)

4."Тема" (тематичні вправи) (10 -15 хвилин)

5."Керую собою" (вправа на розвиток навиків самоконтролю, саморегуляції) . (5-6 хвилин)

6."Казка на ніч" (використання різних способів роботи з метафорою) (10-12 хвилин)

7. Завершення (підведення підсумків, підрахунок балів, ритуал прощання) (3-4 хвилини)

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.